Конспект занятия Знаменитые тульские кондитеры

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия Знаменитые тульские кондитерыМуниципальная бюджетная организация дополнительного образования

«Центр детского творчества»



КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Конспект занятия Знаменитые тульские кондитеры

ЗНАМЕНИТЫЕ ТУЛЬСКИЕ КОНДИТЕРЫ


Разработала: педагог дополнительного

образования МБОДО ЦДТ М.В. Шишкина






Тула, 2015

Дата проведения: 02.11.2015

Занятие проводится с обучающимися объединения «Зёрнышки», третий год обучения

Количество детей на занятии: 10 человек

Тема занятия: «Знаменитые тульские кондитеры»

Цели:

  • Образовательная цель: формирование краеведческих знаний обучающихся, касающихся развития кондитерского мастерства туляков.

  • Развивающая цель: развитие интереса к прошлому и настоящему тульского края.

  • Воспитательная цель: воспитание любви к родному краю, чувства гордости за достижения земляков, ставшие визитной карточкой тульского края.

Задачи:

  • Продолжить знакомство детей с историей тульского края, в частности, с историей развития кондитерского производства в Туле;

  • познакомить со славными земляками-кондитерами, их вкладом в развитие кондитерского дела в Туле

  • показать разнообразие кондитерского производства, развивавшегося в нашей области в XIX веке;

  • развивать умения творчески подходить к решению практических задач;

  • способствовать развитию умений обучающихся использовать ранее полученные знания, сравнивать, делать необходимые выводы;

  • создавать условия для развития умений и навыков работы с источниками информации;

  • создавать условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;

  • создавать условия для развития внимательности, наблюдательности, умений выделять главное;

  • развивать наблюдательность, смекалку;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение работать в группе, приходить к общему мнению.

Методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа)

  • Наглядные (слайды, фото, презентация)

  • Практические

  • Игровые

Материально-техническое обеспечение:

  • Ноутбук

  • Проектор Epson EB-98

  • Слайды с наглядным материалом

  • Фото тульских кондитеров

  • Фото старинных фантиков

  • Коллекция фантиков конфет современных производителей

  • Листы белой бумаги формата А 4

  • Восковые карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

Готовность педагога (наличие исправного оборудования, наглядных пособий).

Готовность детей к занятию.

Педагог: Здравствуйте, я рада всех вас, ребята, видеть вновь на нашем занятии. У вас, я вижу, отличное настроение, потому что - каникулы, вы отдохнули, улыбаетесь! А наше сегодняшнее занятие будет, надеюсь, интересным, познавательным, довольно необычным, вполне себе «каникулярным».

Теоретическая часть занятия

Итак, начнём!

Есть город в России

С рабочими чудо - руками.

С чуть хитрой улыбкой,

С открытой и доброй душой.

Недаром Отчизна гордится его мастерами

Всегда он - в работе,

Всегда он - в заботе большой!

Наша тульская земля, вы знаете, вырастила очень много знаменитых «мастеровых» людей. Дела этих туляков стали визитной карточкой нашего города и всего тульского края или, как сейчас говорят, являются нашим тульским брендом.

Ну-ка, назовите, что является визитными карточками нашего города?

Ответы детей: тульская гармонь, тульское оружие, тульский самовар, тульский пряник.

Педагог: Молодцы, правильно! Ну а коль у нас с вами сейчас каникулы, давайте поговорим о самом вкусном из перечисленного. Тульский пряник знаменит во всём мире. Медовый, ароматный, необыкновенно вкусный. Но не только пряники делали издавна в Туле.

Посмотрите-ка сюда!

(Педагог открывает салфетку, которой накрыты заранее подготовленные кондитерские изделия)

Ребята, что вы видите в тарелках? Правильно, сладости! А как можно назвать это более официально? Правильно, кондитерские изделия. А как они попадают к нам на стол? Да, мы покупаем сладости в магазинах. Эти магазины так и называют - кондитерскими. Давайте проследим дальше. Откуда появились эти лакомства в магазине? - Верно, с кондитерской фабрики! А кондитерской фабрикой, наверное, кто-то руководит? Сейчас этот человек называется директором, а 100 лет назад владельцев кондитерских магазинов называли кондитерами. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Ребята, я уже вам сказала, что у нас сегодня - необычное занятие. Во-первых, оно будет «сладким». Таких занятий у нас ещё не было! Во-вторых, мы с вами отправимся в далёкое путешествие на 100 лет назад и окажемся в старой Туле - такой, какой она была в начале XX века. И, в третьих, вы выступите в роли дегустаторов различной кондитерской продукции, став участниками «сладкой» викторины.

Мы сразу разделимся на 2 команды, выберем капитанов.

Педагог:

Итак, давайте перенесёмся во времени на 100 лет назад и окажемся в центре города Тулы, возле Тульского Кремля, у торговых рядов.

Слайд

Педагог:

Какие тут запахи! Как бойко идёт торговля! Нам тоже очень захотелось чем-нибудь полакомиться. И вот: «Горячие черепенники! Горячие черепенники!» Уличный торговец идёт вдоль торговых рядов. Что же это за загадочные черепенники? Ребята, может быть кто-то из вас знает, что это такое?

Мы такого продукта ни разу не встречали. Но во времена наших прапрабабушек и прапрадедушек это лакомство было чрезвычайно популярно! Со временем его вытеснили другие кушанья.

Что же это такое - черепенники? Черепенники, ребята, - это сильно разварившаяся гречневая каша, которую выливали на ровную поверхность, подсушивали и нарезали в виде ромбиков, напоминающих …черепицу. Именно поэтому они так и назывались.

Но почему же черепенники являлись лакомством? Вроде бы простая каша, только в необычном виде. Самая главная изюминка этого блюда заключалась в том, что эти ромбики обжаривались в масле, а сверху ещё поливались мёдом. И большего удовольствия, чем сдобренный маслом и мёдом черепенник, с аппетитом съеденный прямо на улице, простые горожане, жившие в нашем городе 100 лет назад, не могли себе и представить.

Итак, мы отведали с вами черепенников, прогуливаясь по торговым рядам у Тульского кремля и увидели объявление: «На улице Пятницкой открылась кондитерская Абрикосова».

Слайд

А мы с вами, благодаря тому, что участвовали в краеведческой игре-путешествии «В местах Тульского Посада», уже знаем, где находилась улица Пятницкая 100 лет назад.

Итак, мы отправляемся от Кремля в направлении Крестовоздвиженской площади, и минут через 7-10 оказываемся на нужном месте.

Слайд

К сожалению, тульские краеведы не могут назвать, в каком именно из этих домов находилась кондитерская Абрикосова, но мы точно знаем, что в одном из них.

Слайд

Алексей Иванович был известен как «конфетный король». Ему принадлежала огромная кондитерская фабрика в Москве, где производилось около четырёх тысяч тонн карамели, конфет, шоколада и бисквита в год. Кондитерской фабрике Абрикосова было пожаловано почётное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», т.е. он поставлял свои кондитерские изделия самому Царю.

Алексей Иванович был известен и своей благотворительностью: он помогал бедным, сиротам, жертвовал деньги на строительство больниц. У Алексея Ивановича и его супруги Агриппины Александровны родилось… 22 ребёнка!!! И они построили родильный дом для бесплатного обслуживания женщин. Этот роддом работает и в наше время, носит имя А.А. Абрикосовой.

Абрикосов, а впоследствии и его сыновья, помогали нескольким приютам в Туле, и не только деньгами, но и одаривали детей-сирот сладостями.

А ещё кондитер Абрикосов прославился тем, что изобрёл карамель с начинкой, позволяющей сохранить и передать вкус свежих ягод и фруктов. Ассортимент начинок насчитывал несколько десятков, но яблоки для своей карамели Абрикосов предпочитал из Тульской губернии.

В наше время кондитерская фабрика Абрикосова продолжает существовать, но нам она известна как концерн «Бабаевский».

Слайд

Педагог:

По ходу нашего путешествия вы будете выполнять очень вкусное практическое задание: пробовать сладости и определять наименование и начинку изделия. Например, я попробовала кусочек сладости и записываю: пряник со смородиновой начинкой, далее следующее лакомство. У вас записывает капитан команды.

А теперь попробуйте угадать, какую начинку положил кондитер в вашу карамель?

(Дети дегустируют карамель, капитан делает запись в соответствующей графе таблицы, в которую заносятся результаты данного конкурса. У каждой команды - свой набор кондитерсих изделий для дегустации)

Педагог:

Итак, мы отведали карамели у знаменитого на всю Россию кондитера Абрикосова и далее продолжаем путешествие по центру нашего города.

Через Крестовоздвиженскую площадь, минуя здание Городской Думы (сейчас это Дворец детского творчества), подойдём к дому, находящемуся на пересечении улиц Петровской (ныне Энгельса) и Посольской (ныне Советская).

Слайд

Это один из двух кондитерских магазинов знаменитого на всю Россию кондитера-пряничника, нашего земляка Василия Романовича Гречихина. Гречихин был самым знаменитым пряничником-кондитером в Туле, «королём» среди кондитеров-пряничников. Его так и называли - «пряничный король». Он участвовал во многих российских и зарубежных выставках, где завоевал более 10 различных наград - серебряных и золотых медалей, грамот. Его продукцию знали по всей России и даже за рубежом. Много раз продукция Василия Романовича была удостоена высших наград на русских и иностранных выставках.

Кондитер Гречихин выпускал множество сортов и видов пряников: от самых простых и дешёвых до очень затейливых и дорогих - заказных. Интересно отметить, что Гречихин для своих сувенирных пряников первым стал заказывать специальные жестяные сундучки, которые запирались на крошечные замочки. Такие пряники были самыми дорогими. И неудивительно! Съел пряник, а красивая коробочка осталась и радует нас каждый день!

Слайд

Педагог:

Ребята, мы снова берём сладость из тарелочки и определяем, что это за лакомство и какая в нём начинка. Результаты дегустации не забудьте записать.

Мы побывали в кондитерской пряничника Гречихина. Отведали тульских пряников! Давайте продолжим наше сладкое путешествие!

Совсем рядом, через дорогу, на улице Посольской (ныне Советской) располагалась булочная Филиппова. Её владельцем был Филиппов Иван Максимович, известный на всю Россию кондитер-булочник.

Слайд

Он впервые в России организовал хлебный магазин при пекарне. В булочной можно было купить знаменитые филипповские жареные пирожки с мясом, яйцами, рисом, грибами, творогом, изюмом, вареньем. Конечно же, здесь было неисчислимое количество сортов всевозможных булочек, саечек, калачей и т.д. Но самыми популярными оказались ситный хлеб и ржаной.

(Разъясняю детям из какой муки выпекаются эти виды хлеба)

Иван Максимович был удостоен звания Поставщика Двора Его Императорского Величества за отличное качество и широкий ассортимент продукции. Филиппов был известен своей благотворительностью. На праздники посылал бедным свежайшие калачи и сайки, помогал детским приютам.

С именем булочника Филиппова связана одна замечательная легенда. Генерал- губернатору Москвы каждое утро подавались к чаю горячие сайки от Филиппова. И вдруг за утренним чаем он обнаружил в своей сайке таракана. В гневе он закричал Филиппову: «Эт-то что? Таракан?» На что знаменитый булочник ответил: «Всё очень просто! Это изюминка!» И съел сайку с тараканом. Губернатор закричал: «Врёшь! Разве сайки с изюмом бывают? Пошёл вон!»

Филиппов вбежал в пекарню, схватил решето изюма и всыпал его в саечное тесто. Через час генерал-губернатор уже угощался знаменитыми филипповскими сайками с изюмом. Так, благодаря находчивости, знаменитый булочник Филиппов избежал наказания и подарил нам рецепт великолепного лакомства.

Продолжателем дела Ивана Максимовича стал его сын, Филиппов Дмитрий Иванович. Он открыл фабрику в Москве, на которой изготавливали, кроме выпускавшейся ранее продукции, сухари, баранки, пирожные, мармелад, карамель, а позже и такие конфеты как «Фавн», «Спящая царевна», «Царь Салтан», «Лев Толстой».

Слайд

К сожалению, внутренняя красота и изящество бывшей булочной Филиппова, с лепными потолками и колоннами, в наше время утрачена. Не так давно эта красота была разрушена и заменена на современный интерьер, и в настоящий момент там располагается магазин «Тутанхамон».

Слайд

Педагог:

И - снова дегустируем продукцию. Теперь - от кондитера-булочника Филиппова.

Теперь мы с вами отправимся на улицу Киевскую (ныне проспект Ленина), самую главную улицу города Тулы, в кондитерскую Петра Ивановича Козлова. Ребята, как вы думаете, почему эта улица была самой главной? Правильно! Она вела всех к центру города. А почему именно Киевская, а не Московская, не Калужская? Верно, потому что эта улица вела к городу Киеву.

Слайд

Вот мы и добрались до кондитерской П.И. Козлова.

Слайд

Педагог:

Но вот чудеса, ребята! Оказалось, что мы с вами совершаем наше историческое путешествие и знакомимся со знаменитыми тульскими кондитерами вместе с юной родственницей Петра Ивановича Козлова!

Это Аня Абрамова.

Конечно, никто другой не сможет рассказать так хорошо о знаменитом кондитере, как Аня.

(Презентация Ани Абрамовой о П.И. Козлове)

Педагог:

И, заканчивая наше путешествие по кондитерским магазинам города Тулы начала XX века, мы обязательно должны заглянуть в кондитерскую Василия Евлампиевича Серикова. Она располагалась на Староникитской улице. Здесь же неподалёку находилась и кондитерская фабрика В.Е. Серикова.

Осенью на фабрику прибывало множество подвод с различными фруктами и ягодами. Принимал сырьё сам Василий Евлампиевич: только самые лучшие, большие, спелые, красивые яблоки, груши, сливы, вишни. Из них варили начинку для кондитерских изделий.

Затем изготавливали кондитерские изделия - около 800 наименований сладостей, среди которых: пряники многих сортов и видов - ореховые, апельсиновые, абрикосовые, миндальные, шоколадные; карамель, конфеты, шоколад, мармелад, халва. Продукция фабрики была награждена золотыми медалями на российских выставках.

Как и другие кондитеры, с которыми мы сегодня познакомились, Василий Евлампиевич Сериков был благотворителем, то есть не отказывал в помощи нуждающимся.

Например, надомным рабочим по завёртке карамели, имеющим детей, Сериков выдавал карамель с учётом того, чтобы детишки могли поесть недоступного лакомства.

На средства кондитера Серикова была построена церковь Двенадцати Апостолов. Также он состоял попечителем церковно-приходской школы.

За свою благотворительную деятельность Василий Евлампиевич был награждён Золотой медалью «За усердие».

В настоящее время кондитерская фабрика В.Е.Серикова является действующей, и мы с ней знакомы по продукции фабрики «Старая Тула». И мы с вами в ближайшее время сходим туда на экскурсию!

Слайд.

Педагог:

Итак, ребята, наше путешествие по кондитерским Старой Тулы подошло к концу. Грустно расставаться с такими добрыми, мудрыми и талантливыми людьми. Но мы, бывая в центре Тулы, проходя по местам, связанных с их именами, обязательно вспомним наших знаменитых кондитеров: и Абрикосова, и Серикова, и Козлова, и Филиппова, и Гречихина.

А теперь, ребята, подойдите к своим капитанам с тем, чтобы окончательно определиться с результатами дегустационного конкурса.

Педагог:

Дегустация кондитерских изделий была лишь первой, практической, частью нашей викторины. Теперь приступаем к её теоретической части.

Вопросы к викторине:

  1. Как звали кондитера, который изобрёл карамель?

  2. Кто был хозяином магазина на улице Посольской, в котором в наши дни находится магазин «Тутанхамон»?

  3. Назовите имя тульского пряничника-кондитера, имевшего две кондитерские в центре Тулы. Здание одной из них сохранилось на пересечении улиц Энгельса и Советской. Укажите старые названия этих улиц.

  4. Какую продукцию выпускала кондитерская фабрика Абрикосова?

  5. С каким насекомым связана казусная история кондитера-булочника Филиппова?

  6. Какой из кондитеров стал первым выпускать пряники, упакованные в жестяные сундучки?

  7. Сколько детей было у кондитера Абрикосова?

  8. Кто из кондитеров угощал детей своих работников карамелью?

  9. На какой улице располагалась кондитерская П.И. Козлова?

  10. Какую продукцию выпускал кондитер Гречихин?

  11. Как сейчас называется кондитерская фабрика Абрикосова?

  12. Какую продукцию можно было купить в магазине Филиппова?

  13. Как называется в наше время кондитерская фабрика Серикова?

  14. Отличительные черты, присущие всем кондитерам, о которых мы сегодня узнали?

Педагог:

Первая часть нашего занятия подошла к концу. Во время перемены я подведу итоги викторины и в конце занятия объявлю победителей.

Практическая часть занятия

Педагог:

Ребята, вы познакомились с тульскими кондитерами. Узнали ассортимент кондитерских изделий, доступных тулякам, жившим 100 лет назад. А сейчас нам предстоит познакомиться с многоликими, удивительными и потрясающими своим разнообразием конфетными обёртками, а попросту, фантиками.

Предлагаю вам посмотреть коллекцию конфетных фантиков начала ХХ века (ксерокопии). Вы обязательно увидите знакомые имена кондитеров.

Давайте посмотрим и обсудим увиденное.

Педагог:

А теперь давайте познакомимся ещё с одной коллекцией. Это коллекция шоколадных обёрток. И она значительно моложе, так как относится к советскому периоду в истории нашей страны.

(Знакомство с коллекцией)

Педагог:

Ребята, я знаю, что некоторые из вас принесли фантики конфет, которые мы можем купить в магазине в наши дни. Мы их тоже сейчас обязательно посмотрим. Может быть, кто-то даже захочет обменяться друг с другом понравившимися фантиками и сегодняшний день станет днём рождения коллекции, которую начнёт собирать кто-то из вас. А через 100 лет ваши правнуки будут с гордостью показывать её своим друзьям!

(Знакомство с коллекцией, обсуждение: какие фантики понравились больше, какие удивили и т.д.)

Педагог:

А теперь я хочу вам предложить попробовать себя в роли кондитера начала ХХ века и изобрести «свой» сорт конфет и соответствующий ему фантик с указанием названия конфеты и кондитера, её изготовившего.

Подумайте о том, какая это будет конфета? Может быть карамель с особенной начинкой, обсыпкой? А может это будет шоколадная конфета с экзотическими орехами или фруктами, с цукатами, или с мармеладом.

Фантазируйте! Сначала нарисуйте эскиз фантика восковыми карандашами. Ну а затем представьте свою продукцию покупателям, т. е. нам, участникам и гостям сегодняшнего занятия.

Придуманный и нарисованный вами фантик я прикреплю на стенд. В конце занятия мы проведём выставку-презентацию ваших фантиков.

Выполнение работы.

Подведение итогов занятия. Оформление выставки выполненных работ.

Педагог:

Ребята! Какие вы молодцы! Замечательные фантики у вас получились, И конфеты, наверняка, вкусные! Я думаю, что вы легко могли бы устроиться на кондитерскую фабрику Василия Евлампиевича Серикова и заведовать одним из отделений предприятия. А если бы Алексей Иванович Абрикосов узнал о ваших способностях к кондитерскому делу, то всячески пытался бы переманить таких специалистов к себе, в Москву.

А сейчас давайте подведём итоги нашей «кондитерской» викторины.

(Команды вместе со своими капитанами выходят к доске)

Педагог:

Победила кондитерская … дружба! Обе команды набрали одинаковое количество баллов! Молодцы! Вы оказались очень внимательными, наблюдательными, талантливыми и творческими ребятами, поэтому, заработали сладкие подарки!




Использованная литература

  1. Ашурков В.Н. Город мастеров. - Тула. 1958.

  2. Ашурков В.Н. Страницы тульской старины.- Тула: Приокское книжное издательство. 1980.

  3. Демидов С.И. Экскурсионные маршруты по Туле. - Тула. 1996.

  4. Колесник Л.С., Сулимова Т.Н. и др. Тула - пряничная столица. Из истории кондитерского дела в России и Туле. - Тула: Гриф и К, 2004.

  5. Полянская М. Тульские кондитеры - дарители




12


© 2010-2022