Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя

Цель: актуализация развития психолого–педагогической компетентности (ППК) учителяЗадачи: анализ и интерпретация результатов диагностики профессионально - значимых личностных качеств учителей, их ценностно-мотивационной сферы; углубление процесса самораскрытия, саморефлексии педагога, способствующего самосовершенствованию, личностному росту, развитию его профессионально-значимых личностных качеств Введение: В условиях сложной общественно-политической ситуации, экономической нестабильности, отсутс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.

Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности.

Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей.

Ученые, изучающие вопросы психолого-педагогической компетентности: Л.Н. Захарова, В.М. Соколова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили, Г.Г.Горелова, В.С.Ильин, Г.А.Нечаева, Л.И.Рувинский, В.А.Сластенин и др.

В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.

Педагог - проектировщик, конструктор, организатор образовательного процесса. Он должен ясно представлять себе содержание и способы действий субъектов образовательного процесса, основные позиции его действующих лиц и так выстроить связи и отношения в совместном с детьми бытии, чтобы это преобразование приводило в итоге к образованию у них важнейших способностей, к их развитию.

По данным социологических опросов \educationalpsychology\:

  • только 8% учителей отметили у себя высокий уровень наличных
    знаний по психологии;

  • 58% считают, что их психологические знания находятся на низком
    уровне;

  • 13% учителей отметили у себя низкий уровень способности
    проектировать различные психологические ситуации в детском
    коллективе;

  • 56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка
    видеть его психологическое состояние;

  • 48% учителей не применяют индивидуальный подход в
    обучении на основании индивидуально-психологических
    характеристик учащихся.

Психологи Б. Г. Ананьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн выявляли основы психолого-педагогической компетентности учителя и выдели следующие элементы:

  1. активное (т.е. действенное) знание возрастной психологии, предмета психологии. Данный элемент подразумевает применение знаний на практике.

  2. социально-психологические знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения.

  3. аутопсихологические знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах; умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер.

Психологическая компетентность (Н.В. Андронова):
1) необходима специалистам сферы «Человек- человек»;
2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста;
3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма;
4)это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;
5)содержит два основных блока:
- интеллектуальный (когнитивный) - психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) - психологические умения и навыки.

Структура психологической компетентности:

  • компетентность в общении

  • интеллектуальная компетентность

  • социально-психологическая компетентность

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Факторы, определяющие психологическую компетентность человека:

  • индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или не аутичной, а также ее интеллект);

  • психическое состояние (астеническое и стеническое) и типичное настроение;

  • эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);

  • влияние культурных различий;

  • специальная психологическая подготовка.

Необходимость повышения психолого-педагогической компетентности работающих учителей обусловлена ростом социальных требований к школе и педагогам.

Задача психологической службы школы: помочь учителям в повышении общей психологической грамотности, в привлечении психологии к решению педагогических задач; помочь овладеть доступными диагностическими методами для изучения процесса развития личности, коллектива в условиях учебно-воспитательного процесса; опираться на психологию в психическом развитии учащихся, в преодолении недостатков их поведения.

Просветительная функция состоит в знакомстве учителей с явлением психолого-педагогической компетентности трех сторон труда учителя: педагогической деятельности, педагогического общения, личностного развития учителя.

Развивающая функция заключается в развитии у учителей мотивов повышения психолого-педагогической компетентности, а также в развитии практических приемов повышения психолого-педагогической компетентности учителя.

Корректирующая функция программы заключается в коррекции дефектов психолого-педагогической компетентности учителя.
Выводы:

  • Психолого-педагогическая компетентность представляет собой максимально адекватную, пропорциональную совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся

  • Научные разработки по вопросам психолого-педагогической компетентности и ее развития среди педагогов находятся в активном поиске идеальной модели качеств и черт, а также критериев сформированности и единства терминологического аппарата.

  • Повышение психолого-педагогической компетентности предполагает целую систему мер просвещения в образовательном учреждении.

  • Для развития профессионально-значимых личностных качеств педагогов, их личностного роста, обретения уверенности в себе, стабильности психоэмоционального состояния, необходима организация взаимодействия психологов школы с учителями в различных формах



© 2010-2022