Статья на тему: Формирование у младших школьников основ культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях кружка «Полезные привычки»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование у младших школьников основ культуры здорового и безопасного образа жизни на занятиях кружка «Полезные привычки»

Формирование здорового психолого-педагогичес­кого пространства в образовательном учреждении сейчас горячо обсуждается на самых разных уровнях образования и здравоохранения. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС предусматривается развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях. Федеральным государственным образовательным стандартом определена программа экологической культуры здорового и безопасного образа жизни.

Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Очевидно, что состояние здоровья школьника напрямую зависит от процесса обуче­ния. Поэтому в слагаемые психолого-педагогичес­кой среды школы входит взаимоотношения родителей с ребенком, окружающая школьная среда, конк­ретный процесс на уроках, общение со сверстника­ми, внеучебное время, и т.д. Все это находится в постоянной взаимосвязи и яв­ляется психолого-педагогическим пространством школьника. Оно воспитывает, обучает, формирует картину мира, которая прочно укладывается в сознании ребенка и остается как основа культуры человека и обще­ства в целом. Но сформировать у ребенка 7-10 лет мотивы ЗОЖ лозунгами «Надо беречь здоровье», «Это вредно», «Это опасно для здоровья» - невозможно. Традиционные формы и методы в этом плане малоэффективны, более того однообразная учебная работа может являться источником отрицательного воздействия на здоровье ребенка.

Поэтому выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач школьного образования в соответствии с ФГОС НОО обуславливает необходимость соответствующих исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья школьников, его формированию и развитию.

Чтобы выяснить, насколько рассматривается вопрос о здоровье, его охране, ведется ли работа по формированию знаний, умений в области ЗОЖ, было проведено наблюдение за работой учителя. Установлено, что учитель использует традиционные подходы к изучению раздела «Мы и наше здоровье» не в полной мере затрагивая вопросы, связанные со здоровым образом жизни и профилактикой вредных привычек. Среди учителей начальных классов было проведено анкетирование, в котором участвовали 4 учителя, и каждый отметил, что целенаправленная работа по формированию здорового и безопасного образа жизни у младших школьников практически не проводилась. Выявлено, что тематические родительские собрания не проводились, не было и общешкольных мероприятий по профилактике вредных привычек для младшеклассников. В школьной библиотеке литература, отражающая профилактику вредных привычек устаревшая, а мультимедийных средств по данной тематике и вовсе нет.

Нами было также проведено тестирование среди детей и родителей, чтобы выявить знания и умения здорового образа жизни и оценить осознанность отношения детей и родителей к здоровью и вредным привычкам. Выяснилось, что понятие «здоровье», «режим дня», и «здоровый образ жизни», а также практические умения здорового образа жизни у родителей и детей сформированы не достаточно, здоровье не встало на первое место в иерархии потребностей. Таким образом, пилотное исследование позволило сделать вывод о том, что «культура здоровья», знания и умения о здоровом образе жизни у детей сформированы недостаточно, практические умения не отработаны. Поэтому появилась необходимость разработки методических рекомендаций и системы внеклассных занятий по преодолению трудностей, имеющихся у учителя и учащихся в процессе профилактики вредных привычек и формированию здорового и безопасного образа жизни у младших школьников.

Для формирования у учащихся культуры здорового и безопасного образа жизни была разработана система занятий кружка «Полезные привычки». Его цель - овладение знаниями о правильном образе жизни младших школьников, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Достаточно успешно были проведены занятия по темам: «Вредные советы», «Учусь сопротивляться давлению», «Я умею выбирать». В ходе занятий младшие школьники учились решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников, контролировать свое поведение. Для родителей была разработана и частично реализована программа лекций, цель которой - просвещение родителей в области здоровья и приобщение к культуре ЗОЖ.

Систему работы мы апробировали на практике в 3 классе. Для проверки эффективности проделанной работы провели повторное тестирование учащихся. Анализ показал, что уровень знаний о профилактике вредных привычек и уровень сформированности здорового и безопасного образа жизни у учащихся значительно вырос. Таким образом использование системы знаний в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников дает высокий конечный результат:

  • повышается уровень знаний о своем здоровье;

  • усиливаются мотивы к ведению здорового образа жизни;

  • создается здоровьесберегающая среда обучения, в которой школьники могут заниматься активной образовательной деятельностью;

  • происходит успешное становление личности.



Учитель начальных классов филиала МАОУ СОШ№96

Чехлань Елена Валерьевна


© 2010-2022