Конспект коучинг-занятия Как научить детей учиться

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Как научить детей учиться».

1. Цель:

В течение 50 минут сформировать представление учителей, что необходимо для хорошего обучения детей , видах мотивации и способах организации уроков с применением разных методов мотивации в учебном процессе.

2.Критерии успеха:

  1. Умение учителей мотивировать учащихся для учебного процесса.

  2. Применение учителями разных методов мотивации на уроках.

  3. Умение учителей составлять мотивационные задания для организации учебной деятельности.

3. Ресурсы:

Флипчарты, маркеры, видеоролик «Мотивация к учебе», мультфильм «Моя семья»,проектор, компьютер, методические пособия.

ХОД КОУЧИНГА

1.Орг. Момент. Психологический настрой.

1)Круг радости ( приветствие, пожелание).( 3мин)

2)Деление на 4 группы по качествам : самый счастливый, самые веселые, самые сильные, самые красивые.(3мин.)

2.Слово коуча .

Показ видеоролика. «Мотивация к учебе».(1мин)

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить? ( учителя высказывают свои мнения).

Тема нашей встречи «Как научить детей учиться?»( слайд 1)

И начать я хочу со слов С.Л. Рубенштейна "для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им", т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося, и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его достижениях. (слайд 2)

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане.

Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Как вы думаете, что для этого необходимо, чтобы дети придя в начальную школу до конца своей учебной деятельности сохранили желания хорошо учиться. И сейчас я прошу Вас создать кластер. (7 минут ).

После защиты оценивание: Оценивают по принципу понравилось не понравилось, другая группа дает рекомендации).

Обратная связь: Что вам было сложно при выполнении кластера. Какие трудности испытали в выполнении.

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. «Обучение тому, как учиться» или «саморегулируемое обучение» согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно.

Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.

Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.(слайд 3)

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний?. И сегодня я хотела поговорить с вами о мотивации.

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности.(слайд 4 )

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

  1. Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

  2. Второй уровень - хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)

  4. Четвертый уровень - низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.)

  5. Пятый уровень - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общение с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.)(слайды5,6,7,8,9)

Существуют разные методы мотивации:

Эмоциональные

Познавательные

Волевые

Социальные (Слайд 10)

Индивидуальное упражнение. Уважаемые коллеги Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 - применяю регулярно; 1 - применяю иногда; 0 - не применяю.(Слайд 11)

Эмоциональные методы мотивации (I):

1 - поощрение,

2 - порицание,

3 - учебно-познавательная игра,

4 - создание ярких наглядно-образных представлений,

5 - создание ситуации успеха,

6 - стимулирующее оценивание,

7 - свободный выбор задания,

8 - удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации (II):

1 - опора на жизненный опыт,

2 - познавательный интерес,

3 - создание проблемной ситуации,

4 - побуждение к поиску альтернативных решений,

5 - выполнение творческих заданий,

6 - «мозговая атака»,

7 - развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации (III):

1 - предъявление учебных требований,

2 - информирование об обязательных результатах обучения,

3 - формирование ответственного отношения к учению,

4 - познавательные затруднения,

5 - самооценка деятельности и коррекция,

6 - рефлексия поведения,

7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV):

1 - развитие желания быть полезным отечеству,

2 - побуждение подражать сильной личности,

3 - создание ситуаций взаимопомощи,

4 - поиск контактов и сотрудничества,

5 - заинтересованность в результатах коллективной работы,

6 - взаимопроверка,

7 - рецензирование.

(Карточки выдаются индивидуально каждом, после идет опрос для кого наиболее приемлем данный вид мотивации).(7 минут)

Обратная связь: трудно вам было выполнять это задание. Почему? У кого не было трудностей с выполнением задания?

Мотивация учащихся начинается с первой секунды урока. Урок всегда начинается с эмоционального настроя. Использую настрои разных видов:

1. Четверостишия:

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

- Давайте улыбнёмся друг другу!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Опрос: (учителям: С каким эмоциональным настроем вы входите в класс, рассказать или показать)

Для того, чтобы начать урок, педагогу необходимо совершить некие действия, которые в планах урока часто попадают в категорию: «организационно-установочный этап», или «ориентировочно-мотивационный этап», или «подготовка учащихся к работе», или «создание благоприятной атмосферы на уроке и оперативное включение учащихся в деятельность»( слайд 12).

Что происходит с учащимися, когда они слышат следующее?
Я сегодня волнуюсь, волнуетесь и вы
Не бойтесь, эти люди здесь не для того, чтобы нас оценивать
На уроке не будет ничего страшного… ( слайд13)
(Эти высказывания можно обсудить с группами).
А как лучше сказать? (Учителя конструируют вводные фразы учителя на уроке. Можно выделить уроки разного характера: настрой на контрольную работу, на открытый урок, проверки знаний, нового материала и т.п.)

Избежать применения выражений, содержащих отрицание, может оказаться весьма трудным. Настолько трудным, насколько вообще трудно говорить фразами, в которых словам тесно, а мыслям просторно.

Упражнение групповое. Дается задание в группы: Сейчас я вам раздам таблицы вам нужно переконструировать высказывание из левой части таблицы в положительную формулу (в правой приведены варианты ответов для ведущего).( 7 минут)

Обратная связь: легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.


Негатив

Позитив

Не наваливайтесь на стол

Отойдите от стола

Не могу вести семинары

Возможно через год или два я смогу вести семинары. Я могу провести семинар в аудитории из одного - двух человек

Не хочу есть

Я сыт

Не могу занять тебе денег. Нет денег

Деньги у меня все расписаны на другие важные дела. На кредитование в моем бюджете ноль копеек. Возможно через полгода ... я вам одолжу часть этой суммы

Здесь Вы находитесь в безопасности

Это надежное, укромное место

Не путайся под ногами

Посиди спокойно

Не хочу пить

Я уже пил.

Безопасный.

Надежный, защищенный, сохранный, укромный, стабильный

Не выходите из класса

Оставайтесь в классе

Неудовлетворенность

Желание.

Разочарование

Тоска, печаль, грусть.

Обратная связь: легко или трудно было переформулировать высказывания, к чему может привести перевод негативного высказывания в позитивное.

Повышение уровня учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у школьников формируется через проведение:

уроков-путешествий,

уроков-игр,

уроков-викторин,

уроков-исследований,

уроков-встреч,

сюжетных уроков,

уроков защиты творческих заданий,

через привлечение сказочных персонажей,

игровую деятельность,

внеклассную работу и использование различных приёмов. (слайд 14)

Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Учащемся можно предложить следующее упражнение представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В. М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума.

И сейчас мы побудем учениками и выполним упражнение.

Упражнение групповое "Фантастическая добавка". ( для участников групп ) (5 минуты)

Лисичка со скалочкой. С позиции скалочки.

По щучьему веленью.С позиции печки.

Курочка ряба. С позиции яйца.

Царевна лягушка. С позиции стрелы.

Остальные участники угадывают сказку.

Обратная связь : с какими трудностями столкнулись выполняя это упражнение. Почему?.

Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у школьников является создание ситуаций успеха. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем. Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • Групповое упражнение

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

Записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

- Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

Изображение «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

(Участники групп выбрав задания готовятся) (5 мин).

Усвоение знаний напрямую связаны с микроклиматом каждого учащегося в классе. Если ребенок находится в состоянии тревожности и беспокойства, то ему очень трудно переключаться на учебную деятельность. И, соответственно, ни о каком положительном результате не может быть и речи. Поэтому учителю необходимо на каждом уроке (в начале и в середине урока) проводить позитивные тренинги на создание атмосферы сотрудничества, веселые физминутки, которые позволят создать положительный эмоциональный настрой у каждого ребенка, в том числе и слабо мотивированного ученика.

И сейчас мы тоже проведем позитивный тренинг (группы выбирают карточку для выполнения )

Тренинг «Желе»

Цели: Этот тренинг помогает пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности. После него дети могут с новыми силами и вниманием начинать новую тему. Кроме того, этот тренинг может быть прекрасным завершением урока.

Инструкция: Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно

Прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе - это блюдо с желе. Можете ли высказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть выбудете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками...

В течение одной минуты показывайте, как Вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь-дрожащее желе успокоится не сразу.

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Тренинг «Ритм»

Цели: Этот тренинг хорошо подходит для больших групп. Дети могут выразить в ней свое беспокойство, фрустрацию, скуку, усталость или чувство одиночества. В начале тренинга неизбежен звуковой хаос. Однако постепенно из этого хаоса может возникнуть ритмическая структура, объединяющая всех участников. Некоторые группы находят общий ритм, в других же появляется несколько ритмов, которые дополняют друг друга.

Инструкция: Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: "Стоп!"

Тренинг «Ощущение радости»

Цели: Детям (и учителям тоже) нужны внутренние отдушины, чтобы обретать новые силы и новую энергию. Этот тренинг предоставляет прекрасную возможность для привнесения в класс щепотки оптимизма. Причем завершающий этап тренинга выводит группу на новый уровень близости и общности. Этот тренинг с большим успехом можно использовать весьма часто.

Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Теперь вспомни о тех вещах, которые когда-либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках розы,

возможно - уютное тепло твоей постели, возможно -освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днем... Припомни свои чувства в мгновения счастья. (1 минута).

Теперь пусть образ этого события(или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнет постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь самоощущение радости, храни его.

Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.

Хочет ли кто-нибудь из вас рассказать о том, что из вещей, дарящих радость, он выбрал на этот раз?

Дайте ребенку возможность описать свои ассоциации и затем предложите всей группе с закрытыми глазами представить себе описываемый предмет как можно более наглядно. В результате рассказчик станет ближе и понятнее остальным детям, а группа в целом еще немного расслабится.

Тренинг «Сорви яблоки»

Цели: Это замечательное упражнение на растяжку успокаивает дух, расслабляет тело и дарит бодрость мозгу. "Сорви яблоки" - это хорошая подготовка к работе, требующей ясного ума и хорошей концентрации внимания.

Инструкция: Встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немножечко поработать.

Представь себе, что перед тобой растет большая яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотри на меня, я покажу тебе, каким образом ты можешь их сорвать. Видишь, вверху справа висит большое яблоко. Потянись правой рукой как можно выше, поднимись на цыпочки и сделай резкий вдох. Теперь срывай яблоко. Это у тебя хорошо получилось. Нагнись и положи яблоко в небольшую корзинку, стоящую на земле. Теперь медленно выдохни.

Выпрямись и посмотри налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянись туда правой рукой, поднимись на цыпочки, вдохни и сорви одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорви другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонись вперед, положи оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохни. Теперь ты знаешь, что тебе надо делать. Используй обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от тебя прекрасные большие яблоки и складывать их в корзинку.

(1 минута).

Теперь встряхни руками, потряси ладошками и возвращайся на свое место.

( 10 мин)

Обратная связь : вам сложно было выполнять такие тренинги?.

Что вы ощутили после них?.

Реализация мотивов и целей учебной деятельности осуществляется в процессе учебных действий. Цель и содержание урока должны определяться тем составом учебно-продуктивных действий, которыми владеют ученики, степенью их сформированное и освоенности. Учебное действие - это не только форма активности учащихся, но и развитие его познавательной потребности.

Одна из составляющих мотивации - умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать ( слайд 15).

Цель поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижения вперед. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, тоже способствует возникновению интереса к новому материалу.

Очень важно не только записать тему на доске, но и вызвать у школьников эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Это можно сделать через признание личности подростка, опираясь на его жизненный опыт. И сейчас мы попробуем с позиции ученика вызвать эмоциональный отклик к данной теме. ( опрос участников групп).(3 мин)

Тема: Полезные ископаемые.

- Что вы уже знаете об этой теме?

- Что хотите узнать ?

- Подберите слова об этом или на эту тему….( слайд16)

- Вот видите! В вашей памяти это уже храниться! Значит это нужно!(Не правда ли, звучит как открытие!)

Заключение. Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Рефлексия. Синквеин по данной теме.(3 мин)

Показ видеоролика: мультфильм «Моя семья». (5мин)








© 2010-2022