Рабочая программа Мир вокруг нас для 5 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

Утверждено


Утверждено и введено

Педагогическим советом

в действие приказом №_____

МАОУ СОШ №25 г.Томска

от ___ сентября 2015г.

протокол № 1

Директор МАОУ СОШ № 25

от «31» августа 2015г.

_________ Т.И.Петрачкова

Председатель______Т.И.Петрачкова

_____ сентября 2015г

31 августа 2015







Мир вокруг нас


Рабочая программа внеурочной деятельности (бюджет).

Программа рассчитана на обучающихся 5 В класса

(68 часов)











Составлена учителем немецкого языка:

Ботяновской Надеждой Викторовной

















Томск 2015



I. Пояснительная записка

Добровольческая деятельность дает возможность ребенку активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить в него уверенность в себе, в свое будущее, найти друзей - соратников, объединенных стремлением к социальному служению, умеющих работать творчески и качественно, доводить начатое до конца.

Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Рабочая программа по курсу «Мир вокруг нас» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования начального общего образования (утвержденного и введенного в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года No373) и авторской Программы внеурочной деятельности (Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Москва «Просвещение», 2011г.)

Программа занятий по курсу «Мир вокруг нас» реализуется в рамках социального направления в аспекте социально - значимой добровольческой деятельности.

Данная программа в рамках школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, механизмы, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями ФГОС, предъявляемыми к участникам воспитательного процесса и предназначена для учащихся 5-х классов.

В основу программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» положены следующие принципы:

• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного

образования;

• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Цели и задачи курса

Цели:

  1. Оказание помощи пятиклассникам с целью адаптироваться в новых учебных условиях.

  2. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка.

  3. Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности

  4. Организация практической деятельности, направленной на решение общественно-значимых проблем.

Задачи:

  1. Обучать учащихся методике разработки и проведению массовых акций, созданию и реализации социальных проектов и мероприятий.

  2. Создавать условия для совместной творческой деятельности, укрепления межличностных отношений.

  3. Развивать умения и навыки, способности и качества, необходимые для дальнейшего личностного развития, формировать потребности у обучающихся в здоровом жизненном стиле.

  4. Формировать потребности делать добрые дела.

  5. Организация практического взаимодействия с социумом.

  6. Развитие творческих способностей.

  7. Знакомство с культурологическими ценностями.

II. Общая характеристика курса «Мир вокруг нас»

Учебная программа «Мир вокруг нас» включает следующие разделы:

1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты внеклассной работы «Мир вокруг нас» на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном, даётся общая характеристика курса, его места в базисном учебном плане.

2. «Общая характеристика»

3. Личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) и результаты освоения курса «Мир вокруг нас»

4.«Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.

5. «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем.

6. «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса», которое содержит характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность внеклассной работы «Мир вокруг нас» в современной школе.

Настоящая программа рассчитана на 68 часов занятий для учащихся 5-х классов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Предусмотренные программой занятия проводятся на базе одного отдельно взятого класса. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.

III. Личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) результаты, ИКТ-компетентность

Данная программа обеспечивает формирование личност­ных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питание чувства долга перед Родиной;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброже­лательного отношения к другому человеку, его мнению, ми­ровоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном са­моуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, соци­альных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, фор­мирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по­ступкам;

  • формирование ценности здорового и безопасного обра­за жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожаю­щих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспор­те и правил поведения на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окружаю­щей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и забот­ливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение худо­жественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисци­плинированность;

  • формирование общекультурной и этнической идентично­сти как составляющих гражданской идентичности личности;

  • готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою граждан­скую позицию;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбо­ру индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личност­ные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметными результатами являются:

- Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- организовывать самостоятельную социально-значимую деятельность с учетом требований ее безопасности;

- планировать собственную деятельность;

- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность

Познавательными результатами являются:

  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

Регулятивными результатами являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффектив­ные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в про­цессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректиро­вать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за­дачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учеб­ной и познавательной деятельности;

Коммуникативными результатами являются:

  • формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и раз­решать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отобра­жения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письмен­ной речью, монологической контекстной речью;

  • развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

  • развитие коммуникативной компетенции, включая уме­ние взаимодействовать с окружающими, выполняя разные со­циальные роли

ИКТ-компетентность

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

IV. Содержание курса «Мир вокруг нас»


Формы занятий

Название мероприятия

Темы

Виды деятельности учащегося:

I. учащиеся научатся

II. учащиеся получат возможность научиться

Экскурсия

Обзорная экскурсия по Томску

Охотники за привидениями

I.1. правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом,

I.2. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими;

II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию

Выезд в театр

Классика для детей младшего возраста

Выезд в краеведческий музей

Животный мир Томской области

Коллективно-творческое дело (КТД)

Красный, желтый, зеленый (ПДД)

Значение дорожных знаков; правила перехода улицы;
езда на велосипеде;
сигналы регулировщика;
транспортные средства.

I.1. добросовестно выполнять поручения, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;

I.2. излагать свое мнение, обосновывать позицию;

I.3. разрабатывать решения конкретных задач;

I.4. создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

I.5. использовать ИКТ-компетентность

II. развивать творческие способности



Мастерская Деда Мороза

Происхождение праздника, традиции в России и других странах, изготовление поделок к Новому году

Русские традиции

Народные традиции в былинах сказках и в быту: чаепитие, русская баня, хлеб-соль, свадьба

Вместе весело шагать

Создаем девиз, герб, флаг, устав нашего класса.

Мы живем среди людей

Знакомство с нормами поведения в общественных местах

Достоприме-чательности Томска

Историко-архитектурное наследие Томска, университеты Томска,

Деревянное зодчество, Томские храмы, музеи Томска, художественные галереи,

Белое озеро

Конкурс

  • Изготовление открыток ко дню Учителя

  • Поделки ко Дню Святого Валенина

  • Сувенир для мамы

Происхождение праздника, традиции в России и других странах, изготовление поделок, открыток, валентинок

I.1. развивать творческие способности,

I.2. добросовестно выполнять поручения, уметь поддерживать других,

I.3. положительно оценивать трудолюбие одноклассников

Праздник

  • Новый год у ворот

  • Аты-баты стань солдатом!

  • Мисс весна

Происхождение праздника, традиции в России и других странах, стихи, песни, конкурсы, поздравления,

подведение итогов, награждение

I.1. правильно вести себя в школе, друг с другом

I.2. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со серстниками;

I.3. взаимодействовать с одноклассниками;

I.4. использовать ИКТ-компетентность,

II.1. организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение,

II.2. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Вот и стали мы на год взрослей

Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, веселого, или грустного, волнительного и неожиданного. Песни, частушки, стихи, фото-коллаж, подведение итогов, награждение.

Акция

  • Берегите птиц

  • Покормите птиц зимой


Организация зимней подкормки птиц возле домов и в парках города

I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;

I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;

I.3. действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;

I.4. оценивать правильность выполнения поставленной за­дачи, собственные возможности её решения;

I.5. использовать ИКТ-компетентность.

II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию

Книжкина больница

Культура обращения с книгой, ремонт ветхих книг

I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;

I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;

I.3. оценивать правильность выполнения поставленной за­дачи, собственные возможности её решения;

II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию

  • Добротой себя измерь

Доброта и добрые поступки, Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, Стихотворения о доброте, пословицы

Проект

Мой дед - герой войны

Великая Отечественная война, участники войны, Герои войны, Стихотворения о войне, Мой прадед прошел войну

I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;

I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;

I.3. оценивать правильность выполнения поставленной за­дачи, собственные возможности её решения;

II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию

Дискуссия, общение

Я - частица класса

Правила нашего класса, Правила дежурства, правило собственности, правила дружбы; Самоуправление класса

I.1. адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отобра­жения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письмен­ной речью, монологической контекстной речью;

I.2. работать индивидуально и в группе: находить общее решение;

I.3. коммуникативной компетенции, включая уме­ние взаимодействовать с окружающими, выполняя разные со­циальные роли;

I.4. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

I.5. работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

I.6. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

I.7. российской гражданской идентичности: па­триотизму, уважению к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; вос­питанию чувства долга перед Родиной.


Мои первые успехи 5 класс

Трудности в 5 классе; предметы, которые мне нравятся; олимпиады, конкурсы, где принял участие. Какие достижения. Какие дальнейшие планы.

  • Дружба начинается с улыбки

  • Кодекс дружбы в коллективе

  • Без друзей меня чуть-чуть

  • Отчего бывает одиноко

  • Раздели печаль и радость другого

Понятие дружбы, друг, настоящий друг, недруг; роль дружбы в нашей жизни; тест, хороший ли ты друг; составление и обсуждение кодекса дружбы; притчи, песни о дружбе, друге.

О матери можно говорить бесконечно

Понятие мама; роль мамы в жизни ребенка; стихотворения, песни, посвященные маме; Тест, насколько хорошо я знаю свою маму; Как звучит слово «мама» на других языках.

Проблемы окружающей среды

(2 части)

Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов; Загрязнение воздушной среды современным человеком; влияние деятельности человека на растительный мир; охрана растений; лесные пожары и борьба с ними; Красная книга редких растений

Моя Родина - Россия

Как называется наша Родина? Москва - столица России. Символ нашего государства - Кремль;

государственные символы: герб, флаг, гимн; Стихотворения о Родине

Урок мужества

Поклонимся великим тем годам

Подвиг народа; памятники Великой Отечественной войны; стихотворения, песни о войне; герои войны

I.1. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктив­ное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

I.2. работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

I.3. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;

I.4. российской гражданской идентичности: па­триотизму, уважению к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России

Уборка школьной территории

Завтрашний характер в сегодняшнем поступке

Уборка на отведенной пришкольной территории

I.1. добросовестно выполнять поручения актива объединения, уметь поддерживать других;

I.2. положительно оценивать трудолюбие одноклассников,

I.3. стремиться принести личный вклад в общее дело;

II. помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью

V. Календарно-тематическое планирование «Мир вокруг нас» 5 класс

(2 часа в неделю, всего 68 часов.)


Период обучения

Кол-во часов

I четверть

16 часов

II четверть

16 часов

III четверть

22 часа

IV четверть

14 часа

Итого

68 часов



п/п

Мероприятие

Форма проведения

Кол-во часов

Дата

Я частица класса

Дискуссия

2

03.09

Дружба начинается с улыбки

Дискуссия,

2

09.09

Достопримечательности Томска

КТД

2

16.09

Охотники за приведениями

Экскурсия

2

23.09

Открытка своими руками ко дню Учителя

Конкурс

2

30.09

Кодекс дружбы в коллективе

Дискуссия

2

07.10

Мои первые успехи 5 класс

Дискуссия

2

14.10

Красный, желтый, зеленый (ПДД)

КТД

2

21.10

Вместе весело шагать

КТД

2

11.11

Добротой себя измерь

Акция

2

18.11

О матери можно говорить бесконечно

Дискуссия

2

25.11

Выезд в театр

Экскурсия

2

02.12

Проблемы окружающей среды. Часть 1

Дискуссия

2

09.12

Знай и люби свой край

Экскурсия в краеведческий музей

2

16.12

Мастерская Деда Мороза

КТД

2

23.12

Новый год у ворот

Праздник

2

30.12

Покормите птиц зимой

Акция

2

13.01

Берегите птиц

Акция

2

20.01

Отчего бывает одиноко

Дискуссия

2

27.01

Моя Родина - Россия

Дискуссия, общение

2

03.02

День святого Валентина

Конкурс поделок

«Валентинки»

2

10.02

Аты-баты - стань солдатом

Праздник

2

17.02

Русские традиции

КТД

2

24.02

Сувенир для мамы

Конкурс

2

02.03

Мисс весна

Праздник

2

09.03

Ремонт книг «Книжкина больница»

Акция

2

16.03

Без друзей меня чуть чуть…

Дискуссия, тренинг общения

2

30.03

Раздели печаль и радость другого

Беседа, Дискуссия

2

06.04

Мы живем среди людей

КТД

2

13.04

Завтрашний характер в сегодняшнем поступке

Уборка школьной территории

2

20.04

Поклонимся великим тем годам

Урок мужества

2

27.04

Мой дед - герой войны

Проект

2

11.05

Проблемы окружающей среды.

Часть 2

Дискуссия

2

18.05

Вот и стали мы на год взрослей

Праздник

2

25.05

ИТОГО: 68 часов


VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);

К - полный комплект (для каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);

П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необхо-димое кол-во

Примечания

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

Д

Примерная программа

общего образования

Д

2.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (ПРИ НАЛИЧИИ КОМПЬЮТЕРА МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)


Видеофильмы, соответствующие тематике для данной ступени обучения
Д

3.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Мультимедийный компьютер
Д
Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков. Аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.

Оснащенность акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).


Принтер лазерный
Д


Копировальный аппарат
Д
Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Сканер
Д


Средства телекоммуникации
Д
Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.


Интерактивная доска
Д
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.

4

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Классная доска с магнитной поверхностью
Д


Шкаф 3- секционный (с остекленной средней секцией)
П


Кабель VGA6M
Д


Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)
Д


Стол учительский с тумбой
Д


Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Ф

Литература (основная и дополнительная)

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010 г.

  2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011 г.

  3. Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2011 г.

  4. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.

  5. Внеурочная деятельность в средней школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? Электронный ресурс fsu-expert.ru/node/2696

  6. Григорьев Д.В. , Степанов Д.В. Внеурочная деятельность школьников

  7. Электронный ресурс standard.edu.ru/


© 2010-2022