- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя
Статья Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Загородских Н.П. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Н.П. Загородских
Учитель начальных классов, учитель высшей категории
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №22
с углубленным изучением иностранных языков, г. Пермь
Все цвета, кроме чёрного. Учусь понимать себя.
2015г.
Я хотела бы рассказать о формировании личностных УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Каждый ребенок индивидуален. Моя задача - найти его индивидуальные личные особенности, помочь раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения. Я всегда помню, что главным является не предмет, которому я учу, а личность, которую формирую.
На занятиях дети узнали себя: свои возможности, способности, особенности характера, чтобы стать самостоятельными и уверенными в себе. Например, на занятиях кружка «Учусь понимать себя» в первых заданиях необходимо было определить правильно или неправильно организован день, понаблюдать, на что дети тратят свое время. Для этого ответили на вопросы и выполнили задания:
Задание 1.
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя
-
Буквы бывают неровными, кривыми
-
Много ошибок, исправлений
-
Трудно выучить стихотворение
-
Трудно решить задачу
-
Трудно запомнить условие задачи
-
Мне бывает трудно усидеть на одном месте
-
Долго собираюсь делать уроки
-
Почерк стал хуже
-
Трудно учить уроки
-
Часто отвлекаюсь
-
Быстро устаю
Если красных кружков больше трех, попроси родителей изменить тебе ритм дня.
Следующее задание: посчитай, сколько времени у тебя уходит на прогулку, приготовление домашних заданий и т.д.
В результате дети пришли к выводу, что нужно изменить режим дня. На следующем занятии они самостоятельно составляли режим дня.
Интерактивные игры немецкого психолога Клауса Фопеля я использую на уроках и классных часах. Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их «эмоционального интеллекта» и помогает мне создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.
Игра «Коробка переживаний» была предложена детям. С моими второклассниками мы играли весь учебный год.
Цель: Источником многих проблем являются чрезмерно раздутые опасения и заботы: «Что будет, если я заболею?» «Что будет, если я потеряю своего друга?» «А что, если мои родители попадут в автокатастрофу?» «Что, если я слишком плохо напишу контрольную работу?»
Кто слишком много переживает, тот теряет всю свою энергию и уже не может найти в себе силы для решения отдельных вполне посильных проблем.
Эта игра с её «коробкой переживаний» может помочь ребенку видеть разницу между бесполезными переживаниями и действительно важными проблемами. Мы все склонны создавать себе проблемы. Поэтому попытка полностью и окончательно избавиться от этих чересчур тревожных и пессимистичных мыслей - безнадежная затея. Но все же мы можем попытаться ограничить их и понять их реальное место в нашей жизни. Поэтому я прошу детей время от времени записывать свои переживания на бумагу и складывать их в надежное место (коробу, сундучок). Рассматривая свою коробку переживаний через какое-то время, они заметят, что многие заботы исчезли сами собой. А это может высвободить их силы для достижения важных целей и разрешения действительно актуальных проблем.
Раз в неделю дети приносят свою «коробку переживаний» в школу. Тогда можно просмотреть свои заботы и, если есть трудности, то одноклассники дадут правильные советы, как избавиться от той или иной проблемы. В обсуждении, как избавиться от той или иной проблемы, участвуют все дети.
Выполняя задания дети научились понимать свои чувства, настроение. Стали оценивать свои привычки, поступки, замечать недостатки и исправлять их. Дети узнали, почему важно уметь распределять свои силы и время, быть сдержанным, как развивать способности и добиваться поставленной цели.
Все эти знания и умения помогают ребенку понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чуткими и отзывчивыми. А значит, ребенку будет легче и интереснее учиться в школе и он сможет в будущем выбрать в жизни тот путь, который захочет. Дети растут и меняются. В третьем классе нас ждут новые открытия себя.
Использованная литература:
-
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?», Москва, «Генезис» 2000 - 160с.
-
Безруких М.М. «Учусь понимать себя: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций». М.: Вентана - Гриф, 2014 - 56с.