Информация для классных руководителей О возрасте учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ О ВОЗРАСТЕ УЧАЩИХСЯ, ПЛАНИРУЯ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В КЛАССЕ?

5-9 классы

Особенностью данного возраста является то, что его называют переходным периодом от детства к юности. Психологи именуют этот возраст критическим, так как это связано с кардинальными изменениями в физиологии и психике ребенка.

Характерной чертой подростков в этом возрасте является противоречивость поведения.

Противоречивость поведения вызвана, в первую очередь, изменениями в физиологическом развитии.

Рост, вес, изменения внешности влекут за собой тревогу, неуверенность в себе, зажатость и закрытость поведения.

Л.С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходят большие изменения в сфере интересов ребенка. Старые интересы отмирают и им на смену приходят новые интересы. Он определил несколько групп интересов, которые, являясь доминантными, влияют на поведение подростка.

- «Эгоцентрическая доминанта» - интерес к себе, собственной личности.

- «Доминанта дали» - установка подростка на дальние, масштабные перспективы, которые для него более важны, чем текущие или ближние перспективы.

- «Доминанта усилия» - стремление подростка к борьбе, к сопротивлению, которые проявляются в упрямстве, протесте против взрослых, вызывающем поведении.

- «Доминанта романтики» - стремление к новому, неизведанному, рискованному. На первый план выходят различного рода фантазии и мечты.

Подросток этого возраста требует к себе отношения как к взрослому человеку, он требует правды во всем: в общении, в требованиях, в правах. Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к разным сторонам их жизни и деятельности, приобрести их особенности, качества, умения, привычки и привилегии.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка знать и уметь что-то по настоящему. Желание подражать в положительном плане взрослым людям приводит к тому, что подростки начинают усиленно осваивать учебную программу, выходят за рамки школьной программы. Однако, это подражание взрослому может иметь и отрицательное значение, в зависимости от того, кто из значимых взрослых является для подростка идеалом.

Процесс самоутверждения подростков может протекать по-разному. Это во многом зависит от тех социально-значимых ролей, которые играет подросток. Наиболее характерными являются следующие:

«Интеллектуалы» - подростки, которые претендуют на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только те учащиеся, которые учатся на «отлично», но также и те ребята, которые имеют много знаний в той или иной области, начитанны, эрудированны. Упреки учителей и классного руководителя в том, что «они умны, но ленивы» ими воспринимается спокойно.

Однако, именно эти учащиеся не прощают педагогу и намека на их «тупость» и «неспособность», особенно тогда, когда взрослый делает это публично.

«Силачи-смельчаки» - это подростки, которые выделяются в классе своей силой, ловкостью, спортивными успехами. Иногда ребята этой группы, занимаясь сильными видами спорта (штанга, бокс, борьба), начинают этим бравировать в коллективе сверстников и даже подчинять ребят, демонстрируя позицию силы во взаимоотношениях.

«Лидеры» - это подростки, которых привлекает общественная деятельность. Чаще всего, это хорошие ученики, к мнению которых прислушиваются в коллективе. Однако, классный руководитель должен помнить, что активность в общественной работе не всегда реализуется в нравственном содержании личности.

«Таланты» класса - это подростки, которые имеют какие-то ярко выраженные способности. Это ребята, которые имеют рано проявившиеся интересы и увлечения, которые существенно влияют на их поведение, общение в среде сверстников. Это наиболее благополучная группа подростков в классном коллективе.

«Увлеченные» - это подростки, которые имеют сильные увлечения в своей жизни. Это может быть коллекционирование, моделирование, сильное увлечение каким-то видом спорта, который влияет полностью на их жизнь. Сильное увлечение может поглотить подростка настолько, что влияет на его взаимоотношения с людьми, учебные достижения, качества характера.

«Надежные» - это подростки, для которых главным достоинством человека является умение дружить, хранить верность в дружбе. Такие подростки весьма дружелюбны, их любят в классе, их отмечают педагоги. Однако, иногда бывают такие ситуации, когда за внешним благополучием скрывается совершенно иной тип личности.

В работе с подростками классный руководитель должен использовать различные методы и приемы, которые будут способствовать созданию крепкого детского коллектива. Главными из них являются:

-Отсутствие формального отношения взрослого к работе с детьми.

-Умение выслушать и понять ребенка даже тогда, когда это сделать очень трудно.

-Оптимизм и вера в лучшее в каждом ребенке.

-Создание ситуаций успеха на каждом этапе работы с коллективом по отношению к каждому ребенку.

-Борьба классного руководителя с навешиванием ярлыков учащимся класса.

-Умение находить быстрый и правильный выход в самой сложной педагогической ситуации, немедленное разрешение конфликтной ситуации.

-Борьба со всяким унижением ребенка, попранием его прав.

- Постоянный контакт с родителями ребенка или лицами, его заменяющими.

- Умение хранить детские тайны.

- Исключение из практики своей воспитательной деятельности позиции силы.

- Создание воспитательных ситуаций, способствующих демонстрации лучшего в ребенке.

- Умение прощать своих воспитанников и просить у них прощение за свои педагогические ошибки.

- Обязательность и требовательность, самоконтроль и чувство юмора - одни из главных методов воспитания подростков.

- Классный руководитель должен помнить, что подростки живут настоящим.

10-11 классы

Юношам и девушкам, как и подросткам, свойственно повышенное внимание к своему внешнему виду, росту, весу, телу. Они склонны находить в себе отклонения от физической нормы даже в том случае, когда все показатели соответствуют норме.

Это повышенное внимание к себе может вызвать психические нарушения и неврозы.

Круг интересов старшеклассников постепенно выходит за пределы школы, она становится лишь частью их мира.

Учебная деятельность старшеклассников становится избирательной, осознанной. Многие из них становятся очень ответственными за результат своего учения.

Старшеклассники уделяют большое внимание своему внутреннему миру, они пытаются разобраться в себе, своих чувствах, ощущениях, именно в этот период жизни они считают, что их мировосприятие, их выводы и мнение единственно верные. Иногда это приводит к конфликтам, которые могут повлиять на дальнейшую жизнь юноши или девушки.

Педагог должен направить свои усилия на то, чтобы научить старшеклассника понимать уникальность и неповторимость других людей, уважать чужое мнение, принимать не только свою точку зрения, но и других людей, своих родителей, сверстников, педагогов.

Старшим школьникам необходимо раскрывать перспективу их будущего. Ориентировка старшеклассников на будущее воспитывает уверенность в себе, свои силы, мобилизует внутренние резервы старшеклассника.

В работе со старшеклассниками классный руководитель должен опираться на то, чтобы средствами воспитательной работы с классным коллективом показать им

уникальность опыта старших поколений, уроки человечества, уникальность и неповторимость собственной жизни только в сочетании с жизнью других людей.

Одной из важных отличительных особенностей учащимися старших классов является то, что им нужно помочь научиться планировать собственную деятельность, объективно оценивать себя и свои возможности, строить реальные планы на будущее с учетом своих умений и достижений.

Немаловажной частью воспитательной работы со старшеклассниками является развитие коммуникативной культуры старшеклассников: выработка своих взглядов и убеждений, отстаивание своего мнения, способность и умение находить взаимопонимание в самых трудных ситуациях.

3

© 2010-2022