Родительское собрание на тему Правовое воспитание школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Понятие правового воспитания школьников

Правовое воспитание человека формирует его общую правовую культуру и правосознание.

Целью правового воспитания в школе является передача маленькому гражданину самых важных юридических знаний и привитие ему элементарного уважения законов. В частности, нужно сформировать общее представление о системности права в нашей стране, воспитать четкую правовую позицию и уважение к закону. Теорию нужно подкреплять практикой, так ребенок научится ориентироваться в юридической сфере, применять собственные правовые знания в разных ситуациях, привыкнет действовать в рамках закона.

Правовое воспитание учащихся состоит из комплекса мер, направленных на:

  • Формирование терминологического аппарата;

  • Закрепление уважения к законам, праву, правовым нормам;

  • Формирование твердой убежденности, что соблюдение законодательства - необходимая часть жизни в обществе;

  • Привитие главных принципов правовой системы и разъяснение их значения для каждого гражданина;

  • Формирование активной жизненной позиции относительно защиты правовой системы государства.

Наиболее актуально правовое воспитание для учеников средней и старшей школы. Подростковый период - наиболее благодатное время для формирования правовой культуры - именно в этом возрасте школьники могут осознанно воспринимать информацию о правах, свободах и законах.

Однако, начало правового воспитания школьников лежит на учителях начальной школы, основной задачей которых является формирование системы терминов и понятий. Свободно оперируя понятиями, школьник сможет лучше понимать правомерность поведения, сформирует понятие ответственности. Рекомендовано начинать правовое воспитание младших школьников с понятий морали: «добро», «справедливость», «ответственность», «порядочность».

Программа по правовому воспитанию школьников осуществляется в урочное и внеурочное время в формах пропаганды, обучения или просвещения.

Выделяют три основные направления реализации программы правового воспитания несовершеннолетних.

  1. Социально-педагогическое: осуществление мероприятий, в которых участвуют не только ученики, но и их родители, учителя; анализ и выявления возможных отклонений от нормы в правовом воспитании - для этого проводится мониторинг. Целью мониторинга является не только выявление возможных проблем, но и коррекция. Для совершенствования работы нашей школы по защите прав и достоинств ребёнка среди учителей начальной школы было проведено анкетирование, которое выявило достаточно высокий уровень правовой грамотности педагогов, необходимо лишь в некоторых вопросах систематизировать и конкретизировать знаний учителей. Также данное анкетирование показало такие нарушения в семьях прав детей:

  • физическое и психологическое насилие;

  • отсутствие заботы.


  1. Управленческое: курирование реализации программы правового воспитания; накопление опыта; организация сотрудничества с различными органами власти и специализированными органами, которые также ответственны за реализацию и профилактику воспитательных мер по правовому воспитанию.

  1. Содержательное: главная цель - разработка эффективных методик правового воспитания, внедрение их в педагогическую практику.

Методы правового воспитания

Педагогам известны и широко применяются на разных этапах воспитания такие формы правового воспитания детей, как правовая пропаганда, обучение, самовоспитание и юридическая практика. Другие классификации предлагают более разветвленную систему: устные (беседы, лекции, просмотр видеофрагментов), печатные (наглядный материал, стенгазеты, книги, журналы). Однако, какую бы форму преподаватель не выбрал, везде доложен главенствовать принцип правовой активности.

К методам правового воспитания школьников можно причислить такие виды психологического и педагогического воздействия, как личный пример (как учителя, так и родителей), беседы, убеждения, принуждение, поощрение.

  • Главный метод - беседа. Проводится в рамках урока, на внеклассных мероприятиях, в индивидуальной или групповой формах. Таким образом, ученики накапливают теоретические знания;

  • Использование деловой игры требует знаний от педагога и учеников - интерактивные методики всегда демонстрируют высокий уровень усвоения и запоминания информации;

  • Внеклассные мероприятия: конкурсы, викторины, практикумы способствуют глубокому усвоению знаний;

  • Рекомендуется проводить тестирования учащихся средней школы на предмет склонности к правонарушениям.

На наш взгляд, проведение подобных мероприятий в форме методов активного обучения будет способствовать формированию у детей и подростков законопослушного поведения. Некоторые критерии законопослушного поведения мы представили в таблице.

Возрастная категория

Когнитивный уровень (знание)

Поведенческий уровень (умения, навыки)

Младшие школьники

  • знать правила поведения на улице и в школе;

  • законы классного коллектива;

  • правила личной безопасности на улице;

  • основные обязанности и права ученика;

  • правила поведения в общественных местах, дома, в школе;

  • что такое закон, основной закон государства;

  • элементарные права людей;

  • первоначальные представления о юридической ответственности;

  • соблюдать правила поведения на улице и в школе;

  • выполнять законы классного коллектива;

  • соблюдать безопасность на улице;

  • выполнять основные обязанности и права ученика;

  • различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;

  • давать определение закона на своем возрастном уровне;

  • соотносить моральные нормы с повседневным поведением;

  • уважать себя, людей, законы и свою страну;

Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица -10%.

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Семья является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни. В семье закладываются основы понимания ребёнком мира, с первых лет он усваивает моральные ценности, социальные нормы, культурные традиции. Воспитание ребёнка теснейшим образом связано с проблемой сформированности личности родителей. Чтобы воспитать у ребёнка отзывчивость, нравственное отношение к людям, родителям необходимо самим быть на должном уровне.

В рамках месячника по правовому воспитанию в начальной школе были проведены тематические родительские собрания, на которых родителям было предложено ответить на вопросы анкеты «Школа и права ребёнка». Результаты анкетирования показали низкий уровень правовой грамотности родителей: многие из них не знакомы с основными документами, которые регулируют права ребенка в нашей стране, не смогли перечислить основные права ребенка в школе и семье; в качестве контроля за соблюдением прав детей в школе родителями было предложено анкетирование учащихся, беседы с учащимися и родителями, сотрудничество со школьным психологом, социальным педагогом и администрацией.

На вопрос «Нужен ли постоянный представитель по правам ребенка в школе?» 5% родителей затруднились ответить, 5% родителей указали, что это должен быть приходящий человек, 40% родителей ответили - «нет, достаточно педагогического коллектива», а 50 % дали положительный ответ, хотя затрудняются ответить, в чем заключаются обязанности данного человека.

Но за то 70 % анкетируемых указали, что знают адреса и телефоны организаций, куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка?





© 2010-2022