- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме Тринадцать лет, тринадцать дней
Классный час по теме Тринадцать лет, тринадцать дней
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Царцаева Т.А. |
Дата | 04.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : «Тринадцать лет, тринадцать дней»
Цель: раскрыть детям трагизм депортации калмыцкого народа в Сибирь;
способствовать развитию интереса учащихся к истории страны;
воспитывать чувство гордости за калмыцкий народ.
Оформление: выставка книг калмыцких писателей, презентация, стенгазета,
фотографии тех лет.
Слайд 1.
Ведущий: Печальна повесть прошлого.
С трудом перевернёшь поблёкшие страницы.
Я не хотел бы вспоминать о том,
Что в жизни никогда не повторится.
Историю народа не разъять,
Её листы одной прошиты нитью,
И чтобы день сегодняшний понять,
Вернуться надо к давнему событию.
Черным днём в жизни калмыцкого народа стал день 27 декабря 1943 года, когда был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». На следующий день - 28 декабря 1943 года началась насильственная массовая высылка калмыков в Сибирь и другие регионы страны.
Декабрь сорок третьего года,
Двадцать восьмое число…
Ровно за час до восхода
Машины въезжают в село.
Село просыпается… Тонко
Дымки потянулись из труб,
Стук вёдер, мычанье телёнка…
И вдруг - беспощаден и груб -
Звук выстрела! Топот… Крики…
И словно проклятье судьбы:
- А ну, двери-
настежь,
калмыки!
Всем выходить из избы!
Операция по депортации калмыков проводилась 28-29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В один миг калмыцкий народ потерял всё: свободу, автономию, и был обречён на вымирание. За два года было депортировано 92 тысячи человек. В 1944 -1945 годах было дополнительно депортировано ещё 9 тысяч калмыков, находящихся в окрестных областях и около 20 тысяч демобилизованных из Советской Армии.
В 6 часов утра, когда люди спали, во все дома, где проживали калмыки вощли вооружённые солдаты из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие Родине. На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, уходили из своих домов, не захватив тёплой одежды и продуктов. Многих выселили без вещей и по разным другим причинам. Например, при посадке на машины сопровождавшие солдаты - конвоиры просто выбрасывали чемоданы и мешки с вещами, чтобы побольше разместить людей. Некоторые семьи были вынуждены выехать без денег, одежды и пищи, находясь вне дома или в гостях. На сборные пункты подгонялись «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов - «теплушек». В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов. В каждом посёлке и городе был определён общий сборный пункт, куда сгонялись все выселяемые калмыцкие семьи. Например, в Элисте, таким сборным пунктом стал район кинотеатра «Родина», который был огорожен канатом и охранялся со всех сторон солдатами. На небольшой площадке у кинотеатра и внутри в самом здании продержали до вечера большое скопление спецпереселенцев без пищи, без отдыха. Несмотря на ограждения и запреты караульных служб, многие элистинцы, как могли успокаивали, несли им тёплую одежду и простаивали с ними вместе до вечера. Уже к вечеру к сборному пункту в Элисте к кинотеатру «Родина» стали подгонять покрытые брезентом большие грузовые машины.
(Слайд №2)
В этот день,согнав народ подавленный,
Под ругань стражи, блеск штыков
Врагами были все объявлены -
Все - от детей до стариков.
Потом загнали их в товарные
Вагоны длинных поездов.
И потянулись дни кошмарные
Длиною в дюжину годов.
А люди, плача, зябко кутались.
Был брошен дом, оставлен скот.
Зима тогда стояла лютая.
Кончался сорок третий год.
(Слайд №3)
Омская область - 24 325чел.
Красноярский край - 21 164 чел.
Алтайский край - 20 858 чел.
Новосибирская область - 18 333 чел.
Выселение происходило в самый разгар зимы. Люди замерзали от холода и умирали от голода.
28 декабря 1943 года
Тогда степные стыли дали,
Война вела кровавый счет…
Послал калмыкам «мудрый» Сталин
«Подарок» свой под Новый год.
Людей насильно увозили
В Сибирь на долгие года!
Стал жить народ вдали от дома
И не джомбу, а слезы пил.
С. Мазуркевич
(Слайд №4)
Потеря Родины - это трагедия для народа. В рассказе Алексея Балакаева «Выслан навечно» есть такие строки о людях, насильно покидавших родную землю: «Я только хочу зафиксировать, каково бывает народу, целому народу, покидать родную землю, и могилы предков - старушки и женщины голосили и причитали, будто их режут или колют штыком на глазах родимых детей, старики и подростки, стиснув зубы и зажав до крови пальцы в кулак, мрачно и угрюмо молчали, чтобы не усугубить и так растерзанные и раздираемые болью сердца матерей».
(Слайд № 5)
Товарняк шел на восток, отрывая калмыков от родных мест. Все дальше: в стылую мглу и враждебную неизвестность.
Так началось изгнание калмыцкого народа. Долгих 13 лет и 13 дней калмыки жили вдали от Родины, подвергались неслыханным страданиям и унижениям. Но они сумели выжить и выстоять, сохранить свою нацию, хотя и потеряли больше половины населения.
Я помню прошлое. Я помню
Свой голод. Больше я не мог.
И русская старушка,
Помню,
Мне хлеба сунула кусок.
Затем тайком перекрестила
В моем кармане свой ломоть
И быстро прочь засеменила,
Шепнув: «Спаси тебя господь!»
Хотелось мне, ее не зная,
Воскликнуть: «Бабушка, родная!»
Рукой в кармане ощущая
Существование добра.
Таким образом, в суровых сибирских условиях калмыцкий народ смог выжить благодаря крепости духа, помощи и поддержке русского народа. За эти 13 лет пребывания в Сибири калмыки крепко подружились с местным населением, которое делило с ними «и судьбу и хлеб».
Я знал, что мой народ в лесах Сибири
Нашел друзей и вновь душой окреп
Средь лучших русских,
Средь щедрейших в мире
Деливших с нами и судьбу, и хлеб.
Это отрывки из стихотворения Д.Н.Кугультинова - народного поэта Калмыкии «От правды я не отрекался». Сам поэт попал в Бийск Красноярского края, но вскоре был арестован и осужден за выступление в защиту калмыцкого народа.
(Слайд № 6)
Истинную картину тех страшных дней могут передать только очевидцы. У нас в гостях бабушка Даяны Утаджиевой - Самбуева Нина Агеевна. В 1943 году Нине Агеевне было всего 3 года. Тогда она не понимала всего ужаса этой депортации. Но в памяти подросшей девочки остались воспоминания о тех страшных годах. (Воспоминания Самбуевой Н.А.)
Сейчас предоставим слово бабушке Арианны - Мучкаевой Нине Санджиевне. Нина Санжиевна родилась в Сибири. (Воспоминания Мучкаевой Н.С.)
(Слайд № 7)
В память о жертвах той сталинской репрессии 29 декабря 1996 года состоялось историческое событие в жизни калмыцкого народа - открытие монумента «Исход и возвращение» Эрнста Неизвестного. Памятник «Исход и возвращение» - это история нашего народа в бронзе - памятник печальный и величавый. В нем читается вся великая драма, пережитая калмыцким народом.
«Работая над монументом и изучая вашу историю и трагедии, я проникся болью трагедии, которую пережил ваш народ. Я прошел в моей работе ваш путь изгнания и возвращения,» - сказал Э.Неизвестный.
Каждый год 28 декабря мы приходим к монументу и вспоминаем тех, кто погиб, скорбим вместе с теми, чья жизнь и судьба были жестоко искалечены.
Мой Реквием - лишь капля в чаше слез,
Но ведь и капля стачивает камень,
Чтоб снег беспамятства могилы не занес,
Я в ваших душах разжигаю пламень.
Путь будет вечной память о былом,
И никогда нигде не повторится
Судьбы народной горестный надлом,
И всех ушедших имена и лица.
Да не померкнут в сумерках седых,
Да возродятся наяву и внове
В неугасимой памяти живых
В легенде, песне, камне, слове.
Прошлое нельзя забыть. Эта боль не утихнет, эта скорбь не пройдет. Мы еще не до конца осознали всю глубину трагедии. Для этого нужно больше времени.
Все проходит - и это пройдет.
Но бесследно ничто не проходит.
Кто-то рядом, незримый, вздохнет:
может, память души, может, годы…
Я не верю в уход никакой
человека ли, памяти, слова.
Время вечно бурлящей рекой
все уносит, являя все снова:
и родные глаза, и слова,
шепот листьев отцовского сада,
где с сынишкою я засыпал
под мерцающий дождь звездопада.
Что во сне мой сынишка шептал,
Я пойму, может быть, через годы.
Все проходит - так кто-то сказал.
Но бесследно ничто не проходит.
Без прошлого нет будущего. Пусть же наши потомки никогда не забывают о горьких днях в судьбе своих дедов и прадедов. Пусть наши дети живут на земле своих предков и будут счастливы. Спасибо всем. А вам, дорогие эджи и авы, спасибо за то, что выжили и дали жизнь новому поколению.
Да можно ли забыть,
Всеобщую беду?!
До можно ли отнять
У сердца шрам кровавый?
Великий вам поклон,
Умершие в бреду!
Великий вам поклон,
Все наши эджи, авы!
Давайте минутой молчания почтим память о своих близких и родных, не вернувшихся из депортации.
Список литературы:
1. Убушаев В.Б. «Калмыки: выселение и возвращение». Элиста, изд. «Санан» 1991г.
2. Нуров В. «Белокрылые годы мои». Элиста.
3. Кугультинов Д.Н. «Всадник на быке» Москва, 1987г.
4. Деева Н. «Безвинным жертвам посвящается»
5. «Теегин герл» Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Элиста, №5, 2013г., №1 1997 г., №3 2006 г., № 5 2006г., № 2 2003 г.