Внеклассное мероприятие на тему Гордимся, помним к Дню Победы

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему Гордимся, помним к Дню ПобедыВсекубанский классный час

«Гордимся, помним!», посвященный 70-й годовщине Победы

в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Цели:

1. Формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к исторической памяти своего народа.

2. Содействие формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, к государственным праздникам России.

3.Воспитание ответственности, эмпатии, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Задачи:

-развивать у школьников чувство гордости за наш многонациональный народ, являющийся победителем в Великой Отечественной и во второй мировой войне, спасшем Европу и мир от фашизма и нацизма;

- формировать предметные и универсальные способы действий, позволяющие добиться высоких результатов в ходе изучения Великой Отечественной войны;

- закрепить знания учащихся, а Великой Отечественной войне как о важнейшем историческом событии в жизни нашего народа при помощи использования мультимедийных средств, подготовленных школьных проектов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, Интернет-ресурсов, задействованных непосредственно на уроке.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя. (На фоне песни «Шел солдат»)

Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.

Наше Отечество пережило годы смертельных испытаний, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию.

Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!

Великая Победа является ярким примером единства наций и народов перед лицом общего врага. Попытки гитлеровской Германии расколоть многонациональный советский народ по этническому и социальному принципам окончились провалом. Это еще раз доказывает, что различия в этно-конфессиональных и культурных особенностях, языках, социальном происхождении и социальной принадлежности не являются непреодолимыми препятствиями, когда речь идет об опасности, угрожающей всей стране, всему народу, об идеологии, проповедующей человеконенавистнические взгляды.

Юноша 1. А может, не было войны…

И людям все это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы?

Девушка 1. А может, не было войны,

И у станков не спали дети,

И бабы в гиблых деревнях

Не задыхались на полях,

Ложась плечом на стылый ветер?

Девушка 2. А может, не было войны?

И «шмайсер» - детская игрушка,

Дневник, залитый кровью ран,

Был не написан Анной Франк,

Берлин не слышал грома пушек?

Юноша 2. А может, не было войны,

И мир ее себе придумал?

«Но почему же старики

Так плачут в мае от тоски?» -

Однажды ночью я подумал.

Девушка 1. …А может, не было войны,

И людям все это приснилось?..

(Дегтяренко Д. - песня Б.Окуджавы «Сережка с Малой Бронной» или «Враги сожгли родную хату»)

(Стихотворение М. Джалиля «Варварство» - Алёхина Ю.)

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?

Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...

Юноша 1. Война…Страшная реальность. Защищать свою страну поднялись все от мала до велика, люди всех национальностей, больших и малых народов нашей Родины. Война коснулась каждой семьи. Она вновь входит в каждый дом, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей.

Девушка 2. Слово «война» слышится и тогда, когда за окошком бушу-ет май и природа вступает в самую прекрасную пору - пору цветения.

( Фотопрезентация военных снимков родственников учащихся)

Рассказы учащихся об участии своих родственников в Великой Отечественной войне.

Юноша 2. Дороги войны… От Бреста до Москвы - 1100км, от Москвы до Бреста - 1600. Итого - 2700км… Не так уж много, правда? Если поездом, то двое суток, самолетом - около 3-х часов.

Девушка 1. Перебежками и по-пластунски, в боях и в поединках с врагом, в отступлениях и атаках, в санитарных поездах и эшелонах на передовую - четыре трудных года!

( Песня «Эх, дороги»)

Юноша 1. Среди защитников Отечества были и вчерашние школьники, наши сверстники, кто 22 июня праздновал свой выпускной вечер… Это был последний счастливый вечер в их мирной жизни. Второй счастливый вечер случился только через пять лет - 9 мая 1945 года.

Девушка 2. Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Юноша 2. Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Девушка 1. Сколько вас? Попробуй перечислить -

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Юноша 1. В каждой семье чтят память тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы.

Девушка 2. Мы помним тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 70 лет, все еще остаются безымянными. В честь их памяти мы объявляем минуту молчания.

(Песня В. Высоцкого «На братских могилах»)

Юноша 2. В истории войн известны многие оборонительные сооруже-ния, казавшиеся их создателям неприступными: линия обороны Зигфрида, линия укрепления Маннергейма, линия укрепления Мажино… И каждая из них не выдержала испытания войной. Но линия духа, доблести и героизма - эта линия оказалась для врага непреодолимой.

Рассказ о подвигах кубанцев во время Великой Отечественной войны.

После поражения под Москвой гитлеровское командование вынуждено было искать другие пути к победе. С этой целью была сделана ставка на военно-экономическое удушение СССР. Ставилась задача отсечь от страны богатые сырьевыми ресурсами южные районы, пробиться к Волге, перерезать эту важнейшую магистраль, снабжающую нашу промышленность и армию нефтью, хлебом, что, в конечном счете, по мнению Гитлера, должно было предрешить исход войны. Фашистское руководство рассчитывало «немедленно и возможно полно использовать оккупированные территории в интересах Германии, получить как можно больше продовольствия и нефти»

В конце весны 1942 г. гитлеровское верховное командование сосредоточило основные усилия на южном крыле советско-германского фронта, делая ставку на захват нефтяных районов Кавказа и плодородных областей Дона, Кубани, Ставрополья. Замысел врага по захвату Кавказа был изложен в директиве гитлеровского командования № 45 от 23 июля 1942 г., условное наименование «Эдельвейс», и состоял в том, чтобы окружить и уничтожить наши войска южнее и юго-восточнее Ростова и овладеть Северным Кавказом. Затем предполагалось обойти Главный Кавказский хребет с запада и востока, одновременно преодолеть его с севера через перевалы. Для выполнения этих задач предназначалась группа армий «А». Двадцать пятого июля противник развернул наступление на Сальском, Ставропольском и Краснодарском направлениях. В начале августа война пришла на землю Кубани. Казаки 17- го кавалерийского корпуса дали бой в районе станиц Шкуринской и Кущевской, в котором уничтожили 3 тысячи фашистских солдат и офицеров, а также много танков, орудий, минометов. Несмотря на потери, враг наступал. Вскоре он овладел Армавиром, Майкопом и предпринял яростные атаки в туапсинском направлении. В это же время были брошены крупные силы на Краснодар. Бои шли с 10 по 12 августа. 30-я Иркутская Краснознаменная дивизия не только сдерживала противника, но контрударами выбила его из города. В августовских баях гитлеровцам удалось овладеть восточным побережьем Азовского море. О мужестве советских воинов в этих оборонительных баях можно судить по подвигу легендарного монитора «Железняков». Монитор сражался в низовьях Кубани. В это время враг рвался к Темрюку. Огонь корабля сдерживал противника на правом флоте, и фашисты не смогли сломить нашу оборону. Огонь корабельной пушки уничтожил большой склад боеприпасов врага, и сотни месяцев погибли.

В сентябре-декабре 1942 года продолжались упорные бои на Туапсинском направлении. Оборона Новороссийска и Туапсе сорвала планы гитлеровского командования по захвату Черноморского побережья и заставила его перейти к обороне.

Овладеть всей территорией края фашисты не могли. Легендарными в истории сражений за Кавказ явились десант в районе рыбацкого поселка Станичка у Новороссийска и оборона захваченного плацдарма-Малой земли. 4 февраля 1943 года отряд моряков под командованием майора У.А. Куникова высадился на берег. Триста храбрецов повели бой с такой сноровкой и яростью, будто их тысячи. И вслед за ними на захваченный плацдарм перевезли десантный корпус 18-й армии. Семь месяцев враг штурмовал этот плацдарм. Краевая партийная организация возглавила широкое партизанское движение и подпольную борьбу против оккупантов. Партизаны освободили несколько станиц и хуторов, организовали налеты на фашистские гарнизоны, штабы германских войск. Бойцы отряда «Нордост» в сентябре 1942 года напали на штаб противника станицы Нижнебаканской и забросали помещение противотанковыми гранатами, уничтожили гитлеровских офицеров и штабные документы. В декабре 1942 года партизаны другого отряда проникли ночью в Нефтегорск и взорвали клуб, где гитлеровцы устроили праздничный банкет. Было убито 30 и ранено 40 фашистов.

Громили и вражеские коммуникации. Подрывники из отряда «Гроза» у станицы Бакинской пустили под откос воинский эшелон. Минеры отряда П. К. Игнатова подорвали поезд с 63 платформами, груженные танками и орудиями. Партизанские засады уничтожали автомашины с гитлеровцами и боеприпасами. В начале января 1943 года советские войска перешли в наступление на Кавказе. Они освободили Армавир, Майкоп, Кропоткин, Тихорецк. 5 февраля заняли Ейск и закрыли пути отступления немецкой армии через Ростов. Предстояли бои за Краснодар. 12 февраля первыми вырвались в город бойцы моторизованной бригады, а утром наступившего дня красный флаг водружен в центре города. Весной 1943 года в небе Кубани происходила одна из самых крупных ВОВ воздушных битв. С обеих сторон в ней приняли участие более 2-х тысяч самолетов.

21 сентября была освобождена Анапа. Среди фашистских солдат и офицеров началась паника.

27 сентября был освобожден Темрюк. 9 октября части 56-й армии вышли к берегу Керченского пролива. Так завершилась битва за Кавказ.

Девушка 1. Ужасы войны невозможно было бы пережить без веры в победу, надежды и любви. Любовь согревала сердца фронтовиков, заставляла их яростнее сражаться и защищать своих любимых, матерей, детей… Их сердца были наполнены любовью, несмотря на ужасы войны. Любовь помогла выстоять и остаться в живых.

Фрагмент «Память»

Юноша 1. Знаем мы всех героев бесстрашных.

Преклоняем колена перед памятью павших.

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Девушка 2. Через века, через года -

Помните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Пожалуйста, помните!

Юноша 2. Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

Горькие стоны.

Памяти павших будем достойны!

Вечно достойны!

Девушка 1. В девятый день минующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война!

(Песня «День Победы»)

Беседа с учащимися о патриотизме

  • Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?

  • Какие её аспекты влияют на жизнь наших современников?

  • Как вы относитесь к попыткам некоторых западных идеологов переписать историю Второй мировой войны?

  • Как вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны, без насилия?

  • Почему в XXI веке вспыхивают войны?

  • На каких принципах, по Вашему мнению, должны сотрудничать разные народы, чтобы страшная трагедия ХХ века не повторилась?

Заключение. Россия - многонациональная страна, и Краснодарский край, в котором мы живем, тоже многонациональный, но какой бы мы не были национальности, мы все равны и равно участвуем в создании условий для процветания нашей страны.

Сберечь межнациональный мир - задача всех граждан России, в том числе и школьников.


© 2010-2022