Классный час Урок толерантности

Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др.

  2. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.

  3. Учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.

  4. Способствовать развитию социального интеллекта учащихся.

Эпиграф: Теперь, когда мы научились летать по

воздуху, как птицы, плавать под водой , как

рыбы, нам не хватает только одного: научить-

жить на земле, как люди.

Б.Шоу

Ход урока.

- Здравствуйте!-

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

- Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно.

/Ответы детей/

- Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить с вами на нашем очередном уроке толерантности, который проходит у нас сегодня не случайно. Кто знает, почему?

/16 ноября отмечался международный день, посвящённый толерантности/

- Тема нашего сегодняшнего урока «Как стать толерантным человеком». Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б.Шоу. Давайте прочитаем их. Как вы понимаете это высказывание?

/Ответы детей/

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, поможет стать настоящими людьми всему человечеству толерантность. (Пишу на доске это слово)

- Вспомните, ребята, что значит это слово? В этом нам поможет игра «Дополни».

Толерантность-это…

-Давайте теперь вместе обобщим всё сказанное. Слово «толерантность» я обведу в кружок, а ваши ответы мы изобразим в виде лучиков. В результате у нас получилось вот такое солнышко, которое своими теплыми и ласковыми лучами согревает всех живущих на земле людей, независимо от их происхождения, веры, поведения, физических данных.

- Ребята, мы с вами уже говорили есть есть много различных определений слова «толерантность». Их вы можете прочитать в буклетах, которые лежат у вас на столах. Они все разные, но в основе всех этих определений лежит следующая мысль - нужно быть терпимыми к другим людям, мнениям, поступкам, стремиться к установлению и поддержанию общения с окружающими.

- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название? Об этом нам расскажет …

-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Нополеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам

- Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности.

/Ответы детей/

-Да, к сожалению, не всегда. Но нужно учиться этому. И это мы будем делать сегодня и во время других уроков толерантности.

Итогом наших занятий станет разработанная вами памятка. «Как стать толерантным человеком».

Конечно, все аспекты проявления толерантности мы не сможем обсудить на сегодняшнем занятии. Мы рассмотрим только некоторые ситуации.

Обсуждение ситуаций.

  1. Серёжа плохо одет…

  • Это неважно.

  • Ты подсмеиваешься над ним.

  1. Наиль питается не так, как ты, по причине своей религии:

    • Ты говоришь, что он выглядит смешно и нужно питаться, как все нормальные люди.

    • Ты просишь, чтобы он объяснил это.

- Мы все разные: и в школе , и дома, и на улице: по всем статьям. Ростом и весом, умом и характером, цветом волос и кожи, а также национальными традициями, религиозными и политическими убеждениями. Что значит быть толерантным в такой ситуации?

/Ответы детей/


Быть толерантным- значит уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей . Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Нужно обращать внимание, скорее на то, что нас сближает, а не на то, что разделяет.

-Какое правило мы запишем в нашу памятку?/ Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей. /

-В жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все над ним издеваются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация?. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?

Игра «Белая ворона».

  1. Попросим ребят стать спиной в круг спиной к центру.

  2. Прикрепить каждому листочек бумаги разных цветов и только один белый.

  3. Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.

  4. После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:

    • Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?

    • Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?

    • Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?

Спрашиваем ребят из других групп:

  • Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?

  • Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?

  • Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?

- Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?

/Ответы детей/

- Чтобы стать толерантным человеком, нужно научиться понимать чувства других людей, ставить себя на место того, кто отвергнут, кто остался один, кому плохо. Помните, что все люди имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения и оскорблений. Несмотря на все наши различия, мы принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок, неповторим и значим. По этому поводу есть замечательное стихотворение, которое называется «Молитва о встрече».

Я пришёл в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришёл в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!


- Как, вы его понимаете? /Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право/.

-Какие правила сформулируем для нашей памятки?

  • Умейте чувствовать рядом с собой человека.

  • Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право.

-Особо бы мне, ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам. 3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе. А вот как вы поступите в следующих ситуациях.

Обсуждение ситуаций.

  1. К тебе подходит ребёнок-инвалид…

    • Ты естественным образом разговариваешь с ним.

    • Ты отходишь от него и не знаешь, что ему сказать.

  2. По Интернету та познакомился с девочкой, с ней очень интересно общаться. Когда встретились с ней, оказалось, что у неё есть значительные недостатки.

    • Ты продолжишь общение с ней.

    • Найдёшь любой предлог, чтобы с ней не общаться.

- Люди с инвалидностью нуждаются в жалости или в чём-то другом? (Обратить внимание на категории толерантности)

- Такие люди нуждаются в защите поддержке, психологической, человеческой. Им нужно наше признание, принятие их такими, какие они есть. А некоторые из них достойны нашего уважения и восхищения, потому что судьба наградила удивительными талантами. Я хочу, чтобы сегодня по-новому взглянули на детей с ограниченными возможностями и узнали, какие замечательные они слагают стихи, не видя света, как они танцуют, не слыша музыки. А какие картины они рисуют, держа карандаш ногами и зубами! Как они, не умеющие ни говорить, ни читать, ни писать, тонко чувствуют природу, цвет, музыку, какие шедевры наивного искусства выходят из-под их неловких рук. А те, кто не могут ничего, проникновенно смотрят своими прекрасными глазами прямо в нашу душу.

Читаем стихотворение Т.Муруновой (Самарская обл.) «Осень».

Просмотр слайдов с рисунками детей-инвалидов.

-Эти дети пришли в мир точно так же, как и все другие люди. Они родились у обыкновенных родителей. Их ждали, им радовались. Но судьба распорядилась по-иному. Перспективы жизни таких детей и их семей стали иными- размытыми и пугающими. Но дети с инвалидностью при этом так и остались детьми, остались людьми. Нет сомнения, для них очень важно наше уважение, понимание, любовь,

доверие. Они ждут от нас этого. Так давайте будем внимательны и милосердны к таким детям, взрослым, будем оказывать им всяческую поддержку.

Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. (Это запишем в памятку)Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие - это и будет проявление нашей толерантности. Ведь как сказал Марк Аврелий: «Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода её - добрых дел ко благу людей.»

- Итак, давайте сделаем вывод: как стать толерантным человеком?

/Ответы детей по памятке/


  • Уважайте людей со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей.

  • Умейте чувствовать рядом с собой человека.

  • Каждый человек имеет право на индивидуальность, нужно уважать это право

  • Помните, что сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

- Я бы хотела, чтобы мы добавили ещё одно правило:

  • Нужно оставаться самим собой, имея чувство юмора, видеть свои ошибки и недостатки.

Вы скажете - это сложно. Нет, начните с малого и двигайтесь потихоньку. Если проявляем толерантность по отношению к самому себе, то мы становимся толерантными по отношению к другим и тогда нам легче принимать их такими, какие они есть.

Конечно, мы не можем в одночасье сделать толерантным свое поведение, поведение других людей, но важно, что вы вынесете из школы в реальную жизнь, как вы измените отношение с людьми, с которыми встретитесь. Чтобы наш урок для вас запомнился, я подготовила для вас буклеты «Азбука толерантности», где помещены основные определения толерантности, диагностика, которая поможет вам проверить себя, проявляете ли вы толерантность, а также правила толерантного общения. В заключение нашего урока я хочу рассказать вам китайскую притчу «Ладная семья».

- Пусть всегда в ваших сердцах живут любовь, терпение, прощение и это поможет вам научиться жить на земле, как люди.






Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40

с углублённым изучением математики»



УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ


В 6 КЛАССЕ


«КАК СТАТЬ ТОЛЕРАНТНЫМ


ЧЕЛОВЕКОМ»



Составитель:

Лынник Г.В., зам. директора по

по воспитательной работе

Оренбург, 2007



© 2010-2022