Конспект классного часа Без березы не мыслю России

Данный конспект поможет в проведении классного часа, занятия. Способствует систематизации знаний детей о русском символе - березе. Научит понимать образные выражения о березе в литературных и художественных произведениях. Способствует воспитанию патриотических. гражданских чувств к родине, к России, любви к природе. Способствует формированию способов умственной деятельности,пзнавательных интересов, развивитию связной монологической реч. Предназначен для проведения занятий в 5 классе коррекционно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по граждановедению на тему

«Без березы не мыслю России…»

Программные задачи

Образовательные: систематизировать знания воспитанников о символе российской земли - березе, учить понимать образные выражения в художественных произведениях , учить замечать красоту природы;
Коррекционные: формировать способы умственной деятельности, развивать связную монологическую речь, познавательные интересы, тактильную память;

Воспитательные: воспитывать патриотизм, любовь к родине через любовь к природе, межличностные отношения через работу в парах.

Оборудование и материал: черный пакет с корой березы, тексты художественных произведений

Ход занятия:

Воспитатель: «Добрый вечер, ребята! Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?

-Надеюсь, что все вы будете работать активно и внимательно слушать всё, о чём мы будем говорить.

Сейчас, ребята я вам покажу черный пакет, а вы на ощупь попробуйте догадаться, что в нем лежит, а затем тему нашего занятия.
- Кто догадался? (Совершенно верно)

А вот загадка про березу:

Стоит красавица: косы зелёные,
Платье белое, а в ней четыре угодья:
Первое угодье - мир освящать,
Второе угодье - лес исцелять,
Третье угодье - боль утешать,
Четвёртое угодье - белый свет украшать

Я прочитаю отрывок из произведения Владимира

Алексеевича Солоухина

- А.В. Солоухин пишет так: « Но нет на свете дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на чёрную ненастную землю. Мы присмотрелись, привыкли, но если разобраться, то во всём зелёном царстве нет подобного дерева, оно одно».

Давайте ещё раз вернёмся к тесту. Работаем парами.

Найдите в тексте сравнения? (с летним облаком в синеве, с ромашкой в зелени луга, с только, что выпавшим снегом )

Автор говорит нам, что подобного дерева нет, оно одно.

Молодцы, ребята. Но берёза не может расти сама по себе. Она - часть экологической системы. Давайте разгадаем кроссворд и узнаем, с кем связана в природе берёза.

Берёза - часть экологической системы леса.

Конспект классного часа Без березы не мыслю России...

Вопросы к кроссворду.

1.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

2. Лесная птица. Зимует у нас. Зарывается в снег.

3.

Без рук, без ног,
А ворота открывает.

4.

Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.

5.

Под березой у дорожки,
Кто стоит среди травы,
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпа есть - нет головы.

6. Гриб, который поселяется на березе.



А можем ли мы человека назвать другом берёзы?

(Дети высказывают согласие и несогласие с предложенным высказыванием.)

Подготовленный заранее ребёнок читает стихотворение

"Пожар".

Забывчивый охотник на привале
Не потушил, не затоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили у костра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр,
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.

Учитель: Что случилось в лесу по вине охотника?

(Лесной пожар)

Да, верно. По вине человека ежегодно гибнут тысячи гектаров леса. Но наша берёзонька и тут приходит на помощь. На месте лесных пожарищ первыми появляются берёзовые деревья. Их семена приносит ветер, а лиственный перегной постепенно восстанавливает почву, и на ней начинают расти другие породы деревьев. Недаром говорят: второе угодье - лес исцелять.

Но берёза ещё и лечит от многих болезней, её применяли в народной медицине с давних времён, да и до нынешних времён. В баню мы ходим с берёзовым веником, вот и говорится в нашей загадке о третьем угодье - боль утешать.

Берёза - литературный и музыкальный образ.

Какие песни о березе вы знаете?

Для каждого из нас белоствольная берёза - символ родной земли, частичка Родины. Среди дубрав и берёзовых рощ Л.Н. Толстой черпал вдохновение для творческой работы. Когда великий композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он оставил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой берёзке. Писатели, поэты, художники никогда не разделяли понятия «берёза», «родина», «любовь»…

Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что больше поразило и понравилось в России. Он ответил: «Березы»

-Именно художественные и изобразительные средства помогают авторам лирических произведений передать настроение и показать образ русских красавиц-берёзок.

А сей час я вам предлагаю посмотреть презентацию и обсудить ее.

На самом деле невозможно представить Россию без березы.

Без березы не мыслю России,-

Так светла по-славянски она,

Что, быть может , в столетья иные

От березы-вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,

Выбирали коней на торгах

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были березы в ногах.

Поэтому знать березы весною

Человеческой жизнью живут

То смеются зеленой листвою

То сережками слезы прольют.

Олег Шестинский


© 2010-2022