Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Асекеевская СОШ , учитель Губарева Сакина Саяровна

Сценарий классного часа,

посвященного дню воина-интернационалиста

Цели и задачи мероприятия:

  • формирование представления о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК;

  • воспитание любви к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

  • формирования у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

Аннотация.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной усиленно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание надо рассматривать как процесс формирования важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национальное самосознание, образ жизни и миропонимания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта всё еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
За последнее время вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, человека, способного отстаивать её интересы. Ослаблен механизм координации и организации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и военного управления по воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях. Стало очевидным, что решение множества сложнейших проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у молодежи, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважение к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. В связи с этим проблема патриотического воспитания детей и молодёжи становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Понятие патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие Родина включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводятся. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует: без патриотизма, как государственной политики, без налаженной системы патриотического воспитания не возможно было добиться существенных успехов в развитии той или иной страны. Любая из них крайне нуждается в осуществлении эффективных мер в сфере патриотического воспитания граждан.

Класный час в 9б классе

«Афганистан - боль моя»

Кл.рук. Губарева С.С.

Я хочу, чтобы гордость была за страну,
Чтоб красивым был прожитый день,
Чтоб заснуть у хорошего чувства, в плену.
Вспоминая хороших людей…

Вед.:

Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня у нас в гостях, и надеемся, что сегодняшняя встреча останется в ваших сердцах. Наша встреча происходит накануне дня интернационалиста и пусть этот вечер будет памятью всем выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне, … других горячих точках. Немало воды утекло с того времени. Потихоньку зажили раны, возмужали, стали мудрее, состарились солдаты и офицеры. Но только память о далёкой Афганской войне жива, и стереть события той войны не смогут ни годы, ни расстоянья.
Многим не суждено было вернуться к родному порогу, немало полегло совсем юных мальчишек на каменистой афганской земле, среди них и наши земляки. Память о многих парнях, не вернувшихся с той войны, память о тех, кто ушел из жизни в мирное время будет вечной.

В память о всех погибших на чеченской войне, афганской войне и других горячих точках объявляется минута молчания и зажигается свеча памяти.

Чтец:

Минута молчанья…
Товарищи, встаньте,
И в памяти павших -
Героев представьте.
Навек в нашем сердце
Бессмертных имён их звучанье.
Минута молчанья, минута молчанья…

Вед.:

По-разному оцениваются события тех лет. По-разному смотрят на афганскую войну те, кто отдавал приказы, те кто их исполнял. Но для тех и других действия, которые проходили на территории Афганистана, укладываются в одно ёмкое и страшное слово - война. Война, которая никогда не должна повториться, уроки которой должны быть усвоены на всю оставшуюся жизнь. Что бы ни говорили, что бы ни думали, а вы сумели с достоинством и честью пройти огонь боёв и дым пожарищ…
Что бы ни говорили, что бы не думали, а вы знаете цену мужской дружбе, закаленной в огне, знаете, как оплакивать потери, вы честны перед совестью и святой памятью.

Чтец:

Что бы ни говорили, а вы пройти сумели
Все, что вам отмерила война,
И не зря сегодня вы надели
Ваши боевые ордена.

Звучит песня «Афганская вьюга»

Чтец:

Открываю дневник афганский,
Пожелтевшие эти листы.
Сохранил мне ветер странствий
По просторам афганских пустынь.
Мы к своей возвратились работе,
И у нас каждый день заботы,
а от них голова бела.
Но при всех этих наших заботах
что- то общее есть у нас,
Неизбывное что-то, незабвенное что-то,
что мы вспомним еще не раз.
Сколько б ни было дальше странствий,
сколько б мы ни узнали стран,
Будет всем нам друзьям афганским Пароль общий - Афганистан.

Вед.:

Десять лет продолжалась война в Афганистане. В ту пору мы узнали как опасна профессия вертолетчика, что слово "дух" может означать не только что - то возвышенное, но и немытое, бородатое существо с "Калашниковым" наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: "зеленка", "вертушка", "груз - триста", "груз - двести"…

Вед.:

Так уж повелось у русского солдата защищать не только свою родину, но и помогать братским народам. И называлось это "выполнением интернационального долга". А тогда, в далеком 1979 году, русские пошли помогать строить счастливую жизнь вглубь Азии.

Мы шли пружинисто и дружно,
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.

Звучит песня "Черный тюльпан" А. Розенбаума

Вед.:

Того, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…мы узнаем их по спокойным твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей. Очень верно кем-то подмечено, что человеческая жизнь измеряется не продолжительностью ее, а тем, что ее наполняет.

Чтец.:

Служил стране, как сердцу было велено.
Профессия - отчизну защищать!
Заслуги? - верность родине, России…

Хочется сказать спасибо всем тем, кто исполнял свой воинский и патриотический долг в Афганистане. Низкий поклон вам за ваше мужество и героизм.

Вед. : Благодаря фильму «9 рота» страна еще раз прикоснулась к подвигу наших солдат, воевавших в Афганистане. Одним из героев того боя на чужой земле, воспроизведенного кинолентой, был наш земляк Вячеслав Александров. Он действительно проявил настоящую доблесть, вызвав огонь душманов на себя.

Чтец.:

В Афганистане пыль, будет непогода.

Мама! Возвращаюсь я домой!

Мама! Я не был дома чуть побольше года,

А возвращаюсь - холодный и немой.

Я тебе ничего не смогу рассказать про Кабул,

Но его не кляни, не суди потому лишь,

Что оттуда твой сын возвратился в гробу -

Там свистели осколки и пули!

Не лежала на мне роковая печать,

Просто выбрал я сам это нужное дело.

Я в ночной тишине буду в окна людские стучать,

Чтобы жизнь берегли, чтобы смерть ненавидеть умели.

ТАЮПОВ Фарид Халилович.:

С 1984 г. - по 1985 г. я был «командирован» на войну в Афганистан город Джелалабад провинция Нангархар.

Страна эта горная, меня поразила суровая красота скал, камней, горных отрогов и долин. Простые афганцы относились к нам хорошо, они понимали, что мы пришли воевать за них, против душманов. Война - это тяжелые испытания многодневными горными переходами, изнуряющей жарой, холодом, отсутствием воды. Война - это атаки, атаки и еще раз атаки, когда от взрывов дрожат скалы в ущельях, и земля уходит из-под ног. Война - это боль утрат, когда погибают твои лучшие друзья. Когда участвовал в ликвидации каравана душманов с оружием, меня тяжело ранило. Долечивался в городе Севастополе. Сейчас я инвалид 2 группы, но, не смотря на тяжелое увечье, я стараюсь быть полезным родным и близким, занимаюсь ремонтом машин, с детства люблю лошадей.

Война не закончилась тем долгожданным моментом, когда смолкли орудия. Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал. И эта война на афганской земле не исключение. Возвратившись домой, эти ребята несли мощный заряд лучших человеческих качеств, добытых ими в чужой стране: товарищества, солдатского братства, обостренного чувства социальной справедливости, и самое главное, обновленную любовь к Родине, познанную вдали от нее и доставшуюся им такой дорогой ценой. Со многими из них я дружу и сейчас, встречаясь, каждый год 15 февраля, чтобы почтить тех, кто остался там в Афгане.

И память несет меня снова туда,

Где к небу вздымаются горы,

Где пылью «афганец» закрыл небосвод,

И солнце в зените пылает,

Где долго над взлетной кружит самолет

И веер ракет рассыпает.

Где горы берут гарнизоны в кольцо

В молчанье недобром и жутком,

Где серым от пыли бывает лицо,

И потом пропитана куртка.

Где в горы под утро уходит отряд,

Тропа между сопками вьется,

Где снова душманские пули свистят,

И кто-то опять не вернется…

Вернувшись домой, я еще долго не мог привыкнуть к тишине мирной жизни, вздрагивал каждый раз от грохота грома во время грозы, который напоминал звук гранатомета, обстреливающего нашу колонну. Часто снились выстрелы, взрывы, лица товарищей, грозные скалы в ущельях. Прошли годы, выросли дети, они будут знают об этой войне только из наших рассказов, и это хорошо, что им не доведется побывать на этой необъявленной войне, где были мы.

Чтец:

Вы Родине служили до конца,

И золота она не пожалеет

Для своего солдата - храбреца

К тем орденам, что на груди

алеют.

На вас равняясь, крепнут

те солдаты,

Что с вами жили службою

одной...

Пока у нас такие есть комбаты,

Не будет крепче армии родной!

МУЗИРОВ Юсуп Юнусович


После окончания учебы в Бугурусланском ГПТУ-8 был направлен Бугурусланским военкоматом в школу ДОСААФ на курсы водителей БТР.

18 апреля 1984 года был призван в ряды Вооруженных Сил СССР. Сначала проходили карантин в Туркмении в городе Иолотань. Через 3 месяца на самолете из Ашхабада был переправлен в Афганистан в провинцию Кандагар, направлен в мотострелковую дивизию. Сначала был наводчиком БТР, через 2 месяца стал водителем БТР-70. Возил пехоту на боевые действия, сопровождал колонны на рейды, на прочистку кишлаков.

Из Асекеевского района со мной служили Хисамов Рамиль из села Асекеево Кульбачный Виталик, Блинов Александр из Заглядино, во Закиров Амир из Нариманово и другие. Из солдат - оренбуржцев можно было собрать целую роту. 17сентября 1984 года получил тяжелое ранение при боевых действиях в Афганистане. Потом пролежал в госпитале полгода.

18 апреля 1986 года был уволен из Вооруженных Сил.

ШАРАФИЕВ Галияр Сагитович

После окончания Кутлуевской средней школы по направлению военкомата обучался на курсах водителей БТР в Бугурусланской школе ДОСААФ. Ближе к окончанию курсов все получили повестки из военкомата. 26 парней из той команды земляков 22 июня были направлены в 191-й отдельный мотострелковый полк под Газни, остальные 14 ребят - в Кабул.

Как сейчас видятся постоянные марш-броски колонн наших «Уралов» с боеприпасами, продовольствием и другим грузом, возглавляющие и замыкающие их БТРы, монотонный рёв десятков машин боевой техники; молчание гор вокруг лагеря, тишину которого в любой момент могли разорвать напавшие душманы.

При отправке на дембель, когда из Афганистана доставили в Ашхабад, казалось непонятным, почему там, в городе, все ходят спокойно.

Вернулись домой также многие товарищи по суровой службе. Среди них - Владимир Щербаков, Рагиз Шарафутдинов, Ринат Ахметшин, Юнус Бакиров.

Невосполнимой утратой стала гибель друзей, не доживших до своего двадцатилетия. Не забываются одноклассники: Асхат Габбассов, Вакиль Ганиев, Раиф Фазылов, Фархат Нигматов.

С годами, все что было пережито тогда, вспоминается все чаще и чаще. Душевная рана как будто бы перестала кровоточить .Но все равно не отпускает,так и напоминает о том, как еще совсем пацанами, не изведавшими жизни, выполняли воинский интернациональный долг на чужой земле. Ценою жизни друзей, вернувшихся домой страшным грузом - 200. Ценою перечеркнутых Афганистаном судеб.

Звучит песня: «Проводи-ка меня, батя, на войну»

Чтец:

На крутой, беспощадной войне
И привал - долгожданная милость.
И порою так хочется мне,
Чтобы ты мне, родная, приснилась!

Ты приснись в первозданной мечте,
Долгой жизни безоблачной ранью;
Ты приснись в подвенечной фате,
В час, когда не страшны расставанья...

Я увижу тебя среди снов,
Обниму - и не хватит дыханья:
Ныне, присно, во веки веков
Я - твой смысл и твое оправданье

Разгорается зарево дня.
Поднимается яростный ветер.
Сколько лет проживешь ты на свете,
Если пуля догонит меня?

ЗИНУРОВ Юнус Аксанович


На службу я был призван Асекеевским райвоенкоматом 11 мая 1979 года. Служил в Ульяновске в танковой части, затем прошёл учёбу в Казани, получил удостоверение инструктора - водителя БТР (бронетранспортера). Через 3 месяца обратно отправили в Ульяновск. Под новый 1980 год ночью выдали все новое обмундирование, т. е. все, что положено солдату за два года, вплоть до постельного белья. Нас отправили в Самару, оттуда на самолете через Ташкент перенаправили в Термез. Перед отправкой сказали, что едем в длительную командировку, письма писать не разрешали, поэтому родные о нас ничего не знали. Узнали только через 3 месяца, когда мы уже воевали в Афгане. В Термезе приняли БТРы и перешли границу, в 5 часов утра началась неразбериха. Началась стрельба. Было непонятно, кто стреляет, откуда и зачем. Стали понимать только тогда, когда появились первые раненые и убитые…

Основная наша часть стояла в Кабуле, охраняла столицу Афганистана. А мы, водители, своими наводчиками в боевом сопровождении колонн исколесили весь Афган.

Колонны снабжали боеприпасами, горючим и продовольствием местные воинские части и подразделения. Душманы устраивали завалы, совершали неожиданные нападения на проходившие колонны, особенно когда проходили по узкому ущелью, на крутых поворотах. Такие места и нависшие над дорогой скалы были идеальными местами для засад душманов. Нужно было глядеть в оба, ибо в любой момент из-за поворота может ударить гранатомет, пересечет наискосок дорогу очередь крупнокалиберного пулемета, вздыбится под колесами огненный смерч взорвавшейся мины. Банды душманов подрывали первую и последнюю машины в колонне и били по оставшимся из гранатометов.

Пылающие бензовозы, горящие скалы, умирающие от тяжелых ран солдаты… Можно ли остаться равнодушным после всего увиденного, пройти мимо, какое, мол, мне дело, ведь горе-то чужое? Нет. Для честного человека чужим оно не бывает. Можно знать и читать про вековую отсталость, про зверства душманов, но когда ты видишь все это своими глазами… Многое пришлось увидеть, о многом не так-то просто вспоминать.

Я видел раненую в живот душманским ножом женщину, видел мать, склонившуюся над телами погибших детей, сошедшего с ума учителя у сожженной школы…

Патрулируя границу с Пакистаном, мы подорвались на БТРе на мине. Слетели вниз на несколько метров, упали на башню,выбрались через боковые люки, взяли с собой с напарником ящик гранат, автоматы и, отстреливаясь, пробивались к своим. Это было 09.04.1980 года, этот день я считаю вторым днем рождения.

Душманы и не допускали мысли, что советские войны могут взобраться по скалам на такую высоту и вырасти у них за спиной словно призраки, ободранные, с избитыми в кровь руками, сжимающими автоматы. Ничто не могло остановить мужественного порыва советских солдат. Не жалея своей жизни, они давали отпор зверским нападениям банд.

В мирное время Юнус Аксанович работал в милиции с 1985 - 1992 год. С 2001 года работает начальником караула пожарной части Асекеевского района.

Чтец:

Мы хороним любимых, но сколько бы
Не безмерна утрата была.
Нам дано отвлекаться от скорби
На веселые наши дела.
Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица -
Лишь чеченская терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет.
И минута молчания длиться
В тех кто вынул счастливый билет.

Вед.:

О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой. Но, несмотря на все жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное - белое, темное - светлое. И мы надеемся и желаем вам, чтобы темные и черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились, а остались в прошлом те мучительные дни и ночи ожидания тревог.

Вед.:

Все новые и новые "горячие точки" вспыхивают на карте….. и среди них боль России - "Чечня".

Чтец:

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной.
Чтоб вставить в поэтическую строчку
Кроткое названье Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю.
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она - та точка роковая,
Кто знал ее вчера? Она - Чечня.
Сумерки, снег вертолет
Зарево дальнего боя.
Вот и 2000 год стал нам судьбою.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
"боевым награждается орденом"

Чтец:

Солдат войны не выбирает -
Он верен долгу и стране,
Которая его ввергает,
то в кровь, то в славу, что сверкает.
На склонах в памятной Чечне.

Вед.:

Российский офицер! это гордое звание, героическая профессия. Профессия - родину защищать. Словно эстафета передается из поколения в поколение героическая слава наших дедов и отцов, офицеров вооруженных сил, отстоявших с оружием в руках независимость родины. Нынешнее поколение российских офицеров продолжает эту эстафету самоотверженного служения родине.

Чтец:

Мы такие, какие ни есть, но при нас и отвага и честь,
И чтоб ни было, есть она, есть офицерская честь!
Сердце болью задело,
Это честь офицера,
Выбрав точку прицела,
Бьет волна наугад.
Но не молкнут гитары,
Ведь в душе вы - гусары.
Светом братства недаром
Ваши звезды горят!

Звучит песня " Господа офицеры"

Чтец:

Уходили парни из Афгана
Через перевалы и Саланг…
Уходили парни утром ранним,
А в мечети голосил мулла.
И была молитва,
Как спасение, что парней
Убережет аллах…
Не забыть февраль и воскресение,
Радость и улыбки
На устах.

Вед.:

Письмо солдата:

«Здравствуйте, дорогие родные!
Служба у меня идёт хорошо, через день ходим в караул. Ты мама пишешь, что у вас ещё 14 марта были морозы. А у нас здесь жара, правда через два дня идёт дождь, как по расписанию.
Я вам, наверно, писал, что стоит наша часть в горах, на высоте 1800м, поэтому весна к нам придёт позже, чем в долины. Там уже всё зелёное. Неделю назад я был в долине. Цветут цветы… А у нас кругом одни угрюмые скалы.
Прочитал ваше письмо и вспомнил наши леса, озёра. Приеду, насобираю вам кучу грибов… Вы, мама, не очень переживайте за меня, всё будет хорошо…»
Ваш Виктор

Звучит песня " Последний вертолет" Голубые береты

Чтец:

Да, я тоскую по Афганистану,
По тому солнцу, ветру и песку,
По тем друзьям, которых разбросало,
Ещё по тем, которых не найду.
Злодейка жизнь сломала много судеб
И развела последние мосты.
И пусть что есть, останется и будет.
И пусть что есть, но только не кресты.
Виски посеребрило сединою,
В глазах не объяснимая печаль.
Мне трудно разобраться, что со мною,
И трудно разобраться, что мне жаль.
Куда-то в даль, как пущенной стрелою,
Ушли года, опустошив колчан.
Но где-то там, за мутною рекою,
Остался мой тогда Афганистан.
Мне грустно, я кривить душой не стану,
В глазах не объяснимая печаль.
Да, я тоскую по Афганистану,
По тем годам, которых мне не жаль.

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)

Сценарий посвящен событиям в Афганистане (составлен на местном материале)


15

© 2010-2022