Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника

В современных условиях жизни общества социализация подрастающего поколения  –  одна из важнейших задач школы, так как именно школа является  почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности. Процесс социализации детей младшего школьного возраста осуществляется в деятельности, которая имеет два направления: по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, и результат этого процесса зависит от социальной среды, которая их окружает. Школа – центр воспитательного пространства. В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые являются почвой для становления личности. Что может быть важнее и сегодня,  в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьникаРазвитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника


«Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить,

а факел, который нужно зажечь».

Сократ

(

(Презентация слайд 1)

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в новом для себя пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует его социализации. Для него открывается мир, полный тайн, загадок, радостей, огорчений, побед и поражений.

(слайд 2)

В современных условиях жизни общества социализация подрастающего поколения - одна из важнейших задач школы, так как именно школа является почти единственным очагом доверия, понимания, гуманности.

Процесс социализации детей младшего школьного возраста осуществляется в деятельности, которая имеет два направления: по освоению предметного мира и мира отношений между людьми, и результат этого процесса зависит от социальной среды, которая их окружает.

Школа - центр воспитательного пространства. В традиции российской школы - создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), среду общения, поле деятельности, которые являются почвой для становления личности. Что может быть важнее и сегодня, в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования?

Ключевой психологический фактор для социализации ребенка семи-одиннадцати лет - развитие познавательной активности. Развитие познавательной активности у ребенка ведет к изменению взаимоотношений со средой, проявлению скрытых до поры до времени черт личности, к возникновению межличностных связей, к формированию общественного мнения, к появлению взаимной оценки. Для ребенка наступает время самовосприятия, самовоспитания, самонаблюдения, самопознания.

(Презентация слайд 3)

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в разные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Джон Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.

Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Развитие познавательной активности личности в обучении является ведущим фактором достижения целей обучения, общего развития ребенка, успешной его социализации и интеграции в общество. Это развитие требует в нашем информационном мире принципиального переосмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации познавательной активности обучаемых является не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание таких условий, которые позволят развить у учащегося разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Теоретический анализ и передовой педагогический опыт показали, что наиболее конструктивным решением является создание психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, индивидуальное «Я».

(Презентация слайд 4)

Что я, как учитель, должна делать на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной социализации личности каждого ребёнка?! Что можно и нужно сделать, чтобы ученики с большим желанием приходили в школу? Как пробудить у первоклассника интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, используемые для решения проблемы социализации личности.

За годы работы я использовала различные педагогические методики, технологии, программы. В этом учебном году я работаю с первоклассниками по программе Школа России, которая нацелена на сотрудничество, партнерство учителя и учащихся, доброжелательность их межличностного взаимодействия и способна пробудить интерес к изучаемым предметам.

В ходе воспитательно-образовательного процесса мне удается добиться высокой учебной мотивации и избежать повышенной тревожности у детей.

Принципиально значимым в работе с детьми считаю расширение традиционных видов деятельности учащихся и обогащение их новым содержанием.

(Презентация слайд5)

В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я постоянно использую перечень средств, представленных в схеме:

Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника

(Презентация слайд 6)

Информационно-коммуникационные технологии. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

В результате на уроках можно использовать разные формы применения ИКТ:

  • презентации;

  • тренажёры;

  • физминутки;

  • тесты;

  • развивающие игры;

  • музыкальное сопровождение уроков;

  • использование возможностей Интернет сообществ;

  • проектная деятельность.

Наиболее удачной и распространенной формой использования ИКТ являются презентации. В ней могут быть показаны разнообразные моменты урока.

(Презентация слайд 7)

Использование презентаций на различных уроках в начальной школе, позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- повысить объём выполняемой на уроке работы;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности.

Развитие познавательной активности как фактор успешной социализации младшего школьника

(Презентация слайд 8)

Среди учащихся моего класса был проведён опрос с целью изучения отношения детей к урокам с применением ИКТ. Им было предложено оценить по пятибальной шкале урок традиционный и урок с ИКТ по трём параметрам:

  • Много ли информации даётся на уроке? (насыщенность урока)

  • Насколько урок интересен?

  • Много ли нового узнаешь на уроке? (познавательность урока)

Проанализировав оценку уроков, которую дали дети, я сделала вывод, что уроки с применением ИКТ находятся на более высокой ступени в образовательном процессе, чем традиционный урок.

(Презентация слайд 9)

В процессе обучения младшего школьника всё более широкое применение находит метод проекта. Важным методическим подходом является обучение ученика самостоятельному поиску, добыванию знаний из разных источников. Особенно ярко это наблюдается на уроке «Мы и окружающий мир». К каждому уроку по теме курса ребята готовят сообщения, подбирают картинки, расспрашивают родителей, наблюдают. . На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…». Источником знаний учащихся стала сама жизнь.

Первые шаги в проектной исследовательской деятельности, мы стараемся делать вместе с родителями. Наша работа состоит из следующих этапов:

  • определение практически значимой цели, формулировка задачи;

  • обсуждение реализации поставленной цели;

  • проработка идей. На этом этапе дети окончательно выбирают тему своего проекта.

  • оформление материалов.

  • выставка и оценивание работ.

  • (Презентация слайд 10)

Считаю, что работа над проектом позволяет учащимся:

  • освоить первичные методы исследования;

  • дать возможность применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов;

  • развивать интерес к предметам и процессам познания в целом.

В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.

(Презентация слайд 11)

Большое значение для развития познавательной активности младшего школьника имеет игра. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Именно игра (с её разнообразными формами и видами) является одним из способов социализации ребёнка.

Игра - это самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Она является ценным средством воспитания действенной активности детей, активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.

В игре ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В своей работе я использую разные виды игр: сюжетно-ролевые. подвижные, дидактические. (Презентация слайд 12)

Презентация слайд 13) В сюжетно-ролевых играх, дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, а также идентифицируя себя с выполняемой ролью, приобретают различные социально значимые качества учатся понимать, что такое добро и зло. Также сюжетно-ролевая игра предоставляет большие возможности по овладению детьми морально-нравственными качествами личности. Кроме того, сюжетно-ролевые способствуют усвоению правил, что крайне важно для усвоения общественного опыта.

Презентация слайд 14) Подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, способность и стремление к сотрудничеству. Развивают умение общаться, договариваться между собой.

Презентация слайд 15) Дидактические игры помогают расширять представления об окружающем мире, систематизировать знания, развитию мыслительных процессов и операций. Способствуют межличностному общению, совместной деятельности.

Введущей деятельностью детей до поступления была игра, а с поступлением в школу происходит смена ведущей деятельности на учебную. Поэтому эффективными являются игровые формы обучения, различного рода дидактические игры. В этих условиях переход от одной ведущей деятельности к другой происходит безболезненно. (Презентация слайд 16)

(Презентация слайд 17) При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приёмы образования каждого последующего и предыдущего числа. На этом этапе целесообразно применять игру "Составим поезд" (Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа). Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: "Я первый вагон". Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: "Один да один, получится два". Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: "Два да один - это три". Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: "Три без одного - это два. Два без одного - это один".

На основе использования игры "Составим поезд" учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.

Игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо для развития у детей не только познавательных, но и коммуникативных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий. Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

(Презентация слайд 18) Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого.

Исследователи и педагоги-практики, применяя в своей работе различные формы уроков, доказали, что правильный подбор способов общения может создать оптимальную обстановку для продуктивной учебной деятельности. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

В различных ситуациях я применяю разные методики КСО.

* изучение текстового материала по любому учебному предмету

* взаимопередача текстов

* взаимообмен заданиями (составь словарный диктант)

* решение задач и примеров по учебнику (взаимопомощь, взаимопроверка)

* взаимные диктанты

* разучивание стихотворений в сменных парах

* выполнение упражнений в парах

* работа по вопросникам

В ученическом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. Ученики очень любят составлять словарные диктанты для друга, потом проверять их и оценивать работу. Очень эффективна работа в парах по разучиванию стихотворений, что помогает вторичному закреплению материала. С удовольствием ребята проверяют и оценивают работу другого, причём каждую поставленную отметку они должны обосновать, зная критерии оценивания, что помогает ребёнку реально оценить и свою деятельность.

(Презентация слайд 19) Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. В исследованиях выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность, проявляющаяся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.

Эффективны также и коллективные исследования. Так, например, при изучении раздела: «Устное народное творчество», были тщательно проанализированы русские народные сказки, помещенные в учебнике по чтению. В конце изучения темы перед детьми была поставлена проблема: распределить все изученные сказки на три группы по тем или иным признакам. При совместном обсуждении детьми была произведена классификация русских народных сказок: волшебные, бытовые, о животных. Так ученики самостоятельно сделали маленькое открытие в области русского фольклора. (Презентация слайд 20) Благодаря этому происходит развитие творческих способностей учащихся. (Презентация слайд 21)

(Презентация слайд 22) С первых уроков мои первоклассники получают задания: придумать, найти, сопоставить, объединить, изобразить. На уроках используется раздаточный материал, занимательные загадки, ребусы, задачи в стихах, загадки-шутки.

Приведу лишь некоторые примеры из математики для 1 класса:

‐ Придумай по этой картинке разные вопросы со словом «сколько» и ответь на них» ‐ это самое первое задание ;

‐ какой предмет лишний ;

‐ разбей на группы ;

‐ рассмотри схему и дополни запись… ;

‐ расскажи, как разными способами можно выполнить… ;

‐ задания на смысловое чтение ;

‐ задачи на смекалку ;

‐ ребусы;

- измени условие задачи;

-составь аналогичную задачу;

(Презентация слайд 23) Для развития познавательной активности у учащихся я также использую дифференцированные задания для самостоятельного изучения, которые составляю по трем уровням:

Нормативный: Поработай на страницах учебника, расскажи родителям, о старинных предметах. Нарисуй рисунок.

Компетентный: Поработай на страницах учебника, подготовь к следующему уроку сообщение о предмете, с которым познакомились сегодня на уроке.

Творческого характера: Используя дополнительную литературу, приготовь сообщение о старинном предмете, которого нет на страницах учебника.

Установка: Оцените полученные знания и выберите себе задание на дом, которое вы бы хотели выполнить (возможные варианты выполнения задания выдаются каждому ученику)

Эффективными и развивающими, побуждающими к активной мыслительной деятельности, способствующими развитию всех видов памяти, внимания, восприятия, речи, благоприятно влияющими на социализацию ученика являются приемы, основанные на противоречиях - всем известной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). (Презентация слайд 24)

Эти приемы очень просты, но высокоэффективны. Такие приемы приучают детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, мышление становится гибким, нестандартным, развивается воображение, умение соучаствовать. В своей работе часто использую мозговой штурм (мозговая атака). Это способ продуцирования новых идей для решения различных проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения той или иной проблемы.

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

- творческое усвоение детьми учебного материала;

- связь теоретических знаний с практикой;

-активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

-формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия;

-формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

(Презентация слайд 25) Один из приемов, используемых мной на уроках - «Разминка». Перед началом разминки детям даю соответствующую установку, например: «Ребята, вам будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Ваша задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа проходит в форме учебного диалога. Учащиеся могут отвечать хором, не поднимая руки (цель: кто быстрее).

Возможный вариант разминки:

-Какое сегодня число?

Какой день недели был вчера?

У стола 4 угла. Один угол отпилили. Сколько осталось?

- Как правильно сказать 5 + 7 равно одиннадцати или адиннадцати? (двенадцати).

-Какая третья буква в слове вокзал?

-А четвертая в слове солнце?

-Сколько будет 6 + 6 : 6? (7, потому что первое действие деление).

-Может ли муж жениться на сестре своей вдовы?

Сколько дней в ноябре?

-Сколько букв в имени белобоки?

- Как называется третья буква алфавита с конца? А пятая сначала?

-Что мы слышим в начале урока? (букву У).

-Сколько девяток в ряду от 1 до 100?

Реши задачу: «Представь, что ты шофер. В твоем автобусе 18 мест занято мужчинами и 12 - женщинами, кроме того, 4 ребенка стоят. Сколько лет шоферу?».

Такие разминки придают дух соревновательности, концентрируют внимание, развивают у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь.

(Презентация слайд 26)

Все средства, используемые мной в своей работе, позволяют повысить уровень познавательной активности учащихся, а значит, обеспечить возможность социализации учащихся.

Процесс социализации в младшем школьном возрасте должен выполнять следующие задачи:

1.Научить воспитанников быть «продуктивными членами общества»;

2.Приобщить их к социальным ролям, правам и обязанностям;

3.Адаптировать к социальной среде;

4.Интегрировать в жизнь общества .

Социализация личности не заканчивается в начальной школе. Она продолжается всю жизнь. Но начальная школа поможет понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают ее люди, то есть мы с вами.


(Презентация слайд 27)

Список литературы

  • Иванов Н.В., Бардинова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие детей в ДОУ. М:ТЦСфера,2008г.

  • Хирьянова И.С. Комплесный подход в учебном процессе начальной школы.Журнал управление начальной школой 2009 №10.

  • Активизация познавательной деятельности младших школьников/ Под редакцией М.П. Осиповой, Н.И. Кончаловской. М., 1999. - С. 37-45

  • Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. М.: Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2000. - № 4. - С. 33-41

  • Жамкочьян М. Личность в современной школе/ Знание -сила. -1994 -№ 9.

  • Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/ Начальная школа. - № 12, 1993. - С. 14 - 19

  • Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.

  • Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.

(Презентация слайд 28)

Спасибо за внимание!!!





© 2010-2022