Методические рекомендации На пути к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России в каждом студенте

Ни для кого не секрет, что последние годы нашу педагогическую общественность беспокоит деморализация общества и подмена одних моральных норм другими. Каждый человек, в том числе и наши студенты, вправе самостоятельно делать жизненный выбор. Но эта самостоятельность очень часто оказывается навеянной СМИ, ближайшим окружением, улицей и «современными» тенденциями общества. Однако, именно классный руководитель, как лучик света и путеводитель по разнообразию влечений и темных закоулков жизненного пу...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На пути к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России в каждом студенте.

Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...

В. А. Сухомлинский

Духовность базируется на свободе человека, понимается как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода сочетается с формирующейся саморегуляцией.

Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И. Песталоцци).

Нравственность в отличии от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье.

Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Ни для кого не секрет, что последние годы нашу педагогическую общественность беспокоит деморализация общества и подмена одних моральных норм другими. Каждый человек, в том числе и наши студенты, вправе самостоятельно делать жизненный выбор. Но эта самостоятельность очень часто оказывается навеянной СМИ, ближайшим окружением, улицей и «современными» тенденциями общества. Однако, именно классный руководитель, как лучик света и путеводитель по разнообразию влечений и темных закоулков жизненного пути подрастающего поколения должны (призваны по роду своей деятельности) вывести нашу молодежь в общем и наших студентов в частности на путь истинный, который прописан в государственных программах и концепциях по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи России. Именно Вы то связующее звено между золотыми умами образования и ожидаемыми результатами их нововведений и стратегий развития государства через образовательную среду. Именно на Вас они надеются и уповают, потому что если не Вы то кто тогда?

За период обучения в нашем учебном заведении сложно воспитать истинного духовно - нравственного патриота России, ведь процесс этот превентивный и не может быть завершен на конкретном этапе становления личности, а результаты этого процесса отсрочены во времени и мы не всегда можем радоваться воочию плодам своего вклада в души наших студентов. Но наша с Вами задача сделать все возможное, чтобы прикоснуться к каждому студенту и привить ему моральные нормы и ценности, дух патриота и гордость за свою страну.

Не останавливайтесь перед якобы неосуществимыми задачами, стоящими в этом направлении перед Вами - каждое Ваше внеклассное мероприятие будет ступенькой в развитии духовной и моральной культуры каждого студента.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования содержание учебных дисциплин и профессиональных модулей предусматривает формирование не только профессиональных компетенций-знаний и умений, но и общих - понимание социальной значимости выбранной профессии, работа в коллективе, эффективное общение с работодателем и коллегами, бережное отношение к историческому наследию и культурным ценностям, уважение к социальным, культурным и религиозным различиям, ведение здорового образа жизни, развитие духовности как неотъемлемой части профессионального облика работника.

Перед Вами стоят задачи духовно - нравственного воспитания как процесса содействия духовно-нравственному становлению студентов, формированию у них:

  • нравственных чувств (совесть, честь, чувство долга, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);

  • нравственного облика (терпение, милосердие, честность, надёжность, правдивость, незлобивость);

  • нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлять самоотверженность, любовь, готовность к преодолению жизненных испытаний),

  • нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, проявлять духовную рассудительность, добрую волю).

Но любовь к избранной профессии, гуманное отношение к человеку не приходят сами собой.

Воспитание каждого студента в нравственном духе начинается со знакомства с классными руководителями, преподавателями техникума, мастерами производственного обучения с их тесного ежедневного взаимодействия.

Совершенно очевидно, что даже форма беседы классного руководителя со студентами обладает большой силой воздействия.

Личность классного руководителя сама по себе является для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным педагогом, создающим нравственный образец, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. К личностным качествам, необходимым для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, относят:

  • морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

  • эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

  • мировоззренческие качества: любовь к студентам, патриотизм, гуманизм.

В ходе повседневного общения классных руководителей, педагогов и студентов последние усваивают нормы этикета.


© 2010-2022