Программа туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися Подвиг жив, пока жива память о нём!

Срок реализации программы " Подвиг жив, пока жива память о нём!"  - три года. Участники программы учащиеся 5-9 классов, классные руководители, учителя-предметники ( ОБЖ, биологии, физкультуры, истории). Цель программы: создание условий для воспитания физического и духовно-нравственного, здорового, социаль-адаптированного, самостоятельного гражданина России. Формы и методы организации работы: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, викторины, конкурсы, соревнования, эк...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждено

методическим советом школы

протокол № _ от _________



ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКСКУРСИОННОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

МБОУ « Дедовичская средняя школа №2»

« Подвиг жив, пока жива память о нём!"













Авторы: Храмцова Лариса Алексеевна-

учитель биологии, валеолог

Иванова Татьяна Павловна-

учитель математики

МБОУ « Дедовичская средняя школа №2»





п. Дедовичи



Пояснительная записка

В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях края, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом, мало любить свой край и гордиться им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному посёлку и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования. В связи с этим разработана наша программа

« Подвиг жив, пока жива память о нём », являющаяся продолжением системы патриотического воспитания детей и подростков на территории.

Новизна программы заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор учащихся, в непринужденной обстановке ребенок дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образовании. Она направлена не только на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности. В организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы неоценимую методическую и практическую помощь школе может оказать школьный историко-краеведческий музей « Судомирь».

Туризм в системе образования России является традиционным и эффективным средством воспитания молодёжи, создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристической деятельности. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления; общественной активности и дисциплины; преодоления препятствий и обеспечение безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристической деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.
В последнее время в ВУЗах, колледжах, лицеях открылись новые возможности, новые профессии на основе туризма. Хорошо организованная туристско-краеведческая работа в школе поможет дать глубокие и прочные знания по географии, биологии, истории, физике и другим наукам, позволяет привить любовь к родному краю, подготовить учащихся к жизни


Цель:

Цель туристско-краеведческой и экскурсионной работы:

- создание условий для воспитания физического и духовно-нравственного, здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.


Задачи:

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- воспитать у школьников чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
- приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
- совершенствовать духовно-нравственное и физическое развитие детей и подростков.


Участники программы:

  • Учащиеся 5-9 классов;

  • Классные руководители;

  • Учителя - предметники (ОБЖ, биология, физкультура и др.);

Сроки реализации программы - 3 года.

Формы и методы организации работы:

  • экскурсии

  • прогулки

  • походы

  • многодневные путешествия и экспедиции

  • викторины

  • конкурсы

  • соревнования

  • экологические акции

  • краеведческие конференции

  • семинары

  • проекты

  • В плане работы предусматриваются занятия в помещении (теория, практика, коллективные и творческие работы); занятия на местности; тренировочные занятия на спортплощадках; выездные занятия.

  • Школьные мероприятия спортивно - массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, турслёты.

Направления деятельности:

Основные направления деятельности:

Экскурсионно-краеведческая (организация и проведение различных по содержанию и тематики экскурсий, а также преподавание специальных дисциплин).

Туристическая (организация и проведение спортивно-оздоровительных походов в природу, дальних комплексных поездок по району, с целью отдыха и познания истории края).

Содержание и организация работы:

Главным в содержании работы является: организация и проведение экскурсий, как потребность в познавательной активности учащихся в процессе углубленного изучения истории и краеведения.

Любая организация деятельности проходит под руководством учителя-организатора, а так же консультантов, приглашаемых им для работы.





Ожидаемые результаты:

Практическая результативность программы основывается на конкретных достижениях детей в повышении уровня знаний по заявленным темам и уровня культуры, воспитании патриотизма и любви к родному краю.

Мы рассчитываем на заметное опережение образовательного уровня у наших участников в области краеведения, по сравнению с их сверстниками, не включенными в образовательную внеурочную краеведческую деятельность.

Надеемся, что наша программа будет способствовать повышению степени обучаемости детей в общеобразовательной школе, формированию ориентации учащихся на выбор в будущем ими в числе других - профессий гуманитарной направленности, профессий связанных с географией, естествознанием, краеведением, историей.

Мы также ожидаем и такие позитивные результаты, как возрастание у участников программы интереса к изучению посёлка, края, окружающему их предметному миру.



Источники финансирования программы:

бюджетные средства;

средства, выделяемые на каникулярные оздоровительные мероприятия;

привлеченные средства.

Критерии эффективности:

С целью эффективности данной программы, в начале программы и по её окончанию с детьми проводится социометрическая методика, анкетирование: « Что ты знаешь о партизанском движении на территории нашего района?», «Как увековечена память о героях войны в нашем районе?»

  • изменение отношения к истории Малой Родины в истории страны ;

  • смещение ценностных ориентаций учащихся в сторону патриотических приоритетов;

  • приобщение учащихся к здоровому образу жизни.

Нормативно-правовое сопровождение программы

  • Федеральные законы Федеральный закон от 24.11.96 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в редакции от 3 мая 2012 г. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в редакции от 03.12.2012 г.

  • Документы утвержденные Министерством спорта и туризма Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) Утверждена приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 21 ноября 2008 г. 48 Правила вида спорта «Спортивный туризм» Утверждены приказом Минспорта России от "22" июля 2013 г. N 571 Разрядные требования и нормативы по спортивному туризму на 2010-2013 г.г. Утверждены приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 09 февраля 2010 г. 95

  • Документы утвержденные Министерством спорта и туризма Регламент проведения соревнований по группе дисциплин «маршрут» «Положение о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации» Утверждено Госкомитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму 17 мая 2001 г., Туристско-спортивным союзом России 10 апреля 2001 г (С дополнениями и изменениями, принятыми на расширенном Совете ТССР (Москва, 8-10.12.2006 г.) Положение о значке "Турист России". Согласовано Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму. Утверждено Советом Союза Туристско- спортивного союза России 5 декабря 1996 г. Положение о значке "Турист России". Согласовано Государственным комитетом РФ по физической культуре и туризму. Утверждено Советом Союза Туристско- спортивного союза России 5 декабря 1996 г.

  • Документы утвержденные Министерством образования РФ Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации Утверждена приказом 293 Минобразования РСФСР от 13 июля 1992 г. 2.1. Администрация учреждения, проводящего путешествие, обязана оказывать содействие руководителям групп в организации и проведении путешествия и выдать соответствующие документы, заверенные печатью проводящего путешествие учреждения.

  • Документы утвержденные Министерством образования РФ Приказ Минобразования России от 28 апреля 1995 г. 223 «Об активизации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися и подготовке летнего отдыха» Приложение 2: «Положение о маршрутно- квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ 769 от 23 марта 1998 г. «О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма» «ПОЛОЖЕНИЕ об инструкторе детско-юношеского туризма»

  • Документы утвержденные Министерством образования РФ Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемый при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях Письмо Министерства образования РФ от 11.01.1993 г. 9/32- «Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда». Утверждены приказом Минобразования РФ от 29 марта 1993 г. N 113.

  • Документы ведомств по обеспечению безопасности «Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» Постановление Госстандарта России от 21.02.94 N 32 туристско-экскурсионное обслуживание Тип документа: Нормативно-технический документ ГОСТ Р 50644-94 Действует с 01.07.1994 «П Р А В И Л А организованной перевозки группы детей автобусами» Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. N 1177 Действуют с 01.01.2014

  • Санитарные правила и нормы «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа» Постановление Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от «14» мая 2013 г. 25, СанПиН 2.4.4. 3048-13 1.2. Настоящие санитарные правила распространяются на все типы палаточных лагерей (оборонно-спортивные, спортивно-оздоровительные, туристско-краеведческие и другие) с проживанием детей и подростков в палатках. 1.6. Палаточные лагеря организуются для детей в возрасте от 10 лет до 18 лет. Дети, регулярно занимающиеся в детских туристских объединениях и имеющие физическую подготовку, могут приниматься в лагерь с 8 лет.

Основные направления и мероприятия по реализации программы



1 направление:
«Мы знаем, что ныне лежит на весах,

И что совершается ныне:

Час мужества пробил на наших часах

И мужество нас не покинет»

Содержание:

  • История возникновения партизанского края в годы Великой Отечественной войны, так называемой « Лесной республики»

  • Подарок Ленинграду - продовольственный обоз осаждённому городу.

  • Составление технологической карты учебно-тематического экскурсионного маршрута Дедовичи-Чернецово-Железница-Нивки-Паревичи

  • Внеурочная деятельность: экскурсии, походы, конкурсы, викторины.

  • Правила дорожного движения РФ

Итог: экскурсия по Партизанскому краю; участие в конкурсе: « Юный экскурсовод».

2 направление:

« Вы навек рождены,

Вы вовек не забыты…»

Содержание:

  • Герои-земляки Дедовичского района.

  • Их именами названы улицы посёлка.

  • Выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей

  • Сканирование и реставрация старых семейных фотографий, оформление экспозиции «Семейный фотоальбом».

Итог: принять участие в научно-практической конференции, или в конкурсе « Отечество».

3 направление:

«Начертала война

На трагических плитах

Имена, имена, имена…».

Содержание:

  • Памятники п. Дедовичи, Дедовичского района.

  • Изучение карты братских захоронений на территории района.

  • Разработка программы мониторинга состояния братских захоронений на территории района.

  • Найти информацию ( с помощью интернета, архива, музея, местных жителей) о тех, кто находится в братских захоронениях.

  • Освоение учащимися туристских навыков

Итог: однодневный поход на могилу Лёни Голикова; исследовав состояние братских захоронений, взять шефство над той или иной могилой.

4 направление:

«Шагнувших в пламя,

Усмиривших пламя,

Убереги, людская память»

Содержание:

  • Сбор информации о сожжённых деревнях в Дедовичском районе в годы Великой Отечественной войны.

  • Освоение учащимися туристских навыков;

Итог: организация походов на места сожжённых деревень; публикация информации в районной газете.



5 направление:

«Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина…»

Содержание:


  • Жизнь и подвиг Бакулина С.М. и Мельника В.Н.

Итог: принимаем участие в мероприятиях, посвящённых памяти 6-й роты.


5 направление:

«Герой, умирая, уходит с земли

Но свет его доблестной жизни

Не гаснет в тумане,

Не меркнет в дали,

Сверкает в нём слава Отчизны!».

Содержание:

  • Проведение мероприятий по изучению литературного творчества жителей родного края, прославлявших подвиг своего народа.

  • Размещение на школьном сайте страниц со стихотворениями местных писателей, иллюстрация их рисунками и фотографиями учащихся.

Итог: встреча с интересными людьми; конкурс стихотворений собственного сочинения, посвящённые героям войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература, используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса:


  1. Алешин В. М, Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

  2. Военная топография, М, 1986.

  3. Балабанов И. В. «Узлы» - М., 2007. - 80 с.

  4. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  5. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». - М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с.

  6. Волович В.Г. «Академия выживания». - М., Толк, 1995. - 368 с.

  7. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., Шойгу С.К., Шолох В.П. «Катастрофы и человек». - М., АСТ-ЛТД, 1997. - 256 с.

  8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. «Атлас по психологии» - М.: Просвещение, 1986.- 272 с.

  9. «Грибы наших лесов», ред.Э.Карклина, Минск, «Урожай», 1970.

  10. Дрогов И.А. «Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие». - М., ФЦДЮТиК, 2004. - 132 с.

  11. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. - М., Вече, 1997. - 448 с.

  12. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». - М.. Просвещение, 1991.

  13. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». - М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

  14. Калошина Н.В. Спортивный туризм., М., Советский спорт, 1998.

  15. Константинов Ю.С. «Туристские слеты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие» - М., Издательство ЦДЮТиК МО РФ, 2000.

  16. Кошельков С.А. Обеспечение безопасности при проведении туристских слетов и соревнований учащихся. - М., ЦДЮТур МО РФ, 1997.

  17. Куликов В. М., Константинов Ю.С. «Топография и ориентирование в туристском путешествии» - М., ЦДЮТиК МО РФ, 2004.

  18. Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин - М.. «Аванта+», 2001.

  19. Маслов А.Г. «Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности». - М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 160 с.

  20. Маслов А.Г. «Программа детского объединения участников движения «Школа безопасности» - М., ФЦДЮТиК, 2007.

  21. Маслов А.Г., Константинов Ю.С. «Программа обучения жизненным навыкам в системе дополнительного образования». - М., МТО-ХОЛДИНГ, 2001. - 96 с.

  22. Меньчуков А.Е. «В мире ориентиров». Издание четвертое переработанное и дополненное, Москва, «Недра», 1973.

  23. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов. Б.И.Мишин; под общей ред. А.Т.Смирнова. - М., Просвещение, 2001. - 160 с.

  24. Питание в туристском путешествии. - М., Профиздат, 1986. - 176 с.

  25. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. «Психология для старшеклассников. Пособие для педагога в двух частях». - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

  26. Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с изменениями и дополнениями. - М., «Мир автокниг», 2006.

  27. Расторгуев М. «Альпинистские узлы» - М.,РИО ЦНИИОИЗ, 2007.-36 с.

  28. Рахманова С.М. «Популярная психология для тинейджеров». - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 224 с.

  29. Садикова Н.Б. «1000 + 1 совет туристу: Школа выживания». - Минск, Современный литератор, 2000. - 352 с.

  30. Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., Латчук В.Н., С.В.Петров, Богоявленский И.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для 7-11 кл. - 1-е изд. - М., Издательство АСТ, 1996. - 160 с.

  31. Справочник инструктора детско-юношеского туризма. Подмосковье/ сост. Н. А. Костерев, Т.А. Самохина. - М., 2001.

  32. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М., «Физкультура и спорт», 1998.

  33. «Учебник спасателя» под общей ред. Ю.Л.Воробьева. - Краснодар, «Сов. Кубань», 2002. - 528 с.

  34. Шанцер И. А. «Растения средней полосы Европейской России. Полевой атлас». Издание 2-е, исправленное и дополненное, М., Товарищество научных изданий КМК, 2007.

  35. Шибаев А. В. Умеете ли вы ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли вы предсказывать погоду? - М., ЦДЮТ РФ, 1996.

  36. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И., М., Большая российская энциклопедия, 1993.

  37. Геннадий Смирнов. Годы мужества. ( о дедовичанах, участниках Великой Отечественной войны), Дедовичи,2002 год

  38. Геннадий Смирнов, Подарок Ленинграду, Дедовичи, 2002 год.

  39. Составители Р.Н.Фёдорова, М.Л. Русских, « Вы навек рождены, Вы вовек не забыты…»

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

по предлагаемой программе:

  1. Баленко С. В. «Школа выживания». Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение» ч. 1. Москва. 1992 г.

  2. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. «Основы медицинских знаний: Учебно-практ. пособие». - М., ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. - 252 с.

  3. Волович В.Г. «Академия выживания». - М., Толк, 1995. - 368 с.

  4. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И., Шахраманьян М.А., С.К.Шойгу, Шолох В.П. «Катастрофы и человек».-М., АСТ-ЛТД, 1997.-256 с.

  5. Гостюшин А. В. «Энциклопедия экстремальных ситуаций» - М., изд. «Зеркало», 1995.

  6. Дэвис Б. «Энциклопедия выживания и спасения», пер. с англ. - М., Вече, 1997. - 448 с.

  7. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. «Для тебя и о тебе». - М.. Просвещение, 1991.

  8. Ильин А.А. «Большая энциклопедия городского выживания». - М., Изд-во Эксмо, 2003. - 576 с.

  9. Ильин А.А. «Энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях». - М., Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 384 с.

  10. Карманная энциклопедия туриста./ Автор-сост. Шабанов А.Н. - М., «Вече», 2000.

  11. Краткий справочник туриста. Автор-составитель Штюрмер Ю.А., М., Профиздат, 1985.

  12. Куликов В. М., Ротштейн Л. М., Константинова Ю.В. «Словарь юного туриста» - М., ЦДЮТ, 2003. - 76 с.

  13. Личная безопасность./ Гл.ред. В.Володин - М.. «Аванта+», 2001.

  14. Психологические тесты для тинейджеров / Сост. Т.В. Орлова. Киев, 1997.

  15. Рахманова С.М. «Популярная психология для тинейджеров». - Ростов н/Д, Феникс, 2005. - 224 с.

  16. Садикова Н.Б. «1000 + 1 совет туристу: Школа выживания». - Минск, Современный литератор, 2000. - 352 с.

  17. Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., Фролов М.П., Латчук В.Н., С.В.Петров, Богоявленский И.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности». Учебник для 7-11 кл. - 1-е изд. - М., Издательство АСТ, 1996. - 160 с.


  1. Стемпиньска Я., Шаевски Т. Первая помощь при несчастных случаях и в экстремальных ситуациях. - М., «Физкультура и спорт», 1998.

  2. Энциклопедия туриста. Гл.ред. Тамм Е.И., М., Большая российская энциклопедия, 1993.







Заключение


Все школьные предметы призваны выходить на такие нравственные качества, как верность идее и долгу, честность и доброта, отвага и готовность к защите Родины. Наши ученики должны осознавать связи между знаниями и нравственностью, формальной образованностью и подлинной интеллигентностью через книги, жизнь, походы и путешествия по родной земле.
Важным средством воспитания, гармоничного развития подрастающего поколения, становления его гражданственности является туристско-краеведческая работа, педагогический потенциал для которой очень велик.
Поэтому пропагандирование туризма и краеведения в школе, направление деятельности экспедиционных отрядов, туристских групп школы, развитие активной позиции в утверждении принципов и требований самоопределения и самоутверждения, самообразования и самовоспитания, самоконтроля и самоуправления играют очень важную роль в становлении учащихся, как достойных граждан своей страны.
Воспитание патриотизма и гражданской ответственности должно основываться не на отвлеченных понятиях, а на конкретных примерах, изучение которых позволяет познать наши богатства, народные и национальные традиции, осознание справедливости и личной порядочности.
Трудно сейчас представить школу, где бы не велось преподавание на местном материале, где бы ребята не совершали экскурсии по природным, историческим местам своей малой родины. Поэтому туризм и краеведение является сейчас действенным средством всестороннего развития личности ребенка, средством связи школы с жизнью, стимулом к развитию в учащихся чувства собственного достоинства, гордости за свою страну.




© 2010-2022