Беседа с родителями на тему Психологические особенности шестиклассников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологические особенности шестиклассников.


Человеческий организм - развивающаяся система, где все взаимосвязано, в том числе и психика. Таким образом, у любого человека есть физиологический и психологический возрасты. Иногда они совпадают, иногда нет. У взрослых людей они растянуты на годы, у детей - спрессованы в недели и месяцы, иногда происходят мгновенно.

Переход от детства к взрослости - подростковый возраст - имеет свои психологические особенности. Его границы психологи определяют по-разному, но в основном это дети 11-15 лет. Эти цифры тоже не абсолютны. У одних детей подростковый возраст начинается или заканчивается раньше, чем у других. Мы будем говорить о младших подростках.

Физиологическая перестройка начинается у детей в возрасте 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Ускоряется обмен веществ, начинается бурный рост тела, наблюдается гиперактивный скачок роста (на 8-10 см). Младшие подростки становятся непропорциональными, нескладными, нарушается координация движений. Временный сбой в работе различных органов приводит к внешней диспропорции тела и к несбалансированному функционированию органов. 11-12 летние подростки нередко испытывают недомогания, быстро утомляются, сонливы или наоборот перевозбуждены. Случаются перебои в деятельности сердца, затруднения в дыхании, кишечные колики и т.д.

Особенно чувствителен мозг, у младших подростков могут появляться шумы в ушах, ощущение ватной головы. Их работоспособность снижена, при умственной нагрузке быстро развивается утомление, вялость.

Все эти физиологические изменения неизбежно сказываются на психике подростка. Младшие подростки становятся эмоционально неустойчивыми, бурно радуются пустякам или рыдают при мелкой оплошности, эта оплошность может портить им жизнь в течении дней и недель. Настроение часто и резко меняется, возможны бурные вспышки. Еще недавно ласковый, внимательный ребенок становится грубым. На пустяковую просьбу или замечание взрослого он может ответить криком, слезами, хлопнуть дверью. Взрослому человеку крайне редко приходится испытывать такие сильные чувства, которые сопровождают повседневную жизнь ребенка. У младших подростков резко повышается интерес к своей личности. И девочки, и мальчики буквально « прилипают» к зеркалу и почти всегда остаются недовольными. В этот период надо очень осторожно и родителям, и учителям делать замечания, касающиеся внешности ребенка, иначе может возникнуть и психологически закрепиться комплекс неполноценности , и подросток будет считать себя хуже других.

Подростки прилагают много усилий и изобретательности, чтобы замаскировать свои «дефекты». Длинные неопрятные волосы у мальчика могут быть средством, скрываемом оттопыренные уши, подводка у глаз - якобы для увеличения глаз. Способ маскировки и одежда-униформа - рабское следование канонам молодежной моды.

Важные психологические изменения происходят и в мыслительной деятельности младшего подростка. Он начинает овладевать абстрактным мышлением. В общении со сверстниками и взрослыми подросток стремится добиться отношения к себе как к личности, как к взрослому, но объективных оснований для этого у него не хватает, так как по своему физиологическому и психическому, интеллектуальному и нравственному развитию подросток еще не взрослый. Противоречия между желаемым и возможным порождают многие конфликтные ситуации и общее напряжение в отношениях ребенка с ближайшим, особенно взрослым, окружением. Родители и учителя становятся естественным препятствием на его пути к самостоятельности, и подросток настраивается на борьбу с ними. От поведения взрослых во многом зависит, насколько долго и остро будет протекать эта борьба, Попытки взрослых решать за подростка проблемы могут привести к затяжному конфликту, потере контакта. Успехи в учебе уходят на второй план, учиться хорошо становится не престижно, ценность образования уменьшается, приходят другие мотивы, другие ценности.

Стремление к самостоятельности и социальному признанию и невозможность добиться этого в общении с взрослыми заставляет ребенка искать другую сферу удовлетворения этой потребности - коллектив сверстников. Подросток не просто ищет друга, он хочет быть принятым в некое сообщество, группу ребят, где бы его признали как социальную единицу. В группе 11-12- летних еще нет яркой иерархии, в ней каждый имеет право на свое слово, поступок, признает право другого. Чтобы при этих условиях группа могла существовать, вырабатывается определенный свод правил. В группе подросток учится общаться и взаимодействовать с другими детьми, жить по правилам социума. Законы этого социума достаточно жесткие, и для подростка самым страшным становится оказаться отвергнутым этим социумом.

Такие отвергнутые дети есть практически в каждом классе, отличаясь только степенью отверженности и разными причинами, ее вызывающими. Иногда вдруг ребенка начинают обзывать, дразнить, не особенно стесняясь учителя, а в его отсутствие угрожать и оскорблять. Если учитель похвалит такого ученика, ему могут порвать тетрадь, сломать ручку, испачкать одежду и даже побить. Есть дети, которые не могут наладить контакт со своими сверстниками в течение всего обучения в школе, некоторые сталкиваются с этой проблемой временно. Наиболее остро проблема отвергаемых детей стоит в 6-8 классах.

Есть две категории отвергаемых детей. Одна из них не должна вызывать особого беспокойства. Ребенок может не пользоваться популярностью в классе из-за своей необщительности, застенчивости, но при этом не быть особо третируемым. Эти ребята поддерживают с одноклассниками чисто формальный контакт, как правило, минимальный. У них есть друзья вне класса или школы. Иногда они образуют обособленную группу. Бывает, что такой ребенок может быть абсолютно одиноким, живущим своим внутренним миром и ли интересами, которые никакого отношения к жизни класса не имеют. Если же приставания к такому ребенку становятся для него навязчивыми, то он вполне может дать отпор, поэтому дразнят его редко и вяло: неинтересно, да и не безопасно.

Большие опасения вызывает другая группа детей, гонимых и особенно жестоко третируемых. Эти дети совсем другого склада. Исследования психологов позволили выявить некоторые характерные для них особенности. Это, прежде всего, повышенная чувствительность к тому, как к ним относятся окружающие. Каким бы делом они не занимались, для них главное не результат, а то, как на него реагируют те, кто рядом. Любые шуточки, которыми часто обмениваются подростки, воспринимаются ими крайне болезненно. Это провоцирует подростков на издевательства, так как в этом возрасте младшие подростки испытывают удовлетворение оттого, что кто-то есть слабее тебя.

Вторая особенность таких детей - не адекватная эмоциональная и поведенческая реакции в той или иной ситуации . Там, где уместно было бы сдать сдачи, они молча терпят, а иногда в ответ на минимальную обиду лезут в отчаянную драку, совершенно не контролируя себя, гоняясь за обидчиком, или упрямо пытаются выяснить отношения из-за какой-нибудь мимоходом брошенной фразы , на которую кроме них никто не обратил внимания. Часто их поведение расходится с теми неписаными законами, по которым живет группа подростков.

Стоит отметить еще одну особенность, казалось бы, малозначительную причину отвержения детей в подростковой группе. Это неопрятность, неряшливость, некультурное поведение. Они становятся причиной отказа общения с такими детьми, обидных высказываний в их адрес.

Обобщая, можно говорить о двух мотивах, которыми руководствуются подростки, третируя свои жертвы:

  1. Первый мотив связан с отрицательной эмоциональной реакцией на этих детей, часто имеющих объективные причины. В насмешках, оскорблениях дети выражают свою неприязнь, возмущение теми или иными поступками.

  2. Другой мотив связан с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями самих гонителей. Подростки стараются самоутвердиться, занять прочную позицию среди сверстников, найти свой стиль взаимодействия с ними. Один из самых легких способов почувствовать свою значимость и компетентность в общении - задеть, подразнить человека, который тут же отреагирует неадекватно, что вызовет смех у одноклассников и удовлетворение обидчика. Со временем в классе складывается опасная ситуация,

поэтому проблема отвергаемых детей требует совместных усилий учителей и родителей.


© 2010-2022