Родительское собрание для родителей будующих первоклассников (тесты, анкеты и рекомендации)

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)МАТЕРИАЛ ДЛЯУЧИТЕЛЯ

1 КЛАССА

( первое собрание,тесты для родителей,

анкеты

и др.)

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников.

Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению.

Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

«Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Венгер Л.А.

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.

  2. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

  3. Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

  4. Формирование активной педагогической позиции родителей.

  5. Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями

  6. Развивать интерес родителей к педагогической и психологической литературе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии

Этапы родительского собрания

Этап №1: Организация родительского собрания.

Приглашение участников собрания.

Оформление помещения для проведения собрания.

Оформление книжной выставки, где представлена литература по проблеме подготовки детей к школе и различные пособия.

Этап №2: Проведение собрания. Ход собрания

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Очень важно, чтобы ребенок был готов к этим переменам, был готов к обучению в школе.

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Чтение и счёт- это учебные умения, которые ребёнок приобретает в ходе обучения. Безусловно, это хорошо, замечательно и конечно облегчит ему учёбу в 1 классе, но это не самое важное. Важнее на данном этапе психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Чем выше уровень психологической готовности ребенка к школьному обучению, тем он быстрей и без труда адаптируется к новым условиям, что немало важно для успешного обучения.

Что же такое психологическая готовность к школе (или школьная зрелость)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальная зрелость предполагает определённый уровень развития мышления, памяти, восприятия, речи и мелкой моторики. Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения, удерживать в памяти определенное количество информации, уверенно владеть ручкой.

Эмоциональная зрелость ребёнка предполагает, что у ребенка формировалось такое качество, как произвольность, т.е. уменьшается количество импульсивных реакций (когда сделал, а потом подумал, или не подумал вообще) и возникает способность выполнять длительное время не очень интересное задание. К началу обучения дети должны ориентироваться на школьные требования (т.е. «надо» уже может пересилить «хочу») Зрелость также подразумевает способность ребёнка справляться со своими отрицательными эмоциями.

Не менее всего важна и социальная зрелость. Умение и желание общаться с взрослыми, сверстниками. Нормально развивающийся ребёнок должен понимать, что с взрослыми в школе и в других местах нужно вести себя не так как с родителями, бабушкой и дядей. Он должен уметь соблюдать достаточную дистанцию в общении с педагогом. И даже если учитель шутит или играет с детьми, то им всё равно не следует выходить за рамки своей роли ученика. У ребенка должно быть желание учиться в школе. Ваши дети сейчас хотят идти в школу. А почему? При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят идти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем похвастаться своим новым портфелем, хотя в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит, во-первых, стремление получить новые знания, умения и навыки, а во-вторых, потребность участвовать в серьёзной деятельности.

С помощью, каких тестов и методик будет проверяться готовность ваших детей к школьному обучению:

1. Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасика

Тест состоит из 3-х частей:

рисунок человека (мужской фигуры);

копирование фразы из письменных букв;

срисовывание точек

2. Уровнь сформированности школьной мотивации будет определяться с помощью теста «Хочу ли я учиться в школе»

3. Сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью будет оцениваться с помощью «Графического диктанта»

Ребенку должен выполнить задание типа "Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам."

Должны получиться следующие узоры:

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

4. Способность действовать по образцу, произвольная деятельность оценивается с помощью методики «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

5. Пространственная ориентация оценивается с помощью вопросов типа: Покажи верх (низ) стола. Правую (левую) стороны и т.д.

6. Развитие мелкой моторики будет оцениваться с помощью следующих методик:

«Соедини точки» ребенку предлагается дорисовать рисунок по точкам.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

«Дорисуй рисунок» ребенку надо дорисовать предложенную картинку

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

«Дорожки» на листе бумаги нарисованы "дорожки", тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами, ребенку предлагается провести линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги, и не съезжая с дорожки.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

7. Степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым.

Ребенок должен ответить на следующие вопросы:

  • Назови свои фамилию, имя, отчество.

  • Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.

  • Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь - тетей или дядей?

  • У тебя есть брат, сестра? Кто старше?

  • Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?

  • Сейчас утро или вечер (день или утро)?

  • Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Когда ты обедаешь - утром или днем?

  • Что бывает раньше - обед или ужин?

  • Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

  • Кем работает твой папа, твоя мама?

  • Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента ( платье, карандаш)

  • Какое сейчас время года - зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?

  • Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

  • Почему снег бывает зимой, а не летом?

  • Что делает почтальон, врач, учитель?

  • Зачем в школе нужна парта, звонок?

  • Ты хочешь пойти в школу?

  • Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

  • Каких животных ты знаешь?

  • Каких птиц ты знаешь?

  • Кто больше - корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?

  • Что надо сделать если сломал чужую вещь?

8. Развитие уровня внимания определяется с помощью методики Пьерона - Рузера, ребенку предлагается бланк с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" он должен расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - птичку, в треугольник - минус, в кружок - плюс и в

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)ромб - точку. Знаки расставляйте подряд построчно, время работы 60 секунд

9. Развитие памяти методика «10 картинок» ребенку предъявляются 10 картинок, знакомых ему предметов, которые он должен запомнить и затем воспроизвести то, что запомнил.

10. Уровень развития восприятия определяется с помощью методики «Матрицы Равена» ребенку предлагается серия из постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Например: Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

11. Развитие речи и логического мышления будет оцениваться с помощью методик:

«Что лишнее?» детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, ребенку необходимо в каждой серии состоящей из 4 картинок найти лишнюю картинку, которая не подходит к другим по смыслу, то есть лишнее, и объяснить почему.

Например:

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

12. Самооценка будет оцениваться с помощью методики «Лесенка» ребенок должен поставить себя на одну из ступенек лестницы, как он себя ощущает.

«Последовательность картинок» перед ребенком кладутся произвольно картинки, связанные сюжетом. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинке рассказ.

Например:

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Ребенок считается неготовым к школе, если он:

  • Настроен исключительно на игру;

  • недостаточно самостоятелен;

  • чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

  • не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

  • мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

  • имеет серьезные нарушения речевого развития;

  • не умеет общаться со сверстниками;

  • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей «Хочет ли ваш ребенок идти в школу?»

  1. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

  2. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

  3. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

  4. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

  5. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

  6. Умеет ли он изменять существительные по числам?

  7. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

  8. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

  9. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

  10. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?

  11. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

  12. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

  13. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

  14. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

  15. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

  16. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

  17. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Если у вас высокие баллы, то это хорошо но если низкие не стоит отчаиваться. У вас есть еще 3 месяца, что бы помочь вашему ребенку подготовится к школе. Вот несколько практических рекомендаций как это можно сделать. Этими рекомендациями так же могут воспользоваться и родители, которые по тесту набрали высокие баллы.

Рекомендации родителям: Как подготовить ребенка к обучению в школе

Уважаемые родители! Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от готовности ребенка к школе. Лучший способ, для того, что бы подготовить ребенка к школе тренировать - игра. Сейчас разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком.

Совместные занятия ребенка с взрослым, включающие познавательные элементы, - это основное средство восстановления учебной мотивации (взрослый стимулирует познавательный интерес у ребенка). Но не стоит давить на ребенка, т.к. это может отбить желание учиться вовсе.

Предлагаю таблицу, где приведен примерный перечень игр упражнений и игрушек, который поможет будущему первокласснику на пороге школы психологически подготовиться к обучению.

Параметры

Рекомендуемые игры и упражнения

1

2

3

1

Развитие общего кругозора

  1. Для развития знаний о себе. Конструктор "Дом" собирая с ребенком из конструктора дом спросить его домашний адрес, кто в нем живет и т.д. Игра «Семья» ребенку предлагается рассказать о своей семье

«История города» чаще рассказывайте детям о истории нашего города..

  1. Для того, чтобы ребенок знал названия видов транспорта и уметь их различать Домино "Транспорт", конструктор "Транспорт", "Мир в картинках" (автомобильный, водный, железнодорожный транспорт)

  2. Для того, чтобы ребенок был знаком с наиболее значимыми профессиями используйте рассказы по картинкам "Профессии", "Набор парикмахера", "Набор доктора", игра "Спасатели", "Пожарная станция"

  3. Чтобы ребенок мог различать овощи, фрукты, ягоды, продукты питания предлагайте ему игры" Корзинка с фруктами и овощами", набор "Фрукты", набор "Овощи", "Лесные ягоды", "Ботаническое лото", "Аскорбинка и ее друзья", "Пирамида здоровья"

  4. Для того, чтобы ребенок мог различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал используйте игры "Форма", лото "Геометрические фигуры", "Цветная геометрия", "Квадраты", "Геометрические формы"

  5. Лучшими способами расширить горизонт познаний ребенка являются беседы с ним «о жизни», чтение книг и их обсуждении

2

Развитие мелкой моторики, то есть - занятия на развитие ловкости кистей и пальчиков. Это необходимо как для развития умения писать, так и для развития речи (оба эти центра «сцеплены» в структуре детского мозга)

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины, можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  2. Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Родителям необходимо разнообразить тематику рисунков, обратить внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.

  5. Конструирование.

  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

  8. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д.

  9. Всасывание пипеткой воды.

  10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков. Семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.

  11. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

  12. Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т. д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!

  13. Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать

  14. "Показ" стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

  15. Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стене появится собака.

  16. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

3

Тренировка памяти

Игра "Сложи узор".
Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной фигуры (потом двух-трех). Попросите ребенка восстановить первоначальное расположение фигур на дорожках (узорах).
Усложненный вариант: уберите дорожку (узор) с поля. Предложите восстановить самостоятельно. Можно ещё раз убрать узор и предложить ребенку восстановить его с закрытыми глазами на ощупь.

Развивающая игра "Угадай, что исчезло". Выложить перед ребенком 3 - 4 игрушки. Попросите его посмотреть, а потом отвернуться. Убрать или добавить одну игрушку и попросить ребёнка угадать, что исчезло или появилось. Постепенно количество игрушек увеличивать. В 6-ти - 7-ми летнем возрасте ребёнок должен легко запоминать до 10 предметов.

Игра «Запрещённые движения».
Взрослый показывает ребёнку движение и говорит, что надо повторять все движения кроме этого. Затем начинает показывать разные движения, а ребёнок повторяет все кроме одного.

Игра «Художник»

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Игра «Цепочка действий»

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола". Если он запутался, кладет фант.

Игра «Я положил в мешок»

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

4

Тренировка внимания

Игра «Что нарисовано?»

Ребенку дается рисунок с наложенными друг на друга изображениями домашних животных. Необходимо их назвать.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Найди отличия»

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на верхней картинке и нет на нижней.
Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Выполни по образцу»

Ребёнку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Посчитай»

Ребенку показывается картинка и произносится инструкция: «Помоги цыпленку найти всех червячков и посчитай их»

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Найди пару»

Ребенку на картинке надо найти пару одинаковых предметов.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)
Игра «Раскрась вторую половину»

Ребенок должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

5

Тренировка мышления

Игра «Логические цепочки»

Ребенок должен провести логическую цепочку от одной картинке к другой.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Назови одним словом»

Ребенку показывают серию картинок которые он должен назвать одним словом.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Классификация»
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

Игра «Найди лишнюю картинку».
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)
Игра «Нелепицы»
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.

Родительское собрание для родителей будующих первоклассников(тесты,анкеты и рекомендации)

6

Развитие коммуникативных и социальных навыков - то есть уметь общаться, понимать и главное применять в повседневной жизни морально-нравственные нормы, принятые в обществе, где он живет не бояться вступать в контакты с взрослыми и сверстниками

  1. Важно, чтобы до школы у ребенка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми и детьми. Давайте малышу возможность попрактиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.

  2. Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе" (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.

  3. Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребенка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даете оценку не его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребенок не обидится, а постарается что-то изменить.

  4. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

  5. В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит еще до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?

  6. Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат. Подготовьте ребенка к самостоятельной жизни среди сверстников, попытайтесь научить его простым правилам детского общежития.

  • Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.

  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.

  • Не дерись без обиды.

  • Не обижайся без дела.

  • Сам ни к кому не приставай.

  • Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.

  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.

  • Не ябедничай за спиной у товарищей.

  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.

  • И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый. Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Так же хотелось бы вам порекомендовать литературу, которая поможет вам в подготовке ваших детей к школьному обучению. Это следующие книги.

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

Домашние занятия с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Не надо отрывать ребенка от игр и садить его за стол, а постарайтесь увлечь его, чтобы он сам принял ваше предложение позаниматься. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что в пять-шесть лет дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более пятнадцати минут. После этого следует сделать перерыв, чтобы ребенок отвлекся. Очень важна смена деятельности. Например, сначала вы в течение десяти-пятнадцати минут выполняли логические упражнения, потом после перерыва можно заняться рисованием, далее поиграть в подвижные игры, после чего полепить из пластилина забавные фигуры и т. п.

Спасибо за внимание. Желаю Вам всем удачи.

Этап №3 Анализ психолога по результатам проведённого родительского собрания. Составление вопросов для будущей работы.





Цель родительского собрания:

Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи

  • Познакомить родителей друг с другом.

  • Познакомить с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации данной теме.

  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

- Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)

- С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами - один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться - значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:

- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.

- Если бы Вам предложили раскрасить по цветку, то после того как вы раскрасили цветок, можно было бы найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы - взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда второе наше правило:

- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках.

- А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку "Колобок" на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали. (Родители помогают в пересказе сказки по картинкам.)

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Родившийся ребенок в семье должен быть всегда желанным.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Положили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась с пятью важными заповедями для вашего ребенка.

Сейчас поговорим о готовности ребенка к школьному обучению.

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.

Тест для родителей.

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?

4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?

5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?

7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?

9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?

10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?

16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?

17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.

Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача - систематически заниматься с малышом, тренироваться в выполнении различных упражнений.

На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.

Что бы мог сказать вам ребенок по поводу его воспитания: (ПАМЯТКА)









































Для вас небольшая памятка от ребенка:

  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

  • Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам.

  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».

  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  • Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.

  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

- Жизнь класса строится не только на учебе, но и на совместных коллективных делах. Сейчас подумайте, посовещайтесь и решите, какие мероприятия, праздники совместно с вами мы могли бы провести в первом классе. Может кто - то может сам организовать праздник, поездку, мероприятие. Запишите ваши предложения.

Выбор родительского комитета.

- Учитель знакомит с программой, учебниками для 1 класса, с режимом школы;

- Разговор о школьной форме;

- Разговор о приобретении тетрадей на печатной основе









Рекомендации и советы родителям будущих первоклассников

В чём заключается готовность ребёнка к школе?

  1. Психологическая готовность

  2. Физическое здоровье

  3. Умение логически мыслить

  4. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми

  5. Развитие мелкой моторики руки

  6. Ответственность и самостоятельность

  7. Умение читать и писать

  8. Умение считать

Подготовка к школе - процесс многоплановый. Его надо начинать как можно раньше. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят - в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Физическое здоровье ребёнка.

Необходимо уделять большое внимание физической подготовке дошкольника. Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, закаливайте вашего малыша. Надо, чтобы в школу он пошел физически крепким и закаленным. Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать маме и бабушке. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.

Развитие мелкой моторики.

В старшем дошкольном возрасте важной частью подготовки к школе, в частности, к письму должна быть работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрихпунктиром изображения, штриховки. Делать пальчиковую гимнастику.

Игры - шнуровки
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

Развитие мелкой моторики в быту
Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок).

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

11. Помогать перебирать крупу.

12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

14. Собирать на даче или в лесу ягоды.

15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

17. Включать и выключать свет.

18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

19. Перелистывать страницы книги.

20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

  • способность управлять своим поведением

  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок

  • стремление преодолевать трудности

  • стремление к достижению результата своей деятельности.

Важная задача перед родителями - научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.
С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.

Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это еще и пребывание в ней.

Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое; вовремя ложиться спать и без усилий вставать и т.д.Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях - только в семье.Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.

Развитие устной речи.

Никогда не следует забывать, что уровень и качество сформированности связной речи - это отражение той речевой среды, в которой он воспитывается, начиная с самого рождения. Именно поэтому взрослым необходимо тщательно следить за речевым климатом, за чистотой, точностью и выразительностью собственной речи.

Для расширения словарного запаса потренируйте ребенка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:

  • Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.

  • Предложите ребенку подобрать предмет к действиям:

  • Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.

  • Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой и т.д.

Дошкольник должен владеть простейшими обобщениями: посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, ягоды, деревья, игрушки, мебель, животные (дикие, домашние), птицы (домашние, зимующие, перелетные), транспорт, профессии и т. д.Важно учить ребенка правильно подбирать антонимы, т.е. слова противоположного значения: веселый - грустный, узкий - широкий, легкий - тяжелый и т.д.Учите образовывать названия детенышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру "Кто у кого": козленок у козы, котенок у кошки, вороненок у вороны, барсучонок у барсучихи, гусенок у гусыни и т.д.

Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения "Назови ласково": дом - домик, лист - листик, кошка - кошечка и т.д.; зеленый - зелененький, сладкий - сладенький, узкий - узенький и т.д.

Полезно учить детей образовывать названия профессий: камень - каменщик, музыка - музыкант, учить - учитель, писать - писатель и т.д.

В результате этих упражнений малыш должен научиться переносить сформированные речевые навыки на новый материал, уметь пользоваться ими в самостоятельной речи.

Рассказ по картинке

Для того чтобы научить составлению рассказов по картинке, попросите ребенка внимательно ее рассмотреть, а затем ответить на вопросы, например, кто или что нарисовано, кто что делает, каков результат действий. Затем ребёнок должен самостоятельно составить небольшой рассказ.Предлагая ребенку серию сюжетных картин, обратите внимание на то, как он рассматривает их, на что обращает внимание. Следите за тем, допускает ли ребёнок ошибки при составлении рассказа, умеет ли увидеть их и исправить.Первоклассник должен уметь определять последовательность событий: начало, середина и конец, устанавливать причинно-следственную связь. Еще раз рассмотрите каждую картинку и составьте рассказ.

Как пересказать сказку

Несколько слов хотелось бы сказать о таком виде деятельности, как пересказ. Пересказу ребенка также учат, подбирая произведения, доступные для понимания и небольшие по объему. Внимательно прочитав текст, задайте вопросы, касающиеся его содержания, и попросите ребенка ответить на них (как называется сказка или рассказ, какие имена у главных героев, чем начинается, что делают герои произведения, чем оно заканчивается и т.д.).Прочитав ещё раз, попросите малыша рассказать о том, что запомнил, обращая внимание на соблюдение логической последовательности. Пересказ - это не заучивание наизусть! Ребенок должен своими словами пересказать основное содержание прочитанного.Отвечая на вопросы, малыш учится мыслить, формулировать грамматически правильные высказывания, развивает память и внимание.

Стишок наизусть!

Заучивание наизусть стихов прекрасно тренирует память. Стихи необходимо подбирать от простых к более сложным, от коротких к более длинным. Прочитав ребенку стихотворение, объясните значение непонятных слов, выясните, правильно ли ребенок понял смысл произведения.

Для подготовки к школе полезны следующие игры:

- на внимание, память, сосредоточенность (что изменилось?, кто ушел?, что спрятали?, сделай также)

- развивающие представление о качествах и свойствах предметов (найти такой же предмет по цвету, величине, форме; угадай на ощупь; что из него сделано)

- на логическое мышление (что сначала?, что потом?, времена года; сра

Анкета для родителей первоклассников.

1.Ребёнок:

  1. Фамилия ………………………………………………

  2. Имя ……………………………………………………

  3. Отчество ……………………………………………...

  4. Дата рождения ……………………………………….

  5. Место рождения ……………………………………..

  6. Место жительства ……………………………………

2.Родители:

  1. Мама ………………………………………………………………………………



  1. Папа ……………………………………………………………………………….

(Ф, И. О., дата рождения, место работы, должность, рабочий телефон, образование)

3.Домашний адрес:

……………………………………………………………………………………………..

4.Посещал ли ребёнок детский садик и какое время?

………………………………………………………………………………………………

5.С каким настроением посещал д/с ?

………………………………………………………………………………………………

6.Кто большей частью занимается ребёнком дома (мама, папа, бабушка, дедушка)?

………………………………………………………………………………………………

7.Много ли времени вы уделяете только общению с ребёнком: 3-4 ч в день, 1-2 ч. в день, несколько раз в неделю, от случая к случаю (нужное подчеркнуть)?

8.Как часто вы вывозите ребёнка в города, в музеи, в театры?

………………………………………………………………………………………………..

9.Что вы можете сказать о характере и темпераменте своего ребёнка (нужное подчеркнуть):

-спокойный

-медлительный

-уравновешенный

-сдержанный

-заторможенный

-нет ярко выраженных реакций

-легко возбудимый

-вспыльчивый

-капризный

-отходчивый

-злопамятный

-обидчивый

-часто плачет
-стеснительный

-редко плачет

-доверчивый

-ласковый

-грубоватый

-забияка

-задира

-тихоня

-честный

-иногда обманывает

-часто обманывает без повода

-склонен к безмерным фантазиям

-любит фантазировать

-резкий

-открытый

-замкнутый

-добрый

-мягкий

-послушный

-непослушный

-резвый

-с быстрыми реакциями

-быстро переключается с одного дела на другое

-не может долго заниматься одним делом

-медленно переключается с одного дела на другое

-может долго заниматься одним делом

-любит общаться со сверстниками

-не любит общаться со сверстниками

-любит общаться со взрослыми

-не любит общаться со взрослыми

-любит общаться с незнакомыми людьми

-боится чужих людей

-не любит общаться с незнакомыми людьми

-быстро сближается с чужими людьми

-быстро усваивает новое

-прочная память

-плохая память

-стремится к новому

-сам не стремится к усвоению нового

-(добавьте другое)……………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………….

10.Умеет ли ребёнок читать: да, нет, читает по слогам, читает целыми словами, знает только буквы, знает некоторые буквы (нужное подчеркнуть)?

11.В каком возрасте он научился читать …………лет, кто был инициатором обучения (сам ребёнок, взрослые), легко научился читать (да, нет, затрудняюсь ответить, были трудности)?

12.Любит ли он, когда ему читают вслух?

……………………………………………………………………………………………………

13.Как часто вы читаете ребёнку вслух (каждый день, систематически несколько раз в неделю, когда попросит, от случая к случаю, редко, не читаю)?

14.Умеет ли ребёнок писать, если да, то какими буквами (печатными, письменными), когда научился писать…………лет?

15.Умеет ли ребёнок считать (да, нет)? Если да, то до какого числа…………………..?

16.Когда он научился считать………лет? Легко ли он запоминал числа (да, нет)?

17.Умеет ли он складывать и вычитать (да, нет)? С какими числами совершает эти операции (в пределах 10, с двузначными)? Нравится ли ему считать (да, нет)?

18.Обучался ли ребёнок иностранному языку (да, нет)? Какому языку?............................

Сколько лет и и где?...................................................................................................................

19.Любит ли ребёнок природу (да, нет)?

20.Есть ли у вас дома животные? Какие?.................................................................................

…………………………………………………………………………………………………..

21.Какие домашние обязанности есть у вашего ребёнка?.....................................................

………………………………………………………………………………………………….

Охотно ли он их выполняет (да, нет)?

22.Поощряете ли вы своего ребёнка, за что и в какой форме? ……………………………….

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

23. Наказываете ли вы своего ребёнка, за что и в какой форме?............................................

……………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………

Приносит ли это пользу? ………………………………………………………………………

24.На что сильнее реагирует ребёнок (на поощрение или наказание)?

25.От чего вы хотели бы уберечь ребёнка в школе?...............................................................

…………………………………………………………………………………………………..

26.Охотно ли идёт ребёнок в школу (да, нет)? Что он ждёт от школы?..............................

………………………………………………………………………………………………….

27.Что вы ждёте от школы?......................................................................................................

………………………………………………………………………………………………….

28.Волнует ли вас, как будет учиться ваш ребёнок (да, нет)? Вы хотите, что бы он получил хорошие знания и умения, или для вас важнее отметки?..........................................................

……………………………………………………………………………………………………..

29.Будете ли вы ругать ребёнка за плохие отметки (да, нет)?

30.Как вы считаете, когда действительно нужно ругать вашего ребёнка? …………………..

……………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………..

31.Как вы оцениваете способности своего ребёнка (нужное подчеркнуть или допишите)?

-способный, развитый, будет отлично учиться и успевать по всем предметам,

-способный, активный, но неусидчивый, по этому может что-то упустить,

-способный, но ленивый, может из-за лени что- то не доделать,

-способный к гуманитарным наукам, но будут трудности с точными науками

-способный к точным наукам, но не к гуманитарным

-никаких особых способностей нет, но упорный, трудолюбивый, усидчивый, значит будет хорошо учиться,

-ещё любит погулять, поиграть, значит будут проблему,

-мой ребёнок ещё не готов к школе, ему будет трудно.

32.Будет ли кто дома помогать ребёнку учиться (да, нет, кто)?............................................

…………………………………………………………………………………………………..

33.Как вы будете контролировать своего ребёнка?..................................................................

……………………………………………………………………………………………………

34.Считаете ли вы что для успешной учёбы необходимо делать уроки вместе с ребёнком или достаточно проверять факт их выполнения?.....................................................................

……………………………………………………………………………………………………

35.Как вы поступите с теми заданиями, которые вызовут затруднения у ребёнка (сделаете сами, объясните, обратитесь за помощью к учителю)?

36.О каком будущем для своего ребёнка вы мечтаете?...........................................................

……………………………………………………………………………………………………

37.Готовы ли вы сотрудничать с учителем, школой, совместно искать пути решения возникающих проблем (да, нет)?

38.Как вы думаете, вы склонны недооценивать, переоценивать или объективно оценивать своего ребёнка?

39.Как вы проводите лето?...........................................................................................................

……………………………………………………………………………………………………

40.Часто ли болеет ваш ребёнок и сколько раз в году?...........................................................

……………………………………………………………………………………………………

41.Есть ли внешкольная нагрузка у вашего ребёнка?..............................................................

……………………………………………………………………………………………………









1. ФИО ребенка ___________________________________________________________________________

2. Число, месяц, год рождения _______________________________________________________________

3. Адрес___________________________________________________Телефон________________________

4. Имя и отчество мамы ____________________________________________________________________

Образование ______________________________________ Телефон ______________________________

5. Имя и отчество папы _____________________________________________________________________

Образование ______________________________________ Телефон ______________________________

6. Имя и отчество _________________________________________________________________________

Телефон_______________________________________________________________________________

7.Состав семьи __________________________________________________________________________

8. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок ____________________________________________

9. С кем из взрослых ребенок проводит большую часть времени _________________________________

10.Есть ли единство между членами семьи по вопросу воспитания ребенка _________________________

11. Какие формы поощрения применяются дома ________________________________________________

12. Какие формы наказания применяются дома _________________________________________________

13. Как ласково называете ребенка дома ______________________________________________________

14. Есть ли у ребенка постоянные обязанности, какие ___________________________________________

16.Как ребенок вступает в общение со сверстниками:инициативен; ждет, когда с ним заговорят; уклоняется от общения.

17. Как вступает в общение со взрослыми _____________________________________________________

18. Охотно ли дети общаются с Вашим ребенком _______________________________________________

19. Какие игры предпочитает ребенок: подвижные; настольные; индивидуальные; коллективные

20. Ккакие из перечисленных видов деятельности ребенок выполняет успешнее всего: рисование, лепка, пение, конструирование, придумывание игр, пересказ сказок и историй

с21. Какие кружки, секции посещает ребенок___________________________________________________

22. Есть ли у ребенка желание идти в школу ___________________________________________________

23. Знает ли ребенок буквы, умеет ли читать, как ______________________________________________

24. Умеет ли считать, в каких пределах _______________________________________________________

25. Какие качества и способности своего ребенка Вы особенно цените____________________________

_________________________________________________________________________________________

26. От каких дурных привычек Вы стремитесь отучить своего ребенка ____________________________

_________________________________________________________________________________________

27. Особенности ребенка ___________________________________________________________________

28. Заболевания, о которых необходимо знать учителю _________________________________________

_________________________________________________________________________________________

29. Какую помощь в организации жизни и работы класса можете оказать __________________________

_________________________________________________________________________________________




© 2010-2022