Классный час по теме Тринадцать лет, тринадцать дней

Тема : «Тринадцать лет, тринадцать дней» Цель: раскрыть детям трагизм депортации калмыцкого народа в Сибирь;            способствовать развитию интереса учащихся к истории страны;            воспитывать чувство гордости за калмыцкий народ. Оформление: выставка книг калмыцких писателей, презентация, стенгазета,                         фотографии тех лет. Слайд 1. Ведущий: Печальна повесть прошлого.                   С трудом перевернёшь поблёкшие страницы.                   Я не хотел бы вспомин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Тринадцать лет, тринадцать дней»
Цель: раскрыть детям трагизм депортации калмыцкого народа в Сибирь;
способствовать развитию интереса учащихся к истории страны;
воспитывать чувство гордости за калмыцкий народ.
Оформление: выставка книг калмыцких писателей, презентация, стенгазета,
фотографии тех лет.
Слайд 1.

Ведущий: Печальна повесть прошлого.
С трудом перевернёшь поблёкшие страницы.
Я не хотел бы вспоминать о том,
Что в жизни никогда не повторится.
Историю народа не разъять,
Её листы одной прошиты нитью,
И чтобы день сегодняшний понять,
Вернуться надо к давнему событию.

Черным днём в жизни калмыцкого народа стал день 27 декабря 1943 года, когда был подписан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». На следующий день - 28 декабря 1943 года началась насильственная массовая высылка калмыков в Сибирь и другие регионы страны.

Декабрь сорок третьего года,
Двадцать восьмое число…
Ровно за час до восхода
Машины въезжают в село.
Село просыпается… Тонко
Дымки потянулись из труб,
Стук вёдер, мычанье телёнка…
И вдруг - беспощаден и груб -
Звук выстрела! Топот… Крики…
И словно проклятье судьбы:
- А ну, двери-
настежь,
калмыки!
Всем выходить из избы!

Операция по депортации калмыков проводилась 28-29 декабря 1943 года под кодовым названием «Улусы». В один миг калмыцкий народ потерял всё: свободу, автономию, и был обречён на вымирание. За два года было депортировано 92 тысячи человек. В 1944 -1945 годах было дополнительно депортировано ещё 9 тысяч калмыков, находящихся в окрестных областях и около 20 тысяч демобилизованных из Советской Армии.
В 6 часов утра, когда люди спали, во все дома, где проживали калмыки вощли вооружённые солдаты из войск НКВД СССР и объявили, что по Указу ВС СССР все калмыки выселяются в Сибирь, как изменившие Родине. На сборы семьям давали не больше часа. Многие семьи, не знавшие русского языка, уходили из своих домов, не захватив тёплой одежды и продуктов. Многих выселили без вещей и по разным другим причинам. Например, при посадке на машины сопровождавшие солдаты - конвоиры просто выбрасывали чемоданы и мешки с вещами, чтобы побольше разместить людей. Некоторые семьи были вынуждены выехать без денег, одежды и пищи, находясь вне дома или в гостях. На сборные пункты подгонялись «студебеккеры», в которых спецпереселенцев доставляли к железнодорожным станциям, к поездам, состоящим из двуосных вагонов - «теплушек». В каждый вагон помещали по 40-50 человек. Всего было сформировано 47 эшелонов. В каждом посёлке и городе был определён общий сборный пункт, куда сгонялись все выселяемые калмыцкие семьи. Например, в Элисте, таким сборным пунктом стал район кинотеатра «Родина», который был огорожен канатом и охранялся со всех сторон солдатами. На небольшой площадке у кинотеатра и внутри в самом здании продержали до вечера большое скопление спецпереселенцев без пищи, без отдыха. Несмотря на ограждения и запреты караульных служб, многие элистинцы, как могли успокаивали, несли им тёплую одежду и простаивали с ними вместе до вечера. Уже к вечеру к сборному пункту в Элисте к кинотеатру «Родина» стали подгонять покрытые брезентом большие грузовые машины.

(Слайд №2)

В этот день,согнав народ подавленный,

Под ругань стражи, блеск штыков

Врагами были все объявлены -

Все - от детей до стариков.

Потом загнали их в товарные

Вагоны длинных поездов.

И потянулись дни кошмарные

Длиною в дюжину годов.

А люди, плача, зябко кутались.

Был брошен дом, оставлен скот.

Зима тогда стояла лютая.

Кончался сорок третий год.

(Слайд №3)

Омская область - 24 325чел.

Красноярский край - 21 164 чел.

Алтайский край - 20 858 чел.

Новосибирская область - 18 333 чел.

Выселение происходило в самый разгар зимы. Люди замерзали от холода и умирали от голода.

28 декабря 1943 года

Тогда степные стыли дали,

Война вела кровавый счет…

Послал калмыкам «мудрый» Сталин

«Подарок» свой под Новый год.

Людей насильно увозили

В Сибирь на долгие года!

Стал жить народ вдали от дома

И не джомбу, а слезы пил.

С. Мазуркевич

(Слайд №4)

Потеря Родины - это трагедия для народа. В рассказе Алексея Балакаева «Выслан навечно» есть такие строки о людях, насильно покидавших родную землю: «Я только хочу зафиксировать, каково бывает народу, целому народу, покидать родную землю, и могилы предков - старушки и женщины голосили и причитали, будто их режут или колют штыком на глазах родимых детей, старики и подростки, стиснув зубы и зажав до крови пальцы в кулак, мрачно и угрюмо молчали, чтобы не усугубить и так растерзанные и раздираемые болью сердца матерей».

(Слайд № 5)

Товарняк шел на восток, отрывая калмыков от родных мест. Все дальше: в стылую мглу и враждебную неизвестность.

Так началось изгнание калмыцкого народа. Долгих 13 лет и 13 дней калмыки жили вдали от Родины, подвергались неслыханным страданиям и унижениям. Но они сумели выжить и выстоять, сохранить свою нацию, хотя и потеряли больше половины населения.

Я помню прошлое. Я помню

Свой голод. Больше я не мог.

И русская старушка,

Помню,

Мне хлеба сунула кусок.

Затем тайком перекрестила

В моем кармане свой ломоть

И быстро прочь засеменила,

Шепнув: «Спаси тебя господь!»

Хотелось мне, ее не зная,

Воскликнуть: «Бабушка, родная!»

Рукой в кармане ощущая

Существование добра.

Таким образом, в суровых сибирских условиях калмыцкий народ смог выжить благодаря крепости духа, помощи и поддержке русского народа. За эти 13 лет пребывания в Сибири калмыки крепко подружились с местным населением, которое делило с ними «и судьбу и хлеб».

Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских,

Средь щедрейших в мире

Деливших с нами и судьбу, и хлеб.

Это отрывки из стихотворения Д.Н.Кугультинова - народного поэта Калмыкии «От правды я не отрекался». Сам поэт попал в Бийск Красноярского края, но вскоре был арестован и осужден за выступление в защиту калмыцкого народа.

(Слайд № 6)

Истинную картину тех страшных дней могут передать только очевидцы. У нас в гостях бабушка Даяны Утаджиевой - Самбуева Нина Агеевна. В 1943 году Нине Агеевне было всего 3 года. Тогда она не понимала всего ужаса этой депортации. Но в памяти подросшей девочки остались воспоминания о тех страшных годах. (Воспоминания Самбуевой Н.А.)

Сейчас предоставим слово бабушке Арианны - Мучкаевой Нине Санджиевне. Нина Санжиевна родилась в Сибири. (Воспоминания Мучкаевой Н.С.)

(Слайд № 7)

В память о жертвах той сталинской репрессии 29 декабря 1996 года состоялось историческое событие в жизни калмыцкого народа - открытие монумента «Исход и возвращение» Эрнста Неизвестного. Памятник «Исход и возвращение» - это история нашего народа в бронзе - памятник печальный и величавый. В нем читается вся великая драма, пережитая калмыцким народом.

«Работая над монументом и изучая вашу историю и трагедии, я проникся болью трагедии, которую пережил ваш народ. Я прошел в моей работе ваш путь изгнания и возвращения,» - сказал Э.Неизвестный.

Каждый год 28 декабря мы приходим к монументу и вспоминаем тех, кто погиб, скорбим вместе с теми, чья жизнь и судьба были жестоко искалечены.

Мой Реквием - лишь капля в чаше слез,

Но ведь и капля стачивает камень,

Чтоб снег беспамятства могилы не занес,

Я в ваших душах разжигаю пламень.

Путь будет вечной память о былом,

И никогда нигде не повторится

Судьбы народной горестный надлом,

И всех ушедших имена и лица.

Да не померкнут в сумерках седых,

Да возродятся наяву и внове

В неугасимой памяти живых

В легенде, песне, камне, слове.

Прошлое нельзя забыть. Эта боль не утихнет, эта скорбь не пройдет. Мы еще не до конца осознали всю глубину трагедии. Для этого нужно больше времени.

Все проходит - и это пройдет.

Но бесследно ничто не проходит.

Кто-то рядом, незримый, вздохнет:

может, память души, может, годы…

Я не верю в уход никакой

человека ли, памяти, слова.

Время вечно бурлящей рекой

все уносит, являя все снова:

и родные глаза, и слова,

шепот листьев отцовского сада,

где с сынишкою я засыпал

под мерцающий дождь звездопада.

Что во сне мой сынишка шептал,

Я пойму, может быть, через годы.

Все проходит - так кто-то сказал.

Но бесследно ничто не проходит.

Без прошлого нет будущего. Пусть же наши потомки никогда не забывают о горьких днях в судьбе своих дедов и прадедов. Пусть наши дети живут на земле своих предков и будут счастливы. Спасибо всем. А вам, дорогие эджи и авы, спасибо за то, что выжили и дали жизнь новому поколению.

Да можно ли забыть,

Всеобщую беду?!

До можно ли отнять

У сердца шрам кровавый?

Великий вам поклон,

Умершие в бреду!

Великий вам поклон,

Все наши эджи, авы!

Давайте минутой молчания почтим память о своих близких и родных, не вернувшихся из депортации.

Список литературы:
1. Убушаев В.Б. «Калмыки: выселение и возвращение». Элиста, изд. «Санан» 1991г.
2. Нуров В. «Белокрылые годы мои». Элиста.
3. Кугультинов Д.Н. «Всадник на быке» Москва, 1987г.
4. Деева Н. «Безвинным жертвам посвящается»
5. «Теегин герл» Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Элиста, №5, 2013г., №1 1997 г., №3 2006 г., № 5 2006г., № 2 2003 г.



© 2010-2022