Классный час или урок по обществознанию

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Амвросиевская общеобразовательная

школа - интернат № 4

Донецкого областного совета

Цикл классных часов по теме:

«Ценностные ориентиры человека».

Классный час № 2. Жизнь, долгожительство, смерть, бессмертие.

Цели: продолжить формировать понятие о факторах долголетия, жизни, здоровом образе жизни, смерти, бессмертии; формировать навыки самоанализа, поиска причинно-следственных связей жизненных событий ; воспитывать жизнеутверждающее философское мировоззрение.

Актуализация: вспомните ценности человеческого бытия.

Мотив: Смерть или бессмертие; заслуга или наказание?..

Эпиграф: Ні! Я ще жива! Я буду вічно жити!

Я в серцї маю те, що не вмирає!

Л.Українка.

Ход классного часа.

  1. Жизнь.

-Какое определение вы можете дать понятию жизнь?

-Рождение: случайность или закономерность?

- Для чего мы приходим в этот мир?

- Определите цели своего прихода.

По научному определению, жизнь - признак биологической и социальной формы движения материи, которой свойственны раздражение, рост, размножение, самообновление путем обмена веществ, энергии и информации.

Срок жизни млекопитающих рассчитывается по формуле: возраст полового созревания, умноженный на 6, для человека это 20х6=120. продолжительность жизни индивидуальная, зависит от множества факторов, желания ее увеличить или сократить, от образа жизни и пола. Мужчины в среднем живут меньше женщин, хотя большинство долгожителей - мужчины. Долгожителями называют людей, перешагнувших 80-летний рубеж жизни.

Цели жизни в разных системах мировоззрения определяются по-разному:

- у индуистов (Индия) - выйти с помощью йоги из колеса перерождений Сансары, которое приводится в движение человеческими страстями;

- у синтоистов (Япония) - гармоничное сосуществование с природой;

- у христиан - познание и слияние с Богом;

- у славян - построить дом, посадить дерево, вырастить сына;

- у современного человека - самореализовать свои творческие способности;

- в философии - саморазвитие человека благодаря саморазвитию Вселенной через уникальность, свободу и универсальность.

-Как вы думаете: жизнь - это заслуга или наказание?

- Может ли человек сам быть творцом своей доли?

2. Долголетие.

-Вспомните, как в сказках искали долгую жизнь, бессмертие, вечную молодость.

- Приведите примеры наделенных бессмертием волшебников, фей, богов. - Какие способы в сказках и мифах для омоложения вы помните.

- золотое яйцо, которое не смогли разбить Дед и Баба ,но разбила мышь, которая быстро размножается;

- цветок бессмертия, украденный змеею, которая меняет кожу;

- молодильные яблоки (у славян, скандинавов, греков);

- амброзия (благовония) и нектар (пчелиная пыльца);

- молоко (Конек - Горбунок);

- отдать свою старость другому, забрав его молодость ( в т.ч. женясь на молодой) и др.

Заметили ли вы, что есть общее правило для всех сказок: злые наделены бессмертием, но не вечной молодостью, лишь не надолго они могут обернуться молодыми. Феи и волшебницы добрые, они молодеют от радости дарения. Будьте и вы доброжелательны, дарите радость безвозмездно и будете выглядеть молодыми, потому что даже морщинки лягут на лице привлекательно.

С древности люди искали способы избавления от старости. Клеопатра добавляла в ванну 1 л горячего молока с разогретой 1 чашкой меда и 2 столовыми ложками миндального масла. Барбара Стрейзанд растворяет в ванну 1 чашку сухого молока. Китайская императрица ХХ в. Цинь выглядела в 70 лет как в 40, а в 40 как в 20 лет, для чего пила 1 чашку грудного молока в день. Китайский тиран ХХ в. Мао Цзедун жевал в больших количествах жгучий красный перец и пил настойку из женьшеня. Японцы постоянно массируют и раз в 4 дня прижигают полынной сигаретой или укалывают иглой точку цзу-саняй под коленом и верят, что это избавляет от 100 болезней. Турки едят много чеснока и не курят, пьют по 3-5 чашек чая 2-3 раза в день, едят в основном бобовые, рыбу, капусту и отруби.

Долгожителями были выдающиеся писатели, ученые, творческие люди. Так, «титан Возрождения» Микеланджело работал до 89 лет, Гумбольт писал «Космос» в 90 лет, Гете «Фауста» в 82 года, Верди «Фальстафа» в 82 года, Ньютон и Вольтер сохраняли творческую активность до 84 лет, Лев Толстой до 82 лет, философ Кант до 80 лет, писатель Бернард Шоу до 94 лет, Менделеев до 73 лет.

Существует 250 теорий старений, но все их можно разделить на 2 группы:

  1. Старение происходит из-за разрушения организма;

  2. Старение - нарушение саморегуляции на клеточном уровне.

- Как вы думаете, что способствует долголетию?

Наука определяет следующие факторы долголетия:

- проживание в суровом климате, горах и предгорьях: на Кавказе (Азербайджан, Дагестан), в Припамирье (Пакистан), в Андах (Эквадор), в Оймяконе (Якутия);

- наследственный фактор (за исключением Азербайджана);

-позднее половое созревание - 30-40 лет (за исключением Азербайджана). Знаете ли вы, что самый старый отец в мире - азербайджанец Муслимов, ставший отцом в 143 года.

-простая растительно-молочная пища ( за исключением Азербайджана);

- физический труд (не бесспорно);

- поддержка родственников, почитание стариков.

Наука пытается приспособить вечные, без гена старения, раковые клетки для продления жизни человека. Предлагается пересадка вилочковой и щитовидной желез, клонирование органов и т.д. В общем, установлено, что на долгожительство влияют: на 20% - гены, на 15% -уровень здравоохранения, на 60% - образ жизни.

А значит, старение можно отодвинуть фруктово-овощной диетой, спортом, благополучной семейной жизнью, режимом, порядком.

Ш. Смерть.

Всё же люди смертны.

- Как вы определите, что такое смерть?

- Можно ли по целям жизни сказать, что жизнь - это подготовка к смерти?

- Каковы причины смерти?

- Можно ли отодвинуть смерть?

Согласно научному определению, смерть - прекращение жизнедеятельности организма. Существуют такие взгляды на смерть.

вКлассный час или урок по обществознанию

Причины смерти Способы отдаления смерти

1. неправильное питание 1. подобрать здоровое питание

2. вредные привычки 2. не иметь

3. интоксикация организма 3. детоксикация с помощью

простокваши и физкультуры

4.отрицательные эмоции 4.позитивное мышление.

Таким обюразом, все сводится к состоянию нервной системы, волевых усилий и питанию.

- Смерть - это заслуга или наказание?

- Что вы знаете об эвтаназии?

ІV. Бессмертие.

- Бессмертие - мечта или реальность?

- Хотели бы вы быть бессмертными?

- Что было бы на земле, если бы все стали бессмертными?

- Как вы определяете понятие «бессмертие»?

Основным противоречием человеческого бытия является противоречие между биологической смертностью и социальной жизнью, смертностью тела и бессмертием души.

Классный час или урок по обществознанию

В исламе существуют 4 «вечно живых», в даосизме - 8 бессмертных, из них 1 - женщина, и все они обрели йога деха - неразрушимые йогические тела. Бессмертный Харон греков и Уршанаби шумеров вечно перевозят умерших в подземный мир, Вечный Жид Агасфер и Каин вечно обречены скитаться по Земле.

Закрепление.

- Хотели бы вы такого бессмертия?( эпизод из эпоса «Гильгамеш и Энкиду»)

-Определите, чему соотвествуют следующие высказывания поэтов и философов:

1. Жди, и я вернусь… Еще немного, и я страстным желанием соберу прах и пепел для другого тела. Еще немного, один лишь миг покоя на ветру и другая женщина родит меня.

2. Ты будешь жить на свете десять раз

Десятикратно в детях повторенный.

И в праве будешь в свой последний час

Торжествовать над смертью покоренной.

Ты слишком одарен судьбой,

Чтоб совершенство умерло с тобой.

В.Шекспир

3. Дружба с памятью смерть побеждают, торжествуя над вечной ночью.

Гильгамеш

  1. Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это все известно, и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

Не все пересыхают ручейки.

Не все напевы время уничтожит,

И ручейки умножат мощь реки.

И нашу славу песня приумножит.

Р.Гамзатов.

Вывод: в коротком промежутке индивидуальной жизни человек вбирает в себя память столетий и остается в столетиях результатами своей деятельности, хотя наш опыт показывает отсутствие личного бессмертия.

Домашнее задание: Пусть каждый из вас решит: чем он будет бессмертен.

Использованная литература:

Энциклопедия для детей. Человек,ч.1. М.,Аванта+, 2002.

Книга для чтения по истории древнего мира. М.: Просвещение,1986.

Гамзатов Р.Г. Песни гор.К.: Молодь,1989.

Классный руководитель, учитель высшей категории, старший учитель

Расулова Светлана Викторовна


© 2010-2022