- Преподавателю
- Классному руководителю
- ПРОГРАММА по дополнительному образованию кружок «Театральная студия «Четверочка»
ПРОГРАММА по дополнительному образованию кружок «Театральная студия «Четверочка»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Альмендеева Л.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №4
г.о . Лосино-Петровский
__________М.А. Шишкова
«__»___________2015 год
ПРОГРАММА
по дополнительному образованию
кружок « Театральная студия «Четверочка»
Составитель: Альмендеева Л.А.
учитель английского языка
первой квалификационной категории
городской округ Лосино-Петровский
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единой целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Дополнительная образовательная программа относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.
Данная программа актуальна, поскольку театр становиться способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Сценическая работа детей по программе «Волшебный мир театра» - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети - актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают материал жизни. Как писал К.С.Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего магического «если бы ». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Карл Ролжерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату, оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность. Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый жизненный опыт.
Программа направлена не на создание из ребенка «универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
В процессе занятий педагог опирается также на драмотерапию, или как еще говорят психодраму. Психодрама - это психокоррекционный метод групповой работы, возникший немногим менее 100 лет назад, в результате работы Я.Л. Морено. Актер психодрамы может даже не владеть актерским мастерством, но готов попытаться ощутить себя творцом жизни. Он может «исправить», может «переиграть» жизнь по-новому. Но в отличие от психодрамы, порой вносящей существенные психические корректировки в установки человека, программа «Волшебный мир театра» помогает ребенку самосовершенствоваться, используя театральную игру как инструмент. Театральная игра для детей должна стать и удовольствием, и развлечением, а на самом деле - инструментом решения конфликтов, способствующим взаимопониманию и самораскрытию.
Специфичность программы проявляется:
-
в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр - синтетический вид искусства;
-
в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
-
в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной образовательной программы.
-
в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
-
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда.
-
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создания для этого соответствующих условий.
-
Деятельностный подход. Деятельность- основа, средства и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации детей. Это в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
-
Полусубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействия социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического воздействия с детьми.
-
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и во-вторых, становление его как творческой личности.
В основу программы положен опыт воспитания ребенка, как артиста, творца, исполнителя с позиции театральной «школы переживания», созданной К.С.Станиславским, где учитываются личностный опыт ребенка и уровень психофизического развития.
Цели и задачи программы
Основной целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников: Воспитание творческой индивидуальности ребенка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.
Цель обучения: создание комфортной эмоциональной среды для формирования потребности детей в регулярных занятиях театральной деятельностью, вовлечение детей в коллективную творческую деятельность и развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
развивать интерес к сценическому искусству;
· развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
· снимать зажатость и скованность;
· активизировать познавательный интерес;
· развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
· воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
· развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться;
· развивать чувство ритма и координацию движения;
· учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;
· научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
· познакомить детей с театральной терминологией;
· познакомить детей с видами театрального искусства;
· познакомить с устройством зрительного зала и сцены;
· воспитывать культуру поведения в театре;
· воспитывать в ребенке готовность к творчеству;
· дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
· привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии.
По целевой направленности программа является развивающей
(направлена на решение первостепенных задач, ведущих к самораскрытию детей, к осознанию ими собственной духовной индивидуальности, к ослаблению характерологических конфликтов средствами смежных видов искусств) и
социально-адаптивной
(развивает: отношение к себе - реабилитация «Я» в собственных глазах, достижение уверенности в себе, реставрация и коррекция чувства достоинства, объективная самооценка, укрепление адаптивности;
отношение к другим - способность к доброжелательному критическому восприятию достоинств и недостатков окружающих, формирование навыков адекватного общения, навыков культуры эмоциональной экспрессии;
отношение к реальности - приобретение навыков выбора и принятия решений, мобилизация и самоорганизация, обретение оптимизма в отношения к реальности)
По сложности, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программа является интегрированной (объединяет знания из разных областей: литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танец перерабатывает их с учетом восприятия одного ребенка на основе театротерапевтических технологий. Внутри каждого года элементы содержания расположены по спиральной системе, т.е. тематические разделы обучения повторяются из года в год на более высоком качественном уровне, расширяя и углубляя при этом материал из различных видов искусств).
Организационные условия реализации программы
Программа предназначена для детей и подростков 7-18 лет. Продолжительность реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
В театральное объединение принимаются дети с 7 лет по интересу, без предъявления специальных требований.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Занятия могут проводиться, как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально.
Численный состав учебных групп определяется, исходя из имеющихся условий проведения образовательного процесса, согласно требованиям Сан ПиНа.
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
-
педагогические технологии на основе личностной ориентации
образовательного процесса:
-
педагогика сотрудничества;
-
педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса:
-
групповые технологии;
-
технологии индивидуального обучения;
-
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
-
игровые технологии;
-
проблемное обучение
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю. Каждое занятие длится 1 час 30 минут с перерывом 5-10 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Условия, необходимые для решения поставленных задач:
-
обеспечение материально-технической базой
-
Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с интересными людьми;
-
Взаимное общение детей из различных художественных коллективов города.
Содержание программы
1. Вводное занятие, заключительное занятие
-
решение организационных вопросов;
-
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника.
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
-
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка - стройка; каска - сказка; хлопать - слопать; сломать - взломать; течение - стечение; вскрыть - скрыть.
«Голос - одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные - слабые, высокие - низкие, чистые - нечистые, звонкие - глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос - нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно актер, исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Например: остановить товарища, прохожего, который идет, не замечая препятствия (вырыта яма, поднят асфальт); попросить у незнакомого человека монету для телефона-автомата; спросить товарища: «Ты прочитал эту книгу?» - с целью узнать, интересна ли она, или с намеком напомнить, что книгу давно пора вернуть.
Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). На основании данных слов придумать, с каким намерением, в силу каких обстоятельств надо воздействовать этими словами на партнера( где? когда? почему? зачем? какие взаимоотношения?). Например: «Ты?» -в смысле: «Вот приятная, неожиданная встреча!» или: «Вот не ожидал, что ты решишься прийти!» и т.д. Партнер отвечает, сообразуясь с действием товарища: « Да!»- как подтверждение намерения удивить товарища своим неожиданным появлением или как оправдание несвоевременного прихода, своей вины. Подобные же упражнения и этюды ученики придумывают сами.
-
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
«Пластичность» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Формы - театрализованные упражнения перед зеркалом, конкурс «Пластические загадки».
-
Основы театральной культуры
Система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
-
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы
Тематическое планирование
№
Название темы
Плановые сроки
Фактическая дата
1.
Вводное занятие
01.09.-05.09.
2.
Основы сценической речи
07.09-12.09.
3.
Основы сценической речи
14.09.-19.09.
4.
Культура речи
21.09.-26.09.
5.
Дыхание и голос
28.09-03.10.
6.
Дикция
05.10.-10.10.
7.
Актерское мастерство и основы сценической грамоты
12.10.-17.10.
8.
Практическое знакомство со сценическим действием в упражнениях, играх и этюдах
19.10.-24.10.
9.
Ритмопластика
26.10.-31.10.
10.
Танцевальная азбука
09.11.-14.11.
11.
Репетиционно - постановочные работы
16.11.-21.11.
12.
Репетиционно - постановочные работы
23.11.-28.11.
13.
Репетиционно - постановочные работы
30.11.-05.12.
14.
Подбор материала для постановки новогоднего праздника
07.12.-12.12.
15.
Репетиционно - постановочные работы
14.12.-19.12.
16.
Концертная деятельность
21.12.-26.12.
17.
Актерское мастерство и основы сценической грамоты
11.01.-16.01.
18.
Ритмопластика
18.01.-23.01.
19.
Танцевальная азбука
25.01.-30.01.
20.
Дыхание и голос
01.02.-06.02.
21.
Культура речи
08.02.-13.02.
22.
Подбор материала для постановки весеннего праздника
15.02.-20.02.
23.
Репетиционно - постановочные работы
22.02.-27.02.
24.
Концертная деятельность
29.02.-05.03.
25.
Подбор материала для постановки спектакля к Театральной весне
07.03-12.03.
26.
Репетиционно - постановочные работы
14.03.-19.03.
27.
Репетиционно - постановочные работы
21.03.-24.03.
28.
Художественное оформление спектакля
04.04.-09.04.
29.
Изготовление декораций
11.04.-16.04.
30.
Репетиционно - постановочные работы
18.04.-23.04.
31.
Выступление на конкурсе Театральная весна
25.04.-30.04.
32.
Подготовка литературно-патриотической композиции к Дню Победы
02.05.-07.05.
33.
Выступление на городском концерте 9 мая
09.05.-14.05.
34.
Итоговое занятие
16.05.-24.0.5
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
1 этап - Ознакомительный
Цели:
-
Ознакомить детей с содержанием произведения (пьесы)
-
Выявить персонажей произведения (пьесы) и обсудить их характеры.
-
Распределить роли персонажей между детьми
2 этап - Репетиционный
Цели:
-
Научить детей репетировать пьесу по частям
-
Ввести понятие «Мизансцена», научить детей работать над мизансценами и запоминать их последовательность.
-
Развивать навыки слаженной работы, учить соблюдать основные «законы сцены».
3 этап - Завершающий
Цели:
-
Научить детей соединять мизансцены спектакля воедино.
-
Научить детей чувствовать ритм спектакля
-
Воспитывать дисциплину в процессе подготовки спектакля к демонстрации.
-
Активизировать мыслительный и эмоциональный настрой детей
4 этап - Генеральная репетиция
Цель: Выверить временные характеристики спектакля, художественно его отредактировать.
5 этап - Показ спектакля или открытого занятия зрителям.
Прогноз результативности
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий
К концу первого года занятий ребёнок:
Знает:
-
что такое театр;
-
чем отличается театр от других видов искусств
-
с чего зародился театр
-
какие виды театров существуют
-
кто создаёт театральные полотна (спектакли)
Имеет понятия:
-
об элементарных технических средствах сцены
-
об оформлении сцены
-
о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:
-
направлять свою фантазию по заданному руслу
-
образно мыслить
-
концентрировать внимание
-
ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:
-
общения с партнером
-
элементарного актёрского мастерства
-
образного восприятия окружающего мира
-
адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
-
коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
-
комбинированный;
-
первичного ознакомления материала;
-
усвоение новых знаний;
-
применение полученных знаний на практике;
-
закрепления, повторения;
-
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
-
кружковое занятия;
Программой предусматривается также
-
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
-
посещение музеев, выставок;
-
творческие встречи с артистами театров, с интересными людьми;
-
творческие конкурсы;
-
дни именинника т.п.
Формы работы с родителями.
-
совместные праздники, творческие конкурсы;
-
родительские собрания;
-
консультации;
-
беседы;
-
открытые занятия.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержания тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
-
репродуктивный (воспроизводящий);
-
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала;
-
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
-
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагается способы ее решения);
и воспитания:
-
убеждения,
-
упражнения,
-
личный пример;
-
поощрения.
Все методы обучения реализуются различными средствами:
предметными - для полноты восприятия учебная работа проводиться с использованием наглядных пособий и технических средств;
практическими - тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание,
интеллектуальными: логика, воображение, интуиция, мыщечная память, внимание
эмоциональными: переживание, представление, интерес.
Рациональное применение этих форм, методов и средств обучения обеспечивает эффективность реализации дополнительной образовательной программы.
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка начальным, текущим, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся. Главное требование к проведению итоговых контрольных мероприятий заключается в том, чтобы дети хотели их выполнять. Для этого, во-первых, их не должно быть много, и, во-вторых, желательно, чтобы они носили игровой характер.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературно-художественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей, театрализованных представлений.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
Компьютер,
магнитофон,
музыкальный центр,
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской),
микрофоны, усилитель, колонки,
проектор, экран,
фотоаппарат,
видеокамера для анализа выступлений.
Литература
-
Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 272 с.
-
Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ ("Я вхожу в мир искусств"), 2008. - 144с.
-
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. -176 с.
-
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. - М.: Баласс, 2004. - 48 с.
-
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность школьников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2007. - 256 с.
-
Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 320 с.
-
Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг.