Проект «Организованное добровольчество»

Данный проект  может быть полезен для  учителей начальных классов и обучающихся общеобразовательных школ, так как он актуален при решении такой проблемы, как формирование человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей.На примере деятельности нашей школы  раскрыто содержание благотворительной работы, имеющей системный характер; показаны конкретные формы, методы, технологии организации деятельности, ориентированные на решение социальных задач. Поле деятельности до...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Всё хорошее в природе - солнце, а всё лучшее в жизни от

человека.

М.Пришвин.


Актуальность проекта


Организованное добровольчество - это, прежде всего, хорошо спланированный и управляемый процесс, направленный на привлечение граждан и общественных объединений для участия в формировании и реализации государственной социальной политики, развитие гражданских инициатив для достижения целей социального и экономического роста и развития гражданского общества. Это эффективный способ мобилизации общественных ресурсов для решения социальных проблем, позитивного развития молодежи, творческой консолидации и сплоченности общества, укрепления доверия и развития сотрудничества между властью и институтами гражданского общества.

В том, что добровольцы обществу нужны, сомнений нет. Направлений, в которых они могут вести работу, реализовать свои способности, приобрести необходимые социальные компетенции множество: шефство над инвалидами и ветеранами, помощь сиротам и тяжелобольным, пропаганда здорового образа жизни среди молодежи, сохранение исторического и культурного наследия и т.д.

Но необходимо отметить, что добровольческое движение только тогда может приводить к высокоэффективным результатам, когда она строится системно, на основе комплексного, междисциплинарного подхода; когда в нее включаются все социальные силы; когда она выстраивается как целенаправленная деятельность; когда всё это профессионально обеспечено и оснащено в научно-методическом плане.

В современном мире, во времена компьютеризации, дети разучились общаться друг с другом, зачастую утратили такие человеческие качества как уважение, сострадание, отзывчивость. Добровольчество воспринимается ими не как эффективный способ самореализации и социализации, а как бесполезная общественная нагрузка. Также необходимо отметить низкую активность средств массовой информации в освещении добровольческих инициатив, формировании у населения «правильного» представления о добровольчестве.

Сегодня одной из главных задач школы является воспитание в школьниках доброты. Доброта - общечеловеческая духовная ценность, которая имеет огромное значение для человечества на данном этапе развития общества. Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст.

Цели проекта:

Развитие представления учащихся о добре; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие адекватной самооценки; развитие умения делать правильный выбор при решении жизненных ситуаций.

Задачи проекта:

  1. Сформировать в сознании детей понятие «доброта».

  2. Расширить знания школьников о доброте и её роли в жизни каждого человека.

  3. Воспитывать доброжелательность.

  4. Формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, творческую активность детей.

  5. Содействовать воспитанию гуманного отношения к близким и окружающим людям.

Ожидаемые результаты:

  • Осознание детьми значения слова доброта.

  • Умение отличать добрые качества в людях.

  • Появление желания делать добро людям.


Данный проект может быть полезен для учителей начальных классов и обучающихся общеобразовательных школ, так как он актуален при решении такой проблемы, как формирование человеческой доброты, милосердия, умения радоваться и переживать за других людей.

Добровольческий отряд воспитывает у школьников внимательное отношение к людям, готовность прийти на помощь.




Деятельность добровольческого отряда

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №8»

Социальные проблемы, на решение которых направлена добровольческая деятельность:

  • оказание личных социальных услуг престарелым, малоимущим, детям с ограниченными возможностями; детям, оставшимся без попечения родителей и оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

  • сбор пожертвований, имущества, продуктов питания и пр. для передачи нуждающимся;

  • участие в восстановлении памятников истории и культуры, оказание социальных услуг музеям, выставкам и др., не преследующим целей получения прибыли;

  • участие в массовых социальных мероприятиях, в том числе в сборе подписей для решения социальных задач;

  • участие в экологических мероприятиях;

  • участие в мероприятиях образовательной, просветительской и иной деятельности, направленной на повышение образовательного, культурного уровня, повышения толерантности и интернационализма в обществе;

  • оказание помощи участковым, спасателям и пожарным при возникновении чрезвычайных происшествий;

  • проблемы местного и локального значения, в том числе благоустройство и уборка территорий и др.

Основные мотивы участников образовательного процесса, вовлеченных в добровольческую деятельность:

  • самореализация (невостребованные в повседневной жизни способности, талантов, скрытые амбиции);

  • возможность заниматься любимым делом, получить новые знания и социальные компетенции, «примерить» на себя новую социальную роль;

  • желание активно участвовать в жизни общества;

  • общественное признание;

  • расширение круга общения, нахождение единомышленников и друзей.

Механизм вовлечения в добровольческую деятельность школьников

Перспективным направлением является организация социальной практики для учащихся на различных ступенях обучения. Объектами социальной практики являются следующие формы общественно значимой деятельности учащихся:

  1. Участие в волонтерских движениях различной направленности.

  2. Занятость общественно-полезным трудом по благоустройству и озеленению города (района).

  3. Осуществление в рамках патроната посильной помощи социально незащищенным слоям населения своего района (города) (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям, неполным семьям) совместно с социальными работниками.

  4. Участие в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта, оказание помощи в работе музеев, библиотек, детских спортивных площадок и стадионов.

  5. Участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования, младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и занятости во внеурочное время.

  6. Практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социально значимую ценность.

  7. Работа в качестве интервьюеров при проведении опросов общественного мнения и социологических исследований средствами массовой информации и специализированными службами.

  8. Осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, подразделений городских и районных комитетов по делам молодежи, органов местного самоуправления жителей микрорайонов.

Как и во многих регионах, волонтеры нашей школы участвуют во многих программах:

  • «Помощь домам престарелых» - помощь в уходе за ветеранами и общение с ними; добровольческие концерты для ветеранов; организация досуга - выезды в музеи и на праздники.

  • «Обездоленные дети. Движение навстречу» (помощь детским домам и дому ребенка) - добровольцы-репетиторы по школьным предметам; индивидуальное наставничество; ведение кружков и мастер-классов; волонтеры-артисты для организации детских праздников; прогулки с малышами.

  • «Пункт приема и выдачи одежды» - добровольческая помощь в сортировке вещей и комплектации партий одежды.

  • «Социальная поддержка нуждающихся нашего города» - добровольцы-артисты для организации концертов для ветеранов.

Среди многочисленных мероприятий, участниками которых являются добровольцы, следует назвать акцию «Теплый дом». В рамках этой акции были проведены комплексные мероприятия по оказанию помощи, школе-интернату №6, детскому дому №1, детскому дому №2 для детей с отклонениями в развитии, социальному приюту, многодетным семьям, ветеранам ВОВ, инвалидам- колясочникам, оказание помощи Специализированному Дому ребенка (собраны игрушки, книги, одежда, организованы праздники для малышей). Для воспитанников Социального приюта была организована концертная и спортивная программа, проведена викторина на тему Олимпийских игр. Затем была проведена товарищеская встреча по флорболу. Детям было подарено, прежде всего, душевное тепло, которого им порой не хватает.

Приближение Нового года, Рождества - всегда приближение радости, нечаянных сюрпризов, добрых гостей. Для детей Детского дома №2 праздничным подарком всегда является приезд учащихся и родителей нашей школы, которые всегда готовы поделиться душевным теплом с теми, кого судьба лишила родительской любви.

По инициативе Совета старшеклассников была проведена акция «Лучик солнца». Ребята собирали игрушки, вещи, книги, сладкие подарки. Но никакие, даже самые лучшие, подарки не заменят живого человеческого общения, и потому старшеклассники подготовили развлекательную программу. Вместе с героями любимых сказок детишки пели, танцевали, отгадывали загадки, водили хороводы. Ощущение праздника не покидало и, думается, запомнится надолго.

Широкое распространение получили в школе экологические проекты. В рамках акции «Кузбасский лес» было высажено более 500 различных саженцев.

3 апреля 2013 года был проведен благотворительный гуманитарный праздник «Берегите живую природу» для воспитанников школ-интернатов, многодетных семей, в котором приняло участие более 200 человек.

Многие добровольцы получают от работы моральное удовлетворение, чувство самоуважения и уверенности в себе.



Механизм вовлечения в добровольческую деятельность младших школьников

Проект «Организованное добровольчество»Для достижения поставленных целей и задач проекта в 2009-2010 учебном году на базе коллектива 1 класса был создан творческий коллектив «Солнышко», который объединил ребят с вокальными, танцевальными, артистическими данными. На протяжении двух лет (1 и 2 класс) коллектив успешно показывал своё творчество в школьных концертах. В репертуар мы включали музыкально-хореографические композиции, необходимые для организации воспитательного процесса школы. Работа в коллективе строилась на основе инициативы и самодеятельности детей. В результате в 2009 - 2010 учебном году (3 класс) коллектив был включён в школьный отряд волонтёров и начал принимать активное участие в марафоне добровольческих инициатив «Спешите делать добро!». С выездными концертами ребята посещали детские дома города и Центр для детей с ограниченными возможностями, Социальный приют «Радуга». Коллектив принимал активное участие в социально ориентированных проектах, акциях, за что были награждены Благодарственным письмом Управления образования Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Занятия в творческом коллективе помогли воспитать у школьников такие качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим, милосердие.

Вся работа строится по плану, составленному на год.


План мероприятий

по реализации добровольческих инициатив

«Спешите делать добро!»

n/n

Название мероприятий

Сроки

проведения

Ответственный

Отметка

о выполнении

1.

Классный час о школьном марафоне добровольческих инициатив

«Спешите делать добро!».

январь

Классный

руководитель

Выполнено

2.

Заседание отряда добровольческих инициатив «Спешите делать добро».

январь

Зам. директора

по ВР

Выполнено

3.

Классный час

«Что такое доброта?»

февраль

Классный

руководитель

Проведён

4.

Участие в школьной акции «Посылка в армию выпускнику».

февраль

Классный

руководитель

Выполнено

5.

Поздравление для ветеранов, проживающих в

«Доме сестринского ухода».

февраль

Классный

руководитель

Выполнено

6.

Изготовление поздравительных аппликаций для пап.

февраль

Классный

руководитель

Выполнено

7.

Подготовка вечера для поздравления ветеранов микрорайона.

февраль

Классный

руководитель

Выполнено

8.

Товарищеская встреча по флорболу с воспитанниками социального приюта.

февраль

Учитель физкультуры

Выполнено

9.

Изготовление сувениров - аппликаций на День 8 марта.

март

Классный

руководитель

Выполнено

10.

Организация экскурсии на местное отделение связи.

март

Классный

руководитель

Выполнено

11.

Книжкина больница.


март

Классный

руководитель

Выполнено

12.

Акция «Посади дерево».

апрель

Классный

руководитель, родители.

Выполнено

13.

Трудовой десант по благоустройству территории школы и территории микрорайона.

апрель

Классный

руководитель, родители

Выполнено

14.

Акция «В мире цветов».

Работа на клумбах по благоустройству территории школы.

апрель - май

Классный

руководитель, родители

Выполнено

15.

Акция «Ветеран» изготовление поздравительной открытки ветеранам войны и тыла.

май

Классный

руководитель

Выполнено

16.

Акция «Весенняя Неделя Добра».

апрель

Классный

руководитель

Выполнено

17.

Акция «Лучик солнца» (поездка в д\дом №2, подарки и игры с воспитанниками).

май

Классный

руководитель

Выполнено

18.

Акция «Подари книжку другу»

(сбор книг для детей из д\дома №1)

май

Классный

руководитель, библиотекарь

Выполнено

19.

Оформление альбома «Спешите делать добро»

май

Классный

руководитель

Выполнено

20.

Оформление дневника добровольческого отряда.

Январь - май

Классный

руководитель

Выполнено




Заключение

Анализ современного опыта позволяет констатировать, что в последние годы в нашей стране разрабатываются и осуществляются федеральные, региональные, областные социальные программы по развитию добровольческого движения, совершенствуется сложившаяся система, появляются и апробируются новые формы и методы благотворительной деятельности, организуются широкомасштабные благотворительные акции. С участием представителей органов законодательной, исполнительной власти, благотворительных неправительственных некоммерческих организаций проводятся комплексные мероприятия.

Современная система добровольческого движения в России опирается на богатый исторический опыт благотворительности. Хотя изучение зарубежного опыта волонтерского движения внесло и продолжает вносить большой вклад в теорию и практику социальной работы в нашей стране, однако современное российское общество опирается на свое историческое прошлое.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности.

Наряду с этим, мы анализируем и сложившийся в нашей школе практический опыт добровольчества. На примере деятельности нашей школы раскрыто содержание благотворительной работы, имеющей системный характер; показаны конкретные формы, методы, технологии организации деятельности, ориентированные на решение социальных задач. Поле деятельности добровольцев очень широко. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции. Но самое ценное то, что добровольческой деятельностью начинают заниматься обучающиеся младших классов.










Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»Проект «Организованное добровольчество»


© 2010-2022