Формирование представлений о вредных привычках у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интенсификация процесса обучения и воспитания, поиски новых методов обучения пробудили живой интерес медиков, педагогов к проблемам психологии и психогигиены умственного труда учащихся. Перед школой стоят задачи воспитания гармоничного развития подростка, который не только усваивал бы навыки умственного труда, овладевал нужными знаниями в условиях повышения информационных нагрузок, но и рос здоровым духовно и физически.

Имея многолетний опыт работы с так называемыми трудными подростками, мы пришли к убеждению, что многие из них не совсем правильно оцениваются учителями. Нередко педагоги считают вредные привычки школьников признаками распущенности и хулиганских тенденций, что естественно озлобляет подростков, приводит к закреплению патологических привычек. Подобная реакция усугубляется еще и тем, что сами школьники воспринимают свои вредные привычки как вполне естественные, не видят нарушений в своем поведении. Поэтому негативная оценка учителя или воспитателя воспринимается как личная обида, нарочитое оскорбление. На этой основе возможен конфликт, а иногда и просто враждебное отношение ребенка к своим наставникам. В результате он переживает, снижается авторитет ребенка, а в целом страдает качество обучения и воспитания.

Вредные привычки по своей сущности разнообразны и имеют определенную тенденцию к изменению. Внешние проявления вредных привычек имеют свои особенности, например на определенных возрастных этапах (возрастные кризы). В имеющейся педагогической литературе, к сожалению, этим вопросам уделяется недостаточно внимания.

Необходимо знакомить педагогов с некоторыми специфическими методами коррекции поведения ребенка, включая как педагогические, так и медицинские.

Существенную роль могут оказать рекомендации по организации режима труда и отдыха, сведения о психической саморегуляции, аутогенной тренировке. Углубленное освещение вопросов, касающихся вредных привычек подростков, взаимообогащение медицинской и педагогической информации - важная основа дальнейшей разработки проблем обучения и воспитания. Профилактика является одной из актуальных проблем специальной педагогики.

Целью данной проблемы является изучение уровня представлений умственно отсталых воспитанников о вредных привычках и разработка на основе выявленных особенностей коррекционной программы по формированию представлений о вредных привычках.

Для разработки данной цели были определены следующие задачи:

- анализ научно-методической литературы по данной проблеме;

- анализ программ вспомогательной школы по естествознанию, СБО, организации воспитательного процесса в детском доме;

- изучение опыта учителей и воспитателей по формированию представлений о вредных привычках;

- проведение констатирующего эксперимента;

- разработка коррекционной программы по профилактике вредных привычек среди умственно отсталых подростков-сирот и ее апробация.

Рабочая гипотеза: использование программы по профилактике вредных привычек среди умственно отсталых подростков-сирот значительно расширяет их уровень представлений о вредных привычках.

Предмет исследования - уровень представлений умственно отсталых воспитанников о вредных привычках.

Объект исследования умственно отсталые подростки-сироты в возрасте 12-16 лет.

Методы исследования:

  1. Анализ научной, научно-методической литературы.

  2. Констатирующий эксперимент.

  3. Обучающий эксперимент.

Научная новизна: впервые предложенная программа по формированию представлений о вредных привычках у умственно отсталых детей-сирот адаптирована к их возможностям.

Практическая значимость: предлагаемая программа по профилактике вредных привычек среди умственно отсталых подростков-сирот может быть использована в качестве методических рекомендаций для учителей и воспитателей по организации работы по данному направлению.

На защиту выдвигаются следующие положения:

1. Уровень представлений умственно отсталых воспитанников о вредных привычках является недостаточным при современных подходах к профилактике у них вредных привычек.

2. Использование программы по профилактике вредных привычек среди умственно отсталых подростков-сирот значительно расширяет их уровень представлений о вредных привычках.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе детского дома для детей с ограниченными возможностями в развитии г. Караганды. В эксперименте участвовало 14 воспитанников возрасте 12-16 лет с диагнозом «олигофрения в степени дебильности». В контрольную группу вошли 14 воспитанников этого же детского дома, имеющие сохранный интеллект, также в возрасте 12-16 лет.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются проблема, объект, предмет, цель, формулируются гипотеза, задачи, источники и методы исследования, раскрывается основная идея, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, основные положения, выносимые на защиту, характеризуются этапы исследования.

В первой главе даётся теоретическое обоснование данной проблемы, описаны некоторые социально-психологические особенности личности подростка, наиболее частые причины, способные вызвать вредные привычки, особенности возникновения психических расстройств вследствие употребления психоактивных веществ. Кроме того, даны понятия алкоголизма и наркомании как формы проявления девиантного поведения подростков, даны уровни вовлеченности старшеклассников в процесс алкоголизации.

Во второй главе описана система работы с умственно отсталыми подростками, воспитанниками детского дома, по профилактике вредных привычек, а также роль профилактики вредных привычек среди детей и подростков. Даны основные направления в беседах, использованные в работе по профилактике вредных привычек у умственно отсталых подростков

В третьей главе дано экспериментальное изучение проблемы, даны и описаны содержание и методу констатирующего, обучающего экспериментов, даны сведения по повторной констатации.

В заключении даны исчерпывающие выводы, в списке литературы содержится достаточное количество источников. В приложении дана коррекционная программа по формированию представлений умственно отсталых подростков по профилактике вредных привычек.

На основании изучения научной литературы по данной проблеме нами были намечены следующие виды работ: проведение констатирующего эксперимента; проведение обучающего эксперимента; повторная констатация результатов; разработка коррекционной интегрированной программы по профилактике вредных привычек умственно отсталых подростков, адаптированной к их познавательным возможностям.

Констатирующий эксперимент проводился в детском доме для детей с ограниченными возможностями в развитии г. Караганды. В эксперименте участвовало 14 воспитанников возрасте 12-16 лет с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» (экспериментальная группа). В контрольную группу вошли подростки этого же детского дома, имеющие сохранный интеллект.

Целью констатирующего эксперимента явилось выявление начального уровня представлений о вредных привычках у умственно отсталых подростков-сирот.

Из поставленной цели были определены следующие задачи:

- проанализировать учебные программы вспомогательной школы по естествознанию, СБО, организации учебно-воспитательной работы в плане профилактики вредных привычек среди воспитанников детского дома;

- выявить начальный уровень знаний и представлений о вредных привычках у умственно отсталых подростков.

Анализируя работу детского дома для детей с ограниченными возможностями, мы выявили следующее: организация учебно-воспитательного процесса в в плане профилактики вредных привычек среди воспитанников детского дома была направлена на приобщение воспитанников к здоровому образу жизни, формирование трудовых навыков в процессе трудовой деятельности, а также формированию нравственных качеств в процессе активного воспитательного воздействия. Она осуществлялась в следующих направлениях:

-воспитательная работа;

- лечебно-оздоровительная работа;

- физкультурно-оздоровительная работа;

-коррекционная работа;

- профессионально-трудовое воспитание.

Воспитательная работа заключалась в осуществлении наблюдения за индивидуальными возможностями психической деятельности каждого ребенка, проведении диагностики уровня воспитанности учащихся по методике А. С. Белкина.

Лечебно-оздоровительная работа заключалась в проведении мероприятий по антиалкогольному воспитанию, профилактике наркомании и токсикомании. В приложении 1 приведены беседы по борьбе с курением, антиалкогольному воспитанию, профилактике наркомании и токсикомании, проводимые среди воспитанников детского дома. Кроме бесед среди воспитанников проводились диктанты и тестирование.

Физкультурно-оздоровительная работа была направлена на закрепление культурно-гигиенических навыков среди детей, проведении занятий ЛФК, Дня здоровья, развлекательных спортивных мероприятий, а также спортивно-массовые мероприятий в рамках участия «Спешиал олимпикс».

Коррекционная работа в детском доме для детей с ограниченными возможностями проводилась по следующим направлениям: нравственное и эстетическое воспитание, культура поведения, культура умственного и духовного труда, экономическая культура и этнокультура.

Профессионально-трудовое воспитание в основном направлено на приобщение воспитанников детского дома к труду, развитие навыков самообслуживания, закрепления профессиональных навыков, получаемых воспитанниками в процессе обучения в детском доме.

Таким образом, на основании проделанного нами глубокого анализа планов учебно-воспитательной работы, мы сделали следующий вывод о том, что учебно-воспитательная работа детского дома для детей с ограниченными возможностями построена в соответствии с принципами системности и планомерности. В структуре плана учебно-воспитательной работы представлены основные виды работ и занятий, нашли отражение процессы психического развития детей в подростковом возрасте, основные возрастные этапы, содержание и методы, обеспечивающие коррекционную направленность.

Анализ учебных программ по естествознанию показал, что формирование и закрепление навыков, способствующих сохранению и закреплению здоровья, происходит в 9 классе в ходе изучения раздела «Человек». В программе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и систем человека, о правильном и рациональном питании, профилактике заразных болезней, курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

Анализ учебных программ по социально-бытовой ориентировке показал, что занятия по этой дисциплине направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих к дальнейшей адаптации детей к современному социуму, на повышение уровня общего развития детей. Кроме того, в рамках данной дисциплины предусмотрены занятия по укреплению здоровья и закреплению знаний правил личной гигиены.

Начальный уровень знаний и представлений о вредных привычках у умственно отсталых воспитанников был выявлен с помощью тестирования. В эксперименте были использованы тесты по четырем направлениям.

Начальный уровень знаний и представлений о вредных привычках у умственно отсталых воспитанников был выявлен с помощью тестирования. В эксперименте были использованы тесты по четырем направлениям:

Первый тест «Подвержены ли вы риску алкоголизма?»

1. Вы выпиваете, потому что у вас есть проблемы?

2. Выпиваете ли Вы, когда ссоритесь со взрослыми?

3. Выпиваете ли Вы, чтобы расслабиться?

4. Вы пьете залпом?

5. Случаются ли с Вами какие-либо беды, после того, как Вы выпиваете?

6. Выпиваете ли Вы, когда Вас выводят из себя Ваши друзья?

7. Часто ли Вы пьете в одиночку?

8. Были ли у Вас неудачные попытки бросить пить?

9. Выпиваете ли Вы перед школой?

10. Не учитесь ли вы хуже, чем когда-то?

11. Не наблюдаются ли у Вас провалы в памяти после того, как Вы выпьете?

12. Признаетесь ли Вы, что выпиваете?

13. Пьете ли Вы до опьянения?

14. Размышляете ли Вы о том, когда и глее бы Вам еще выпить?

15. Есть ли у Вас приятели, которые считают, что в выпивке есть особый шик?

Второй тест «Алкоголь и последствия его употребления»

1. Алкоголизм - это признак слабохарактерности.

2. Умеренное употребление алкоголя во время беременности безвредно.

3. Опьянение и алкоголизм - это одно и тоже.

4. Большинство врачей и психологов прошло подготовку по диагностике и лечению алкоголизма.

5. Если выпил не более двух рюмок - вести машину безопасно.

6. Большинство алкоголиков являются безработными.

7. Чрезмерное употребление алкоголя увеличивает опасность заболевания раком.

8. Исследования показывают, что даже один единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге.

9. Стоит кому-либо прекратить пить и его уже нельзя считать алкоголиком.

10. Любой, кто вообще выпивает - потенциальный алкоголик.

11. Смешивание спиртных напитков вызывает более сильное опьянение по сравнению с тем, когда пьешь что-нибудь одно.

Третий тест «Первые наркотики- миф или реальность».

1. Алкоголь - это стимулирующее средство, его употребление ведет к поднятию бодрости духа.

2. Зависимость от наркотиков - это просто состояние души.

3. Если, выпив,вести машину -это опасно, то накурившись марихуаны, вести машину можно.

4. Впервые пробуя запрещенные наркотики, подростки обычно достают их у незнакомых им людей, старше их по возрасту, которые всегда болтаются на игровых площадках и в местах, где проводят время дети.

5. Чашка крепкого черного кофе, глоток свежего воздуха или холодный душ помогут Вам протрезвиться, если Вы намереваетесь вести машину, употребив перед этим алкоголь.

6. Табак является наркотиком.

7. Людям становится веселее, если они выпили.

8. Наиболее часто употребляемым наркотиком является марихуана.

9. Если хочешь выпить, то лучше выпить пиво, чем виски.

10. Так как марихуана усиливает внимание и остроту восприятия, то она помогает увеличить творческий потенциал и стимулирует учебу.

11. Когда беременная женщина пьет или употребляет наркотики, это влияет на ее новорожденного ребенка.

12. Люди никогда не умирают от алкогольного отравления.

13. Марихуана вызывает привыкание.

14. Следы употребления марихуаны можно обнаружить в организме человека в течение одной недели после выкуривания одной единственной порции.

15. Молодые люди, которые начинают пить алкогольные напитки в возрасте до 15 лет, подвергаются большему риску начать употребление наркотиков, чем те, кто ждет, когда они выйдут из подросткового возраста.

16. Когда дети верят, что алкоголь не может причинить им вред, когда выпивка ассоциируется с «балдежом», существует большая вероятность того, что они начнут употреблять наркотики.

17. Рюмка спиртного согревает зимой.

Четвертый тест «Злоупотребление наркотиками - угроза здоровью».

1. Любой существующий в мире наркотик является потенциальным ядом, опасным для здоровья.

2. Алкоголь и транквилизаторы никогда не следует принимать вместе.

3. Марихуана - это новый наркотик.

4. Вам может стать плохо от вдыхания клея, но это не смертельно.

5. Дым сигареты с марихуаной связывают с повышенным риском возникновения бронхита и рака легких.

6. Вдыхание паров из аэрозольного флакона не рассматривается как наркомания.

7. Марихуана на сегодняшний день является проблемой номер один у наркологов.

8. Одновременное употребление успокоительных средств и алкогольных напитков может вызвать необратимые последствия в головном мозге.

9. Некоторые из успокоительных препаратов - это таблетки, которые прописывают как снотворные таблетки, мышечные релаксанты и транквилизаторы.

10. Антигистамины можно классифицировать как успокоительное средство, так как они используются для расслабления или успокоения нервной системы.

Результаты тестирования представлены в таблицах.

Результаты приведенных таблиц показали, что с вопросами тестирования справились практически все дети обеих групп, однако результаты детей экспериментальной группы были существенно ниже.

Вопросы первого теста были направлены на выявление риска алкоголизации испытуемых. При этом положительные ответы на вопросы предполагают, что испытуемые имеют проблемы с употреблением алкоголя. Интересны и ответы испытуемых на некоторые вопросы тестов. Так, на вопрос «Вы выпиваете, потому что у вас есть проблемы?», в экспериментальной группе ответили положительно 57% детей, в контрольной - 37%. На вопрос «Случаются ли с вами беды после того, как вы выпиваете?» положительно ответили: в экспериментальной группе 64% детей, в контрольной - 45%. На вопрос «Были ли у вас неудачные попытки бросить пить» в экспериментальной группе дали положительный ответ 85% детей, в контрольной - 36%. На вопрос «Признаетесь ли вы, что выпиваете?» 771% детей экспериментальной группы ответили положительно, в контрольной - 45%.

Таким образом, на основании полученных результатов мы сделали определенный вывод, что у всех испытуемых детей имеются проблемы с алкоголем, причем дети экспериментальной группы более подвержены алкоголизации.

Вопросы второго теста были направлены на выявление знаний о последствиях употребления алкоголя. Результаты тестирования показали, что дети и экспериментальной и контрольной групп неплохо ориентируются в вопросах о вреде употребления алкоголя. Однако, дети экспериментальной группы испытали затруднения в ответе на такие вопросы, как «Большинство алкоголиков являются безработными», «Правда ли, что даже единственный случай сильного опьянения вызывает необратимые изменения в головном мозге?», «Любой, кто вообще выпивает - потенциальный алкоголик». В целом именно на вопросы второго теста было получено самое большое количество отрицательных ответов (49%) в экспериментальной группе.

Вопросы третьего теста были направлены на выявление общих знаний о наркотических веществах. Результаты тестирования показали, что дети экспериментальной группы затруднялись в ответах на такие вопросы, как «Является ли табак наркотиком?», «Молодые люди, употребляющие алкоголь до 15 лет, подвергаются риску начать употребление наркотиков».

Вопросы четвертого теста были направлены на выявление знаний о вреде употребления наркотических веществ. Полученные результаты выявили, что дети экспериментальной группы знают, что употребление наркотических веществ отрицательно влияет на здоровье. Однако, они не умеют дифференцировать степень воздействия наркотических веществ. Так, на вопрос «Какой наркотик является самым сильным?» 86% испытуемых ответили кокаин, 75% - анаша, и лишь 37% - героин.

Таким образом, результаты тестирования показали, что умственно отсталые подростки обладают недостаточным запасом знаний и представлений о вредных привычках.

На основании данных констатирующего эксперимента нами были намечены цели и задачи обучающего эксперимента:

- повышение имеющегося уровня знаний и представлений о вредных привычках у умственно отсталых подростков;

- закрепление этих знаний в практической деятельности при проведении воспитательных мероприятий.

Для проведения обучающего эксперимента нами была использована и адаптирована к нашим условиям программа по здоровому образу жизни, используемая в общеобразовательных школах. Данная программа представлена в приложении. Программа рассчитана на два года. Модель предлагаемой нами учебной программы базируется на принципе индивидуальной ответственности личности за себя, как члена общества. Она содержит занятия и виды работ, рассчитанные на повышение уровня представлений о здоровом образе жизни, на осознании учащимися того,, что социально ответственное поведение означает отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических веществ и стремлении достичь высокого уровня здоровья, как своего, так и общества в целом.

Данная программа не рекомендует оценивать знания учащихся по больной системе, т.к она ставит своей целью помочь умственно отсталым учащимся четко определить знания, умения и представления о вредных привычках. В программе предусмотрены тесты, помогающие учителям и воспитателям определить степень прогресса.

Представленная нами учебная программа является первым этапом в обучении профилактики вредных привычек среди умственно отсталых детей. Конечной целью обучения является добиться изменений, как в схеме поведения умственно отсталых школьников, так и их представлений о вредных привычках.

Наибольший эффект в попытках добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь, дает многообразие подходов к обучению. В таблице 4 представлены разнообразные подходы в методике обучения.

Как видно из таблицы, чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими. Данная программа подчеркивает важность активного способа познания, т.е. метода, который побуждает обучаемых принимать на себя ответственность за знания.

После проведения обучающего эксперимента нами была повторная констатация результатов, целью которой явилось выявление уровня сформированности представлений о вредных привычках у умственно отсталых подростков после использованной в обучении разработанной нами программы.

В ходе повторной констатации нами были использованы те же тесты по четырем направлениям, что и в констатирующем эксперименте. Результаты повторной констатации представлены в таблицах 5,6.

Как видно из таблиц, отмечается увеличение количества правильных ответов, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Так, по первому тесту количество правильных ответов в экспериментальной группе увеличилось до 84%, в контрольной - до 91%. Количество правильных ответов во втором тесте в экспериментальной группе увеличилось до 69%, в контрольной - до 73%. В третьем тесте количество правильных ответов в экспериментальной группе увеличилось до 81%, в контрольной - до 91%. В четвертом тесте количество правильных ответов в экспериментальной группе возросло до 73%, в контрольно группе - до 84%.

В таблицах 7, 8 представлены сводные данные полученных результатов в обеих группах.

Анализируя сводные данные мы пришли к определенному выводу, что после обучающего эксперимента значительно возросло количество положительных ответов, а результаты в экспериментальной группе достигли и даже превысили результаты детей контрольной группы до обучения.

Кроме того, мы отметили, что во время повторного тестирования испытуемые вели себя более уверенно. После проведения специального обучения многие ребята стали бережнее относиться к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.

Таким образом, на основе полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:

- систематические занятия при правильной организации процесса воспитания способствуют не только формированию представлений и понятий о вредных привычках, но и решению таких задач, как:

-формирование бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- привитие нравственных качеств в процессе активного воспитательного воздействия;

- понимания причинно-следственной зависимости вредных привычек;

- активное вовлечение детей в спортивные мероприятия.






Список использованной литературы


1 Слезина Н. Ф. Формирование произношения у глухих школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004. -241 с.

2 Алкоголь и другие наркотические вещества / Учебная программа для школ по ред. Р. З. Поздняковой. - Нижний Новгород: Сорос, 2004. - 115 с.

3 Козаков Л. Х., Колесов Д. В. Любопытство - инстинкт, как одна из важных причин вовлечения несовершеннолетних в употреблении наркотиков / Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвещение, 2009. - 242 с.

4 Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы наркологии. - 2007. - № 3.- С. 3-13.

5 Матвеев В. Ф., Гройсман А. Л. Профилактика вредных привычек школьников. - М.: Просвещение, 2007. - 133с.

6 Позднякова Р. З., Лебедева Л. В. Разработка методики интенсивного антитабачного воспитания учащихся / Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвещение, 2008. - 116 с.

7 Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К. Представления школьников о наркомании и токсикомании / Социологические исследования. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

8 Макарова В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков // Вопросы наркологии. - 2001. - № 3. - С. 22-25.

9 Орешникова И. Б., Березин С. В., Лисецкий К. С. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. - М.: Изд-во института психиатрии РАН РФ, 2008. - 276 с.

10 Гульдан В. В., Корсун А. М. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам // Вопросы наркологии. - 2008. - № 1.- С. 40-44.

11 Лисецкий К. С., Мотынга И. А. Психология и профилактика ранней наркомании. - Самара: Наука, 2006.- 167 с.

12 Якушев А. Н., Ласточкин В. А. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников. - М.: Просвещение, 2008.- 275 с.

13 Битенский В. С., Личко А. Е. Подростковая наркология. СПб: Медицина, 2006. - 181 с.

14 Легальные и нелегальные наркотики / под ред. В. А. Ананьева. - СПб: ИМАТОН, 2006. - 211 с.

15 Сидоров П. И., Копыт Н. Я. Профилактика алкоголизма. - М.: Медицина, 2006. - 190 с.

16 Иванец Н. Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути их решения // Вопросы наркологии. - 2007. - № 4. - С. 4-11.

17 Гурски С. С. Внимание - наркомания! М.: Медицина, 2008. - 135 с.

18 Александров А. А., Александрова В. Ф. Курение и его профилактика в школе. М.: Медиа-Сфера, 2006. - 128 с.


© 2010-2022