- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа Союз сердец Работа с родителями
Программа Союз сердец Работа с родителями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логинова С.В. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мы, взрослые, просто обязаны
Идти по жизни рядом с детьми,
Идти вместе и дружно рука об руку,
Локоть к локтю, а главное - ум к уму
И доброта к доброте!
И тогда у нас все получится.
Просто не может не получиться.
Соловейчик С.Л.
Программа взаимодействия с родителями «Союз сердец»
Пояснительная записка
Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им. Скажем откровенно, что задача очень непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо решать незамедлительно.
Задумайтесь, учитель прежде чем начать преподавать несколько лет обучается в университете, получает профессиональные навыки. А ведь искусство быть классным руководителем не изучается, поэтому в школах, лицеях, гимназиях найти классного руководителя - профессионала гораздо сложнее, чем учителя предметника. Не существует и никакого института, который бы обучал тому, как быть хорошими родителями. Именно поэтому очень часто приходится слышать от родителей: «Снова родительское собрание - потеря времени», «Чего я там не слышала» и многое другое. Знакомо?
Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который знает ответ на любой вопрос, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основная цель - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащихся.
Основные задачи:
-
повысить роль школы в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
-
сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
-
создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций и реликвий;
-
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
-
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
-
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание; родительский лекторий «Академия любящих родителей», творческие мастерские и игровые тренинги, временные творческие группы родителей класса, презентация опыта семейного воспитания; индивидуальная работа; копилка "вопрос - ответ".
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
-
познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
-
трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
-
досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, игровые программы и т.д).
Методы взаимодействия:
-
Убеждение - процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
-
Психологическое заражение - воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
-
Поощрение/наказание - похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
-
Упражнение - опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
-
Коррекция - оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
-
Ситуация морального успеха - поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Принципы в работе:
-
управление с самого начала должно предусматривать участие всех членов коллектива: детей, родителей и классного руководителя;
-
воспитание личности прежде всего - развитие ее деятельности в содружестве со взрослыми. Подростковый возраст не зря называется временем действий: общение и деятельность детей, их семей и учителей;
-
внимание к особенностям каждого ребенка и каждого родителя при организации совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
-
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
-
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
-
утверждение здорового образа жизни;
-
активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
-
создание высокоэффективной системы социального партнерства семьи и школы по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности.
Оценка предполагаемых результатов:
-
наблюдение и анализ межличностных отношений;
-
контроль за развитием личности методом анкетирования и диагностики;
-
участие в мероприятиях, смотрах, конкурсах, выставках и т.д.;
-
отзывы детей, родителей.
Содержание программы
Организация работы с учащимися, их родителями и педагогами предполагает практическую реализацию следующих целостных тематических блоков: "Семья и здоровье", "Семья в обществе", "Семья и ценности"
1. "Семья и здоровье"
Состояние счастья сильно зависит от той заботы,
которую мы проявляем по отношению к нашему телу.
Через гармонию тела проявляется торжество духа.
Умственная ясность имеет сугубо физическую основу:
П.С. Брегг
Показатель
Характеристика
Цель:
формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения
Задачи:
-
показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
-
научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
-
формировать у учащихся потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
-
способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.
Направления деятельности:
пропаганда здорового образа жизни
Содержание деятельности:
-
акции;
-
социальные рекламы и сюжеты;
-
тематические беседы с детьми, родителями;
-
игровые программы;
-
конкурсы;
-
выставки;
-
соревнования;
-
психологические занятия;
-
"Минутки здоровья" в образовательном процессе;
-
разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для учащихся, родителей, педагогов;
-
организация питания;
-
использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;
Ожидаемые результаты:
-
овладение навыками психофизической саморегуляции;
-
овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья.
2. "Семья в обществе"
Дети - это наш суд на миру, наше зеркало,
в котором совесть, ум, честность,
опрятность нашу - всё наголо видать:
В.П.Астафьев
Показатель
Характеристика
Цели:
-
повышение педагогической, правовой культуры родителей;
-
создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности;
-
формирование социально-активной личности гражданина.
Задачи:
-
содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев;
-
сформировать модель единого культурного пространства "ребёнок - семья - социум";
-
ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения;
-
сформировать представление о социальных правах и обязанностях;
-
способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;
-
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса.
Направления деятельности:
-
психолого-педагогическое просвещение;
-
правовое просвещение.
Содержание деятельности:
-
экскурсии;
-
копилка "вопрос - ответ";
-
выставки;
-
организация работы с родителями:
-
родительский лекторий «Академия любящих родителей»;
-
консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье;
-
творческие мастерские и игровые тренинги;
-
совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов в школе и микрорайоне совместно с ТОСом;
-
день Открытых дверей в школе "Дети любимым родителям".
-
участие в деятельности Управляющего совета школы;
-
работа классного родительского комитета;
-
использование средств телекоммуникации и регулярной почты, создание сайта и размещение его на Интернет-представительстве школы;
Ожидаемые результаты:
-
овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями;
-
овладение коммуникативными навыками;
-
укрепление семейных традиций;
-
формирование уверенности в собственной социальной личной значимости.
3."Семья и ценности"
Только добро, творимое человеком,
остаётся, и благодаря ему жизнь
чего-нибудь стоит.
Ж.Ж.Руссо
Показатель
Характеристика
Цели:
-
развитие нравственных и духовных ценностей;
-
раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции.
Задачи:
-
развивать и воспитывать культуру общения;
-
содействовать укреплению семейных традиций;
-
включать учащихся в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
-
помочь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
-
развивать творческое воображение на основе соотношения индивидуального и коллективного.
Направления деятельности:
-
укрепление детско-родительских отношений;
-
формирование семейных ценностей.
Содержание деятельности:
-
родительский лекторий;
-
игровые программы;
-
совместные выставки;
-
совместная работа в школьном музее;
-
конкурсы;
-
творческие вечера;
-
родительские собрания;
-
экскурсии;
-
походы и т.д.
Ожидаемые результаты:
-
овладение навыками культуры общения;
-
укрепление и развитие семейных традиций;
-
личностное самосовершенствование;
-
развитие творческого потенциала;