- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа Мир вокруг нас для 5 класса
Рабочая программа Мир вокруг нас для 5 класса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ботяновская Н.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
Утверждено
Утверждено и введено
Педагогическим советом
в действие приказом №_____
МАОУ СОШ №25 г.Томска
от ___ сентября 2015г.
протокол № 1
Директор МАОУ СОШ № 25
от «31» августа 2015г.
_________ Т.И.Петрачкова
Председатель______Т.И.Петрачкова
_____ сентября 2015г
31 августа 2015
Мир вокруг нас
Рабочая программа внеурочной деятельности (бюджет).
Программа рассчитана на обучающихся 5 В класса
(68 часов)
-
Составлена учителем немецкого языка:
Ботяновской Надеждой Викторовной
Томск 2015
I. Пояснительная записка
Добровольческая деятельность дает возможность ребенку активно включиться в социальные процессы, обрести цель в жизни, вселить в него уверенность в себе, в свое будущее, найти друзей - соратников, объединенных стремлением к социальному служению, умеющих работать творчески и качественно, доводить начатое до конца.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность - это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом - взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Рабочая программа по курсу «Мир вокруг нас» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования начального общего образования (утвержденного и введенного в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года No373) и авторской Программы внеурочной деятельности (Григорьев Д.В., Куприянов Б.В., Москва «Просвещение», 2011г.)
Программа занятий по курсу «Мир вокруг нас» реализуется в рамках социального направления в аспекте социально - значимой добровольческой деятельности.
Данная программа в рамках школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, механизмы, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями Программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями ФГОС, предъявляемыми к участникам воспитательного процесса и предназначена для учащихся 5-х классов.
В основу программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Цели и задачи курса
Цели:
-
Оказание помощи пятиклассникам с целью адаптироваться в новых учебных условиях.
-
Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребёнка.
-
Создание условий, обеспечивающих социальную активность школьника на основе развития его индивидуальности
-
Организация практической деятельности, направленной на решение общественно-значимых проблем.
Задачи:
-
Обучать учащихся методике разработки и проведению массовых акций, созданию и реализации социальных проектов и мероприятий.
-
Создавать условия для совместной творческой деятельности, укрепления межличностных отношений.
-
Развивать умения и навыки, способности и качества, необходимые для дальнейшего личностного развития, формировать потребности у обучающихся в здоровом жизненном стиле.
-
Формировать потребности делать добрые дела.
-
Организация практического взаимодействия с социумом.
-
Развитие творческих способностей.
-
Знакомство с культурологическими ценностями.
II. Общая характеристика курса «Мир вокруг нас»
Учебная программа «Мир вокруг нас» включает следующие разделы:
1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей основного общего образования; сформулированы цели и основные результаты внеклассной работы «Мир вокруг нас» на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном, даётся общая характеристика курса, его места в базисном учебном плане.
2. «Общая характеристика»
3. Личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) и результаты освоения курса «Мир вокруг нас»
4.«Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки.
5. «Календарно-тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем.
6. «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса», которое содержит характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность внеклассной работы «Мир вокруг нас» в современной школе.
Настоящая программа рассчитана на 68 часов занятий для учащихся 5-х классов. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Предусмотренные программой занятия проводятся на базе одного отдельно взятого класса. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур.
III. Личностные, метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные) результаты, ИКТ-компетентность
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
-
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
-
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
-
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории; ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметными результатами являются:
- Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную социально-значимую деятельность с учетом требований ее безопасности;
- планировать собственную деятельность;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
Познавательными результатами являются:
-
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Регулятивными результатами являются:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативными результатами являются:
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
-
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли
ИКТ-компетентность
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
IV. Содержание курса «Мир вокруг нас»
Формы занятий
Название мероприятия
Темы
Виды деятельности учащегося:
I. учащиеся научатся
II. учащиеся получат возможность научиться
Экскурсия
Обзорная экскурсия по Томску
Охотники за привидениями
I.1. правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом,
I.2. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими;
II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию
Выезд в театр
Классика для детей младшего возраста
Выезд в краеведческий музей
Животный мир Томской области
Коллективно-творческое дело (КТД)
Красный, желтый, зеленый (ПДД)
Значение дорожных знаков; правила перехода улицы;
езда на велосипеде;
сигналы регулировщика;
транспортные средства.
I.1. добросовестно выполнять поручения, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
I.2. излагать свое мнение, обосновывать позицию;
I.3. разрабатывать решения конкретных задач;
I.4. создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
I.5. использовать ИКТ-компетентность
II. развивать творческие способности
Мастерская Деда Мороза
Происхождение праздника, традиции в России и других странах, изготовление поделок к Новому году
Русские традиции
Народные традиции в былинах сказках и в быту: чаепитие, русская баня, хлеб-соль, свадьба
Вместе весело шагать
Создаем девиз, герб, флаг, устав нашего класса.
Мы живем среди людей
Знакомство с нормами поведения в общественных местах
Достоприме-чательности Томска
Историко-архитектурное наследие Томска, университеты Томска,
Деревянное зодчество, Томские храмы, музеи Томска, художественные галереи,
Белое озеро
Конкурс
-
Изготовление открыток ко дню Учителя
-
Поделки ко Дню Святого Валенина
-
Сувенир для мамы
Происхождение праздника, традиции в России и других странах, изготовление поделок, открыток, валентинок
I.1. развивать творческие способности,
I.2. добросовестно выполнять поручения, уметь поддерживать других,
I.3. положительно оценивать трудолюбие одноклассников
Праздник
-
Новый год у ворот
-
Аты-баты стань солдатом!
-
Мисс весна
Происхождение праздника, традиции в России и других странах, стихи, песни, конкурсы, поздравления,
подведение итогов, награждение
I.1. правильно вести себя в школе, друг с другом
I.2. быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со серстниками;
I.3. взаимодействовать с одноклассниками;
I.4. использовать ИКТ-компетентность,
II.1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение,
II.2. формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Вот и стали мы на год взрослей
Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, веселого, или грустного, волнительного и неожиданного. Песни, частушки, стихи, фото-коллаж, подведение итогов, награждение.
Акция
-
Берегите птиц
-
Покормите птиц зимой
Организация зимней подкормки птиц возле домов и в парках города
I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;
I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;
I.3. действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;
I.4. оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
I.5. использовать ИКТ-компетентность.
II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию
Книжкина больница
Культура обращения с книгой, ремонт ветхих книг
I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;
I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;
I.3. оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию
-
Добротой себя измерь
Доброта и добрые поступки, Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей, Стихотворения о доброте, пословицы
Проект
Мой дед - герой войны
Великая Отечественная война, участники войны, Герои войны, Стихотворения о войне, Мой прадед прошел войну
I.1. излагать свое мнение, обосновывать позицию;
I.2. разрабатывать решения конкретных проблем;
I.3. оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
II. критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию
Дискуссия, общение
Я - частица класса
Правила нашего класса, Правила дежурства, правило собственности, правила дружбы; Самоуправление класса
I.1. адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
I.2. работать индивидуально и в группе: находить общее решение;
I.3. коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
I.4. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
I.5. работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
I.6. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
I.7. российской гражданской идентичности: патриотизму, уважению к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; усвоению гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитанию чувства долга перед Родиной.
Мои первые успехи 5 класс
Трудности в 5 классе; предметы, которые мне нравятся; олимпиады, конкурсы, где принял участие. Какие достижения. Какие дальнейшие планы.
-
Дружба начинается с улыбки
-
Кодекс дружбы в коллективе
-
Без друзей меня чуть-чуть
-
Отчего бывает одиноко
-
Раздели печаль и радость другого
Понятие дружбы, друг, настоящий друг, недруг; роль дружбы в нашей жизни; тест, хороший ли ты друг; составление и обсуждение кодекса дружбы; притчи, песни о дружбе, друге.
О матери можно говорить бесконечно
Понятие мама; роль мамы в жизни ребенка; стихотворения, песни, посвященные маме; Тест, насколько хорошо я знаю свою маму; Как звучит слово «мама» на других языках.
Проблемы окружающей среды
(2 части)
Загрязнение окружающей среды в связи с развитием промышленности, ростом городов; Загрязнение воздушной среды современным человеком; влияние деятельности человека на растительный мир; охрана растений; лесные пожары и борьба с ними; Красная книга редких растений
Моя Родина - Россия
Как называется наша Родина? Москва - столица России. Символ нашего государства - Кремль;
государственные символы: герб, флаг, гимн; Стихотворения о Родине
Урок мужества
Поклонимся великим тем годам
Подвиг народа; памятники Великой Отечественной войны; стихотворения, песни о войне; герои войны
I.1. устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
I.2. работать с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
I.3. осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
I.4. российской гражданской идентичности: патриотизму, уважению к Отечеству, чувству гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России
Уборка школьной территории
Завтрашний характер в сегодняшнем поступке
Уборка на отведенной пришкольной территории
I.1. добросовестно выполнять поручения актива объединения, уметь поддерживать других;
I.2. положительно оценивать трудолюбие одноклассников,
I.3. стремиться принести личный вклад в общее дело;
II. помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью
V. Календарно-тематическое планирование «Мир вокруг нас» 5 класс
(2 часа в неделю, всего 68 часов.)
Период обучения
Кол-во часов
I четверть
16 часов
II четверть
16 часов
III четверть
22 часа
IV четверть
14 часа
Итого
68 часов
№
п/п
Мероприятие
Форма проведения
Кол-во часов
Дата
Я частица класса
Дискуссия
2
03.09
Дружба начинается с улыбки
Дискуссия,
2
09.09
Достопримечательности Томска
КТД
2
16.09
Охотники за приведениями
Экскурсия
2
23.09
Открытка своими руками ко дню Учителя
Конкурс
2
30.09
Кодекс дружбы в коллективе
Дискуссия
2
07.10
Мои первые успехи 5 класс
Дискуссия
2
14.10
Красный, желтый, зеленый (ПДД)
КТД
2
21.10
Вместе весело шагать
КТД
2
11.11
Добротой себя измерь
Акция
2
18.11
О матери можно говорить бесконечно
Дискуссия
2
25.11
Выезд в театр
Экскурсия
2
02.12
Проблемы окружающей среды. Часть 1
Дискуссия
2
09.12
Знай и люби свой край
Экскурсия в краеведческий музей
2
16.12
Мастерская Деда Мороза
КТД
2
23.12
Новый год у ворот
Праздник
2
30.12
Покормите птиц зимой
Акция
2
13.01
Берегите птиц
Акция
2
20.01
Отчего бывает одиноко
Дискуссия
2
27.01
Моя Родина - Россия
Дискуссия, общение
2
03.02
День святого Валентина
Конкурс поделок
«Валентинки»
2
10.02
Аты-баты - стань солдатом
Праздник
2
17.02
Русские традиции
КТД
2
24.02
Сувенир для мамы
Конкурс
2
02.03
Мисс весна
Праздник
2
09.03
Ремонт книг «Книжкина больница»
Акция
2
16.03
Без друзей меня чуть чуть…
Дискуссия, тренинг общения
2
30.03
Раздели печаль и радость другого
Беседа, Дискуссия
2
06.04
Мы живем среди людей
КТД
2
13.04
Завтрашний характер в сегодняшнем поступке
Уборка школьной территории
2
20.04
Поклонимся великим тем годам
Урок мужества
2
27.04
Мой дед - герой войны
Проект
2
11.05
Проблемы окружающей среды.
Часть 2
Дискуссия
2
18.05
Вот и стали мы на год взрослей
Праздник
2
25.05
ИТОГО: 68 часов
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К - полный комплект (для каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П - комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5-6 человек).
№
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необхо-димое кол-во
Примечания
1.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования
Д
Примерная программа
общего образования
Д
2.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (ПРИ НАЛИЧИИ КОМПЬЮТЕРА МОГУТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Видеофильмы, соответствующие тематике для данной ступени обучения
Д
3.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Мультимедийный компьютер
Д
Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков. Аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет.
Оснащенность акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
Принтер лазерный
Д
Копировальный аппарат
Д
Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Сканер
Д
Средства телекоммуникации
Д
Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения.
Интерактивная доска
Д
Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
4
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Классная доска с магнитной поверхностью
Д
Шкаф 3- секционный (с остекленной средней секцией)
П
Кабель VGA6M
Д
Сетевой фильтр-удлинитель (5 евророзеток)
Д
Стол учительский с тумбой
Д
Ученические столы 2-местные с комплектом стульев
Ф
Литература (основная и дополнительная)
-
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение», 2010 г.
-
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011 г.
-
Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература», 2011 г.
-
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.
-
Внеурочная деятельность в средней школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? Электронный ресурс fsu-expert.ru/node/2696
-
Григорьев Д.В. , Степанов Д.В. Внеурочная деятельность школьников
-
Электронный ресурс standard.edu.ru/