Вопросы психологической адаптации и сопровождения студентов. Создание условий психологического комфорта

Новая социальная среда предъявляет к студенту особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. В социально-психологическом аспекте адаптация – это выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности.   Адаптация студента на новом месте учебы проходит по трем направлениям - социальному, трудовому и профессиональному. Цель соц...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зам.директора Колледжа Экономики и Права

Г.Калининграда

Маматова Вера Олеговна


Вопросы психологической адаптации и сопровождения студентов.

Создание условий психологического комфорта.

Новая социальная среда предъявляет к студенту особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям. В социально-психологическом аспекте адаптация - это выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды, один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация студента на новом месте учебы проходит по трем направлениям - социальному, трудовому и профессиональному. Цель социальной адаптации - нормальные взаимоотношения с окружающими людьми, отсутствие внутреннего дискомфорта в общении с теми, кто будет рядом возможно не один год.

Одновременно с социальной адаптацией человек знакомится с новыми условиями учебы, своими обязанностями и предъявляемыми требованиями. Новичок с одной стороны неосознанно пытается перенести предыдущий опыт на новое место и в то же время готов к переменам и воспринимает их как неотъемлемую часть своей новой жизни.

Наконец, профессиональная адаптация. Для студентов профессиональная адаптация - это сложный и интересный процесс вхождения в профессию, который будет длиться весь период обучения и затем продолжится на первом месте работы по специальности.

Временные параметры привыкания человека к новому месту учебы зависят от его возраста, личного опыта, коммуникабельности, уровня подготовки, заинтересованности в успешных результатах, способности и желания принять правила и традиции колледжа.

Одной из основных задач образовательного учреждения является, наряду с обучением профессии, формирование у студентов умения сохранять своё физическое и психическое здоровье, адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям, развивать отношения с людьми на основе взаимного уважения, понимания и терпимости.

Факторами, влияющими на успешность адаптации и психологический комфорт студентов в колледже являются индивидуальные особенности, с которыми абитуриенты приходят, сформированность учебных навыков и первые шаги в освоении материала, успешность обучения, взамоотношения в группе, взаимоотношения с преподавателями и условия обучения и организация учебного процесса.




Особенности сегодняшнего абитуриента


  1. Увеличивается количество поступающих, имеющих хронические заболевания, которые могут:

    • Осложнять процессы восприятия и переработки информации

    • Влиять на эмоционально-волевую сферу

    • Снижать уровень работоспособности

    • Влиять на развитие коммуникативных навыков

К нам из школы приходят абитуриенты, не имеющие, по справкам, противопоказаний к обучению по выбранной специальности. Однако, здоровье многих из них весьма условно, т.к. они имеют такие заболевания, как вегето-сосудистая дистония, заболевания желудочно-кишечного тракта, нейро-циркуляторные заболевания, нарушения осанки, нарушения зрения и другие.

  1. Наличие у детей подобных заболеваний часто связано с неблагополучием в семье. Более 30 % абитуриентов на профконсультации упоминают о конфликтах с родителями и семейных проблемах.

Беда в том, что во многих семьях родители заняты собой, своими проблемами, не хотят, а порой, не умеют общаться со своими подросшими детьми. Не говоря уже о семьях, где подаются примеры явно ассоциального поведения.

  1. У поступающих недостаточно сформированы учебные навыки. Они не умеют вести конспекты, планировать свою работу, выделять главное, не внимательны на занятиях и не умеют работать самостоятельно. Более 50 % абитуриентов имели различные проблемы в школе (усвоение учебного материала, взаимоотношения с преподавателями и одноклассниками).

  2. Школа и семья сейчас явно не достаточно справляются с задачей воспитания и, особенно, развития личности, формирования положительной «Я - концепции», позитивного мировосприятия и толерантности.

Подростки не умеют общаться с другими людьми, уважая их индивидуальность, принимая их такими, какие они есть, не умеют противостоять трудностям, приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Между студентами, имеющими разные интересы и увлечения, на младших курсах часто вспыхивают ссоры.

  1. По данным исследования поведения личности в конфликтных ситуациях (по методике К.Томаса) у 32 % поступающих ярко выражена стратегия соперничества. При низком уровне общей культуры и узко ограниченном развитии интеллекта преобладание такой стратегии внушает определенные опасения, особенно при выборе профессии сферы «Человек-человек».

У 28 % поступающих преобладают стратегии приспособления и избегания, эти студенты скорее всего не смогут самостоятельно решать возникшие конфликтные ситуации, и плохо, если они не обратятся за помощью к старшим.

  1. По результатам диагностики агрессивного и адаптивного поведения выявлено присутствие склонности к вербальной (речевой) агрессии у 37 % поступающих, 6 % имеют склонность к физической агрессии, 15 % к самоагрессии, т.е. недовольству собой, неадекватной самооценке, мнительности и недоверию к окружающим.


  1. Исследования самооценки уровня тревожности также заставляют задуматься.

52 % абитуриентов обладают низким уровнем тревожности;

16 % - повышенным уровнем тревожности;

32 % - умеренным (т.е. наиболее оптимальным).

Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. Однако, слишком высокая реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью и вызывает нарушение внимания, иногда - нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность связана с наличием невротического конфликта.

Слишком низкий уровень тревожности свойственен часто людям с низкой степенью ответственности, выполняющим работу в последний момент.

8. По результатам исследования уровня интеллекта и способности к обучению выявлено, что 54 % поступающих обладают посредственным уровнем обучаемости, сниженным темпом мыслительной деятельности, невнимательностью, пассивностью в усвоении новых знаний.

Результаты опроса первокурсников

Результаты опроса первокурсников показали, что среди факторов вызывающих трудности студенты выделяют:

  • Увеличение объема самостоятельной работы

  • Сложность учебного материала по ряду предметов

  • Непонимание объяснений преподавателя

  • Межличностные взаимоотношения в группе

  • Взаимоотношения с преподавателями

  • Почти половина студентов считает, что учеба не является главной ценностью

Результаты опроса преподавателей

Преподаватели отмечают:

  • Недостаточную сформированность познавательной сферы, низкий уровень познавательной активности

  • Низкий уровень школьной подготовки

  • Низкий уровень эрудиции и общей культуры

  • Низкую мотивацию к обучению

  • Недостаточную сформированность коммуникативных и учебных навыков

  • Особенности возраста: эгоцентризм, низкий уровень толерантности, неустойчивость ценностных ориентаций.

  • Изменение социального статуса

Основные направления работы.


Программа адаптации первокурсников представляет собой целостный процесс, который включает в себя три составляющие. Студент последовательно знакомится с учебной, учебно-профессиональной и внеучебной деятельностью. С помощью преподавателей и психологов создаются условия для преодоления трудностей, связанных с вхождением молодого человека в новую среду, в систему новых социальных отношений. Это достигается путем организации работы по следующим направлениям:

  1. Помощь в обучении:

  • адаптационные курсы по отдельным дисциплинам, восстанавливающие школьные знания, восполняющие пробелы

  • использование на занятиях современных технологий обучения

  • курс по формированию учебных навыков «Учись учиться»

  1. Формирование мотивации профессиональной деятельности:

  • Профориентационная работа

  • дисциплина «Введение в профессию»

  • деловые игры, беседы, лекции, тематические встречи, экскурсии

  1. Содействие развитию позитивных межличностных взаимоотношений в группе:

  • Тренинг «Знакомство», тренинг сплоченности, коммуникативные тренинги, ролевые игры.

  • Организация совместной деятельности студентов под руководством классных руководителей.

  • Практические задания по разрешению проблемных ситуаций, беседы, диспуты.

  • Индивидуальные и групповые консультации.

  • Своевременное выявление конфликтов

  1. Установление доброжелательных взаимоотношений с преподавателями:

  • Преподаватель должен всегда помнить, что он старше, опытнее и мудрее. Следует учитывать особенности возраста и воспитания.

  • Разнообразие методов и приемов работы со студентами, использование разнообразных интересных технологий обучения.

  1. Использование возможностей внеучебной деятельности: профессиональные клубы и клубы по интересам, Молодежный центр, спортивные секции, экскурсии, классные часы, тематические вечера и т.п.

  2. Знакомство с традициями колледжа и создание традиций в группе. Формирование чувства гордости за то, что стал студентом.

  3. Привлечение Студенческого совета

  4. Организация студенческого волонтерского движения из числа студентов старших курсов, увлекающихся педагогикой и психологией (социальные педагоги, педагоги профессионального обучения).

  5. Выявление группы риска и, в дальнейшем, индивидуальная работа психолога и классного руководителя со студентами, имеющими проблемы с адаптацией.

  6. Систематическое проведение мониторинга. Использование разнообразных методов сбора информации. Своевременное реагирование.

При систематическом осуществлении классным руководителем, психологом и преподавателями программы адаптации первокурсников студенты ближе знакомятся друг с другом, с преподавателями, с новой учебной ситуацией, нормами и правилами коллектива, со своей будущей профессией.

Таким образом создаются условия для успешного прохождения студентами - первокурсниками процесса адаптации в новом учебном заведении.

Вопросы психологической адаптации и сопровождения студентов. Создание условий психологического комфорта.


© 2010-2022