Доклад на тему Правильность и чистота русской речи

Существенной особенностью предмета «Русский язык» является то, что язык представлен в нем в двух аспектах - как языковая система и как речевая деятельность. С языковой системой учащиеся знакомятся в традиционных для школы разделах курса - в фонетике, лексике, грамматике (словообразовании, морфологии, синтаксисе), с речевой деятельностью - в специальном разделе «Речь».      Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладет...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шелекский политехнический колледж







Доклад





«Правильность и чистота русской речи»



Матвиенко О.С.

















Турганова Г.К.

Существенной особенностью предмета «Русский язык» является то, что язык представлен в нем в двух аспектах - как языковая система и как речевая деятельность. С языковой системой учащиеся знакомятся в традиционных для школы разделах курса - в фонетике, лексике, грамматике (словообразовании, морфологии, синтаксисе), с речевой деятельностью - в специальном разделе «Речь».

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся осознать, что овладеть языком как средством общения - это значит овладеть четырьмя видами речевой деятельности - чтением, слушанием, говорением, письмом.

На первый взгляд может показаться, что эта задача неактуальна: все наши учащиеся в определенной мере уже владеют родным языком - они умеют читать, понимают устную речь, могут говорить и писать по-русски. Однако все мы знаем, как ограниченны их речевые возможности; знаем, с каким трудом многие из них читают, как плохо понимают читаемое, знаем, что они не умеют слушать, следить за мыслью говорящего; знаем, как несовершенна их собственная устная и письменная речь. Не овладев родной речью в школе, подросток вступает в жизнь неполноценным человеком, не умеющим общаться с другими людьми, неспособным защитить словом свои интересы, полноценно участвовать в производственной и общественной жизни страны, успешно организовывать, наконец, свою собственную жизнь.

Задачу своих уроков я вижу в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки во всех видах речевой деятельности.

Материалы для совершенствования умений рационального чтения, чтения не вслух, а «про себя». Эти же материалы используются также и для организации работы над устной речью учащихся, для овладения ими научной терминологией и фразеологией.

Кроме этого, в учебниках имеется множество художественных текстов, которые я использую для отработки умений правильно читать, определять тему и основную мысль, художественные особенности.

Работа над письменной речью представляет собой обучение правилам строения текста. Именно к тексту - конечному продукту речевой деятельности - привлекаю внимание учащихся, так как итогом нашей работы является изложение с элементами сочинения(9 класс), одно из заданий в ЕГЭ- «С»-также требует от ребят умения построить текст.

Известно, что любые умения и навыки, в том числе и коммуникативно - речевые, формируются наиболее успешно сознательным путем, с опорой на теоретические обобщения. Поэтому учащиеся знакомятся с несколькими группами понятий:

1. Речь: монологическая и диалогическая, устная и письменная.

2. Стили речи: разговорный, художественный, научно-деловой.

3. Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

4. Текст: тема текста, микротема, абзац, основная мысль текста, «данное» и «новое» в предложениях текста, строение типовых фрагментов текста: повествования, описания предметов, рассуждения-доказательства.

В связи с изучением этих теоретических понятий я провожу практическую работу. Ребята пишут изложения, передавая тему, основную мысль, художественные особенности текста. Готовясь постепенно к изложению, я даю учащимся тренировочные упражнения, такие, как свободный диктант, мини-изложения, которые помогают ребятам вырабатывать навык пересказа, умение сохранять художественные особенности текста.

Умение создавать собственный текст на заданную тему учащиеся приобретают на уроках развития речи, посвященных написанию сочинений. Это и сочинения-описания картины, и сочинения по данному началу, и сочинения, в названиях которых отражена основная мысль. Выполняя такую работу, ребята учатся правильно строить свою речь, использовать образные средства языка, чтобы речь была богатой, точной, выразительной.

Но над речью мы работаем не только на специальных уроках. Своих учащихся я привлекаю к участию в различных конкурсах: это и конкурс письма, и конкурс в рамках Международного гуманитарного права, и конкурсы «Дети Кубани против наркотиков», «Внимание, Черепаха!».

Кроме того, приобщая ребят к работе над правильностью и чистотой речи, даю задание написать сочинение-миниатюру на определенную тему, лирические зарисовки на основе впечатлений от прослушанной музыки.

Уделяю внимание обучению культуре устного речевого общения, т.е. речевому этикету. У меня по этому вопросу разработана и программа . Но я хочу сказать об отдельных уроках: мы знакомимся с разнообразными формулами речевого этикета, создаем речевые ситуации по определенным темам, выполняются индивидуальные задания по карточкам, затем часть из них озвучивается, делаются выводы, обобщения.

Культура речи неразрывно связана и с правильным произношением слов, для этого я провожу орфоэпические и артикуляционные разминки.

Орфоэпические представляют собой устную и письменную работу. Я даю учащимся слова (это могут быть таблицы или заранее подготовленная запись на доске), один из учеников произносит слово. Если оно произнесено правильно, весь класс повторяет это слово. И так со всей группой слов. Затем слова записываются в тетрадях с пометкой ударения. Закрепляем произношение слов в предложениях по заданным схемам, мини-текстах (это связано уже с темой урока).

Артикуляционная разминка проводится в виде проговаривания скороговорок . Это настраивает внимание, тренирует память, слух и соответственно органы артикуляции.

Работы учащихся по развитию речи собраны в виде папок. Там представлены не только сочинения на темы «Памятный день летних каникул», «Зимний день», «Мое любимое животное»,...но и рисунки, в которых ребята выражают свое отношение к высказываемому.

В 9 классе мы продолжаем работу над публицистическими жанрами, начатую в 8 классе: это эссе, путевые заметки, рецензия. Ученики пробуют свои творческие силы в написании эссе о книгах, без которых они не могут обойтись, размышляют о времени и о себе, пишут сочинения в жанре путевых заметок, создают рецензии на просмотренный фильм или прочитанное произведение.

Также учащиеся получают навыки и в оформлении деловых бумаг: заявлений, доверенностей, расписок, автобиографий, протоколов, характеристик, договоров. Умение создавать деловые документы очень полезно в преддверии самостоятельной жизни детей.

Готовясь к итоговой аттестации, мои ученики тренируются в написании изложений с элементами сочинения на уроках развития речи. На других, посвященных изучению программного материала, я даю задания написать сочинение-рассуждение на определенные темы (н.п. «Язык что одежда», «Язык-средство межнационального общения»...). Пишем мини - изложения, свободные диктанты. Такие тренировочные упражнения дают возможность отработать навык построения текста, умение связывать предложения в тексте, использовать средства изобразительности. Развивают память, мышление, способность владеть речью в разных условиях общения, с разными целями общения.




© 2010-2022