Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Октябрьская СОШ















ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


«У истоков двух религий»




Выполнила Попова Валентина Юрьевна

Преподаватель Попова Тамара Петровна




2012


Содержание.

Введение

I. У истоков двух религий

II. Археологические раскопки мавзолея-мечети.

1.Первые исследования мечетей И. И. Жолобовым

2. Исследования В.П.Левашовой

3. Исследования М. В. Цыбина

3.1.Предистория обнаружения второй мечети

3.2 Структура мавзолея - мечети

3.3 Исследования за пределами мечети

3.4 Мусульманские культовые здания на реке Мечеть

III. Истоки христианства.

Заключение

Список источников и литературы

Приложение



Введение

Современный мир насыщен множеством событий: землетрясения, изменения климата, исчезновение животных, но на первом месте всегда были отношения между людьми. И здесь для многих возникают проблемы: бедные и богатые, христианин и мусульманин, физически здоровый и инвалид. Люди потеряли многие человеческие ценности. И нам в своей работе хотелось разобраться, как в древние времена мирно существовали люди разных вероисповеданий.

История знает различные примеры мирного сосуществования религий. Вот лишь некоторые.1 Так, например, знаменитая икона Дионисия «Житие митрополита Алексия» с двадцатью клеймами по периметру, на которых изображены наиболее важные события биографии митрополита Алексия от рождения до смерти. Шесть клейм из двадцати посвящены взаимоотношениям митрополита с ордынцами-мусульманами и при том, что икона была создана после 1480 г., когда Русь уже формально не подчинялась Орде.2 Будучи главой Русской Православной церкви и фактически управляя в качестве регента-правителя послушной ему Боярской думой, митрополит Алексий силой своего авторитета многое сумел сделать для развития московско-ордынских отношений. Он имел охранную грамоту для безопасного проезда в Орду и Царьград. Летописи пишут, что митрополиту Алексию, который имел обширные познания в народной медицине, удалось исцелить царицу Тайдулу от слепоты святой водой (рис. 2).Вся Орда во главе с ханом Джанибеком, рассказывает летописец, была потрясена этим чудом. В благодарность хан подарил целителю принадлежавший ему небольшой учас­ток земли в Кремле, где в память о чуде прозрения ханши был построен Чудов монастырь (рис.3).3

Между ханом и митрополитом, согласно летописным данным, установились в чём-то показательные для представителей московско-ордынской элиты того времени тёплые и даже доверительные отношения. Оба являли собой пример веротерпимости и присущего духовно развитым людям чувства человеческого сострадания.4

Второй пример, начало XIV века - время активного межгосударственного общения с арабо-мусульманским миром и прежде всего с Египтом. Согласно имеющимся источникам, в 1317 году султаном Египта в качестве подарка золотоордынскому хану была прислана работа каирских мастеров - «шапка Мономаха», которая затем оказалась у Ивана Калиты ( рис.4).

Третий пример, легенда приписывает великому Чингизхану следующие слова, которые во многом объясняют суть религиозной политики его эпохи: «Люди разной веры должны жить в мире, и тогда мы вновь станем братьями».5

Четвертый пример - это храм Василия Блаженного (1555-1556). Архитектурным прототипом храма стал известный памятник мусульманского зодчества, существовавший до захвата Казани, - мечеть Кул Шариф. (рис.5).6

Следует также отметить мечети-мавзолеи располагаемые на окско-донском плоскоместье. В то же время на протекающем невдалеке Битюге археологи обнаружили остатки русских поселений примерно того же времени. Возможно, природные условия способствовали выбору различных этносов этой красивой земли в качестве места для поселения. Таким образом - это еще один своеобразный символ тюрко-славянского и одновременно мусульманско-христианского духовного сотрудничества.


_________________________________________________________________________

1.Асадуллин Фарид «Исторический форум: история России, всемирная история: Москва - третий Рим»

2.Дионисий 1969. Дионисий. Образ и цвет. - М.: Изобразительное искусство, 1969. - Илл. 5-14.

3.Свирин 1958. Свирин А.Н. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи. - М., 1958. - Илл. 53, 54.

4.Московкая энциклопедия монастырей

(moscow.org/moscow_encyclopedia/114_chudov_monastery.htm)

5.Жилина Н. В. «Шапка Мономаха»: Историко-культурное и технологическое исследование

6. Храм Василия Блаженного

( umeda.ru/vasilij_blajenai)

I.У истоков двух религий.

Посёлок Красный расположен на берегах речки Мечеть, что протекает на юге Бобровского района. Название речки уходит корнями в далекую древность. В 14 веке на месте нашего посёлка было монгольское поселение, строение которого монголы возвели из красного кирпича. У западной окраины поселка был построен мавзолей в честь похороненных здесь знатной монголки.1

А Красным наш поселок стал называться благодаря святому колодцу, который существовал еще до основания поселка. У колодца стоял красный крест - отсюда и название поселка, Красный.2

Существующий в настоящее время поселок Красный был основан в 1923 году. Коллектив учителей и учеников нашей школы провёл большую работу по изучению древней истории нашего края.

В настоящее время на территории нашего поселка проживают 549 жителей из них 117 это турки - месхетинцы. Не по своей воле они попали в наши края. Это было результатом политических событий следовавших за распадом большой многонациональной державы СССР. Кому-то это покажется случайностью. А мы в своей работе покажем, что существование двух религий на территории нашего поселка имеет многовековую историю. На примере двух памятников истории мы приведем еще один пример мирного существования двух религий.

Первый - это археологические раскопки мавзолея-мечети - памятника ислама.

Второй - это святой источник - памятник христианства.


____________________________________________________________________

1. Археология и история Юго-Востока Древней Руси. Воронеж, 1993. С. 24-26).

2. Золин П.М.Русь до Руси. Вып.9).

II. Археологические раскопки мавзолея-мечети.

1.Первые исследования мечетей И.И.Жолобовым

Особое место в нашем исследовании занимают древние, золотоордынские памятники - мечети-мавзолеи, обнаруженные в результате археологических разведок, экспонаты которых частично выставлены в Музее археологии Воронежского государственного университета.

Экспедиция под руководством Михаила Владимировича Цыбина (доцента Воронежского Государственного Университета) раскрыла еще одну, малоизвестную страницу в истории Воронежского края средних веков - почти месяц в селе Красном Бобровского района Воронежской области велись раскопки на месте мечети. В Битюг, впадает речка Мечеть, названная так русскими крестьянами потому, что на ней находятся недалеко друг от друга остатки двух кирпичных построек, которые считались мечетями. Одна из них исследована археологами и оказалась мусульманским надгробным мавзолеем XIV в., какие обычно строились в большом количестве на кочевьях золотоордынских татар.

Первое упоминание о «мечетях татарских» сделал Иван Иванович Жолобов в 1865 году, посланный во главе военно-географической экспедиции для обследования населенных местностей южно-русской степи - по берегам рек Битюг, Осереди и Дона. Вот как исследователь описывает увиденное: «Повыше того броду с левой стороны с Нагайской степи пришла и впала в Битюк реку речка Мечеть. А лесов по ней нет. А в верху той речки на левой стороне стоит татарская мечеть каменная. А от того броду до мечети по скаске того ж Воронежца Ивана Дрозжигина с товарыщи версты с четыре. А по досмотру та мечеть стоит на степь в вышину сажени с четыре, а около той мечети - сажен з десять. А своды вверху у той мечети развалялись».1

2. Исследования В.П.Левашовой

Позже в 1902 году исследователя тех мест, члена ученой воронежской архивной комиссии Михаила Трунова привлекли внимание два холма, представлявшие собой развалины кирпичных зданий. Только в 1948 году научный сотрудник Государственного Исторического Музея Варвара Павловна Левашова провела раскопки на большем из холмов. Левашова раскопала небольшой участок площади (64 кв. м.) большего из мавзолеев. У нее была причина торопиться, так как местные жители к тому времени заняли холм под кладбище. В результате раскопок стало ясно, что в этом месте располагался мусульманский мавзолей-мечеть. Кирпичные стены здания были облицованы цветными изразцами. Под кирпичным полом оказалось несколько могил в кирпичных склепах. Левашова справедливо считала, что конструкция склепов, положение и ориентировка погребенных, отсутствие погребального инвентаря характерны для мусульман. Об этом свидетельствует и находка сердоликового амулета с изречением из Корана. Полустертая арабская надпись изречения из Корана гласила: "Во имя Аллаха справедливого милостивого. Победа от Аллаха и одоление близ (кое), и... правоверных" (Прим. - надпись местами нечеткая).

Кирпич производился здесь же, недалеко от мечети на берегу реки (горн был обследован Левашовой в 1947 г). Для строительства использовались изразцы различных форм, размера и расцветки. По мнению исследовательницы, они, как и кирпичи изготавливались недалеко от мавзолея. Об этом говорит и тот факт, что еще в 30 - х гг. XX в. неподалеку от горна местные жители находили обломки архитектурного декора. Теперь это место уничтожено обвалами берега и подтверждение существования, какой - либо печи невозможно, однако, сложная технология производства подобной облицовочной плитки ставит под сомнение утверждение о ее местном происхождении.2

3. Исследования М.В.Цыбина

Ровно через 40 лет в 1989 г. этот памятник исследовался экспедицией Воронежского университета. Было заложено два разведочных шурфа на территории меньшего мавзолея, в которых обнаружились изразцы и участки кладки. Все это было законсервировано, и работы продолжились только лишь спустя 13 лет - в 2002 г. под руководством доцента кафедры археологии и истории древнего мира ВГУ Михаила Владимировича Цыбина.

3.1Предыстория обнаружения второй мечети.

При разработке грунта под сельский коровник строителями, среди которых были мусульмане-дагестанцы, нашли фрагменты изразцов с мусульманским орнаментом. Этот факт и трепетное отношение к историческому наследию ислама вынудили мусульман-строителей отказаться от продолжения работ. Именно, их можно признать первыми «археологами», обнаружившими и распознавшими культовые для исламской цивилизации фрагменты фундаментов с мусульманскими изразцами. Пришлось приостановить все строительство и председатель хозяйства Попов ЮА. незамедлительно обратился к археологам в областной центр.

Приехавшие на раскопки ученые выбрали свободный от кладбища холм, который уже был слабо виден на местности. Изначально предполагалось, что постройка имеет небольшие размеры, однако общая площадь раскопа составила 432 кв.м. Лишь по частично сохранившемуся фундаменту удалось установить, что этот мавзолей-мечеть имел размеры 21,5Х10,5 метров. На месте же поисков Левашовой было сельское кладбище, причем христианское и мусульманское, разделенное рвом.3

3.2 Структура мавзолея - мечети

Основу структуры мечети-мавзолея составляло прямоугольное помещение размерами около 14,5х10,5 м, разделенное стеной на две камеры: видимо, усыпальницу («гур-хана») и место оплакивания («зиярат-хана»).В «гур-хане» находилась полностью ограбленная гробница, имевшая размеры 4,5х4,6 м. и углубленная в материк до 1,5 м. С востока в гробницу имелся вход, который, в последствии был перекрыт стеной.

Рядом с гробницей выявлено два более поздних по времени погребения. Причем одно из них в узкой могильной яме в деревянном гробу, оббитом кожей и скрепленном железными скобами. Погребение было перекрыто кирпичами. В могиле была найдена бусина из сердолика. К «гур-хане» было пристроено прямоугольное помещение, размерами около 5x4 м, в котором, судя по находкам костей и двух бронзовых бубенчиков, также совершались захоронения. Длинные стены мавзолея с ЮЮЗ оканчивались пилонами. Вход, видимо, перекрывался аркой, которая вместе с пилонами образовывала портал, украшенный мозаикой на кашине. Непрозрачная полива плиток имела чаще всего ультрамариновый, белый и бирюзовый цвет. Встречались плитки, покрытые тонкой золотой фольгой на белой поливе. Орнаментация мозаик представлена растительными узорами, геометрическими фигурами и, возможно, буквами.4

3.3 Исследования за пределами мечети

За пределами исследованного мавзолея выявлено детское погребение с западной ориентировкой, совершенное в узкой могильной яме. Это и подтолкнуло исследователей на мысль об изучении территории прилегающей к мечети-мавзолею.

С южной стороны в кирпичном развале были обнаружены изразцы, фрагменты чугунного котла, причем на нескольких были бронзовые припайки (видимо места крепления цепи), несколько фрагментов золотоордынской и русской керамики. В восточной прирезке, как и предполагалось, были обнаружены два погребения под каменными закладами с характерной ориентировкой и без инвентаря. Однако, в одном из них было обнаружено пять золотоордынских серебряных дирхемов. Анализ показал, что монеты относятся к 80-90 гг. XIV в. Эту дату подтверждает и фрагмент кашинной керамики с полихромной росписью и подглазурным рельефом. Это означает, что погребения были совершены на заключительном этапе функционирования комплекса. На это обстоятельство указывает и тот факт, что кирпичи, которыми закладывались могилы, снимались, по всей видимости, со стен мавзолея. Нужно сказать о том, что совершение погребений рядом с мавзолеями, даже после того как они переставали функционировать, нормальное явление для погребального обряда Золотой Орды - эти места продолжали считаться культовыми. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что эти мавзолеи принадлежали хану из крупного рода (возможно Чингиcидов) и маркировали центр кочевого улуса.

Кроме упомянутых находок, в восточной прирезке был найден перстень прекрасной сохранности с растительным орнаментом. Нерешенным остается вопрос исторической интерпретации данного памятника: какому хану он принадлежал, почему был разрушен. Помимо перечисленных объектов, экспедицией ВГУ было обнаружено синхронное мавзолею поселение XIV в., с русской и золотоордынской керамикой, располагающееся неподалеку.5

3.4 Мусульманские культовые здания на реке Мечеть

Мусульманские культовые здания на реке Мечеть уникальны для того времени своими архитектурными технологиями и размерами. Площадью более 200 квадратных метров каждая, мечети имели толщину стен до 1,8 метра, а высоту, судя записям Жолобова - от 6 до 15 метров. Очень высокое качество кирпича позволило сохраниться фундаменту зданий до момента раскопок. Интересны и фрагменты плиток-изразцов, покрытых разноцветной глазурью, а некоторые и золотом, имеющие формы арабских букв и ярко-выраженный мусульманский орнамент.

Сложная архитектура и богатая отделка мусульманских зданий свидетельствует об их особом назначении - ее посещали мусульмане-ордынцы, имевшие в то время большую власть, высокий статус и положение в обществе. Продвигаясь по своим изведанным дорогам (сакмам), они останавливались в этих культовых мусульманских зданиях, вели встречи, решали политические вопросы, связанные с делами всего улуса, а, также, поклонялись Всевышнему. (рис.6)

Из всего выше сказанного вывод очевиден - мусульмане издревле населяли воронежские земли.

_______________________________________________________________

1. Новохарьковский могильник эпохи Золотой Орды. Воронеж: Издательство ВГУ- МИОН, 2002. С. 177.

2. О. Кретова. Воронеж. Летопись дней минувших. 2-ое доп. изд. Воронеж, 1967, С.177.

3..Археологические факты присутствия ислама в Воронежском крае

(islamtambov.ru/node/45)

4.Газиев М.Р.

(muslimvrn.ru/proekt7.html)

5. Алексеев В.П. От редактора . Пряхин А.Д. Археология…Наследие. Воронеж, 1988. С. 3.

III. Истоки христианства.

Наша краснянская земля богата не только историческими памятниками исламской культуры, но и христианскими памятниками. Да, они не такие древние, но также являются частью истории нашей малой родины.

Путешествуя по страницам Интернета, мы встретили информацию «Святыни Воронежско-Липецкой епархии», где было сообщение о нашем посёлке Красном. «Ещё до основания посёлка на левом берегу реки Мечеть был вырыт колодец. Вода в нём считалась целебной. Около колодца стоял красный крест, на нём висела медная кружка. Кто приходил за водой, опускал в кружку монету. От цвета креста и пошло название посёлка - Красное. Во время засухи люди собираются к этому роднику, молятся о дожде. Священники здесь молебны с водосвятиями».1

Эта информация заинтересовала нас и мы обратились за помощью к нашему учителю географии Шацких Марии Митрофановне. Под её руководством была проведена поисковая работа по данной теме. Нам удалось найти подобную информацию в книге белорусского ученого Эдуарда Витюка «Вода - целительница». Преданья гласят, что вода в нем была целебной.2

Мы решили заинтересовать жителей нашего поселка и восстановить целебный источник.

По рассказам жителей поселка Мария Митрофановна определила предполагаемое местонахождение колодца (рис.7).

Мы начали копать. Земля была влажная, и работалось очень тяжело, но когда наткнулись на остатки сруба, то поняли, что мы на верном пути. Теперь дело было за техникой. Руководитель КФХ «Колос» Шацких Ф.А. выделил технику, а местные жители, и взрослые, и дети, христиане и мусульмане, все лето трудились над восстановлением источника. (рис.8).

В сентябре сруб был готов. Поставили крест, покрасили красным цветом.

Так совместными усилиями мы восстановили целебный источник.

_________________________________________________________________

1. Алексеев В.П. От редактора . Пряхин А.Д. Археология…Наследие. Воронеж, 1988. С. 3.

2. Иерей Евгений Прутов. Из истории крестных ходов

Заключение

Как же теперь живет современное поколение? Не потеряло ли оно свои исторические корни? Как они относятся к людям других вероисповеданий? Более двадцати лет в нашем поселке русские и турки живут дружно. Мы вместе работаем, растим и воспитываем детей, отдыхаем и играем свадьбы.

В нашем селе появились и совместные браки. Это семьи Каримовых Елены и Салижона, Мамедовых Татьяны и Рустама и семья Мамедовых Татьяны и Мехти. Второе поколение прибывших играют свадьбы на Красновской земле. На современных турецких свадьбах стараются придерживаться национальных традиций. (рис.9)

В школе оформлены тематические стенды. Ученики под руководством учителей проводят для жителей села интересные мероприятия. А 16 марта этого года мы приняли участие в областном конкурсе социальных проектов «Гражданин - Воронежского края - гражданин России», где заняли первое место.

Мы, молодое поколение, не забываем историю своего края. В летнее время ученики нашей школы вместе с учителями совершают экскурсии на места раскопок, погружаются в мир древней истории и слушают рассказы о народностях населявших наши земли в древние века.(рис.10, 11)

Старшеклассники регулярно посещают восстановленный колодец, ухаживают, очищают от мусора и снега территорию. Теперь все желающие могут утолить жажду прохладной водой. (рис.12)

Чем дальше время уходит вперед, тем меньше молодежь знает о событиях прошлого, истории своей малой родины. Молодое поколение мало знает историю той местности, где живет, потому что не соотносит историю края, района, своей деревни и историю своей семьи с историей России.(рис.13)

Мы, призываем всех! Не забывайте историю своей малой родины, изучайте её, ведь из историй вот таких маленьких деревень складывается история нашей необъятной Родины - России.

Человек, не знающий историю своей Родины, не может называться патриотом!

Список источников и литературы


Книга под фамилией автора


Алексеев В.П. От редактора . Пряхин А.Д. Археология…Наследие. Воронеж, 1988. С. 3.

Асадуллин Фарид «Исторический форум: история России, всемирная история: Москва - третий Рим»

Жилина Н. В. «Шапка Мономаха»: Историко-культурное и технологическое исследование. М., 2001.

Иерей Евгений Прутов. Из истории крестных ходов

Свирин 1958. Свирин А.Н. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи. - М., 1958. - Илл. 53, 54

Кретова О. Воронеж. Летопись дней минувших. 2-ое доп. изд. Воронеж, 1967, С.177.

Книга под заглавием


Археология и история Юго-Востока Древней Руси. Воронеж, 1993. С. 24-26).

Дионисий 1969. Дионисий. Образ и цвет. - М.: Изобразительное искусство, 1969. - Илл. 5-14.

Новохарьковский могильник эпохи Золотой Орды. Воронеж: Издательство ВГУ- МИОН, 2002. С. 177.

Татары и Русь. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв, 1238-1598 гг. (От битвы на р. Сить до покорения Сибири). Справочник. - М.: Междунар. Отношения, 2001. - 192 с. С. - 34-35.

Библиографическое описание документа из Interneta


Ванит исторический форум

( vantit.ru/)

Археологические факты присутствия ислама в Воронежском крае

( islamtambov.ru/node/45)

Газиев М.Р

( muslimvrn.ru/proekt7.html)

Храм Василия Блаженного

(umeda.ru/vasilij_blajenai)

Московская энциклопедия монастырей

(moscow.org/moscow_encyclopedia/114_chudov_monastery.htm)

Приложение

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий





Рисунок.1

Митрополит Алексий с житием. Школа Дионисия. Икона XV века




Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий










Рисунок. 2

Клеймо с иконы "Митрополит Алексий с житием" изображает излечение царицы Тайдулы







Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий










Рисунок 3

Чудов монастырь




Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий



















Рисунок 4

Шапка Мономаха




Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий







Рисунок 5

Покровский собор (храм Василия Блаженного)









Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Восточные стены мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Восточные стены мечети 2 (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Восточные стены мечети 2 (вид 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Восточные стены мечети 2 (фундамент)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Вход в склеп

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Вход в склеп (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Исследование погребения 1 мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Исследование склепа мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (раскопки 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (раскопки 4)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (раскопки 5)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (раскопки 6)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
К методике реконструкции плана мечети 2 (раскопки)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Кашинные изразцы

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Кашинный изразец с продольным боковым пазом

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Кирпичная вымостка входа

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Место расположения горна для обжига кирпичей

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Мечети у пос. Красный Топографический план

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Мечеть 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Монеты из погребения 3 за пределами мечети

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Монеты из погребения 3 за пределами мечети (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Монеты из погребения 3 за пределами мечети (вид 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Монеты из погребения 3 за пределами мечети (вид 4)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Мусульманское кладбище рядом с бывшей мечетью

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
На заднем плане фундамент коровника

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
На заднем плане фундамент коровника (вид 2).

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Находки на территории мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Образцы кирпичей мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Общий вид раскопа

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Элементы мозаики, внизу фото покрытые золотом

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Определение размеров мечети

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Определение размеров мечети (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете (вид 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете (вид 4)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете (вид 5)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение 1 в самой мечете (вид 6)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
погребение за пределами мечети

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение за пределами мечети (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение за пределами мечети (вид 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Погребение ребенка за пределами мечети

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Раскопки Левашовой (сердоликовый амулет)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Расчистка фундаментной кладки

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Реконструкция плана мечети 2 по фундаменту

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Северное помещение мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Склеп

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Склеп в центре мечети

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Склеп мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Состояние мечети-мавзолея 2 в 2001 г.

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Сосстояние мечети-мавзолея 2 в 2001 г. (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Типология мечетей-мавзолеев Орды по Д.В. Васильеву

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Траншея заложенная В.П. Левашовой (на фото Цыбин М.В.)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Участок фундамента северного помещения мечети 2

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Участок фундамента северного помещения мечети 2 (сбоку)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фрагмент кашинной части с росписью

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фрагмент штампованных терракотовых плиток

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фрагменты мозаичного панно

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундамент в южной части

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундаментная кладка

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундаментная кладка (вид 2)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундаментная кладка (вид 3)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундаментная кладка (вид 4)

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий
Фундаментная кладка (вид 5)




Рисунок 6

Мечети-мавзолеи у пос. Красный

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий





Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий





Рисунок 7

Предполагаемое местонахождение колодца


Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религийИсследовательская краеведческая работа У истоков двух религий



Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религийИсследовательская краеведческая работа У истоков двух религий



Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религийИсследовательская краеведческая работа У истоков двух религий






Рисунок 8

Восстановление колодца

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий







Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий






Рисунок 9Свадьба Раджаповых Акрама и Наргизы

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий





Рисунок 10

Экскурсия к местам раскопок

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий






Рисунок 11

На месте раскопок. Элементы мозаики.

Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий





Исследовательская краеведческая работа У истоков двух религий



.



Рисунок 12

СИсследовательская краеведческая работа У истоков двух религийтаршеклассники регулярно посещают колодец, ухаживают, очищают от мусора и снега территорию. Теперь все желающие могут утолить жажду прохладной водой






Рисунок 13

Историческая достопримечательность


© 2010-2022