- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа элективного курса Человек и профессия для 9 класса
Программа элективного курса Человек и профессия для 9 класса
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Обоева О.С. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА КУРСА
«Человек и профессия»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Этот курс может изучаться самостоятельно, но может быть дополнен следующими программами: «Когда общение становится профессией», «Техника без тайн», «С любой информацией на «ты», «Создание красоты», «Гармония природы», которые предусматривают проведение профессиональных проб.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
-
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
-
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе - будущей профессии;
-
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
-
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
-
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
-
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
-
психологические особенности личности;
-
самоопределение;
-
профессиональные интересы и склонности, способности;
-
классификация, типы и подтипы профессий;
-
профессиограмма;
-
профессиональная пригодность;
-
проектирование профессионального жизненного пути;
-
карьера, виды карьеры;
-
личный профессиональный план;
-
общение;
-
самооценка;
-
профпригодность;
-
компенсация способностей;
-
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
-
раскрывать психологические особенности своей личности;
-
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
-
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
-
работать с профессиограммами;
-
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
-
составлять личный профессиональный план;
-
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
-
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
-
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
-
обучение через опыт и сотрудничество.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
-
программа;
-
методическое пособие для учителя;
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Место курса в учебном плане.
Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Человек и профессия» в 9 классе в программе предусмотрено 34 часа (1 час в неделю). В учебном плане предусмотрено:
Компонент ОУ (школьный компонент)
Человек и профессия
1 час в неделю
Тематическое планирование
курса «Человек и профессия»
n/n
Наименование тем
Количество
часов
I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
1
II
Познавательные процессы и способности личности
6
2.1
Память. Внимание
2
2.2
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение (Формы чувственного познания)
1
2.3
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта
2
2.4
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей
1
III
Психология личности
6
3.1
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка
2
3.2
Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды
2
3.3
Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
2
IV
Мир профессий
10
4.1
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда
2
4.2
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы
2
4.3
Типы профессий. Матрица выбора профессий
1
4.4
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
4.5
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
4.6
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
4.7
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
4.8
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
V
Профессиональное самоопределение
7
5.1
Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)
2
5.2
Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей
2
5.3
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)
1
5.4
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
1
5.5
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
1
VI
Подготовка к будущей карьере
2
6.1
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования
2
VII
Обобщение
2
7.1
Построение личного профессионального плана. Зачёт
2
ИТОГО:
34
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план»;
-
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
-
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
-
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
-
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
-
перечислять основные разделы программы курса;
-
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «память», «внимание»;
-
виды памяти и внимания;
-
качества внимания;
-
определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
-
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
-
виды мышления;
-
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
-
основные операции мышления;
-
основные качества мышления;
-
определение понятия «способности»;
-
основные виды способностей;
-
особенности интеллектуальной сферы;
-
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
-
называть основные процессы памяти;
-
перечислять основные виды памяти;
-
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
-
определять особенности своей памяти;
-
перечислять основные приемы и методы запоминания;
-
перечислять основные качества и виды внимания;
-
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
-
определять особенности своего внимания;
-
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
-
перечислять формы чувственного познания;
-
перечислять типы мышления;
-
определять свой преобладающий тип мышления;
-
называть формы логического мышления и определять их сущность;
-
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
-
определять тип своего интеллекта;
-
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности (6 часов)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
-
типы нервной системы;
-
типы темперамента;
-
определение понятия «потребности»;
-
виды потребностей;
-
особенности делового общения;
-
определение понятия «конфликт»;
-
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
-
особенности своей личности;
-
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
-
называть типы нервной системы и их различия;
-
определять свой тип нервной системы;
-
выявлять свой ведущий тип темперамента;
-
определять наиболее типичные черты своего характера;
-
исследовать формы проявления характера;
-
выявлять уровень самооценки;
-
называть отличительные признаки видов мотивации;
-
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
-
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
-
называть различные виды потребностей;
-
указывать основные признаки делового общения;
-
перечислять способы разрешения конфликтов;
-
определять свой уровень конфликтности;
-
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (10 часов)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
-
подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
-
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
-
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
выявлять тип своей будущей профессии;
-
определять свои профессиональные предпочтения;
-
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ»);
-
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение (7 часов)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
-
виды профпригодности;
-
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
-
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
-
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
-
называть мотивационные факторы выбора профессии;
-
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
-
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
-
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
-
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
-
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
-
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
-
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение (2 часа)
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
-
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
-
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Календарно - тематический план по курсу «Человек и профессия».
№п\п
Тема урока
Кол - во часов
Тип урока,
его форма
Элементы содержания
Планируемые результаты
Планируемые формы контроля
Дата проведения
По плану
Факт
1. Введение (1 час)
1
Предмет и задачи курса
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана
Знать:
- роль профессионального самоопределения в жизни человека;
- основные разделы программы курса;
- понятие личного профессионального плана;
- основные структуры личного профессионального плана;
Уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план
Анкета готовности к осознанному построению ЛПП
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)
2
Память
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания.
Знать:
- определение понятия «память»;
- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);
- виды памяти;
- особенности отдельных приемов запоминания.
Уметь:
- использовать приемы запоминания в конкретных случаях.
Игры-упражнения
3
Внимание
1
Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности
Знать:
- определение понятия «внимание»;
- качества внимания;
- виды внимания.
Уметь:
- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям
Игры-упражнения
4
Формы чувственного познания
1
Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра
Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий
Знать:
- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»
Уметь:
- объяснить, как происходит познание окружающего мира;
- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира
Фронтальный опрос
5
Мышление
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Знать:
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления.
Уметь:
- использовать основные операции мышления при решении логических задач
Игры-упражнения
6
Интеллектуальная сфера
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.
Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)
Знать:
- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»
-типы интеллекта.
Словарный диктант
7
Способности личности
1
Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуационных задач
Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей
Знать:
- понятие «способности»;
- виды способностей: общие и специальные;
- разновидности специальных способностей.
- условия развития специальных способностей.
Уметь:
- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности
Фронтальный опрос
3. Психология личности (6 часов)
8
Типы нервной системы. Темперамент
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.
Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента.
Знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;
- типы нервной системы и их различия;
- типы темперамента.
Уметь:
- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;
- характеризовать свой тип нервной системы;
- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик
Анкета «Типы темперамента».
9
Характер и самооценка
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки.
Знать:
- определение понятий «характер» «самооценка»
- виды черт характера.
Уметь:
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки
Словарная работа
10
Самоопределение личности
1
Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение
Знать:
- определение понятия «самоопределение личности»;
- виды самоопределения
- определение понятия «профессиональное самоопределение»
Уметь:
- называть свои ценностные ориентации
Фронтальный опрос
11
Мотивационная сфера
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий
Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей
Знать:
- определение понятия «мотив», «мотивация»;
- определение понятия «потребность»;
- виды потребностей.
Уметь:
- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;
- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений
Кроссворд
12
Общение
1
Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.
Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения.
Знать:
- определение понятия «общение»;
- определение понятия «деловое общение»;
- признаки делового общения
Уметь:
- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;
- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях
Анкета
13
Конфликты
1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов
Знать:
- определение понятия «конфликт»;
- виды конфликтов;
- способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
Игры-упражнения
4. Мир профессий (10 часов)
14
Профессия, специальность специализация квалификация
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.
Анализ различий между понятиями
«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
Знать:
Этапы профессионального самоопределения;
- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,
Уметь:
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;
-устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»
Словарная работа
15
Характеристика труда
1
Урок усвоения новых знаний. Лекция
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий
Знать:
- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»
Уметь:
- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий
Фронтальный опрос
16
Классификация профессий
1
Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа
Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову
Знать:
-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;
- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова
Уметь:
- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»
Таблица
17
Формула профессии. Профессиограмма.
1
Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа
Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма.
Знать:
- определение понятия «профессиограмма»
Уметь:
- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;
- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии
Составить формулу профессий
18
Типы профессий. Матрица выбора профессии.
1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа
Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся
Знать:
- основные типы профессий;
- ведущий предмет труда каждого типа профессии
Уметь:
- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии
Определить тип профессий
19
Характеристика профессий типа «человек - человек»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар
Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - человек»;
- подтипы профессий типа «человек - человек»;
- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);
- ПВК профессий типа «человек - человек».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».
Упражнения
20
Характеристика профессий типа «человек - техника»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар
Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - техника»;
- подтипы профессий типа «человек - техника»;
- ПВК профессий типа «человек - техника».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника».
Упражнения
21
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар
Характеристика профессий типа «человек - знаковая система». Подтипы профессий типа «человек - знаковая система». ПВК профессий типа «человек - знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - знаковая система».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - знаковая система»;
- подтипы профессий типа «человек - знаковая система»;
- ПВК профессий типа «человек - знаковая система».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - знаковая система».
Упражнения
22
Характеристика профессий типа «человек - природа»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар
Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».
- ПВК профессий типа «человек - природа».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа».
Упражнения
23
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ»
1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар
Характеристика профессий типа «человек - художественный образ». Подтипы профессий типа «человек - художественный образ». ПВК профессий типа «человек - художественный образ».
Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - художественный образ».
Знать:
- характеристику профессий типа «человек - художественный образ».
- подтипы профессий типа «человек - художественный образ».
- ПВК профессий типа «человек - художественный образ».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - художественный образ».
Упражнения
5. Профессиональное самоопределение (7 часов)
24
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности
Знать:
- определение понятий «склонности», «интересы»
Фронтальный опрос
25
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе (хочу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини - проектов учащихся
Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор
Уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере
Словарная работа
26
Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий
Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность
Знать:
- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
- виды профессиональной пригодности, их сущность.
Уметь:
- пояснять сущность профессиональной пригодности.
Кроссворд
27
Возможности личности в профессиональной деятельности (могу)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини - проектов учащихся
Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор
Уметь:
- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор
Фронтальный опрос
28
Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах
(надо)
1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра
Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах
(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.
Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий
Знать:
- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
- Компоненты и субъекты рынка труда.
Уметь:
- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда
Информация из Интернета о рынке труда.
29
Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо»
1
Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар
Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)
Знать:
- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.
Уметь:
- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда
Анкета
30
Мотивационные факторы выбора профессии
1
Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар
Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии
Знать:
- мотивационные факторы выбора профессии.
Уметь:
- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал
Анкета
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)
31
Карьера. Виды карьеры
1
Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач
Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры
Знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;
- отличительные признаки различных видов карьеры.
Уметь:
- проектировать варианты своей будущей карьеры
Фронтальный опрос
32
Профессиональный рост
1
Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы
Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста
Знать:
- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»
Уметь:
- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;
- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры
Фронтальный опрос
7. Обобщение (2 часа)
33
Зачет
1
Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование
Обобщение изученного теоретического материала
Тестовое задание
34
Построение личного профессионального плана
1
(34)
Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика
Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта
Уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;
- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии
Итоговая диагностика
Характеристика контрольно-измерительных материалов,
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной не грубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Презентации
-
Мир профессий.
-
Экскурс в профессию.
-
Новое время - новые профессии.
-
Темперамент.
-
Внимание, память, мышление.
-
Медицинские противопоказания к профессиям.
-
Здоровье и профессия.
-
Типы профессий.
Интернет-сайты профориентации.
- портал "Учёба.ру, раздел "Профессия".
- справочник профессий на сайте E-xecutive.
- zarplata.ru
- Сайт "Профориентация: кем стать", раздел"Как выбрать профессию?" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ht.ru/prof/
Служба занятости регионов России: Центр занятости г. Иркутска
- Сайт "Find - Job.ru" "Как выбрать профессию?Секреты выбора профессии?" [Электронный ресурс].- Режим доступа: find-job.ru/profession/;find-job.ru/secret
Лист
корректировки рабочей программы по курсу «Человек и профессия»
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причины корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту