МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1

Департамент образования и науки Костромской области

ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА





«Без друзей меня чуть - чуть»





Разработала:

Мастер производственного обучения

Шашина Татьяна Борисовна







Шарья, 2014

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка классного часа «Без друзей меня чуть - чуть» предназначена для учебно - воспитательного процесса, в работе с обучающимися в духовно - нравственном направлении. Служит для совместного творчества педагога и обучающегося на классных часах. Совместный поиск ответов на волнующие ребят вопросы, возможность для обучающихся поговорить, не боясь ошибиться или быть непонятным. Познать себя через познание и понимать своего друга.

Эта методическая разработка рассчитана для обучающихся от 15 до 18 лет.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Без друзей меня чуть - чуть» относится к разделу тем духовно - нравственного воспитания.

Методическая разработка рассматривает ряд вопросов, высказываний известных людей о дружбе.

С помощью тестов обучающиеся оценивают свою готовность быть настоящим другом, в микрогруппах обсуждают ситуации. Актуальность данной темы обусловлена самой жизнью. Многие считают, что дружба и приятельские отношения - это одно и тоже, не осознавая цену истинной дружбе.

В разработке данного классного часа, в подготовке материала активно принимали участие обучающиеся группы, так как данная тема представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и познание себя познание и понимание своего друга.

Тема: Без друзей меня чуть - чуть».

Форма проведения: Тематический классный час - общение.

Место проведения: кабинет № 24 ОГБОУ СПО «Шарьинский политехнический техникум Костромской области».

Целями классного часа являются:

Развивающая:

  • Формирование положительного отношения, уважения к одногруппникам;

  • Способность расширить нравственного опыта подростков

Познавательная:

  • Расширить знания обучающихся о дружбе, о приятельских отношениях, осознать цену истинной дружбы, познать себя через познание и понимание своего друга.

Воспитательная:

  • Воспитание высокого чувства дружбы, глубокого его осознания на примере высказываний известных людей;

  • Формирование ценностного отношения к дружбе, способность к самовыражению.

Основные дидактические задачи:

  • Обсудить с обучающимися план проведения мероприятий и его оформление;

  • Распределение поручений и назначение ответственных за оформление кабинета. Музыкальное сопровождение классного часа.

  • Обучающимся необходимо подобрать пословицы, поговорки, высказывания известных людей о дружбе.

Дидактическая база:

  • Специальная и научно - популярная литература по данной тематике;

  • Данные сети интернет.

Оснащение:

  1. Для оформления кабинета подготовлена фотовыставка «Я в кругу друзей» (Приложение № 1)

  2. Стенд с поговорками, пословицами, высказываниями (Приложение № 1)

  3. Тест «Настоящий друг» (Приложение № 2)

  4. Тест «Какай я друг» (Приложение № 3)

  5. Стенд «Закон о дружбе» В.А. Сухомлинский «Приложение № 4)

  6. Ситуационный практикум «Приложение № 4)

  7. Доска объявлений (Приложение № 5)

  8. Магнитофон.

Подготовительный этап:

  1. Подготовить оформление помещения;

  2. Подобрать информационный материал;

  3. Назначить участников и ответственных за подготовку и оформления классного часа;

  4. Составить и обсудить план проведения классного часа;

  5. Провести репетицию с ответственными лицами;

  6. Назначить дату проведения мероприятия;

  7. Написать и повесить объявления о проведении тематического классного часа;

  8. Подготовить кабинет в день проведения мероприятия и оформить его по данной теме;

  9. Установить необходимую аппаратуру для музыкального сопровождения.

Этот этап является очень важным в проведении мероприятия. Организовать его необходимо та, чтобы у обучающихся появилось стремление познать больше и глубже по данной теме.

Ведущий своими советами должен направлять, помогать, но не подавлять инициативу обучающихся.

Прежде всего, пришедшие на классный час обучающиеся и гости должны быть подготовлены к восприятию данной темы, это необходимо сделать ведущему во вступительном слове. Обстановка в аудитории должна способствовать подготовке гостей и тематике

И должна быть оформлена соответствующим образом.

Обучающимся группы необходимо поддерживать выступающих, создавать атмосферу непринужденного обсуждения волнующих тем.

Мастеру производственного обучения необходимо внимательно наблюдать процесс обсуждения и по возможности корректировать, направлять дискуссию должным образом, чтобы подвести обучающихся к заключительному этапу.

В заключении мастер производственного обучения должен поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, отметить наиболее активных обучающихся.

«Настоящая дружба, правдива и отважна»

Ф. Шиллер

Ход классного часа

Вступительное слово ведущего:

«Как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений, профессий и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть.

Я предлагаю вам выразить свое мнение о том, что такое дружба. «Дружба» - это________________(обучающиеся). Настоящий друг - это, прежде всего человек, общение с которым не только дает нам удовлетворение, а и оказывает содействие развитию нас как личности, человека.

Распространенной является мысль, что друг - это тот, кто находится рядом,

когда у тебя есть какие-то проблемы, т.е. «познается в беде».

Ведь человек, который куда-то исчезает, когда тебе нужна помощь или просто

поддержка, едва ли может называться настоящим другом. Но это не единственное и не главное. Друг - тот, кто рядом, когда у тебя все обстоит благополучно.

С настоящим другом должно быть интересно и тогда, когда все хорошо, так как в таких ситуациях ты понимаешь по-настоящему, нужен ли тебе этот человек, если тебе от него ничего не надо.

Во все времена и у всех народов высоко ценились дружба, верность, преданность. Но что такое дружба, чем она отличается от других человеческих отношений и привязанностей? Для того чтобы понять это, давайте обратимся к народной мудрости и мнениям известных людей».

Обучающиеся читают заранее подготовленные поговорки, пословицы, высказывания о дружбе.

Например,

  • Дружба от дружбы близко живет. (Русская пословица)

  • Настоящая дружба правдива и отважна. (Ф. Шиллер)

  • Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания. (Цицерон)

  • Нет друга - ищи, а нашел - береги. (Русская пословица)

  • Человек без друзей, что дерево без корней. (Русская пословица)

Ведущий:

- Ребята давайте подумаем над этими словами, как вы понимаете эту пословицу?

- Корни для дерева, зачем нужны?

- А что подразумевается под "корнями для человека"?

Пословицы, высказанные о дружбе (обучающиеся)

Товарищество, дружба - это удивительные отношения, возникающие между людьми, а вот какое определение дружбы дается в «Толковом словаре» В.И Даля: «Дружба - бескорыстная, стойкая приязнь». На первое место В.И. Даль поставил бескорыстие, как вы думаете, почему? Выслушав ответы обучающихся, мастер производственного обучения обобщает: бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Настоящий друг поддержит тебя в трудную минуту, проявит сочувствие, поможет решить проблемы, разделит заботы и радости.

Далее ведущий продолжит обсуждение темы по вопросам:

  • Какие качества вы больше всего цените в друге?

  • Может ли быть у человека много друзей?

  • Дружба и приятельские отношения это одно и то же?

Если мы хотим встретить друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос, готов ли он встретить друга.

И если у кого-то нет друга, может, это происходит оттого, что он сам не готов стать настоящим другом, требует от друга многого, ничего не давая взамен?

Предложите обучающимся с помощью теста оценить свою готовность быть настоящим другом (Приложение № 2):

Ведущий:

«Мы разбились на группы, и будем обсуждать предложенные ситуации.

  • Твой друг совершил плохой поступок и об этом знают все вокруг, в том числе ты. Твои действия?

  • Твой друг сделал что-то плохое, а наказание получил ты. Твои мысли по поводу данной ситуации.

  • Твой друг получает плохие отметки, и твои родители запрещают тебе с ним дружить. Твои действия.

  • Твой друг получил приз на конкурсе чтецов. Ты отлично знаешь, что надо подойти к нему и сердечно поздравить с победой. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сам рассчитывал получить награду и не можешь пережить успех друга.

  • Наташа ищет себе хорошую подругу. По мнению Наташи, хорошая подруга - это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например убрать кабинет, обязательно сделает это. Но пока Наташа одинока. Почему?

  • Откажитесь ли вы от посещения дискотеки, если у друга нет материальной возможности пойти вместе с вами?

  • Ваш друг пригласил вас, человека некурящего и непьющего, в компанию ребят, где без выпивки находиться не приятно. Как вы поступите?

  • Как вы поступите, если вы знаете, что ваш друг прогуливает школу?

  • Как вы поступите, если о вашей тайне, которую знал только ваш друг, узнали одноклассники?»

Обучающиеся читают стихи о дружбе:

О плохих и хороших друзьях

Тот, кто в беде бросает друга,

Когда ему живется туго,

Кто сердце не готов отдать Тому, кто вынужден страдать,

Кто сам страдает безутешно,

Когда дела идут успешно

У друга первого его-

Достоин только одного: Неутомимого презренья.

Добрый друг не тот,

Кто перед нами спину гнет,

К уловкам прибегая лживым!

Но кто в поступках независим,

Удачу иль беду твою

Воспримет так же, как свою,

Кто за тебя горою встанет,

Не подведет и не обманет.

А. Дюрер

Ведущий предлагает обучающимся обсудить «Закон дружбы», который выработали ученики Павлышской школы (на Украине), где директором был выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди ему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту-значит нравственно готовить себя к предательству.

  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба - это нравственное обогащение человека.

  3. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

  4. Дружба - это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

  5. Дружба и эгоизм несовместны, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

  6. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Вы должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.

  7. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

  8. Быть требовательным к дружбе - значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

  9. Настоящий друг не может быть равнодушным. «Недруг поддакивает, а друг спорит» (русская пословица).

Обучающийся читает «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово " Дружба" что обозначает?

Может быть, поход вдвоем в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем, Коля стены разукрасил,

Михаил все видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то

Дроби дома не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок дает ему списать.

Разве это дружба, если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: "Вы не в школе?"

Оба дружно начинают врать.

Ну а может, дружба - это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая льстиво,

И не скажет резкость никогда?

В заключение ведущий может предложить обучающимся тест: «Какой я друг» (Приложение № 3)

Ведущий: «А сейчас я предлагаю каждому участнику написать объявление на тему "Ищу друга!"

Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как " пазлы".

Например:

"Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга"

"Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу"

"Ищу друга, с которым можно ходить в походы!"

Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений. ( В кабинете доска с надписью "Доска объявлений")

Игра - упражнение «Поделись своей улыбкой» (выполняется парой). Дружба начинается с улыбки, так поется в известной песне В. Шаинского. А почему? В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого начинаются дружеские отношения.

Часто ли мы в нашей группе видим улыбку расположения, доверия? Улыбку, которая может поднять настроение, подбодрить одноклассника?

Обучающимся предлагается повернуться друг к другу лицом, улыбнуться, сказать друг другу приятные слова.

Надеюсь, что теперь улыбка и приятные, добрые слова навсегда поселятся в нашем классе.

Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг?

Друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

Список используемой литературы



  1. Алаева М.А., Бейсона В.Е. Классные часы и родительские собрания, Ростов н/Д, «Феникс», 2005 г., 352 с. (сердце отдано детям).

  2. Сгибаева Е.П., Солдатова Т.Б. Классные часы в 10 - 11 классах. (серия «Сердце отдано детям»), Изд. 2-е - Ростов н/Д «Феникс», 2003 г., 384 с.

  3. Дак Н.Ф. Дак Т.И. Настольная книга классного руководителя 8 - 11 классов. Воспитание в условиях профильного обучения - Ростов н/Дону «Феникс», 2005 г., 320 с. (Сердце отдано детям).

  4. Классные часы 11 кл. Выпуск 2/ Сост. Н.И. Ерёменко, Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 - 96 С.

  5. Классные часы 9 кл. Выпуск 2 / Сост. Н.И. Ерёменко, Волгоград: ИТД «Корифей», 2006 - 96 С.

  6. Афоризмы. Правда и ложь - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - 32 с. Автор - составитель А.О. Давтян

  7. Афоризмы «Добро и зло», М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» - 32 с. Автор - составитель А.О. Давтян

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИЛОЖЕНИЙ



  1. Фотография фотовыставка «Я в кругу друзей»

Фотография стенда с поговорками, пословицами, высказываниями;

  1. Тест «Настоящий друг»;

  2. Тест «Какой я друг?»

  3. Фотография стенда «Закон о дружбе» В.А. Сухомлинский

  4. Фотография «Доски объявлений»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Тест «Настоящий друг»

Для этого нужно выразить свое согласие или несогласие с 25 утверждениями, которые приведены ниже. В бланке для ответов нужно записать «да» (если вы полностью согласны с утверждением), «нет» (если вы не согласны) или «не знаю» (если вы не имеете четкого ответа на данное утверждение).

Настоящий друг:

• делится новостями о своих успехах;

• оказывает эмоциональную поддержку;

• добровольно помогает в случае нужды;

• стремится, чтобы другу было приятно в его обществе;

• не завидует другу;

• защищает друга в его отсутствие;

• терпим к остальным друзьям своего друга;

• хранит доверенные ему тайны;

• не критикует друга публично;

• не ревнует друга к остальным людям;

• стремится не быть назойливым, не надоедает;

• не поучает, как нужно жить;

• уважает внутренний мир друга;

• не использует доверенную тайну в своих целях;

• не стремится переделать друга по своему образцу;

• не предает в трудную минуту;

• доверяет свои самые сокровенные мысли;

• понимает состояние и настроение друга;

• уверен в своем друге;

• искренен в общении;

• первым прощает ошибки друга;

• радуется успехам и достижениям друга;

• не забывает поздравить друга (например, с днем рождения);

• помнит о друге, когда того нет рядом;

• может сказать другу то, что думает.

Бланк для ответов

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ответ














Баллы














Вопрос

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25


Ответ














Баллы














Общая сумма баллов_____________

Обработка результатов

За каждый ответ «да» поставьте себе по 2 балла, за ответ «не знаю» - по 1 баллу и за ответ «нет» - 0 баллов.

Суммируйте полученные очки и сравните их с интерпретацией результатов.

Интерпретация результатов

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств настоящей дружбы. Видимо, вам до сих пор не везло на друзей. Скорее всего, вы не доверяете людям, относитесь к ним настороженно. Из-за этого с вами очень трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас уже есть определенный опыт настоящей дружбы, но были и серьезные ошибки, в результате которых вы разочаровывались в друзьях. Хорошо, что вы по-прежнему верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, хорошо понимающий, что значит верная и преданная дружба. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, - доверяют вам, и вы платите им тем же.

Многие понимают под словом ДРУГ

- Соседа по парте

- Человека, который сходил с ним в магазин

- Знакомого во дворе

- Одноклассника

- Человека, с которым провел смену в лагере

- Человека, который дал списать урок

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Тест: «Какой я друг»

1. Если друг (подруга) предложит мне - человеку некурящему - закурить, то я:

а) закурю;

б) откажусь и попрошу друга (подругу) не курить;

в) не закурю.

2. Если друг (подруга) в компании попросит меня - человека непьющего - «не ломаться» и выпить вина, чтобы «не быть белой вороной», то я:

а) выпью;

б) откажусь и попрошу друга (подругу) не пить;

в) не выпью.

3. Если друг (подруга) наедине предложит попробовать «легкий» наркотик, убеждая, что от него не будет вреда, то я:

а) попробую;

б) откажусь и попрошу друга (подругу) не пробовать;

в) не попробую.

4. Если друг (подруга) на дискотеке предложит мне присоединиться к компании, которая уже пьяна или находится под воздействием наркотиков, то я:

а) соглашусь; -

б) не соглашусь и попрошу друга не делать этого;

в) не соглашусь.

5. Если друг (подруга), находясь в невменяемом состоянии в результате сильного алкогольного или наркотического опьянения, попросит позвонить ему (ей) домой и, солгав, успокоить родителей, то я:

а) ничего не сделаю;

б) позвоню родителям и скажу правду;

в) выполню просьбу.

6. Если я замечу, что друг (подруга) все чаще потребляет алкоголь, то я:

а) ничего делать не буду;

б) предупрежу друга (подругу) об опасности, встречусь с его (ее) родителями- или другими род­ственниками и сообщу им о происходящем;

в) предупрежу друга (подругу) об опасности.

7. Если я замечу, что друг (подруга) начинает употреблять наркотики, то я:

а) ничего не сделаю;

б) подниму шум, подниму всех на ноги;

в) предупрежу его (ее) об опасности.

8. Если друг (подруга), несмотря на мои долгие уговоры и принимаемые меры, будет все глубже падать в пропасть наркомании, то я:

а) ничего делать не буду;

б) буду бороться до конца;

в) буду ждать его (ее) выздоровления.

Подсчитайте баллы:

За каждый ответ «а» - 10 баллов. За каждый ответ «б» - 0 баллов. За каждый ответ «в» - 5 баллов.

Если вы набрали от 0 до 5 баллов, вы-настоящий друг, а не пытаетесь казаться другом. Вы стараетесь быть им. Именно поэтому для блага друга вы не боитесь быть с ним даже жестоким. Вы прекрасно понимаете, что курение, пьянство и наркомания губительны для любого человека. А если этот человек - ваш друг или подруга, то все эти мерзости жизни угрожают тому, кто вам по-настоящему дорог, с кем вас связывают общие взгляды, интересы, цели. За такого человека стоит бороться до конца, и вы, видимо, к этому готовы. Ценой такой борьбы и победы может стать счастливая судьба человека, судьбы его родителей и других родственников, а во многом - и ваша собственная. Ведь в будущем друг (подруга) может сыграть огромную положительную роль в вашей жизни.

Если вы набрали от 10 до 35 баллов, то вы еще далеки от понимания истинной дружбы. Вы больше заботитесь о том, чтобы выглядеть настоящим другом. Там, где вы можете помочь, вы оказываете «медвежью услугу», устраняясь или не мешая приближаться к пропасти. Примерно об этом писал французский философ Дени Дидро (1713-1784): «Моя дружба слишком осмотрительна, если опасность моего друга не заставляет меня забывать о моей собственной опас­ности». Вы постараетесь держаться подальше от всех действий, которые смогут нанести ущерб лично вам. Более того, вы будете стараться делать вид, что «не предадите» ни при каких обстоятельствах. А на самом деле, сохраняя видимость дружеских отношений, вы сможете позволить другу сначала споткнуться, а потом упасть в пропасть. Но нужно понимать, что по законам такой дружбы вы можете неожиданно для себя последовать за ним.

Если вы набрали от 40 до 80 баллов, то вы к настоящей дружбе вообще не готовы. Вам кажется, что если вы вместе с «другом» постепенно погружаетесь в трясину и мрак, то это и есть истинная дружба. Но это не дружба, а отношения людей, которые предпочитают скользить по наклонной плоскости не в одиночку, а в компании. Это партнерство для получения мнимых удовольствий.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО КЛАССНОГО ЧАСА «Без друзей меня чуть - чуть»

© 2010-2022