Чудо земли, чудо труда человека

Данная методическая разработка стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Полученные знания позволяют учащимся приобрести основы диалектико-материалистическое мировоззрение, спо... Цель представленной методической разработки: утвердиться в мысли, что полученные  знания открывают жизненно важные стороны действительности. Содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба. воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу. Воспитать бережное отношение к Земле, привить любовь к родному краю. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями. Формировать интерес к изучаемому предмету.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Полученные знания позволяют учащимся приобрести основы диалектико-материалистическое мировоззрение, способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Способствует восприятию проблем как личностно значимых, так как включает каждого учащегося в ситуацию ответственной значимости в соответствии с ролью.

Цель представленной методической разработки: утвердиться в мысли, что полученные знания открывают жизненно важные стороны действительности. Содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.

воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу. Воспитать бережное отношение к Земле, привить любовь к родному краю.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями. Формировать интерес к изучаемому предмету.



Разработка внеклассного мероприятия на тему:

"Чудо земли, чудо труда человека".

Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.

воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.

Ход подготовки:

1. Подобрать материалы и подготовить выступления учащихся.

2. Создать группу «Пост бережливых». Провести рейд в школьную столовую, общежитие и проследить, ценят ли учащиеся хлеб, который им подается к столу.

3. Пригласить гостей (механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба).

4. Написать плакаты:

«Именно в труде и только в труде велик человек». М. Горький.

«Кто любит труд, того и люди чтут!»

«Хлеб - наше богатство и достояние».

«Без хлеба не будет и обеда».

Русские пословицы.

«У народа есть слова: Хлеб - всей жизни голова».

«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».

«Много снега - много хлеба».

«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори».

5. Колосья пшеницы с учебного хозяйства.

Вступительное слово ведущего (тезисы):

Уважаемые гости и ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб». С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. А также хлебом - солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Хлеб…Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Хлеб рожден нашей прекрасной землёй, нашими широкими реками и тихими озёрами, чистым воздухом голубых небес и жарким животворящим огнём. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжёлой, «в поте лица своего», самой нужной в мире работой.

Выступление ученика: Вы видели, щиток приоткрывая, В задумчивой и душной глубине
Прищуренные глазки каравая
Когда он сам с собой наедине?

Когда проснуться не хватает мочи,
Когда румяный бок, как край зари… О чем он думает? О чем бормочет?
Ленивые пуская пузыри?

А в нём живут сгоревшие поленья,
Старанья мастериц и мастеров
Он как последнее стихотворенье,
И добр, и откровенен, и суров.

И задыхается на белом блюде
От радости рожденья своего…
И кланяются караваю люди,
И ломтики уносят от него. Б.Окуджава. Ведущий: Стар и вечно молод хлеб. Сколько лет ему? Века… Есть зримые свидетельства и летописные сообщения, которые служат точками отсчета его возраста.

Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних, Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным.

Выступление ученика: Хорошо известно, что искусство хлебопечения было знакомо древним египтянам.
Ученые установили, что хлеб значительно древнее египетских пирамид. И первобытный человек ел хлеб. Не так давно газеты всего мира сообщили об одной интересной находке, о хлебе, выпеченном якобы в каменном веке - 6000 лет назад. Эта находка демонстрируется в музее города Цюриха. Она была обнаружена археологами на дне осушенного озера. Предполагают, что хлеб упал в озеро и был затянутым илом. Немногим более «свежим» хлеб можно увидеть в Нью-Йорке, в музее искусств. Этот найденный при раскопках круглый хлебец выпечен 3000 лет тому назад.
Люди, изготовлявшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями. В древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в 100 тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций.
По старым германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство человека другой профессии.
Конечно, всё это не мешало многим булочникам быть мошенниками. И, например, в Турции такому булочнику просверливали ноздри, продевали в них веревку и водили его по улицам.

Выступление ученика: Булка для фараона

Француз Ж. Лоршу в 1972 году создал музей хлеба. Его поддержали члены семьи, увлеченные историей хлебопроизводства. Они стали собирать экспонаты, приспособив для их показа старую мельницу. В музее можно увидеть всю историю хлебопечения, запечатленную на греческих, романских и галльских предметах быта. Кроме традиционных хлебных изделий всех эпох, в музее хранятся статуэтки из хлеба, <<жетоны бедности>> для неимущих, различные вывески. Есть здесь экземпляры с личным клеймом, которое обычно имел каждый пекарь.

Но, пожалуй, самый интересный экспонат - это несколько пшеничных зернышек. Они были найдены в египетских гробницах. Их возраст более четырех тысяч лет. Некоторые ученые считают, что зерна еще не потеряли способность прорастать.

Выступление ученика:

Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, который человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.
Хлеб - особый продукт. Возделывание хлебных культур считается важнейшим этапом на пути развития человечества. И действительно, древние народы - землепашцы по своему культурному уровню значительно превосходили народы, жившие за счет охоты, рыболовства.
О пользе хлеба из муки грубого помола знали еще в древности. Известно, что во время Олимпийских игр в Древней Греции олимпийцы питались именно таким хлебом. То же самое можно сказать и о солдатах многих древних армий. Хлебом очень гордились. В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.

Выступление ученика:

Перед этой пашнею

Шапку скинь, сынок.

Видишь, пробивается

Хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко

Вложено труда.

Знает только солнышко, ветер да вода.

Выступление ученика:

Перед ним на цыпочках

Тракторист шагал,

В сеялки и бороны

Трактор запрягал.

Перед ним, малюсеньким,

Крошечным зерном

Долго думу трудную

Думал агроном.

Выступление ученика:

Наклоняя голову,

Слушал не дыша,

Теплится ли в зернышке

Хлебная душа.

А потом с тревогою

Весь народ весной

Замирал над сводками

Трудной посевной…

Зернышко проклюнулось,

Зернышко растет!

Значит, булки белые

Будет есть народ.

Выступление ученика:

Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Выступление ученика:

Идешь ли ты с работы жарким летом

Морозной ли и вьюжною зимой

Заходишь обязательно за хлебом

И бережно несешь его домой.

Выступление ученика:

Вдохни его, он пахнет утром ранним

В нем рук тепло, забота строгих глаз

Он в дом пришел сквозь годы испытаний

Не зачерствев, как кое - кто из нас

Выступление ученика:

Священен хлеб, в себя вобравший солнце

в себя вместивший хлебороба жизнь

Ты сердцем чистым до него дотронься

И чистыми руками прикоснись!

Ведущий: Началась Великая Отечественная война. (Тихо звучит фонограмма песни Священная война»). Тяжёл был хлеб войны. Документальные киноленты донесли и до тех, кто рождён после славного 1945г, как проходили трудные хлебные бдения. Очередь, которой не видно конца, серые измождённые лица людей, не знавших отдыха. А кусок чёрного хлеба - вожделенная цель стояния.

В блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от авиабомб и снарядов. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. В это время рабочие и инженерно - технические работники получали по 250г, а остальные жители города - всего по 125 граммов - хлеба в день, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы смазывали соляркой. И все - таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить, выжить назло фашистам, но далеко не всем. 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил.

- многим известна печальная история 11-летнеи ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:

«Женя умерла 28-го декабря в 12 часов утра 1941г. Бабушка умерла 25-го января в 3ч. дня 1942г. Леня умер 17-го марта в 5ч. утра 1942г. дядя Вася умер 13 го апреля в 2ч. ночи 1942г. дядя Леша умер 10-го мая в 4ч. дня 1942г. Мама -13-го мая в 7ч.3Омин. утра 1942г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывести с детским домом в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.

Выступление ученика.

Я помню хлеб. Он черен был и липок -

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расцветали лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол…

Военный хлеб.

Он к щам годился постным.

Раскрошенным

Он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах,

Приклеивался к деснам

Его мы отделяли языком

Он кислым был,

Ведь он был с отрубями,

Не поручусь,

Что был без лебеды.

И все ж с ладони

Жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Е. М. Винокуров

Выступление ученика.

В Ленинграде это было в 50-е годы - на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры и как- то резко остановилось все движение. По проезжей части шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что - то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед преграждая путь транспорту. Потом она что - то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. А потом у Р.Рождественского родились такие строки:

Выступление ученика:

На Невском замерло движенье...

Не ночью, нет - средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там, на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла,

В ее протянутых руках

Горбушка черная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И все забывшим равнодушьем...

Выступление ученика:

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

Кусочек этот бы тогда...

И сына б я не потеряла.

Кусочек этот бы тогда...

Кусочек этот бы тогда...

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года...

Кто бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

Выступление ученика:

А Пискаревку кто забыл?

Там персональных нет могил...

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времен.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь - у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь...

Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.

Кто предал хлеб?

Выступление ученика:

Его вину

Суду погибших предаю,

Священный ленинградский хлеб-

Сто двадцать пять священных граммов-

Лежит в музее под стеклом,

Свидетель мужества по праву…

Выступление ученика:

На Невском замерло движенье

Седая мать, печаль храня,

Кусок израненного хлеба

В руках натруженных несла.

…И часто я ловлю себя на том,

Что если те куски поднять из пыли,

Попали бы они голодным людям в дом

И сколько б жизней сохранили.

И Таня, девочка, и мой отец.

Ученые, поэты и родные,

С завода от станка рабочий и боец

Остались бы тогда живые.

Выступление ученика:

Давно прошла военная пора,

Но в памяти ещё жива блокада…

Пусть знает наша детвора,

Как хлеб беречь нам этот надо.

Выступление ученика:

И пусть никогда не покидает вас бережное, святое отношение к этому замечательному продукту, носителю и продолжателю жизни на земле.

Ведущий: А сейчас я предлагаю Задание: соедини стрелками начало и окончание каждой пословицы и прочитай их.

Без хлеба куска - не будет и обеда

Не будет хлеба - всему голова.

Голодной куме - все не беда.

Покуда есть хлеб да вода - хлеб на уме.

Хлеб ногами топтать - вода - матушка.

Хлеб - батюшка, - не будет и обеда.

Без хлеба - народу голодать.

Без хлеба - везде тоска.

Хлеб - и медом сыт не будешь.

Выступление ученика:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом насупившись сердито,

Он долго пыль с нее сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех ее поцеловал.

- Вы кто такой? - спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я пекарь! - человек ответил

И с булкой медленно ушел.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом

Моря пшеницы Золотой.

Выступление ученика:

Хлеб - золото высшей пробы, умей его беречь.

Ведущий: задает вопросы учащимся: что такое бережливость? Кого и почему вы считаете бережливым? и др.

Выступление ученика. (о результатах рейда в школьную столовую).

Выступление ученика. Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», - свидетельствует народное поверье. Хлеб - достояние народа, обилие хлеба - один из символов величия и могущества Родины, вот и на гербе Казахстана присутствуют колосья. Уважительное отношение к хлебу должно стать непреложным законом, повседневной нормой.

Выступление ученика.

И если примечу кусок в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движение-

Поднять и спасти это чудо земли.

Е. Благинина.

Выступление ученика:

Прошу тебя:

Не оброни сынок,

когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Выступление ученика:

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала

даже хлеба крошка

Но и сейчас

Оплачена сто крат

Трудом нелегким каждая лепешка.

Выступление ученика:

Не раз прощал тебе я озорство.

Я знаю: детство

Без игры нелепо.

Но не смогу простить

Лишь одного - Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Выступление ученика:

Почет и честь вам хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай

Выступление ученика:

И в заключении мы хотим угостить вас караваем. В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, вырастешь богатырем.

Игра. Разработка внеклассного мероприятия на тему:

"Такси Агро - Ден»".

Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.

воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.

Ход подготовки:

  1. Подобрать материалы и подготовить учащихся.

  2. Создать декорации.

  3. Подобрать музыку.

В такси садятся игроки.

Ведущий: Вы попали в программу «Такси Агро-Ден» Где не надо платить деньги, а вы получаете баллы за правильный ответ. Вы знакомы с правилами нашей игры….

Я еще раз повторю правила. У вас есть три жизни и две подсказки, позвонить другу и спросить у прохожего. За каждый неправильный ответ у вас сгорает жизнь. Сейчас будут задаваться легкие вопросы цена, которым 200баллов.

  1. Рост и развитие растений это одно и то - же явление?

  2. В почве имеются только полезные микроорганизмы?

  3. Сорняки увеличивают влажность зерна?

  4. Назовите способы вспашки.

  5. Какой элемент питания действует на рост вегетативных органов растения.

Теперь я буду задавать сложные вопросы цена которым 1тыс.баллов. Вы готовы отвечать на сложные вопросы?



  1. Что необходимо для фотосинтеза?

  2. От чего зависит глубина заделки семян?

  3. Чем отличается технология прямого комбайнирования от технологии раздельной уборки?

  4. Назовите влажность хранения семян пшеницы?

  5. А теперь музыкальный вопрос. Кто исполняет эту песню?

Теперь вам будут заданы супер сложные вопросы цена, которым 2тыс. баллов. Вы готовы отвечать?



  1. Какое значение имеют удобрения?

  2. Что называют «Культурной вспашкой»?

  3. Назовите способы орошения.

Мы с вами доехали до места. Вы набрали __________баллав и я предлагаю вам сыграть СУПЕР ИГРУ. Если вы выиграете, то заберете и приз и зачет по агрономии получите автоматом с оценкой 5баллов, а если проиграете, то ни получите, ни приза, ни зачета. Если вы отказываетесь играть то приз ваш. Вы согласны сыграть в СУПЕР ИГРУ?

Перед вами вопрос и четыре варианта ответа выберите правильный.



  1. Вы победили. Вам достается и приз и зачет.

  2. Вы проиграли и поэтому не получаете ни приз ни зачет. Такова игра.

В такси садятся новые игроки.

Ведущий: Вы попали в программу «Такси Агро-Ден» Где не надо платить деньги, а вы получаете баллы за правильный ответ. Вы знакомы с правилами нашей игры….

Я еще раз повторю правила. У вас есть три жизни и две подсказки, позвонить другу и спросить у прохожего. За каждый неправильный ответ у вас сгорает жизнь. Сейчас будут задаваться легкие вопросы цена, которым 200баллов.



  1. Чем обогащают почву дождевые черви?

  2. Назовите органические удобрения.

  3. Могут растения размножаться усами?

  4. Мышь является опасным вредителем?

  5. Самыми высокими посевными качествами обладают элитные семена или семена первого класса?

Теперь я буду задавать сложные вопросы цена которым 1тыс.баллов. Вы готовы отвечать на сложные вопросы?



  1. Какие органы растений относятся к вегетативным?

  2. Что такое спелость почвы?

  3. Каким плодородием обладают земли?

  4. Избыток каких удобрений ведет к полеганию зерновых культур?

  5. А теперь музыкальный вопрос. Кто исполняет эту песню?

Теперь вам будут заданы супер сложные вопросы цена, которым 2тыс. баллов. Вы готовы отвечать?



  1. Как подготовить зернохранилище к хранению зерна?

  2. Как подразделяются севообороты по хозяйственному назначению?

  3. Как проникают в организм вредителя системные яды?

Мы с вами доехали до места. Вы набрали __________баллав и я предлагаю вам сыграть СУПЕР ИГРУ. Если вы выиграете, то заберете и приз и зачет по агрономии получите автоматом с оценкой 5баллов, а если проиграете, то ни получите, ни приза, ни зачета. Если вы отказываетесь играть то приз ваш. Вы согласны сыграть в СУПЕР ИГРУ?

Перед вами вопрос и четыре варианта ответа выберите правильный.

  1. Вы победили. Вам достается и приз и зачет.

  2. Вы проиграли и поэтому не получаете ни приз ни зачет. Такова игра.

Ответы. Первого варианта.

Легкие:

  1. Нет.

  2. Нет, в почве имеются и полезные и вредные микроорганизмы.

  3. Да.

  4. Отвальная, безотвальная вспашка.

  5. Азот.

Сложные:

  1. Свет, вода ,тепло, необходимые элементы питания.

  2. От величины семян, чем крупнее семена, тем на большую глубину их заделывают и наоборот.

  3. Прямое комбайнирование: культуру сразу убирают. Раздельная: культуру сначала скашивают в валки, после подсыхания их подбирают.

  4. 14%

Супер сложные:

  1. Удобрения повышают урожай и качество всех с/х культур, повышает плодородие почвы.

  2. Вспашка плугом с установленным предплужником.

  3. Поверхностный полив, полив дождеванием, подпочвенное орошение.

Ответы. Второго варианта.

Легкие:

  1. Азотом.

  2. Навоз, навозная жижа, торф, птичий помет.

  3. Да. Например земляника

  4. Да.

  5. Элитные.

Сложные:

  1. Корни, стебель, листья.

  2. Когда вовремя обработки она хорошо крошится.

  3. Естественным и искусственным.

  4. Азота.



Супер сложные:

  1. Стены обрабатывают известково - керосиновой эмульсией из расчета 400гр. извести, 200гр.керосина на 12-19литров воды.

  2. Полевые, кормовые и специальные с/о.

  3. Проникают в растения и продвигаясь по сосудистой системе, вызывают отравление питающихся соком растения вредителей.



Тематическая линейка. Разработка внеклассного мероприятия на тему: День сельских тружеников.

Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда.

воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.

Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.

Ход линейки:

Выступление ученика:

Сегодня день сельских тружеников. Сельскохозяйственное производство имеет огромное значение для процветания и благополучия нации. Все меняется в этом мире, правительства приходят и уходят, политические звезды восходят и гаснут на нашем небосклоне, укрупняются и растут города. А сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому.

Выступление ученика:

Плодами труда деревенских жителей пользуется каждый человек в нашей стране, будь он жителем огромного мегаполиса или небольшого провинциального городка. Но не всегда мы помним о том, как и где добываются все те богатства, которые мы каждый день видим на своем столе. Так давайте хотя бы в этот знаменательный день вспомним об их нелегком труде и пожелаем всего самого хорошего!

Выступление ученика:

День сельского хозяйства Казахстана

Сегодня отмечает вся страна,

И всех работников поздравить,

Решили с самого утра.

Выступление ученика: Сельское хозяйство Казахстана, Отмечает праздник в этот день, Всем работникам мы счастья пожелаем, Чтобы мира вдоволь было всем

Выступление ученика:

Вновь зацветают в поле васильки, Своею синью, отражая купол неба, Порхают бабочки над ними мотыльки Кружатся в танце с раннего рассвета.

Выступление ученика:

В уютном кресле дома городского, Что может быть прекрасней и чудесней, Объять пером бескрайние просторы Труд восхвалять в стихах и песнях.

Выступление ученика:

Есть среди нас такие витязи, поверьте, Они руками каждый клок земли, Через себя, через любовь и сердце Взрастили, сохранили, сберегли.

Выступление ученика:

Не стонут, причитая, поле пашут, Своим трудом и потом, чтоб поднять. Они с любовью поднимают пашни. Труд хлебороба сложно описать.

Выступление ученика:

Он носит название простое, без регалий. нет ни мундира, ни погон, или кокард, и вряд ли о таких теперь мечтают, Те, кто кумиров видит звездный ряд.

Выступление ученика:

В родном краю всё мирно и спокойно, Он землепашец - нивы вновь растит.

Простой крестьянин там живет достойно, А хлебороб в ночи стихами говорит.

Выступление ученика:

Ведь ничего дороже нет на свете, Как тёплый хлеб, что вынут из печи Есть среди нас такие витязи, поверьте, Что могут хлеб растить и написать стихи.

Выступление ученика:

Сегодня - праздник сельского хозяйства,

Работают там люди без зазнайства,

Им дорог каждый хлеба колосок,

И им мы посвящаем поздравленья.

Выступление ученика:

Слава казахстанским хлеборобам,

Всем животноводам, агрономам,

Слава полеводам, трактористам -

Кто на полях работал казахстанских,

Выступление ученика:

И на них работать продолжает,

Хлебом, мясом, молоком людей снабжает!

У жизни были бы скучны перспективы, Когда б не знали мы, жуя на завтрак хлеб, Что основательно, прилежно, терпеливо Вершит свой труд работник на селе.

Выступление ученика:

И в дождь, и в зной вы - на работе,

Вам непогода нипочём.

Вам тяжкий труд всегда в почёте,

И жизнь на поле бьёт ключом.

Выступление ученика:

Без вас нет хлеба на планете,

Вы кормите весь белый свет.

И чтоб не голодали дети,

Готовы вы держать ответ.

Выступление ученика:

Поздравляем всех, кто своим честным трудом причастен к славному дню работников сельского хозяйства.

Желаем вам успехов добиваться, Над непогодою победу одержать. Пусть будет все в работе удаваться,

Пусть даст земля богатый урожай, А в праздник стол переполняют яства. Сияйте все улыбками счастливо. Вам, труженики сельского хозяйства, Мы говорим

огромное спасибо.







Беседа на тему: Расцвет села - расцвет Казахстана

Цели:

1. Познакомить читателей с историей развития сельского хозяйства в Казахстане 2. Определить значимость развития сельскохозяйственной отрасли в РК З. Осуществлять патриотическое воспитание

Ход беседы:

Страна восстанавливала разрушенное в военные годы. В то время были пущены в эксплуатацию уже многие заводы и фабрики. А вот откатившееся за военные годы назад сельское хозяйство все еще не могло выйти по своему развитию хотя бы на довоенный уровень. А стране нужен был хлеб. Вот тогда было решено обратиться за помощью к народу, призвав его принять участие в освоении целинных и залежных земель. Уже задолго до начала этого большого дела специалисты сельского хозяйства, председатели колхозов, директора совхозов и машинно - тракторных станций (МТС) с большим интересом и надеждой смотрели на необъятные просторы, еще не тронутые рукой человека. Таких земель в районе насчитывалось не один десяток тысяч гектаров. Те же земли, которые эксплуатировались годами, истощались и стали давать низкие урожаи, а распахать и ввести в севооборот целину и залежь пока было не под силу: старая техника, работавшая еще в годы войны и в послевоенный период, еле-еле справлялась с имеющимися посевными площадями, не говоря уж об освоении новых. Однако Совет Министров СССР, находясь в курсе проблемы, уже серьезно занимался решением этого вопроса. В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС, принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Но одного постановления оказалось мало. Нужна была поддержка и понимание народа. И правительство их получило в первую очередь, задолго до того как получило новую технику и оборудование! Люди стремились забыть тяжелые военные годы и построить новую прекрасную жизнь. Тогда казалось, что если партия не была - бы инициатором освоения целины этим инициатором стал бы народ. Целина обещала накормить хлебом страну. За счет нее предполагалось поднятие уровня сельского хозяйства и экономики. За десять послевоенных лет положение в стране не улучшилось, и поэтому освоение целинных и залежных земель народ встретил с особым энтузиазмом, с надеждой и верой в светлое будущее. Целина это... хлебная сила полей преображение животноводства обновление сел подъем сельской культуры рост технической мощи села жизнь и труд в радость

Сейчас, спустя почти 60 лет с начала освоения целинных и залежных земель, можно указать на экологические последствия освоения целины. На целое десятилетие целина стала центром экономической политики страны. Основными достижениями считались поднятые сверх плана и срока дополнительные гектары целины. Была развернута настоящая беспощадная охота за целиной, в результате чего за 1954-1963 гг. удалось распахать все пахотно-пригодные в техническом плане земли в степной зоне. Площадь поднятой целины достигла 43 млн, га, при первоначальном плане в 13 млн. га. С практической и научной точки зрения, освоение восточной целины (учитывая ее природу) должно было сводиться к осторожному, выборочному освоению черноземных почв под зерновые культуры и каштановых почв для развития мясного скотоводства. Но при освоении целины были допущены стратегические ошибки и просчеты, основным из которых явилась сплошная распашка каштановых почв сухих степей на площади около 213 млн. га. Таким образом, мы полностью повторили горький опыт США начала ХХ века. В результате осуществления целинного проекта степной ландшафт был полностью уничтожен и заменен на сельскохозяйственный, со всеми вытекающими последствиями. Степной тип растительности на зональных полнопрофильных почвах стал самым редким в стране. Удаление степного травостоя и глубокая вспашка вызвали массовую дефляцию, от которой только в бывшем Целинном крае к 1960 году пострадало более 9 млн. га вновь освоенных земель. Поистине планетарный характер имели пыльные бури середины 1960-х годов, пронесшиеся над степями СССР. В 1970-80-е годы под видом коренного улучшения земель было распахано под монокультуры еще несколько миллионов гектаров щебенчатых, солонцеватых и прочих не пригодных для нормального земледелия почв. Этот процесс продолжался вплоть до начала 1990-х годов. Существовавшая на целине система земледелия являлась почвозатратной. Сплошные массивы вспаханной почвы, имея темный цвет, сильно нагреваются и провоцируют засуху, которая при хроническом проявлении стала причиной аридизации всей степной зоны, вызван значительное усыхание рек и озер, а, следовательно, всего явления, которое сегодня принято называть глобальным опустыниванием. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем традиционном послании отвел развитию аула приоритетное место, предложив 2003- 2005 годы посвятить решению проблем и возрождению села. Во вполне обозримом прошлом колхозы и совхозы без преувеличения кормили города. А приусадебное хозяйство обеспечивало безбедное существование сельских жителей. Как ни странно, со вступлением Казахстана в этап рыночной экономики сельскохозяйственный рог изобилия начал иссякать. Наряду с ростом общестатистических доходов населения стал набирать темп процесс тотального обнищания и маргинализации сельчан. Многие специалисты видят причину социальной и экономической деградации прежде всего в приватизации, которую провели на селе необдуманно, поспешно, без просчетов, а скорее с иллюзиями радужных потенциальных результатов. Реформированием села столь увлеклись, что результаты превзошли ожидания... с точностью до наоборот.

Аулы и села в большинстве своем медленно, но верно разорялись, порой разворовывались. Изменение форм собственности перекрыло кран существовавших ранее государственного финансирования и дотаций в сельскохозяйственную отрасль. Вкупе с ухудшением экологической обстановки это привело в упадок животноводческую отрасль, увеличилось количество бесхозных земель, которые с годами превращались из плодородных пашен в заросшие сорняками неудобья, Совершенно обычным явлением в сельской местности стали задержки пенсий и пособий, невыплаты зарплаты. Все это нашло отражение в массовой и стихийной миграции сельского населения в иные "земли обетованные", где можно было заработать на кусок хлеба.

В Казахстане уже предпринимались попытки решения проблем депрессивных регионов. В1989 году 71 из 205 сельских районов были признаны отстающими.

И ЗО из 71 района были выделены в категорию особо нуждающихся в помощи. Тогда для их развития из бюджета был выделен почти миллион рублей. Но, к сожалению, на этом модернизация села и закончилась. Вот, наконец, настал тот благословенный момент, когда, как подчеркнул президент Нурсултан Назарбаев, у государства накопилось достаточно средств, чтобы решить проблемы села. Перед правительством республики глава государства поставил ряд задач по усилению агропромышленной специализации страны. В частности, говорилось о том, что следует изменить механизмы государственного финансирования сельского хозяйства. По мнению президента, финансироваться из бюджета должны только перспективные отрасли сельскохозяйственного производства и регионы страны. Также следует пересмотреть тарифную и налоговую политику на селе, повысить конкурентоспособность сельхозпроизводства на мировых рынках, прежде всего зерновом. Очевидна и необходимость льготного кредитования аграрного сектора с применением практики микрокредитования, развитие лизинга. Правительству страны поручено в кратчайшие сроки разработать трехлетнюю программу развития агропромышленного комплекса, а также комплексную модель расселения сельского населения с учетом миграционных процессов.

Словом, у сельских жителей появилась надежда на достойную жизнь и, думается, они с нетерпением ждут программы развития агропромышленного комплекса, над которой спешно будут корпеть в ближайшее время экономически подкованные правительственные криэйтеры. Надо полагать, что она (программа) будет построена не только на экономических и финансовых инструментах. А для этого было бы неплохо подключить к ее разработке тех, кто видит село не из окна служебного автомобиля. Тех, кто любит землю, работает и живет на ней - агрономов, специалистов -землеустроителей, а, кроме того правоведов и даже психологов. Ведь, зачастую, оказывается так, что при разработке самых, что ни на есть, народных программ не учитывается менталитет этого самого народа.

Трудно спорить с тем, что продуманная финансово- экономическая сторона в реанимировании села - одна из главных составных успеха. Но при этом не стоит забывать об образовании, специализированного в том числе, уровень которого на селе весьма низок. Случалось такое, когда акимат оказывал сельским жителям помощь, ну, к примеру, выделял цыплят для разведения, но 'сколотить" свое хозяйство труженики так и не смогли по той простой причине, что не знали, как правильно за ними ухаживать. За долгое время вынужденного простоя в хозяйстве остается все меньше людей "от сохи", а многие, так называемые, "асфальтные" сельчане сегодня толком не знают с какого бока подойти к корове, чем болеют животные, растения и прочее. Необходимость организации специальных курсов 'сельскохозяйственного ликбеза" очевидна.

Нельзя не вспомнить о том, что за 10 лет переходного периода больше всего пострадали сельские школы. Процесс оптимизации был плачевен - прекратили существование многие малокомплектные и обычные школы. В них стало просто некого и некому учить. Квалифицированные учителя, медики и другие востребованные специалисты уезжали из села из-за отсутствия перспектив, выпускники вузов не возвращались в родные села. И первокурснику понятно, что для реформирования села нужны не только профессиональные управленцы, экономисты, аграрии, но и квалифицированные работники социальной сферы. Быть может, стоит задуматься о возрождении советской системы "направления", когда колхоз, предприятие оплачивает учебу студента в том или ином вузе по необходимой специальности с тем условием, что выпускник вернется на р6оту в родное село и отработает определенный срок.

Возрождение аула - дело святое, но вряд ли стоит обольщаться, что нам удастся освоить "пятилетку за три года" и аул восстанет как Феникс из пепла. Эксперты говорят о многих годах, прежде чем мы перестанем питаться преимущественно китайскими овощами и фруктами и предпочтем цветущее село - шумному городу.

Основные направления развития сельскохозяйственной отрасли Развитие сельскохозяйственной отрасли будет направлено на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, имеющей рынки сбыта, за счет диверсификации отрасли, повышения культуры земледелия, внедрения в производство современных влагоресурсосберегающих технологий, широкой химизации, вовлечения в оборот новых и ныне неиспользуемых орошаемых земель.

В животноводстве основной упор предполагается сделать на увеличение объемов производства в сельскохозяйственных формированиях посредством перевода отрасли на промышленную основу, развития племенной базы, повышения генетического потенциала скота и будет сопровождаться осуществлением крупномасштабной селекции на научной основе.

В сфере переработки сельскохозяйственной продукции актуальным остается техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества и на этой основе дальнейшее повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Будет активизирована работа по формированию единой экспортной политики зерна, насыщению рынка продовольственными продуктами отечественного производства, созданию пунктов по заготовке, переработке и хранению путем кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Индустриально-инновационное развитие агропромышленного комплекса будет достигнуто посредством реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов, а также путем внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами.

Предусматривается реализация не менее 20 крупных проектов в агропромышленном комплексе, в том числе строительство 8 животноводческих комплексов, 2 птицефабрик, З теплиц, З молочно-товарных ферм, 1 мясокомбината, по одному заводу по производству хлебобулочных изделий, сортового семенного материала хлопчатника.

Предусматривается создание условий для привлечения крупномасштабных инвестиций в аграрный сектор и продолжение взаимодействия государства с финансовыми институтами. Четким ориентиром для предпринимателей, финансовых институтов, государственных органов и социально-предпринимательских корпораций при реализации инвестиционных проектов станут мастер-планы по приоритетным направлениям АПК, в том числе в сфере развития производства и экспорта зерна и продуктов его глубокой переработки, мяса и мясопродуктов, масличных культур, плодоовощной продукции, молока и молочных продуктов, шерсти и продуктов его глубокой переработки, развитие птицеводства, производство белого сахара из сахарной свеклы.

Наряду с этим, необходимо развитие смежных отраслей экономики, включая производство минеральных удобрений, химических средств защиты растений, ветеринарных препаратов, сельскохозяйственной техники. Будет реализован механизм государственной поддержки отечественных предприятий-производителей сельхозтехники и оборудования путем субсидирования ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники и оборудования.

Заключение Таким образом, главной задачей возрождения аула (села) в РК является обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках.

Абылканова.Э.С

Список литературы.



  1. А.Александров «Хлеб и броня» Москва изд. ДСААФ СССР 1981г.

  2. В. Дитюк «Хлеб насущный» Алма - Ата изд «Кайнар» 1981г.

  3. В.В. Каванов «Солдаты бессмертия» Москва изд. полит. лит. 1989г

  4. В.Онищенко «Чему посвящена жизнь» Москва изд. полит. лит. 1982г

  5. В.Карамзин «Наш хлеб» Москва изд. «Правда» 1986г

  6. Война. Народ. Победа. Москва изд. полит. лит. 1976г

  7. В.Н. Степанов «Основы агрономии» Москва «Колос» 1977г

  8. Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана» Алма-Ата изд «Жанузы» 1979г.

  9. Климент Аркадьевич Тимирязьев «Жизнь растения» государственное издательство сельскохозяйственной литературы москва 1949г

  10. «Первая борозда» Москва изд. полит. лит. 1981г

  11. «Праздник для всех» Ежемесячная информационно развлекательная газета №1 за 2011г

  12. «У стен Ленинграда» искусство ленинградское отделение 1984г





























Содержание

  1. Пояснительная записка. стр. 1

  2. Классный час «Чудо земли, чудо труда человека». стр. 2-15

  3. Игра. Такси «Агро - Ден». стр. 16-20

  4. Тематическая линейка «День сельских тружеников» стр. 21-24

  5. Беседа «Расцвет села - расцвет -Казахстана» стр. 25-30

  6. Список литературы. стр. 31

34


© 2010-2022