Сообщение Информационные технологии в учебном процессе

На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели учебной деятельности школьников, осуществляемой с помощью информационных технологий: развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий; удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества; формирование самостоятельного при...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4

г.о. Орехово-Зуево, Московской области.



Д О К Л А Д НА Т Е М У:

«Информационные технологии в процессе обучения младших школьников».



Доклад приготовила

учитель начальных классов

МОУ СОШ №4

Чурсина А.Е.



2011г.

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников.

На основе анализа педагогической и научно-методической литературы, выделим основные цели учебной деятельности школьников, осуществляемой с помощью информационных технологий:

развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий;

удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;

формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;

подготовка личности «информационного общества»;

вовлечение школы в построение единого информационного пространства.

В соответствии с сформулированными целями, определим основные задачи внеурочной деятельности школьников по информатике, осуществляемой с помощью информационных технологий:

организация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;

организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;

развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека); внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.

Своеобразие применения информационных и коммуникационных технологий в учебной и внеурочной деятельности проявляется в:

целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей посредством информационных технологий;

свободе выбора направлений и содержания информационный деятельности;

реализации межпредметных связей при использовании компьютера в качестве инструмента обучения;

особенностях взаимоотношений ребенка и педагога, когда в роли помощника педагога может выступать компьютер (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку);

возможности получить допрофессиональную подготовку с помощью дистанционного образования;

реализации информационного досуга (сетевое общение, компьютерные игры);

в неразрывном сочетании основного и дополнительного образования по информатике в рамках одного учреждения.

Применение информационных технологий во внеурочной деятельности школьников по информатике влияет на информатизацию всей внеурочной деятельности в школе. Информатизация внеурочной деятельности школьников предполагает: внедрение средств информационных технологий; повышение уровня компьютерной (информационной) подготовки учащихся; системную интеграцию информационных технологий в обучении и организацию внеучебной деятельности школьников в социальной сфере; построение и развитие единого образовательного информационного пространства внеурочной деятельности учебного заведения.

Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить функции учебной деятельности школьников, основанной на применении информационных технологий, в общеобразовательной школе. К ним относятся:

образовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;

воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;

креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;

компенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);

рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;

функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;

функция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;

контролирующая - проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;

интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.

Во внеурочной деятельности школьников по информатике решаются узкоспециальные задачи, которые значительным образом влияют на отбор содержания.

К общим требованиям к содержанию внеурочной деятельности школьников можно отнести следующие особенности:

социальная направленность применения информационных технологий;

актуальность изучаемых разделов по информатике и компьютерных программ;

интеграция урочной и внеурочной деятельности школьников по информатике.

С точки зрения обучения информатике, содержание внеурочной деятельности школьников совпадает с основными содержательными линиями курса информатики: информация и информационные процессы, представление информации, компьютер, формализация и моделирование, алгоритмизация и программирование, информационные технологии.

Проведя анкетирование школьников, можно выявить направления содержания, которые были бы интересны определенному кругу учащихся.

Помимо этого, информационные технологии стали не только объектом изучения, но и средством обучения. Содержание внеурочной деятельности школьников должно основываться не только на потребностях самой информатики, но и на интересах и потребностях учащихся, а так же на потребностях социально-воспитательной среды школы.

В основе функционирования системы внеурочных занятий по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.

Принципы внеурочной деятельности школьников по информатике определяют требования к её содержанию, методам и организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеурочной деятельности школьников по информатике. Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

Принцип связи обучения с жизнью.

Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.

Принцип коммуникативной активности учащихся.

Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.

Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру. Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Принцип учета возрастных особенностей учащихся.

Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении учебной деятельности школьников

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям. В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам при создании презентаций, докладов, графических изображений, сайтов обогащает внеурочной деятельности школьников по информатике, способствует повышению интереса к ней учащихся и качества её проведения.

Образовательный этап напрямую зависит от выбранного содержания, форм и методов организации урока.

© 2010-2022