- Преподавателю
- Классному руководителю
- Чудо земли, чудо труда человека
Чудо земли, чудо труда человека
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Байсалхан Г.Б. |
Дата | 21.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Данная методическая разработка стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. Полученные знания позволяют учащимся приобрести основы диалектико-материалистическое мировоззрение, способствуют развитию логического мышления, памяти, воображения, речи. Способствует восприятию проблем как личностно значимых, так как включает каждого учащегося в ситуацию ответственной значимости в соответствии с ролью.
Цель представленной методической разработки: утвердиться в мысли, что полученные знания открывают жизненно важные стороны действительности. Содействуют изменению нашей культуры, нашего образа жизни. Раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.
воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу. Воспитать бережное отношение к Земле, привить любовь к родному краю.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями. Формировать интерес к изучаемому предмету.
Разработка внеклассного мероприятия на тему:
"Чудо земли, чудо труда человека".
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.
воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.
Ход подготовки:
1. Подобрать материалы и подготовить выступления учащихся.
2. Создать группу «Пост бережливых». Провести рейд в школьную столовую, общежитие и проследить, ценят ли учащиеся хлеб, который им подается к столу.
3. Пригласить гостей (механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба).
4. Написать плакаты:
«Именно в труде и только в труде велик человек». М. Горький.
«Кто любит труд, того и люди чтут!»
«Хлеб - наше богатство и достояние».
«Без хлеба не будет и обеда».
Русские пословицы.
«У народа есть слова: Хлеб - всей жизни голова».
«Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно».
«Много снега - много хлеба».
«Хлеба к обеду в меру бери, хлеб драгоценность, им не сори».
5. Колосья пшеницы с учебного хозяйства.
Вступительное слово ведущего (тезисы):
Уважаемые гости и ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека - хлебе. Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб». С хлебом мы встречаем каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед. А также хлебом - солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Хлеб…Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле. Хлеб рожден нашей прекрасной землёй, нашими широкими реками и тихими озёрами, чистым воздухом голубых небес и жарким животворящим огнём. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжёлой, «в поте лица своего», самой нужной в мире работой.
Выступление ученика: Вы видели, щиток приоткрывая, В задумчивой и душной глубине
Прищуренные глазки каравая
Когда он сам с собой наедине?
Когда проснуться не хватает мочи,
Когда румяный бок, как край зари… О чем он думает? О чем бормочет?
Ленивые пуская пузыри?
А в нём живут сгоревшие поленья,
Старанья мастериц и мастеров
Он как последнее стихотворенье,
И добр, и откровенен, и суров.
И задыхается на белом блюде
От радости рожденья своего…
И кланяются караваю люди,
И ломтики уносят от него. Б.Окуджава. Ведущий: Стар и вечно молод хлеб. Сколько лет ему? Века… Есть зримые свидетельства и летописные сообщения, которые служат точками отсчета его возраста.
Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних, Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, которые служили тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедались или отдавались бедным.
Выступление ученика: Хорошо известно, что искусство хлебопечения было знакомо древним египтянам.
Ученые установили, что хлеб значительно древнее египетских пирамид. И первобытный человек ел хлеб. Не так давно газеты всего мира сообщили об одной интересной находке, о хлебе, выпеченном якобы в каменном веке - 6000 лет назад. Эта находка демонстрируется в музее города Цюриха. Она была обнаружена археологами на дне осушенного озера. Предполагают, что хлеб упал в озеро и был затянутым илом. Немногим более «свежим» хлеб можно увидеть в Нью-Йорке, в музее искусств. Этот найденный при раскопках круглый хлебец выпечен 3000 лет тому назад.
Люди, изготовлявшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями. В древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в 100 тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций.
По старым германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство человека другой профессии.
Конечно, всё это не мешало многим булочникам быть мошенниками. И, например, в Турции такому булочнику просверливали ноздри, продевали в них веревку и водили его по улицам.
Выступление ученика: Булка для фараона
Француз Ж. Лоршу в 1972 году создал музей хлеба. Его поддержали члены семьи, увлеченные историей хлебопроизводства. Они стали собирать экспонаты, приспособив для их показа старую мельницу. В музее можно увидеть всю историю хлебопечения, запечатленную на греческих, романских и галльских предметах быта. Кроме традиционных хлебных изделий всех эпох, в музее хранятся статуэтки из хлеба, <<жетоны бедности>> для неимущих, различные вывески. Есть здесь экземпляры с личным клеймом, которое обычно имел каждый пекарь.
Но, пожалуй, самый интересный экспонат - это несколько пшеничных зернышек. Они были найдены в египетских гробницах. Их возраст более четырех тысяч лет. Некоторые ученые считают, что зерна еще не потеряли способность прорастать.
Выступление ученика:
Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому поверью, все куски и крошки хлеба, который человек выбрасывает, за ним подбирает черт. Если после смерти человека весь выброшенный им хлеб будет весить больше, чем он сам, то черт заберет его душу.
Хлеб - особый продукт. Возделывание хлебных культур считается важнейшим этапом на пути развития человечества. И действительно, древние народы - землепашцы по своему культурному уровню значительно превосходили народы, жившие за счет охоты, рыболовства.
О пользе хлеба из муки грубого помола знали еще в древности. Известно, что во время Олимпийских игр в Древней Греции олимпийцы питались именно таким хлебом. То же самое можно сказать и о солдатах многих древних армий. Хлебом очень гордились. В. А. Сухомлинский писал, что из сотни тысяч слов в нашем языке на первое место он бы поставил: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится государство.
Выступление ученика:
Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок.
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко
Вложено труда.
Знает только солнышко, ветер да вода.
Выступление ученика:
Перед ним на цыпочках
Тракторист шагал,
В сеялки и бороны
Трактор запрягал.
Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Выступление ученика:
Наклоняя голову,
Слушал не дыша,
Теплится ли в зернышке
Хлебная душа.
А потом с тревогою
Весь народ весной
Замирал над сводками
Трудной посевной…
Зернышко проклюнулось,
Зернышко растет!
Значит, булки белые
Будет есть народ.
Выступление ученика:
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Выступление ученика:
Идешь ли ты с работы жарким летом
Морозной ли и вьюжною зимой
Заходишь обязательно за хлебом
И бережно несешь его домой.
Выступление ученика:
Вдохни его, он пахнет утром ранним
В нем рук тепло, забота строгих глаз
Он в дом пришел сквозь годы испытаний
Не зачерствев, как кое - кто из нас
Выступление ученика:
Священен хлеб, в себя вобравший солнце
в себя вместивший хлебороба жизнь
Ты сердцем чистым до него дотронься
И чистыми руками прикоснись!
Ведущий: Началась Великая Отечественная война. (Тихо звучит фонограмма песни Священная война»). Тяжёл был хлеб войны. Документальные киноленты донесли и до тех, кто рождён после славного 1945г, как проходили трудные хлебные бдения. Очередь, которой не видно конца, серые измождённые лица людей, не знавших отдыха. А кусок чёрного хлеба - вожделенная цель стояния.
В блокадном Ленинграде от голода погибло почти в 40 раз больше людей, чем от авиабомб и снарядов. 900 страшных дней блокады пережили ленинградцы. В это время рабочие и инженерно - технические работники получали по 250г, а остальные жители города - всего по 125 граммов - хлеба в день, испеченного из ржаной муки, жмыха, опилок... Формы смазывали соляркой. И все - таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить, выжить назло фашистам, но далеко не всем. 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище - тысячи могил.
- многим известна печальная история 11-летнеи ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Ленинграда хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:
«Женя умерла 28-го декабря в 12 часов утра 1941г. Бабушка умерла 25-го января в 3ч. дня 1942г. Леня умер 17-го марта в 5ч. утра 1942г. дядя Вася умер 13 го апреля в 2ч. ночи 1942г. дядя Леша умер 10-го мая в 4ч. дня 1942г. Мама -13-го мая в 7ч.3Омин. утра 1942г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую Таню удалось вывести с детским домом в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом, девочка умерла.
Выступление ученика.
Я помню хлеб. Он черен был и липок -
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенным
Он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах,
Приклеивался к деснам
Его мы отделяли языком
Он кислым был,
Ведь он был с отрубями,
Не поручусь,
Что был без лебеды.
И все ж с ладони
Жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Е. М. Винокуров
Выступление ученика.
В Ленинграде это было в 50-е годы - на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, засигналили машины, засвистели милиционеры и как- то резко остановилось все движение. По проезжей части шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что - то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед преграждая путь транспорту. Потом она что - то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги - объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба. А потом у Р.Рождественского родились такие строки:
Выступление ученика:
На Невском замерло движенье...
Не ночью, нет - средь бела дня.
На мостовой, как изваянье,
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла,
В ее протянутых руках
Горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И все забывшим равнодушьем...
Выступление ученика:
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
Кусочек этот бы тогда...
И сына б я не потеряла.
Кусочек этот бы тогда...
Кусочек этот бы тогда...
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
Выступление ученика:
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь...
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Выступление ученика:
Его вину
Суду погибших предаю,
Священный ленинградский хлеб-
Сто двадцать пять священных граммов-
Лежит в музее под стеклом,
Свидетель мужества по праву…
Выступление ученика:
На Невском замерло движенье
Седая мать, печаль храня,
Кусок израненного хлеба
В руках натруженных несла.
…И часто я ловлю себя на том,
Что если те куски поднять из пыли,
Попали бы они голодным людям в дом
И сколько б жизней сохранили.
И Таня, девочка, и мой отец.
Ученые, поэты и родные,
С завода от станка рабочий и боец
Остались бы тогда живые.
Выступление ученика:
Давно прошла военная пора,
Но в памяти ещё жива блокада…
Пусть знает наша детвора,
Как хлеб беречь нам этот надо.
Выступление ученика:
И пусть никогда не покидает вас бережное, святое отношение к этому замечательному продукту, носителю и продолжателю жизни на земле.
Ведущий: А сейчас я предлагаю Задание: соедини стрелками начало и окончание каждой пословицы и прочитай их.
Без хлеба куска - не будет и обеда
Не будет хлеба - всему голова.
Голодной куме - все не беда.
Покуда есть хлеб да вода - хлеб на уме.
Хлеб ногами топтать - вода - матушка.
Хлеб - батюшка, - не будет и обеда.
Без хлеба - народу голодать.
Без хлеба - везде тоска.
Хлеб - и медом сыт не будешь.
Выступление ученика:
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда - сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы Золотой.
Выступление ученика:
Хлеб - золото высшей пробы, умей его беречь.
Ведущий: задает вопросы учащимся: что такое бережливость? Кого и почему вы считаете бережливым? и др.
Выступление ученика. (о результатах рейда в школьную столовую).
Выступление ученика. Если сейчас у нас много вкусного хлеба, разве вправе мы относиться к нему пренебрежительно? «Кто бросит хлеб, будет проклят людьми», - свидетельствует народное поверье. Хлеб - достояние народа, обилие хлеба - один из символов величия и могущества Родины, вот и на гербе Казахстана присутствуют колосья. Уважительное отношение к хлебу должно стать непреложным законом, повседневной нормой.
Выступление ученика.
И если примечу кусок в небреженье -
В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движение-
Поднять и спасти это чудо земли.
Е. Благинина.
Выступление ученика:
Прошу тебя:
Не оброни сынок,
когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Выступление ученика:
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала
даже хлеба крошка
Но и сейчас
Оплачена сто крат
Трудом нелегким каждая лепешка.
Выступление ученика:
Не раз прощал тебе я озорство.
Я знаю: детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного - Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Выступление ученика:
Почет и честь вам хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай
Выступление ученика:
И в заключении мы хотим угостить вас караваем. В нем земли родимой соки, солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, вырастешь богатырем.
Игра. Разработка внеклассного мероприятия на тему:
"Такси Агро - Ден»".
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда. Познакомить с историей появления хлеба.
воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.
Ход подготовки:
-
Подобрать материалы и подготовить учащихся.
-
Создать декорации.
-
Подобрать музыку.
В такси садятся игроки.
Ведущий: Вы попали в программу «Такси Агро-Ден» Где не надо платить деньги, а вы получаете баллы за правильный ответ. Вы знакомы с правилами нашей игры….
Я еще раз повторю правила. У вас есть три жизни и две подсказки, позвонить другу и спросить у прохожего. За каждый неправильный ответ у вас сгорает жизнь. Сейчас будут задаваться легкие вопросы цена, которым 200баллов.
-
Рост и развитие растений это одно и то - же явление?
-
В почве имеются только полезные микроорганизмы?
-
Сорняки увеличивают влажность зерна?
-
Назовите способы вспашки.
-
Какой элемент питания действует на рост вегетативных органов растения.
Теперь я буду задавать сложные вопросы цена которым 1тыс.баллов. Вы готовы отвечать на сложные вопросы?
-
Что необходимо для фотосинтеза?
-
От чего зависит глубина заделки семян?
-
Чем отличается технология прямого комбайнирования от технологии раздельной уборки?
-
Назовите влажность хранения семян пшеницы?
-
А теперь музыкальный вопрос. Кто исполняет эту песню?
Теперь вам будут заданы супер сложные вопросы цена, которым 2тыс. баллов. Вы готовы отвечать?
-
Какое значение имеют удобрения?
-
Что называют «Культурной вспашкой»?
-
Назовите способы орошения.
Мы с вами доехали до места. Вы набрали __________баллав и я предлагаю вам сыграть СУПЕР ИГРУ. Если вы выиграете, то заберете и приз и зачет по агрономии получите автоматом с оценкой 5баллов, а если проиграете, то ни получите, ни приза, ни зачета. Если вы отказываетесь играть то приз ваш. Вы согласны сыграть в СУПЕР ИГРУ?
Перед вами вопрос и четыре варианта ответа выберите правильный.
-
Вы победили. Вам достается и приз и зачет.
-
Вы проиграли и поэтому не получаете ни приз ни зачет. Такова игра.
В такси садятся новые игроки.
Ведущий: Вы попали в программу «Такси Агро-Ден» Где не надо платить деньги, а вы получаете баллы за правильный ответ. Вы знакомы с правилами нашей игры….
Я еще раз повторю правила. У вас есть три жизни и две подсказки, позвонить другу и спросить у прохожего. За каждый неправильный ответ у вас сгорает жизнь. Сейчас будут задаваться легкие вопросы цена, которым 200баллов.
-
Чем обогащают почву дождевые черви?
-
Назовите органические удобрения.
-
Могут растения размножаться усами?
-
Мышь является опасным вредителем?
-
Самыми высокими посевными качествами обладают элитные семена или семена первого класса?
Теперь я буду задавать сложные вопросы цена которым 1тыс.баллов. Вы готовы отвечать на сложные вопросы?
-
Какие органы растений относятся к вегетативным?
-
Что такое спелость почвы?
-
Каким плодородием обладают земли?
-
Избыток каких удобрений ведет к полеганию зерновых культур?
-
А теперь музыкальный вопрос. Кто исполняет эту песню?
Теперь вам будут заданы супер сложные вопросы цена, которым 2тыс. баллов. Вы готовы отвечать?
-
Как подготовить зернохранилище к хранению зерна?
-
Как подразделяются севообороты по хозяйственному назначению?
-
Как проникают в организм вредителя системные яды?
Мы с вами доехали до места. Вы набрали __________баллав и я предлагаю вам сыграть СУПЕР ИГРУ. Если вы выиграете, то заберете и приз и зачет по агрономии получите автоматом с оценкой 5баллов, а если проиграете, то ни получите, ни приза, ни зачета. Если вы отказываетесь играть то приз ваш. Вы согласны сыграть в СУПЕР ИГРУ?
Перед вами вопрос и четыре варианта ответа выберите правильный.
-
Вы победили. Вам достается и приз и зачет.
-
Вы проиграли и поэтому не получаете ни приз ни зачет. Такова игра.
Ответы. Первого варианта.
Легкие:
-
Нет.
-
Нет, в почве имеются и полезные и вредные микроорганизмы.
-
Да.
-
Отвальная, безотвальная вспашка.
-
Азот.
Сложные:
-
Свет, вода ,тепло, необходимые элементы питания.
-
От величины семян, чем крупнее семена, тем на большую глубину их заделывают и наоборот.
-
Прямое комбайнирование: культуру сразу убирают. Раздельная: культуру сначала скашивают в валки, после подсыхания их подбирают.
-
14%
Супер сложные:
-
Удобрения повышают урожай и качество всех с/х культур, повышает плодородие почвы.
-
Вспашка плугом с установленным предплужником.
-
Поверхностный полив, полив дождеванием, подпочвенное орошение.
Ответы. Второго варианта.
Легкие:
-
Азотом.
-
Навоз, навозная жижа, торф, птичий помет.
-
Да. Например земляника
-
Да.
-
Элитные.
Сложные:
-
Корни, стебель, листья.
-
Когда вовремя обработки она хорошо крошится.
-
Естественным и искусственным.
-
Азота.
Супер сложные:
-
Стены обрабатывают известково - керосиновой эмульсией из расчета 400гр. извести, 200гр.керосина на 12-19литров воды.
-
Полевые, кормовые и специальные с/о.
-
Проникают в растения и продвигаясь по сосудистой системе, вызывают отравление питающихся соком растения вредителей.
Тематическая линейка. Разработка внеклассного мероприятия на тему: День сельских тружеников.
Задачи: раскрыть нравственные основы отношения человека к общественному достоянию, красоту и романтику нелегкого сельскохозяйственного труда.
воспитывать чувство бережливости, непримиримости к расточительству, почтительное отношение к хлебу.
Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения и выступления перед зрителями.
Ход линейки:
Выступление ученика:
Сегодня день сельских тружеников. Сельскохозяйственное производство имеет огромное значение для процветания и благополучия нации. Все меняется в этом мире, правительства приходят и уходят, политические звезды восходят и гаснут на нашем небосклоне, укрупняются и растут города. А сельский труд по-прежнему необходим всем и каждому.
Выступление ученика:
Плодами труда деревенских жителей пользуется каждый человек в нашей стране, будь он жителем огромного мегаполиса или небольшого провинциального городка. Но не всегда мы помним о том, как и где добываются все те богатства, которые мы каждый день видим на своем столе. Так давайте хотя бы в этот знаменательный день вспомним об их нелегком труде и пожелаем всего самого хорошего!
Выступление ученика:
День сельского хозяйства Казахстана
Сегодня отмечает вся страна,
И всех работников поздравить,
Решили с самого утра.
Выступление ученика: Сельское хозяйство Казахстана, Отмечает праздник в этот день, Всем работникам мы счастья пожелаем, Чтобы мира вдоволь было всем
Выступление ученика:
Вновь зацветают в поле васильки, Своею синью, отражая купол неба, Порхают бабочки над ними мотыльки Кружатся в танце с раннего рассвета.
Выступление ученика:
В уютном кресле дома городского, Что может быть прекрасней и чудесней, Объять пером бескрайние просторы Труд восхвалять в стихах и песнях.
Выступление ученика:
Есть среди нас такие витязи, поверьте, Они руками каждый клок земли, Через себя, через любовь и сердце Взрастили, сохранили, сберегли.
Выступление ученика:
Не стонут, причитая, поле пашут, Своим трудом и потом, чтоб поднять. Они с любовью поднимают пашни. Труд хлебороба сложно описать.
Выступление ученика:
Он носит название простое, без регалий. нет ни мундира, ни погон, или кокард, и вряд ли о таких теперь мечтают, Те, кто кумиров видит звездный ряд.
Выступление ученика:
В родном краю всё мирно и спокойно, Он землепашец - нивы вновь растит.
Простой крестьянин там живет достойно, А хлебороб в ночи стихами говорит.
Выступление ученика:
Ведь ничего дороже нет на свете, Как тёплый хлеб, что вынут из печи Есть среди нас такие витязи, поверьте, Что могут хлеб растить и написать стихи.
Выступление ученика:
Сегодня - праздник сельского хозяйства,
Работают там люди без зазнайства,
Им дорог каждый хлеба колосок,
И им мы посвящаем поздравленья.
Выступление ученика:
Слава казахстанским хлеборобам,
Всем животноводам, агрономам,
Слава полеводам, трактористам -
Кто на полях работал казахстанских,
Выступление ученика:
И на них работать продолжает,
Хлебом, мясом, молоком людей снабжает!
У жизни были бы скучны перспективы, Когда б не знали мы, жуя на завтрак хлеб, Что основательно, прилежно, терпеливо Вершит свой труд работник на селе.
Выступление ученика:
И в дождь, и в зной вы - на работе,
Вам непогода нипочём.
Вам тяжкий труд всегда в почёте,
И жизнь на поле бьёт ключом.
Выступление ученика:
Без вас нет хлеба на планете,
Вы кормите весь белый свет.
И чтоб не голодали дети,
Готовы вы держать ответ.
Выступление ученика:
Поздравляем всех, кто своим честным трудом причастен к славному дню работников сельского хозяйства.
Желаем вам успехов добиваться, Над непогодою победу одержать. Пусть будет все в работе удаваться,
Пусть даст земля богатый урожай, А в праздник стол переполняют яства. Сияйте все улыбками счастливо. Вам, труженики сельского хозяйства, Мы говорим
огромное спасибо.
Беседа на тему: Расцвет села - расцвет Казахстана
Цели:
1. Познакомить читателей с историей развития сельского хозяйства в Казахстане 2. Определить значимость развития сельскохозяйственной отрасли в РК З. Осуществлять патриотическое воспитание
Ход беседы:
Страна восстанавливала разрушенное в военные годы. В то время были пущены в эксплуатацию уже многие заводы и фабрики. А вот откатившееся за военные годы назад сельское хозяйство все еще не могло выйти по своему развитию хотя бы на довоенный уровень. А стране нужен был хлеб. Вот тогда было решено обратиться за помощью к народу, призвав его принять участие в освоении целинных и залежных земель. Уже задолго до начала этого большого дела специалисты сельского хозяйства, председатели колхозов, директора совхозов и машинно - тракторных станций (МТС) с большим интересом и надеждой смотрели на необъятные просторы, еще не тронутые рукой человека. Таких земель в районе насчитывалось не один десяток тысяч гектаров. Те же земли, которые эксплуатировались годами, истощались и стали давать низкие урожаи, а распахать и ввести в севооборот целину и залежь пока было не под силу: старая техника, работавшая еще в годы войны и в послевоенный период, еле-еле справлялась с имеющимися посевными площадями, не говоря уж об освоении новых. Однако Совет Министров СССР, находясь в курсе проблемы, уже серьезно занимался решением этого вопроса. В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС, принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Но одного постановления оказалось мало. Нужна была поддержка и понимание народа. И правительство их получило в первую очередь, задолго до того как получило новую технику и оборудование! Люди стремились забыть тяжелые военные годы и построить новую прекрасную жизнь. Тогда казалось, что если партия не была - бы инициатором освоения целины этим инициатором стал бы народ. Целина обещала накормить хлебом страну. За счет нее предполагалось поднятие уровня сельского хозяйства и экономики. За десять послевоенных лет положение в стране не улучшилось, и поэтому освоение целинных и залежных земель народ встретил с особым энтузиазмом, с надеждой и верой в светлое будущее. Целина это... хлебная сила полей преображение животноводства обновление сел подъем сельской культуры рост технической мощи села жизнь и труд в радость
Сейчас, спустя почти 60 лет с начала освоения целинных и залежных земель, можно указать на экологические последствия освоения целины. На целое десятилетие целина стала центром экономической политики страны. Основными достижениями считались поднятые сверх плана и срока дополнительные гектары целины. Была развернута настоящая беспощадная охота за целиной, в результате чего за 1954-1963 гг. удалось распахать все пахотно-пригодные в техническом плане земли в степной зоне. Площадь поднятой целины достигла 43 млн, га, при первоначальном плане в 13 млн. га. С практической и научной точки зрения, освоение восточной целины (учитывая ее природу) должно было сводиться к осторожному, выборочному освоению черноземных почв под зерновые культуры и каштановых почв для развития мясного скотоводства. Но при освоении целины были допущены стратегические ошибки и просчеты, основным из которых явилась сплошная распашка каштановых почв сухих степей на площади около 213 млн. га. Таким образом, мы полностью повторили горький опыт США начала ХХ века. В результате осуществления целинного проекта степной ландшафт был полностью уничтожен и заменен на сельскохозяйственный, со всеми вытекающими последствиями. Степной тип растительности на зональных полнопрофильных почвах стал самым редким в стране. Удаление степного травостоя и глубокая вспашка вызвали массовую дефляцию, от которой только в бывшем Целинном крае к 1960 году пострадало более 9 млн. га вновь освоенных земель. Поистине планетарный характер имели пыльные бури середины 1960-х годов, пронесшиеся над степями СССР. В 1970-80-е годы под видом коренного улучшения земель было распахано под монокультуры еще несколько миллионов гектаров щебенчатых, солонцеватых и прочих не пригодных для нормального земледелия почв. Этот процесс продолжался вплоть до начала 1990-х годов. Существовавшая на целине система земледелия являлась почвозатратной. Сплошные массивы вспаханной почвы, имея темный цвет, сильно нагреваются и провоцируют засуху, которая при хроническом проявлении стала причиной аридизации всей степной зоны, вызван значительное усыхание рек и озер, а, следовательно, всего явления, которое сегодня принято называть глобальным опустыниванием. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своем традиционном послании отвел развитию аула приоритетное место, предложив 2003- 2005 годы посвятить решению проблем и возрождению села. Во вполне обозримом прошлом колхозы и совхозы без преувеличения кормили города. А приусадебное хозяйство обеспечивало безбедное существование сельских жителей. Как ни странно, со вступлением Казахстана в этап рыночной экономики сельскохозяйственный рог изобилия начал иссякать. Наряду с ростом общестатистических доходов населения стал набирать темп процесс тотального обнищания и маргинализации сельчан. Многие специалисты видят причину социальной и экономической деградации прежде всего в приватизации, которую провели на селе необдуманно, поспешно, без просчетов, а скорее с иллюзиями радужных потенциальных результатов. Реформированием села столь увлеклись, что результаты превзошли ожидания... с точностью до наоборот.
Аулы и села в большинстве своем медленно, но верно разорялись, порой разворовывались. Изменение форм собственности перекрыло кран существовавших ранее государственного финансирования и дотаций в сельскохозяйственную отрасль. Вкупе с ухудшением экологической обстановки это привело в упадок животноводческую отрасль, увеличилось количество бесхозных земель, которые с годами превращались из плодородных пашен в заросшие сорняками неудобья, Совершенно обычным явлением в сельской местности стали задержки пенсий и пособий, невыплаты зарплаты. Все это нашло отражение в массовой и стихийной миграции сельского населения в иные "земли обетованные", где можно было заработать на кусок хлеба.
В Казахстане уже предпринимались попытки решения проблем депрессивных регионов. В1989 году 71 из 205 сельских районов были признаны отстающими.
И ЗО из 71 района были выделены в категорию особо нуждающихся в помощи. Тогда для их развития из бюджета был выделен почти миллион рублей. Но, к сожалению, на этом модернизация села и закончилась. Вот, наконец, настал тот благословенный момент, когда, как подчеркнул президент Нурсултан Назарбаев, у государства накопилось достаточно средств, чтобы решить проблемы села. Перед правительством республики глава государства поставил ряд задач по усилению агропромышленной специализации страны. В частности, говорилось о том, что следует изменить механизмы государственного финансирования сельского хозяйства. По мнению президента, финансироваться из бюджета должны только перспективные отрасли сельскохозяйственного производства и регионы страны. Также следует пересмотреть тарифную и налоговую политику на селе, повысить конкурентоспособность сельхозпроизводства на мировых рынках, прежде всего зерновом. Очевидна и необходимость льготного кредитования аграрного сектора с применением практики микрокредитования, развитие лизинга. Правительству страны поручено в кратчайшие сроки разработать трехлетнюю программу развития агропромышленного комплекса, а также комплексную модель расселения сельского населения с учетом миграционных процессов.
Словом, у сельских жителей появилась надежда на достойную жизнь и, думается, они с нетерпением ждут программы развития агропромышленного комплекса, над которой спешно будут корпеть в ближайшее время экономически подкованные правительственные криэйтеры. Надо полагать, что она (программа) будет построена не только на экономических и финансовых инструментах. А для этого было бы неплохо подключить к ее разработке тех, кто видит село не из окна служебного автомобиля. Тех, кто любит землю, работает и живет на ней - агрономов, специалистов -землеустроителей, а, кроме того правоведов и даже психологов. Ведь, зачастую, оказывается так, что при разработке самых, что ни на есть, народных программ не учитывается менталитет этого самого народа.
Трудно спорить с тем, что продуманная финансово- экономическая сторона в реанимировании села - одна из главных составных успеха. Но при этом не стоит забывать об образовании, специализированного в том числе, уровень которого на селе весьма низок. Случалось такое, когда акимат оказывал сельским жителям помощь, ну, к примеру, выделял цыплят для разведения, но 'сколотить" свое хозяйство труженики так и не смогли по той простой причине, что не знали, как правильно за ними ухаживать. За долгое время вынужденного простоя в хозяйстве остается все меньше людей "от сохи", а многие, так называемые, "асфальтные" сельчане сегодня толком не знают с какого бока подойти к корове, чем болеют животные, растения и прочее. Необходимость организации специальных курсов 'сельскохозяйственного ликбеза" очевидна.
Нельзя не вспомнить о том, что за 10 лет переходного периода больше всего пострадали сельские школы. Процесс оптимизации был плачевен - прекратили существование многие малокомплектные и обычные школы. В них стало просто некого и некому учить. Квалифицированные учителя, медики и другие востребованные специалисты уезжали из села из-за отсутствия перспектив, выпускники вузов не возвращались в родные села. И первокурснику понятно, что для реформирования села нужны не только профессиональные управленцы, экономисты, аграрии, но и квалифицированные работники социальной сферы. Быть может, стоит задуматься о возрождении советской системы "направления", когда колхоз, предприятие оплачивает учебу студента в том или ином вузе по необходимой специальности с тем условием, что выпускник вернется на р6оту в родное село и отработает определенный срок.
Возрождение аула - дело святое, но вряд ли стоит обольщаться, что нам удастся освоить "пятилетку за три года" и аул восстанет как Феникс из пепла. Эксперты говорят о многих годах, прежде чем мы перестанем питаться преимущественно китайскими овощами и фруктами и предпочтем цветущее село - шумному городу.
Основные направления развития сельскохозяйственной отрасли Развитие сельскохозяйственной отрасли будет направлено на увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, имеющей рынки сбыта, за счет диверсификации отрасли, повышения культуры земледелия, внедрения в производство современных влагоресурсосберегающих технологий, широкой химизации, вовлечения в оборот новых и ныне неиспользуемых орошаемых земель.
В животноводстве основной упор предполагается сделать на увеличение объемов производства в сельскохозяйственных формированиях посредством перевода отрасли на промышленную основу, развития племенной базы, повышения генетического потенциала скота и будет сопровождаться осуществлением крупномасштабной селекции на научной основе.
В сфере переработки сельскохозяйственной продукции актуальным остается техническое и технологическое перевооружение производства, переход на международные стандарты качества и на этой основе дальнейшее повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Будет активизирована работа по формированию единой экспортной политики зерна, насыщению рынка продовольственными продуктами отечественного производства, созданию пунктов по заготовке, переработке и хранению путем кооперирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Индустриально-инновационное развитие агропромышленного комплекса будет достигнуто посредством реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов, а также путем внедрения принципов интегрированного управления водными ресурсами.
Предусматривается реализация не менее 20 крупных проектов в агропромышленном комплексе, в том числе строительство 8 животноводческих комплексов, 2 птицефабрик, З теплиц, З молочно-товарных ферм, 1 мясокомбината, по одному заводу по производству хлебобулочных изделий, сортового семенного материала хлопчатника.
Предусматривается создание условий для привлечения крупномасштабных инвестиций в аграрный сектор и продолжение взаимодействия государства с финансовыми институтами. Четким ориентиром для предпринимателей, финансовых институтов, государственных органов и социально-предпринимательских корпораций при реализации инвестиционных проектов станут мастер-планы по приоритетным направлениям АПК, в том числе в сфере развития производства и экспорта зерна и продуктов его глубокой переработки, мяса и мясопродуктов, масличных культур, плодоовощной продукции, молока и молочных продуктов, шерсти и продуктов его глубокой переработки, развитие птицеводства, производство белого сахара из сахарной свеклы.
Наряду с этим, необходимо развитие смежных отраслей экономики, включая производство минеральных удобрений, химических средств защиты растений, ветеринарных препаратов, сельскохозяйственной техники. Будет реализован механизм государственной поддержки отечественных предприятий-производителей сельхозтехники и оборудования путем субсидирования ставки вознаграждения по лизингу сельхозтехники и оборудования.
Заключение Таким образом, главной задачей возрождения аула (села) в РК является обеспечение конкурентоспособного производства сельскохозяйственной продукции в объемах, достаточных для покрытия потребностей внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов, с целью занятия ведущих позиций на внешних рынках.
Абылканова.Э.С
Список литературы.
-
А.Александров «Хлеб и броня» Москва изд. ДСААФ СССР 1981г.
-
В. Дитюк «Хлеб насущный» Алма - Ата изд «Кайнар» 1981г.
-
В.В. Каванов «Солдаты бессмертия» Москва изд. полит. лит. 1989г
-
В.Онищенко «Чему посвящена жизнь» Москва изд. полит. лит. 1982г
-
В.Карамзин «Наш хлеб» Москва изд. «Правда» 1986г
-
Война. Народ. Победа. Москва изд. полит. лит. 1976г
-
В.Н. Степанов «Основы агрономии» Москва «Колос» 1977г
-
Габит Мусрепов «Солдат из Казахстана» Алма-Ата изд «Жанузы» 1979г.
-
Климент Аркадьевич Тимирязьев «Жизнь растения» государственное издательство сельскохозяйственной литературы москва 1949г
-
«Первая борозда» Москва изд. полит. лит. 1981г
-
«Праздник для всех» Ежемесячная информационно развлекательная газета №1 за 2011г
-
«У стен Ленинграда» искусство ленинградское отделение 1984г
Содержание
-
Пояснительная записка. стр. 1
-
Классный час «Чудо земли, чудо труда человека». стр. 2-15
-
Игра. Такси «Агро - Ден». стр. 16-20
-
Тематическая линейка «День сельских тружеников» стр. 21-24
-
Беседа «Расцвет села - расцвет -Казахстана» стр. 25-30
-
Список литературы. стр. 31
34