Классный час на тему: «Наши права и обязанности»

Классный час на тему: «Наши права и обязанности».   Цель: ·                                      Обобщить знания детей об основных правах ребенка; ·                                      Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; ·                                      Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.   Оборудование: ·                                        Карточки – ситуации по разграничению «прав» и «обязанностей» учащихся в ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему: «Наши права и обязанности».

Цель:

  • Обобщить знания детей об основных правах ребенка;

  • Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

  • Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование:

  • Карточки - ситуации по разграничению «прав» и «обязанностей» учащихся в школе;

  • Выставка литературы по правовому воспитанию;

  • Анкета на закрепления материала.

Ход занятия:


  1. Приветствие (все встают в круг):

Учитель: Сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом! Я предлагаю поздороваться всем тем,

- кто родился зимой, летом, весной, осенью,

-кто пришел с хорошим настроением.

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом -

Станет радостно кругом!

Учитель: Радостно от того, что мы, повзрослевшие еще на один год, собрались снова вместе с вами для серьезного разговора.


  1. Целеполагание: (рассказывают два ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребенок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его - право на надежду!!!

- Как понимать последние слова?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 - 2010гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты

1 июня - Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей - жертв агрессии

20 ноября - Всемирный день прав ребёнка

10 декабря - День прав человека.

Давайте заполним кроссворд, вспомнив качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

П о р я д о ч н о с т ь

с п Р а в е д л и в о с т ь

Р А з у м н о с т ь

В о с п и т а н н о с т ь

О б я з а н н о с т и

3. Основная часть.

- Наш разговор о том, какие права ребенка вы знаете, как вы их понимаете.

- Что такое право? (Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми) - толковый словарь Ожегова.

- Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни).

-Что это за документ? (Свидетельство о рождении). О каком праве он вам напоминает? (Право на имя).

- Какое право может обозначать сердечко? (Право на любовь и заботу).Что значит забота? Кто о вас заботится?

- Что может обозначать домик? (Право на имущество). Можно ли брать чужую вещь без разрешения?

- Как вы думаете, для чего я вам показываю конверт? О каком праве может идти здесь речь? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать друг за другом).

- А о каком праве вам могут напомнить ваши учебники? (Право на учебу).

- Посмотрите, вы все такие разные, но каждому из вас принадлежат одинаковые права. Об этом говорит первая статья «Декларации прав человека».


  1. Работа по группам.

1) Вам необходимо соотнести статьи «Декларации прав человека» с иллюстрацией сказки, где это право нарушено! (Колобок, Золушка, Золотой ключик, Заюшкина избушка, Морозко, Снежная Королева, Бременские музыканты, Федорино горе, Краденое солнце, Тараканище)

2) Нарисуйте знаки запрещающие и разрешающие по теме «Наши права и обязанности».

- Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- А откуда вы это знаете? (Устав школы).

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

- А в Уставе школы ваши права прописаны следующим образом:

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;

  • Прилежно учиться;

  • Иметь аккуратный вид;

  • Соблюдать правила техники безопасности;

  • Беречь школьное здание, оборудование;

  • Придерживаться общепринятых правил поведения;

  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.


  1. Анализ ситуаций.

- Мы обозначили главные права и обязанности. Хорошо ли мы умеем их различать? (Каждая группа получает ситуацию, которую необходимо проанализировать и проиграть перед слушателями).

1 ситуация:

Командир: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!

2 ситуация:

Ваня: - Вика, Я мыл-мыл доску, а ты ее разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

3 ситуация:

Мария Степановна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

4 ситуация:

Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.

Первоклассник: - Он поставил мне подножку.

Сережа: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.


  1. Заключительная часть.

- Для того чтобы узнать насколько, вы усвоили материал урока, я предлагаю вам заполнить анкету (каждому ребенку раздается анкета).

Анкета


  1. Как ты считаешь, существуют ли у тебя обязанности перед школой?

А) Да, существуют.

Б) Затрудняюсь ответить.

В) НЕ существуют.


  1. Разрешено ли нам нарушать права других людей?

А) Да, конечно разрешено.

Б) Разрешено только в редких случаях.

В) Абсолютно запрещено.


  1. Кем были созданы права человека?

А) Народом.

Б) Государственной властью.

В) Сотрудниками милиции.


  1. Как вы считаете, каждый ли ребенок имеет право жить и воспитываться в семье?

А) Нет, это право имеют только те дети, которые любят и уважают своих родителей.

Б) Это право доступно для каждого ребенка.

В) Ни один ребенок не имеет такого права.


  1. Как вы считаете, соблюдение дисциплины в школе - это …

А) Право учащихся.

Б) Обязанность учащихся.

В) Ни то и не другое.



© 2010-2022