Статья

Начальное обучение является самым важным этапом в жизни каждого ребенка. Всем известно, что дети младшего школьного возраста имеют специфические особенности восприятия окружающего мира.Для того, чтобы детям было интересно на уроке. нужно построить процесс обучения так, чтобы объём усилий, которые ученик прилагает на уроке, были минимальны.В чем же преимущества информационных технологий? Современным ученикам необходимо соответствовать всем критериям, которые создает 21 век. И поэтому дети готовы ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лаптиева

Елена Владимировна,

учитель начальных классов

первой КК

МКОУ СОШ №1

г. Россоши

Воронежской области


Актуальность внедрения интерактивных методов обучения

младших школьников


Ребёнок не устаёт от работы,

которая отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

С. Френе

Начальная школа - самый важный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении и самореализации.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно высокой, становится все более объективной и самокритичной.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Оттого, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей 21 века: резко возросла информированность детей, дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, готовы к принятию нового опыта и исследования.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

Роль начальной школы трудно переоценить. В последнее время усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников. Мы видим эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует Концепции государственных стандартов общего образования (второго поколения).

Актуализация деятельностного подхода при разработке Концепции стандартов второго поколения обусловлена тем, что последовательная реализация повышает эффективность образования по следующим критериям:

- придание результатам обучения более операционального характера;

- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

- возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

- существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучающихся.

Какими методами и формами можно этого достичь? Конечно же, интерактивное обучение.

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученик Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Почему же образование в начальной школе становится интерактивным?

Во-первых, государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе; во-вторых, короткие сроки обучения; в- третьих, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот современные условия образовательного процесса.

Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на мультимедиа и интерактивные технологии.

В чём же преимущества информационных технологий? Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени систематизировать учебный процесс и активизировать учеников.

Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски, как средств обучения, намного превосходят по ряду показателей возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и восприятие учебного материала, что положительно отражается на эффективности обучения. Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, открывают принципиально новые методические подходы в системе начального образования. Имеющиеся готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения. Какие же возможности интерактивного и мультимедийного образования?

Возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным потребностям учащихся; организовать учебный материал с учетом различных видов учебной деятельности; компактно представить большой объем учебной информации, четко и последовательно организованной; усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала; активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и учебные навыки при изучении конкретного предмета).

Следует признать, что интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество: работа в парах, «Карусель», работа в малых группах, «Аквариум», «Мозговой щтурм», «Дерево решений», «Займи позицию», «Свеча» и т.п.

Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.

Очень нравится детям такой вид работы, как "Карусель", когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внешнее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Технология "Аквариум" заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют.

"Дерево решений": класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем "дереве" (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

Часто используем и такую форму, как, "Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к карточке со словом "ДА" или "НЕТ". Желательно, чтобы они объяснили свою выбранную позицию. Иногда на обобщающих уроках используют такой прием, как "Свеча". По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказывают свой выбор.

Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для ученика и учителя задач.

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.




© 2010-2022