Опыт работы Формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности учащихся начальной школы

       Архив содержит выступление  по теме "Формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности учащихся начальной школы" ( из личного опыта ) и презентацию "Я гражданин России!"        Одним из важнейших направлений внеклассной работы является формирование понятия -  гражданин своей страны. Эти слова подтверждает высказывание Василия Алекесандровича Сухомлинского " Я вижу миссию учителя. прежде всего в том, чтобы каждый наш питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечест...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г.о. Орехово-Зуево

Московской области












Выступление

«Формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности учащихся начальной школы»

(из опыта работы)


на семинаре классных руководителей МОУ СОШ №1


Учитель начальных классов

Корниенко Ирина борисовна


Август 2011год

Одним из важнейших направлений внеклассной работы является формирование патриотического воспитания и гражданской ответственности учащихся.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

В своей работе я стараюсь решать следующие задачи:

  1. формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;

  2. воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я вижу миссию учителя, прежде всего в том, чтобы каждый наш питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».

Представление о Родине для младшего школьника начинается с малого, очень близкого, понятного и родного для него. Это произведения устного народного творчества, картинка в «Азбуке», песня мамы, березка под окном. «Нельзя пробудить чувство Родины - писал Сухомлинский - без восприятия и переживания окружающего мира. С этой целью в классе проходят конкурсы рисунков «Мой край» , чтецов «Природа в русской поэзии», разучиваются песни ( особенно дети любят петь Гимн РФ и песню «Мой край» ). Я считаю, что эта работа формирует у учащихся образ великой России.

Но начало формированию патриотического воспитания дает 1 сентября - это школьный митинг, где дети, может быть впервые, слышат государственный Гимн Росси; урок Мира, урок Знаний, знакомство со школой - все это позволяет осознать себя учеником, гражданином своего государства.

Когда мои дети пришли в первый класс, им подарили на память книгу Т.А. Кудрявцевой «Я вижу в России» - это подарок от губернатора Московской области, Героя Советского Союза Б.Б. Громова. Мы все знаем, что мощным воздействием на умы детей является литература. Эта книга содержит богатейший познавательный материал по истории России, её богатствах, промыслах. Эта замечательная книга помогает мне в проведении классных часов.

С целью формирования патриотического воспитания мною в системе проводятся классные часы:

  1. «Моя школа».

Цель: формирование любви к родной школе, привитие уважения к учителям, формирование дружного сплоченного коллектива учеников.

Дети рисуют школу, учат стихи, учувствуют в классных и общешкольных мероприятиях.

14 декабря 2009 года наша школа отмечала юбилей - 95-летие. Мы с ребятами написали небольшие поздравительные стихи:

*Пожеланиям нашим нет числа:

Мы желаем школе процветания,

Чтоб царила в нашем доме доброта

И ребячьих глаз счастливое сияние.

*Сегодня праздник у ребят -

Все отмечают День Рождения школы.

И голоса кругом звенят,

И радостью наполнены их взоры.

Тебя мы любим школа всей душой!

Навеки мы с тобой неразделимы.

Живи, учи, твори добро

И будь во все века детьми любима!

Дети выучили песни «Есть возле станции Крутое маленькая страна», стихи написали Н.Г. Крылова и учитель русского языка и литературы нашей школы И.В. Ерофеева, «Ровесники - ровесницы», «Девчонки, мальчишки», которые с удовольствием исполняли на школьном празднике. Дети подарили в школьную библиотеку новые книги: сказки зарубежных писателей и сборник стихов В. Берестова. Используя фотографии школьной жизни класса, подготовили презентацию «Любимой школе посвящается», которую продемонстрировали на празднике, а также показали гостям школы. Торжество, посвященное юбилею школы, показали по местному телевидению.

На классные часы мною приглашается выпускники нашей школы.

К нам приходили майор милиции Семенов Максим Алексеевич, врач Московской больницы Иванцова Елена Викторовна, мастер экспериментального цеха пошива женской одежды Семенова Наталья Вячеславовна, которая принимала участие в разработке школьной формы, зам. Директора по безопасности, подполковник Новиков Андрей Владимирович.

В школе есть музей, в котором хранится история развития нашей школы. Мы с ребятами приходим туда, слушаем рассказы о становлении школы, ее директорах и знаменитых выпускниках нашей школы.

  1. «Родное Подмосковье».

Работая в этом направлении, я знакомлю детей с художественно-прикладным ремеслами Подмосковья : Хохломы, Гжели, Жостова; производство Павлово -посадских платков, изделий из фарфора

г. Ликино-Дулева.

Ребята на таких мероприятиях разрисовывают по желанию предметы, готовят небольшие выступления. Такая работа формирует чувство гордости за свою страну, что нигде в мире не выпускают такие чудесные изделия. Также ученики моего класса принимают активное участие в городских конкурсов рисунка.



  1. « Мой город - Орехово-Зуево»

Знакомство с историей города начинается с первых дней пребывания ребят в школе. Этой теме посвящается много классных часов, на которых дети слушают и поют песни о родном городе, читают стихи, рисуют рисунки. Встречаются с интересными людьми.

В течение всех лет обучения я с ребятами посещаю городской Краеведческий музей, в котором экскурсоводы в доступной для детей форме рассказывают историю города.

1 февраля 2010 года к нам на классный час «История города в названиях улиц» пришла директор Краеведческого музея Сыроежкина Л.Н. Встреча очень понравилась ребятам, так как из рассказала Любови Николаевны они узнали, в честь какого героя названы улицы, на которых проживают дети. Ребята читали стихи, пели песни, показали презентацию о школе и подарили директору музея на память рисунки о городе.

Каждый год ко Дню города мы принимаем активное участие в конкурсах плакатов, поздравительных открыток, рисунков. И не раз мои ученики занимали 1 места по школе, что является хорошим стимулом для дальнейшей работы.

Часто вместе с детьми мы ходим на детские спектакли в «Родник», «Мелениум». Неоднократно ходили на выставки детских рисунков, местных художников в городской Выставочный зал. Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.

Также к нам на классный час приходила писательница Чернышова Людмила Алексеевна, которая живет в нашем городе. Встреча показала детям, что наш город богат талантливыми людьми. Писательница познакомила ребят со своими сказками, стихами и подарила на память свои книги, их мы используем на уроках внеклассного чтения.

Несколько классных часов «Литературная гостиная» были посвящены творчеству сказочницы Коротковой Л.Д.( преподаватель МГОГИ ). Я знакомила детей с ее творчеством, читала детям сказки из подаренных мне лично сборников «Изумрудная чашечка» , « На темные деньги жить - как в болоте воду пить».

Знакомила ребят со стихами поэтессы Алевтины Сороколетовой, которые посвящены Орехово-Зуеву, Родине, природе родного края.

Летом 2009 года, работая в летнем оздоровительном лагере, мы приняли участие в городском конкурсе, посвященном 800-летию Волочка Зуеву, где заняли 3 место среди школ города. Радость ребят была огромна, дети получили заряд положительных эмоций и сделали вывод, что без подготовки, интереса к теме нельзя занять призового места.

  1. «Я живу в России»

Главное в этом направлении - знакомство учеников с символикой Российского государства. В классе есть современный уголок символики, который нам подарили родители к 1 сентября. Также при проведении этих мероприятий мне помогает книга «Я живу в России». Проводя викторины по данной теме, я вижу, что у моих детей есть знания о государстве, в котором они живут.

Ежегодно на сборе 30 августа я даю ребятам задание « Принести фотографии тех мест, где побывали дети летом и подготовить небольшое сообщение». Многие учащиеся с радостью приносят фотографии и делятся своими впечатлениями о новых местах. В результате этой работы, дети приходят к выводу, что наша страна большая, в ней много интересных мест. У ребят возникает желание путешествовать, когда они станут взрослыми.

Не могу не затронуть тему ВОВ. Классные часы, которые проводим 23 февраля, Дню. Победы, битве под Москвой, пробуждают в детях чувство гордости за людей, которые воевали на фронте, защищали свою Родину, порой ценою собственной жизни.

К нам в класс приходил ветеран, инвалид ВОВ Середа Владимир Захарович. Он рассказал ребятам о трудностях фронтовой жизни, о подвигах своих товарищей, о том, сколько бед русскому народу принесла эта война.

Мы с ребятами каждый год выпускаемый боевой листок, газету, рисуем рисунки, поздравляем ветеранов ВОВ, развешивая по микрорайону поздравительные открытки, сделанные руками учеников \, учим стихи, песни, проводим викторины. В этой работе большую помощь оказывает Интернет, с помощью которого я готовлю для ребят презентации, по темам, скачиваю военные песни. Каждый год мы возлагаем цветы к памятнику, который стоит возле школы.

К празднику 23 февраля в нашей гколе проходит конкурс «Смотр строя и песни», конкурс плакатов, газет. Мои дети принимают самое активное участие во всех этих мероприятиях. На уроках технологии дети готовят подарки своим папам и дедушкам.

Чтобы дети глубже почувствовали всю боль, которую несет в себе война, мы смотрим документальные фильмы о ВОВ, а также ребятам очень нравится фильм «Офицеры». И многие мальчишки в беседе сказали, что они тоже хотят в будущем стать офицерами.

В течение учебного года мы в классе проводили беседы «Я - молодой избиратель», «Здоровье нации», «МЫ- строители будущего!» (о профессиях), «Спеши творить добро» и многие другие

  1. Работа по здоровьесбережению.

Большое внимание уделяется проблеме безопасности учащихся, сохранению и укреплению их здоровья. К нам на классные часы приходят школьный врач Старастенкова Дина Дмитриевна, зам. Директора по безопасности Новиков. А.В.

Врач рассказывает детям о том, как государство заботится о здоровье ребят, что делается в этом направлении. Ведет профилактические беседы, беседы о здоровом образе жизни.

Новиков А.В. рассказывает ребятам о том, к чему приводят детские шалости, о терактах, о том, как надо правильно вести себя при ЧС и многом другом.

Каждый месяц я провожу в классе беседы по правильному питанию. Мы смотрим презентации по теме, ребята собрали копилку простых интересных рецептов, которые несложны в приготовлении.

Также провожу беседы о психологическом комфорте учащихся. Для этого использую тестирование, которое помогает выявить проблемы учащихся и скорректировать дальнейшую работу по их устранению.

Много говорим с детьми о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков.

В классе имеется хорошая база презентаций по здоровьесбережению.

В сентябре месяце в школе проводится спортивная игра «Зарничка», в которой ребята соревнуются в быстроте, ловкости, выносливости. Эти игры являются пропагандой здорового образа жизни, призывают детей заниматься спортом.

  1. Гражданин.

Еще одним из приоритетных направлений воспитательной работы является направление «Гражданин». Целью деятельности классного руководителя является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах проведения человека в обществе и отношений между личностью и государством

В беседах с учащимися происходит знакомство с законами государства, формируются умения и навыки правового поведения. В этом мне помогает книга «Ваши права» и рабочая тетрадь с практическими заданиями «Изучаем права человека».

Основные понятия направления «Гражданин» - право, закон. Права и обязанности. Правонарушения, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, совесть, справедливость.

На эти мероприятия я приглашаю школьного социального педагога, которая в доступной форме помогает разъяснить детям данные понятия и уяснить значимость данных понятий в жизни каждого человека.

  1. Работа с родителями

Огромное значение в воспитании ребенка играет семья. Семья сравнивается с маленьким государством. Родители вовлекаются в работу класса, когда подготавливают вместе с ребенком доклад, выступление, проверяют стихотворения, а также помогают в организации и проведении классы праздников и часов. У меня есть аудиокассета, на которой записаны мероприятия с 1 класса.

Неоценима и велика роль матери. Для ребенка она должна быть близким другом. К.Д. Ушинский писал :»Одна у человека родная мать - одна у него и Родина. Человек, любящий свою мать, никогда не предаст свою страну». Подчеркивая роль женщины, мы не забываем о Дне Матери. Развешиваем по микрорайону поздравительные открытки. Читаем стихи, поем песни, рисуем, готовим подарки. Каждый год, совместно с родителями, проводим утренник «Мамин день».

В заключение своего выступления, хочу сказать, что предложенная система внеклассных мероприятий, по формированию патриотического воспитания и гражданской ответственности, направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относиться к своему дому, своей семье, традициям русского народа. А это постепенно перерастет в любовь к Родине, своему народу.

9


© 2010-2022