Педсовет по теме Управление повышением уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей в условиях введения ФГОС

Константин Дмитриевич Ушинский  «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». «Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся» Авторы го...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Не дай вам Бог жить во время перемен.

Китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значить быть современным, быть со временем, «оказаться во времени». Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определенным способом действий и самим учителям. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жесткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура «ФГОС».

Под организацией введения Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых, необходима для его введения. Работа по введению ФГОС основного общего образования в школе выстроена поэтапно.

Произошли значительные качественные изменения в деятельности образовательного учреждения. Созданы все необходимые условия для внедрения ФГОС ООО:

Нормативно - правовые;

Материально - технические;

Финансово - экономические;

Информационные;

Кадровые.

Безусловно, в ОУ должны быть созданы определенные условия, способствующие безболезненному и эффективному переходу на новые образовательные стандарты. Какие же это условия? Прежде всего, педагогические условия.

Наиболее серьезную проблему представляет собой кадровое обеспечение перехода на деятельность по новому стандарту, одним из основных требований которого является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов. Самым сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знание основных документов.

Авторы государственных образовательных стандартов второго

поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю,

способному воспитать достойного гражданина России. Он должен

постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть

не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен

проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря

уже о том, что он должен быть активным пользователем информационных

технологий.

Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование и

необходимую квалификацию, быть способны к инновационной

профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем

методологической культуры и сформированной готовностью к

непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой

политики.

В новых стандартах сформулированы требования

к современному учителю:

Во - первых, это профессионал, который

  • Демонстрирует универсальные и предметные способы действий

  • Инициирует действия учащихся

  • Находит способы включения каждого ученика

  • Создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во - вторых, это учитель, применяющий развивающие технологии.

В - третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования - соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса.

В условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей:

-коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),

- исследовательская и инновационная компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),

-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),

-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста) и т.д.

«Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

  2. Исследовательская деятельность;

  3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

  4. Различные формы педагогической поддержки;

  5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

  6. Трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Развитие профессиональной компетентности - это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

  1. самоанализ и осознание необходимости;

  2. планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

  3. самопроявление, анализ, самокорректировка.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Говоря о профессиональной компетентности учителя, нельзя не сказать о создании портфолио. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. А чтобы создать портфолио, необходимо иметь положительные результаты работы с учащимися и достижения самого учителя.

Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Основным фактором, обеспечивающим успешность внедрения стандартов, является системность подготовки педагогов к их введению и комплексность всех видов сопровождения.

Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС требуется:

  • целостность, систематичность методической деятельности в школе;

  • согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС;

  • сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,

  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.

- научиться эффективно использовать инновационные технологии обучения для решения педагогических проблем;
- анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики;
- интегрировать педагогические технологии, формы и методы обучения с целью достижения новых образовательных результатов у учащихся;
- эффективно работать


В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят

обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в пять лет, а

также и по интересующим их актуальным проблемам современного

образования.

Деловая игра

Цель игры: Выработка в группе единого взгляда на личностные и профессиональные качества педагога и разработка на их основе модели профессиональной компетентности.

«Этап Мозговой штурм»

Задание 1- выбрать 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них - личностные качества, пять - профессиональные.

Записываются любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных качеств, составляющих профессиональную компетентность педагога, причем пять из них - личностные качества, пять - профессиональные.

Проводя самоанализ готовности ОУ к переходу на образовательные

программы, соответс твующие требованиям ФГОС основного общего

образования, мы не могли не обратиться к главным участникам образовательного процесса - ученикам - и не узнать их мнение о профессиональной компетентностиучителя.

Провела опрос будущих, предложив им ответить на три вопроса:

В вашем понимании, что такое профессионализм?

Кто такой, по вашему мнению, профессиональный учитель?

Встретили ли вы в своей школьной жизни таких учителей?

Итак, собирательный портрет учителя-профессионала:

Профессиональный учитель:

  • это человек, умеющий найти общий язык с учениками, подход к каждому, заинтересовать и влюбить учеников в свой

предмет.

  • это тот учитель, который доступно объясняет материал,

  • это грамотный педагог, знающий свой предмет, умеющий в доступной форме преподать его ученикам.

  • Прежде всего, профессиональный учитель должен обладать простыми

человеческими качествами: добротой, пониманием и умением помочь

ученику в трудную минуту

  • это учитель, умеющий вести урок нестандартно.

  • Это учитель, который осознает свою роль в судьбах детей и несет ответственность за их знания, а не ограничивается сухим объяснением параграфа.

  • это учитель, обучающий не только своему предмету, но и жизни, духовный наставник.

Согласитесь, что этот собирательный портрет учителя-профессионала

глазами учеников полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляет к учителю не только новый образовательный стандарт, но и

ВРЕМЯ. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая

задача - «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший

профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и

правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики

в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и

закончу: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего

нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он

учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

В ОУ существует система повышения квалификации. Педагоги проходят

обязательные предметные курсы повышения квалификации раз в пять лет, а

также и по интересующим их актуальным проблемам современного

образования



© 2010-2022