- Преподавателю
- Классному руководителю
- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шашина Т.Б. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
1
Департамент образования и науки Костромской области
ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА
«Без друзей меня чуть - чуть»
Разработала:
Мастер производственного обучения
Шашина Татьяна Борисовна
Шарья, 2014
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка классного часа «Без друзей меня чуть - чуть» предназначена для учебно - воспитательного процесса, в работе с обучающимися в духовно - нравственном направлении. Служит для совместного творчества педагога и обучающегося на классных часах. Совместный поиск ответов на волнующие ребят вопросы, возможность для обучающихся поговорить, не боясь ошибиться или быть непонятным. Познать себя через познание и понимать своего друга.
Эта методическая разработка рассчитана для обучающихся от 15 до 18 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: «Без друзей меня чуть - чуть» относится к разделу тем духовно - нравственного воспитания.
Методическая разработка рассматривает ряд вопросов, высказываний известных людей о дружбе.
С помощью тестов обучающиеся оценивают свою готовность быть настоящим другом, в микрогруппах обсуждают ситуации. Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Многие считают, что дружба и приятельские отношения - это одно и тоже, не осознавая цену истинной дружбе.
В разработке данного классного часа, в подготовке материала активно принимали участие обучающиеся группы, так как данная тема представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и познание себя познание и понимание своего друга.
Тема: Без друзей меня чуть - чуть».
Форма проведения: Тематический классный час - общение.
Место проведения: кабинет № 24 ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области».
Целями классного часа являются:
Развивающая:
-
Формирование положительного отношения, уважения к одногруппникам;
-
Способность расширить нравственного опыта подростков
Познавательная:
-
Расширить знания обучающихся о дружбе, о приятельских отношениях, осознать цену истинной дружбы, познать себя через познание и понимание своего друга.
Воспитательная:
-
Воспитание высокого чувства дружбы, глубокого его осознания на примере высказываний известных людей;
-
Формирование ценностного отношения к дружбе, способность к самовыражению.
Основные дидактические задачи:
-
Обсудить с обучающимися план проведения мероприятий и его оформление;
-
Распределение поручений и назначение ответственных за оформление кабинета. Музыкальное сопровождение классного часа.
-
Обучающимся необходимо подобрать пословицы, поговорки, высказывания известных людей о дружбе.
Дидактическая база:
-
Специальная и научно - популярная литература по данной тематике;
-
Данные сети интернет.
Оснащение:
-
Для оформления кабинета подготовлена фотовыставка «Я в кругу друзей» (Приложение № 1)
-
Стенд с поговорками, пословицами, высказываниями (Приложение № 1)
-
Тест «Настоящий друг» (Приложение № 2)
-
Тест «Какай я друг» (Приложение № 3)
-
Стенд «Закон о дружбе» В.А. Сухомлинский «Приложение № 4)
-
Ситуационный практикум «Приложение № 4)
-
Доска объявлений (Приложение № 5)
-
Магнитофон.
Подготовительный этап:
-
Подготовить оформление помещения;
-
Подобрать информационный материал;
-
Назначить участников и ответственных за подготовку и оформления классного часа;
-
Составить и обсудить план проведения классного часа;
-
Провести репетицию с ответственными лицами;
-
Назначить дату проведения мероприятия;
-
Написать и повесить объявления о проведении тематического классного часа;
-
Подготовить кабинет в день проведения мероприятия и оформить его по данной теме;
-
Установить необходимую аппаратуру для музыкального сопровождения.
Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо та, чтобы у обучающихся появилось стремление познать больше и глубже по данной теме.
Ведущий своими советами должен направлять, помогать, но не подавлять инициативу обучающихся.
Прежде всего, пришедшие на классный час обучающиеся и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать ведущему во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна способствовать подготовке гостей и тематике
И должна быть оформлена соответствующим образом.
Обучающимся группы необходимо поддерживать выступающих, создавать атмосферу непринужденного обсуждения волнующих тем.
Мастеру производственного обучения необходимо внимательно наблюдать процесс обсуждения и по возможности корректировать, направлять дискуссию должным образом, чтобы подвести обучающихся к заключительному этапу.
В заключении мастер производственного обучения должен поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отметить наиболее активных обучающихся.
«Настоящая дружба, правдива и отважна»
Ф. Шиллер
Ход классного часа
Вступительное слово ведущего:
«Как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений, профессий и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть.
Я предлагаю вам выразить свое мнение о том, что такое дружба. «Дружба» - это________________(обучающиеся). Настоящий друг - это, прежде всего человек, общение с которым не только дает нам удовлетворение, а и оказывает содействие развитию нас как личности, человека.
Распространенной является мысль, что друг - это тот, кто находится рядом,
когда у тебя есть какие-то проблемы, т.е. «познается в беде».
Ведь человек, который куда-то исчезает, когда тебе нужна помощь или просто
поддержка, едва ли может называться настоящим другом. Но это не единственное и не главное. Друг - тот, кто рядом, когда у тебя все обстоит благополучно.
С настоящим другом должно быть интересно и тогда, когда все хорошо, так как в таких ситуациях ты понимаешь по-настоящему, нужен ли тебе этот человек, если тебе от него ничего не надо.
Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность, преданность. Но что такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей? Для того чтобы понять это, давайте обратимся к народной мудрости и мнениям известных людей».
Обучающиеся читают заранее подготовленные поговорки, пословицы, высказывания о дружбе.
Например,
-
Дружба от дружбы близко живет. (Русская пословица)
-
Настоящая дружба правдива и отважна. (Ф. Шиллер)
-
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон)
-
Нет друга - ищи, а нашел - береги. (Русская пословица)
-
Человек без друзей, что дерево без корней. (Русская пословица)
Ведущий:
- Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?
- Корни для дерева, зачем нужны?
- А что подразумевается под "корнями для человека"?
Пословицы, высказанные о дружбе (обучающиеся)
Товарищество, дружба - это удивительные отношения, возникающие между людьми, а вот какое определение дружбы дается в «Толковом словаре» В.И Даля: «Дружба - бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место В.И. Даль поставил бескорыстие, как вы думаете, почему? Выслушав ответы обучающихся, мастер производственного обучения обобщает: бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми.
Настоящий друг поддержит тебя в трудную минуту, проявит сочувствие, поможет решить проблемы, разделит заботы и радости.
Далее ведущий продолжит обсуждение темы по вопросам:
-
Какие качества вы больше всего цените в друге?
-
Может ли быть у человека много друзей?
-
Дружба и приятельские отношения это одно и то же?
Если мы хотим встретить друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга.
И если у кого-то нет друга, может, это происходит оттого, что он сам не готов стать настоящим другом, требует от друга многого, ничего не давая взамен?
Предложите обучающимся с помощью теста оценить свою готовность быть настоящим другом (Приложение № 2):
Ведущий:
«Мы разбились на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.
-
Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?
-
Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.
-
Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.
-
Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.
-
Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга - это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?
-
Откажитесь ли вы от посещения дискотеки, если у друга нет материальной возможности пойти вместе с вами?
-
Ваш друг пригласил вас, человека некурящего и непьющего, в компанию ребят, где без выпивки находиться не приятно. Как вы поступите?
-
Как вы поступите, если вы знаете, что ваш друг прогуливает школу?
-
Как вы поступите, если о вашей тайне, которую знал только ваш друг, узнали одноклассники?»
Обучающиеся читают стихи о дружбе:
О плохих и хороших друзьях
Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его-
Достоин только одного: Неутомимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лживым!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А. Дюрер
Ведущий предлагает обучающимся обсудить «Закон дружбы», который выработали ученики Павлышской школы (на Украине), где директором был выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
-
Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту-значит нравственно готовить себя к предательству.
-
Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека.
-
Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
-
Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.
-
Дружба и эгоизм несовместны, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.
-
Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Вы должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
-
Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
-
Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
-
Настоящий друг не может быть равнодушным. «Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица).
Обучающийся читает «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово " Дружба" что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: "Вы не в школе?"
Оба дружно начинают врать.
Ну а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая льстиво,
И не скажет резкость никогда?
В заключение ведущий может предложить обучающимся тест: «Какой я друг» (Приложение № 3)
Ведущий: «А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему "Ищу друга!"
Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как " пазлы".
Например:
"Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга"
"Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу"
"Ищу друга, с которым можно ходить в походы!"
Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. ( В кабинете доска с надписью "Доска объявлений")
Игра - упражнение «Поделись своей улыбкой» (выполняется парой). Дружба начинается с улыбки, так поется в известной песне В. Шаинского. А почему? В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого начинаются дружеские отношения.
Часто ли мы в нашей группе видим улыбку расположения, доверия? Улыбку, которая может поднять настроение, подбодрить одноклассника?
Обучающимся предлагается повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, сказать друг другу приятные слова.
Надеюсь, что теперь улыбка и приятные, добрые слова навсегда поселятся в нашем классе.
Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?
Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Список используемой литературы
-
Алаева М.А., Бейсона В.Е. Классные часы и родительские собрания, Ростов н/Д, «Феникс», 2005 г., 352 с. (сердце отдано детям).
-
Сгибаева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 - 11 классах. (серия «Сердце отдано детям»), Изд. 2-е - Ростов н/Д «Феникс», 2003 г., 384 с.
-
Дак Н.Ф. Дак Т.И. Настольная книга классного руководителя 8 - 11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения - Ростов н/Дону «Феникс», 2005 г., 320 с. (Сердце отдано детям).
-
Классные часы 11 кл. Выпуск 2/ Сост. Н.И. Ерёменко, Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 - 96 С.
-
Классные часы 9 кл. Выпуск 2 / Сост. Н.И. Ерёменко, Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 - 96 С.
-
Афоризмы. Правда и ложь - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - 32 с. Автор - составитель А.О. Давтян
-
Афоризмы «Добро и зло», М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - 32 с. Автор - составитель А.О. Давтян
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ
-
Фотография фотовыставка «Я в кругу друзей»
Фотография стенда с поговорками, пословицами, высказываниями;
-
Тест «Настоящий друг»;
-
Тест «Какой я друг?»
-
Фотография стенда «Закон о дружбе» В.А. Сухомлинский
-
Фотография «Доски объявлений»
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тест «Настоящий друг»
Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).
Настоящий друг:
• делится новостями о своих успехах;
• оказывает эмоциональную поддержку;
• добровольно помогает в случае нужды;
• стремится, чтобы другу было приятно в его обществе;
• не завидует другу;
• защищает друга в его отсутствие;
• терпим к остальным друзьям своего друга;
• хранит доверенные ему тайны;
• не критикует друга публично;
• не ревнует друга к остальным людям;
• стремится не быть назойливым, не надоедает;
• не поучает, как нужно жить;
• уважает внутренний мир друга;
• не использует доверенную тайну в своих целях;
• не стремится переделать друга по своему образцу;
• не предает в трудную минуту;
• доверяет свои самые сокровенные мысли;
• понимает состояние и настроение друга;
• уверен в своем друге;
• искренен в общении;
• первым прощает ошибки друга;
• радуется успехам и достижениям друга;
• не забывает поздравить друга (например, с днем рождения);
• помнит о друге, когда того нет рядом;
• может сказать другу то, что думает.
Бланк для ответов
Вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Ответ
Баллы
Вопрос
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Ответ
Баллы
Общая сумма баллов_____________
Обработка результатов
За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» - по 1 баллу и за ответ «нет» - 0 баллов.
Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.
Интерпретация результатов
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, - доверяют вам, и вы платите им тем же.
Многие понимают под словом ДРУГ
- Соседа по парте
- Человека, который сходил с ним в магазин
- Знакомого во дворе
- Одноклассника
- Человека, с которым провел смену в лагере
- Человека, который дал списать урок
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Тест: «Какой я друг»
1. Если друг (подруга) предложит мне - человеку некурящему - закурить, то я:
а) закурю;
б) откажусь и попрошу друга (подругу) не курить;
в) не закурю.
2. Если друг (подруга) в компании попросит меня - человека непьющего - «не ломаться» и выпить вина, чтобы «не быть белой вороной», то я:
а) выпью;
б) откажусь и попрошу друга (подругу) не пить;
в) не выпью.
3. Если друг (подруга) наедине предложит попробовать «легкий» наркотик, убеждая, что от него не будет вреда, то я:
а) попробую;
б) откажусь и попрошу друга (подругу) не пробовать;
в) не попробую.
4. Если друг (подруга) на дискотеке предложит мне присоединиться к компании, которая уже пьяна или находится под воздействием наркотиков, то я:
а) соглашусь; -
б) не соглашусь и попрошу друга не делать этого;
в) не соглашусь.
5. Если друг (подруга), находясь в невменяемом состоянии в результате сильного алкогольного или наркотического опьянения, попросит позвонить ему (ей) домой и, солгав, успокоить родителей, то я:
а) ничего не сделаю;
б) позвоню родителям и скажу правду;
в) выполню просьбу.
6. Если я замечу, что друг (подруга) все чаще потребляет алкоголь, то я:
а) ничего делать не буду;
б) предупрежу друга (подругу) об опасности, встречусь с его (ее) родителями- или другими родственниками и сообщу им о происходящем;
в) предупрежу друга (подругу) об опасности.
7. Если я замечу, что друг (подруга) начинает употреблять наркотики, то я:
а) ничего не сделаю;
б) подниму шум, подниму всех на ноги;
в) предупрежу его (ее) об опасности.
8. Если друг (подруга), несмотря на мои долгие уговоры и принимаемые меры, будет все глубже падать в пропасть наркомании, то я:
а) ничего делать не буду;
б) буду бороться до конца;
в) буду ждать его (ее) выздоровления.
Подсчитайте баллы:
За каждый ответ «а» - 10 баллов. За каждый ответ «б» - 0 баллов. За каждый ответ «в» - 5 баллов.
Если вы набрали от 0 до 5 баллов, вы-настоящий друг, а не пытаетесь казаться другом. Вы стараетесь быть им. Именно поэтому для блага друга вы не боитесь быть с ним даже жестоким. Вы прекрасно понимаете, что курение, пьянство и наркомания губительны для любого человека. А если этот человек - ваш друг или подруга, то все эти мерзости жизни угрожают тому, кто вам по-настоящему дорог, с кем вас связывают общие взгляды, интересы, цели. За такого человека стоит бороться до конца, и вы, видимо, к этому готовы. Ценой такой борьбы и победы может стать счастливая судьба человека, судьбы его родителей и других родственников, а во многом - и ваша собственная. Ведь в будущем друг (подруга) может сыграть огромную положительную роль в вашей жизни.
Если вы набрали от 10 до 35 баллов, то вы еще далеки от понимания истинной дружбы. Вы больше заботитесь о том, чтобы выглядеть настоящим другом. Там, где вы можете помочь, вы оказываете «медвежью услугу», устраняясь или не мешая приближаться к пропасти. Примерно об этом писал французский философ Дени Дидро (1713-1784): «Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опасности». Вы постараетесь держаться подальше от всех действий, которые смогут нанести ущерб лично вам. Более того, вы будете стараться делать вид, что «не предадите» ни при каких обстоятельствах. А на самом деле, сохраняя видимость дружеских отношений, вы сможете позволить другу сначала споткнуться, а потом упасть в пропасть. Но нужно понимать, что по законам такой дружбы вы можете неожиданно для себя последовать за ним.
Если вы набрали от 40 до 80 баллов, то вы к настоящей дружбе вообще не готовы. Вам кажется, что если вы вместе с «другом» постепенно погружаетесь в трясину и мрак, то это и есть истинная дружба. Но это не дружба, а отношения людей, которые предпочитают скользить по наклонной плоскости не в одиночку, а в компании. Это партнерство для получения мнимых удовольствий.