Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве

Широкие возможности для воспитания школьников предоставляет музейная педагогика, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейной педагогике относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка. Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира. Детям должно быть интересно знакомство с историей города и страны, культурой, традициями, поэтому задача педагога преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Музейная педагогика призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования. Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования, виртуальные экскурсии. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Виртуальная экскурсия – это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Виртуальные экскурсии дают педагогам возможность творчески подойти к образовательному процессу. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности развивает интерес ребенка к образовательному процессу;  развивает умение и навыки работы с информационными ресурсами; способствует эффективному управлению внимания учащихся; активизации познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Виртуальные экскурсии в учебно-воспитательном пространстве


Н. А. Никитина,

г. Междуреченск, Кемеровская обл.

Широкие возможности для воспитания школьников предоставляет музейная педагогика, которая располагает специальными методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, а также окружающего предметного мира. К музейной педагогике относят определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка.

Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, дает богатую пищу для размышлений и раздумий. С ее помощью происходит «погружение» ребенка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.

Детям должно быть интересно знакомство с историей города и страны, культурой, традициями, поэтому задача педагога преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Музейная педагогика призвана раскрывать и развивать потенциальные творческие способности, заложенные в каждом ребенке с рождения; создавать условия для полного самовыражения и реализации творческого потенциала; преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием детей, предлагать нетрадиционные формы работы, с элементами игры, поиска и совершенствования.

Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования, виртуальные экскурсии. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях.

Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов.

Виртуальные экскурсии дают педагогам возможность творчески подойти к образовательному процессу. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности развивает интерес ребенка к образовательному процессу; развивает умение и навыки работы с информационными ресурсами; способствует эффективному управлению внимания учащихся; активизации познавательной деятельности; формированию навыков исследовательской работы; повышению информационной культуры.

Основными преимуществами являются:

  • доступность - возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат.

Интернет есть в каждой школе и во многих кабинетах интерактивные доски, поэтому, не выходя из школьного кабинета можно в полной мере вкусить все красоты нашей планеты.

  • «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

В Интернете есть много познавательных сайтов, с которыми необходимо знакомить ребят. Организовать это можно очень интересно, например, с помощью проведения виртуальных экскурсий, как формой организации учебно-воспитательной деятельности родственной традиционной экскурсии. Не всегда у нас есть возможность побывать в других странах и полюбоваться их достопримечательностями. Но, благодаря специальным интернет-сервисам, посетить знаменитые музеи и памятники искусства можно не выходя из дома. Любая экскурсия, в том числе и виртуальная, не самоцель; она входит в общую систему учебно-воспитательной работы, поэтому ее планированию уделяется пристальное внимание и тщательная организация.

При подготовке виртуальной экскурсии для урока или классного часа придерживаюсь следующего плана:

1) выбираю ее объект,

2) выясняю его образовательное значение, знакомлюсь с ним, определяю содержание, цели и задачи экскурсии,

3) сообщаю ребятам тему экскурсии, знакомлю их с тематической лексикой, даю краткую информационную справку о «месте проведения» экскурсии,

4) разъясняю порядок дальнейшей работы, подведения итогов; уточняю индивидуальные и групповые задания.

Одним из ресурсов, используемых мною в учебно-воспитательном пространстве, является портал культурного наследия России, размещенного по адресу: culture.ru/, который дает возможность посетить 199 мест нашей необъятной Родины. Это места, что отзываются в сердце каждого россиянина, и куда хочется возвращаться снова и снова. Виртуальные туры, позволяющие в режиме реального времени отправиться практически в любую точку России, в ее культурные центры, напоминают о том, что наша страна была и остается великой державой, и русская духовность, русское слово, русская культура - не просто красивые слова. Это символы России - наше культурное наследие, истоки нашей культуры.

Выбираем место, тему, которая нас интересует, это может быть исторический музей, или выставка, музей-усадьба, академия художеств и многое другое, и отправляемся в путешествие.

Учитель сам выбирает сопутствующие формы заданий и контроля.

Самой интересной и запоминающейся экскурсией для учащихся моего класса стала виртуальная экскурсия в Архангельский музей «Малые Карелы» на странице сайта culture.ru/atlas/object/531/. Здесь мы заглянули в русские избы, познакомились с разнообразием их форм. Двух одинаковых не найдешь, каждый хозяин хотел выделиться. В этом нетрудно убедиться, сравнив крестьянские и купеческие избы, которых очень много перевезли в Малые Корелы. Другая характерная черта северных домов - их размеры: избы монументальные, похожие на небольшие замки, высокие и просторные. Иногда две избы соединяли в одну так, чтобы и разросшаяся семья, и вся скотина находились под одной крышей. В такой избе легче пережить долгую суровую зиму.

После этой экскурсии многие ребята в классе, провели вечер с родителями, вновь посещая удивительные места России и обсуждая увиденное.

Проведение виртуальных экскурсий с использованием портала культурного наследия России сделает классные часы и уроки литературы, истории, географии, музыки и изобразительного искусства незабываемыми и увлекательными.


Литература


  1. Дворецкая, А. В. Основные типы компьютерных средств обучения/ А. В. Дворецкая// Школьные технологии. - 2004. - №3.

  2. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство/ Б. П. Сайков.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.

  3. panotours.ru/

  4. culture.ru/

  5. future.museum.ru/lmp/books/archive/Musped.pdf



© 2010-2022