Совместное собрание родителей и учащихся «Родительский дом… Свет в твоих окнах…»

Задачи: - раскрыть родителям значение слова «семья» в жизни их детей; - сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни, о взаимопонимании в семье; - помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему поколению, вооружив их «мудрыми советами».   Форма проведения: семинар-практикум   Подготовительная работа: анкетирование учащихся, составление памятки для родителей, подготовка ситуаций для анализа.   Оформление доски:   Семья...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совместное собрание родителей и учащихся

«Родительский дом… Свет в твоих окнах…»

Задачи:

- раскрыть родителям значение слова «семья» в жизни их детей;

- сделать совместные выводы о значении понимания учащимися качеств зрелой личности и применения их в реальной жизни, о взаимопонимании в семье;

- помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему поколению, вооружив их «мудрыми советами».

Форма проведения: семинар-практикум

Подготовительная работа: анкетирование учащихся, составление памятки для родителей, подготовка ситуаций для анализа.

Оформление доски:

Семья - один из шедевров природы.

Д.Сантаяна.


Ход собрания.


  1. Вступительное слово учителя.

  2. «Свет в окнах ваших домов».

Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хороший, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из виду береговую линию. А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».

Вопрос ко всем: «Каким был ответ рыбака жене?»

А рыбак ответил так: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возни в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Мы с вами живем в сложное время. То тут, то там падают самолеты, взрываются машины, погибают ни в чем невинные люди. Газеты пестрят сообщениями о страшных преступлениях. Тысячи людей живут в поисках работы, потому что они оказались выброшенными на улицу из-за банкротства организации, которой посвятили немало лет своей жизни. Выпускники ВУЗов не могут устроиться на работу. Мы, взрослые, теряемся и порой впадаем в панику. А как быть маленькому человеку? Где найти защиту, кто поможет не растеряться по

пустякам, не спасовать в сложной ситуации и в то же время не спровоцировать ещё большей беды?

В большинстве случаев «пристанью» для разрешения всех возникающих вопросов у наших детей должна быть семья, дом.

Уважаемые родители! Прежде я обращаюсь к вам, мудрым и опытным, имеющим большой семейный стаж. А что значит для вас ваш дом и ваша семья? Крепость, колодец, корабль или что-то другое?

Ответ родителей.


  1. Тест «Незаконченное предложение».

Свет в окнах ваших домов… Какие чувства он вызывает у ваших детей? Радость, что их ждут? Слезы очищения: «Ну вот я и дома»? Или раздражение - опять идти домой, отвечать на вопросы «шнурков» ( вы догадались, что «шнурки в стакане», «плесень», «предки» - это родители, старые люди).

Что значит для ваших детей семья сегодня, на данном этапе их жизни, я попыталась выяснить с помощью теста «Незаконченное предложение», который содержал следующие пункты:

- Семья - это…

- Мои родители - это…

- Свет в окнах дома моего - это…

- Горе моей семьи - это…

- Вдали от родительского дома я буду вспоминать….

- Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

- Я идеальный родитель, потому что….

Позвольте мне процитировать ответы ребят на первые 6 пунктов:

Семья - это самое незаменимое, родное гнездышко, где их ждут, любят и готовы поддержать и понять в любой ситуации; уютный очаг, без которого им не представляется жизнь; любящие друг друга люди; теплый голос близких людей и звонкий смех детей; надежная опора в жизни; самые близкие и дорогие люди, которые живут в понимании, согласии и любви.

Мои родители - самые близкие, главные; святые; самые лучшие и дорогие, понимающие, заботливые, давшие жизнь; настоящие друзья, поддерживающие во всем; лучики света, которые согревают своим теплом и любовью.

Свет в окнах дома моего - радость и уверенность, что тебя ждут; это ожидание и горячий ужин; тепло и уют; отличное настроение.

Радость в моей семье - все здоровы и живы; хорошая новость; все вместе; смех и шутки.

Горе моей семьи - потеря близкого человека; ссоры родителей; болезнь близкого человека; переживания из-за неудачи, постигшей кого-то из семьи; я не знаю, что это такое.

Вдали от родительского дома я буду вспоминать своих родителей, близких мне людей; свой дом; свою уютную комнату; совместные прогулки; праздники в кругу семья; мамину улыбку и папины добрые глаза.

Из всего сказанного понятно, что у каждого человека должны быть дом, семья, родня. Для всех присутствующих наш дом и семья - это наша защита, наш очаг, в котором всегда должен гореть огонек любви и доверия, взаимопонимания и поддержки, теплоты и сочувствия. Только самым близким можно доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что волнует нас, посоветоваться.

4. «Разреши ситуацию»

Ребята! Каждое утро мамы и папы спешат на работу, они мастера своего дела. Но скажите, какая главная на свете для матери и отца? (родитель) Как вы думаете, родителем трудно быть? Давайте попробуем перечислить родительские функции. (…) А по значимости какая функция стоит на первом месте? (…) Скажите, а что больше всего вам не нравится в воспитании, вообще во взаимоотношениях не только с родными, вообще со взрослыми? (…)

Да, конечно, мы, взрослые, порой забываем, что у каждого подростка свои особенности мышления, памяти, внимания, свои интересы, симпатии, привязанности, особенности настроения, сильная или слабая воля, легкий или трудный характер, свои наблюдения, разочарования, печали и радости. Забывая это, продолжаем относиться к нему как к маленькому.

Наше отношение вступает в противоречие с представлениями подростка о взрослости и его претензиями. А жизнь - это не сплошной позитив. Она вся состоит из противоречий. Порой эти противоречия, если они не изжиты, приводят к конфликтам.

А есть ли выходы из конфликтных ситуаций? Конечно, есть. Тогда давайте все вместе представим ситуации и попробуем найти из них достойный выход.

Ситуация 1.

Ваш ребенок стал хуже учиться. Вас вызвали в школу. Дома предстоит разговор. Каким он будет? (Ребята, а какие меры принимали ваши родители? А как бы вы, будучи родителями, разрешили эту ситуацию?)

Ситуация 2.

Ребенок требует купить модную дорогую вещь, хотя знает, что у родителей нет возможности сделать это сейчас.

Видите, даже у самой сложной ситуации есть выход. Любую проблему можно решить ещё тогда, когда она не превратилась в конфликт. Надо только постараться понять друг друга: детям встать на позиции родителей, а родителям на позиции детей.


  1. «Телефон доверия».

Уважаемые родители, в классе сейчас будет включен телефон доверия. Ваши дети обращаются к вам. Они понимают, что вы их любите, несмотря ни на что, не только за хорошую отметку в дневнике или прибранную без напоминания комнату, а за сам факт существования в этом мире.

  1. Мне порой так хочется поговорить с мамой по душам…

Поговори со мною, мама,

Скажи, в кого я так упряма?

И почему я снова, снова

Твержу одно и то же слово?

Ты мне вопрос, я - «нет» в ответ,

Как будто слов других и нет.

Ты говори…

Ведь так теплеет на душе.

  1. А у меня есть в жизни мама!

Она настойчива, упряма.

Идет по жизни прямо, смело

(Вот так бы я идти хотела)

У нас по-разному бывает:

Поссоримся - она прощает.

Я не права - берусь за дело,

Чтоб кухня к вечеру блестела!

И снова в доме мир, покой.

И всем хочу я дать совет простой:

Лишь только тот согласие познает,

Кто понимает все и уступает.

Чем проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же никогда.

Тот лучший проповедник,

Кто веру в жизнь провел,

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок -

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет,

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Уважаемые родители, какие мысли нашлись в вашей голове, когда вы слушали эти стихи?

5. Памятки для родителей.

Да, дом - это школа для подготовки к жизни, это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. А семья - это хранилище человеческих качеств, в которое могут попасть и отрицательные качества, как бы нам этого ни хотелось. Доказательством тому может служить хорошая и поучительная сказка-быль:

Молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил фарфоровую посуду, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которых он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего 4 -летнего сына за тем, что он пытался мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что он мастерит, ребенок ответил, что он делает посуду для них, своих родителей, чтобы они могли кушать из неё, когда состарятся.

Ребенок учится тому, что видит у себя в доме - родители пример ему. Именно отчий дом - основа всего истинного воспитания человека. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Значит, многое зависит от родителей. Позвольте мне зачитать мудрые советы:


  1. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

  2. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

  3. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

  4. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

  5. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

  6. Если ребенка поддерживает, он учится ценить себя.

А если:

1. Ребенка часто упрекают - он учится жить с чувством вины.

2. Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

3. Ребенка живет во вражде - он учится агрессивности.

4. Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.


  1. Продолжение теста «Незаконченные предложения».

Наши дети взрослеют. И не за горами, когда наши юные девчонки и мальчишки станут мамами и папами. Вернемся к двум последним пунктам теста «Незаконченные предложения»:

Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью любовь, верность, доброту, уют, встречу Нового года, праздничный стол с узбекским пловом, традиции отмечать Дни рождения; по выходным печь пироги.

Я идеальный родитель, потому что уделяю много внимания своим детям, знаю все о них; забочусь о свой семье, несмотря ни на что; люблю своего ребенка, но не балую; с пониманием отношусь к его проблемам; строю для своих детей светлое будущее.


  1. «Наказ детям на будущее».

По ответам детей понятно, что многие хотели бы походить на своих родителей. Многие девочки с теплотой отзываются о своих мамах и хотят быть похожими на них.

Материнское чувство - одно из самых глубоких родственных чувств. Именно мама любит своего ребенка просто за то, что есть. Позвольте мне прочитать стихотворение, которое станет для вас наказом на будущую жизнь.

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги.

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзания, смятенье и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите.

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участия.

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

9. «Дом - символ семейного счастья и доброты».

А теперь давайте все вместе построим огромный дом, в котором бы всем жилось уютно и комфортно. Фундамент уже заложен. Всякая избушка своей крышей крыта. У нашего дома крыша хорошего настроения. Назовите причины хорошего настроения ( любовь, доверие, взаимопонимание, поддержка, здоровье, дружба). В самом доме живут самые разнообразные чувства - положительные и отрицательные. Перечислим положительные (доброта, внимательность, ум, справедливость, терпеливость).

Конечно, трудно избавиться и от отрицательных. Но мы их в дом не пустим. Пусть живут в подвале. (лень, раздражительность, наглость, несдержанность, упрямство).

Дом построении! Нелегкое дело, а сохранить его ещё труднее. Позвольте зажечь свечу - символ семейного счастья и доброты, участия. Пусть пламя никогда не превращается в пепел!

10. Заключительное слово учителя.

Собрание наше подходит к концу. Уважаемые родители, в память о нашей встрече примите эти медали в форме детской ладошки. Мы надеемся, что вы, взрослые люди, наши родители, никогда не выпустите из своей большой ладони наши ладошки, а значит, никогда не оставите нас без поддержки и внимания. А на обратной стороне медали наши признания вам в любви.

Свет в окне - я хочу, чтобы он не гас.

Свет в окне - свет тревожных любимых глаз!

Свет в окне - чередою бегут года.

Свет в окне - пусть не гаснет он никогда!


© 2010-2022