Классный час Счастье глазами В. П. Астафьева

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Счастье глазами В.П. Астафьева».

Цель: создание прочной основы для воспитания учащихся в духе гуманизма и любви к своей Родине.

Задачи: - приобщать учащихся к творчеству В.П.Астафьева;

- развивать навыки выразительного чтения, актёрского мастерства, публичного выступления;

- воспитывать такие нравственные качества, как милосердие и сострадание, ответственность и отзывчивость, чувства долга и патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, диски; выставка книг В.П. Астафьева, костюмы.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодняшний классный час посвящен счастью ,да счастью глазами В.П. Астафьева. Эта тема нами выбрана неслучайно, ведь в этом году исполнилось бы 90 лет со дня рождения писателя. Вы, конечно, знакомы с его творчеством, давайте вспомним какие произведения он написал.

Повести: «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Конь с розовой гривой», «Кража», «Васюткино озеро», «Последний поклон» и другие.

Мы знаем о том, что Красноярский педагогический университет носит имя В.П. Астафьева, в Овсянке есть его Дом-Музей, школа в

с. Подтесово носит имя писателя, есть премия имени В.П. Астафьева и фонд поддержки литературных талантов имени Астафьева, в 2007 году

в городе Красноярске открылся памятник писателю.

Котельник Александр.

Был полон зал,
Все замерли и ждали,
Что к ним на встречу выйдет
Исполин,
Что загремят на пиджаке медали,
И долго будет говорить один.
Но, вдруг, с трудом поднялся
К нам на сцену
Седой, как лунь, сутулый человек.
Сомнений нет, он жизни знает цену,
Крутил его, мотал двадцатый век.
Он говорил, и чудилась царь-рыба,
Босое детство, белые снега,
Большая жизнь -
Неписаная книга,
Поклон последний -
Память на века.

Вопросы ведущего.

- А какое у вас представление о счастье? В чём оно?

Семенов Игорь

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Виктору тогда было семь лет. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал».А много позднее, став уже известным писателем, скажет с горькой сыновьей любовью: «И лишь одно я просил бы у судьбы - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…»

Булков Алексей: « В школу пошёл, как и все тогда, восьми лет. Учителя, вспоминал Виктор Петрович, были замечательные. Муж и жена - Евгений Фёдорович и Евгения Фёдоровна. Они читали детям вслух - это было первым потрясением. Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» и «Дед Архип и Лёнька» Горького. Впечатление осталось на всю жизнь. Детство «всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».

Петров Рустам:«В своей книге «Последний поклон» В.П.Астафьев продолжает традиции русской литературы, в которой детская душа рассматривается с психологической и поэтической точек зрения. «Последний поклон» - это поэтическое свидетельство о собственном детстве, о детстве своего поколения, это свидетельство деревенского сироты 1924 года рождения, подростка голодных военных лет, подростка с бескорыстной и неподкупной детской памятью. Два противоположных чувства постоянно сочетаются в «Последнем поклоне»: горячая благодарность за все светлые мгновения жизни - за людскую любовь и за красоту природы - и неподкупная беспощадность к злу, подлости, равнодушию.

Белогривцев Владимир: В «Последнем поклоне» есть подробное описание игр, которыми развлекались некогда многие поколения русских людей, некоторых забав, свойственных и сейчас сельским жителям.

- Бег по мелкой речке,

-брызганье в студёной воде,

-катанье с горок,

-походы,

-игры в кон или в сшибалку,

-игра в бабки, в чижа, в солону, в лапту, в городки, в свайку, в прятки.

Котельник Александр: Самой яркой и значительной фигурой в повести «Последний поклон», «настоящим счастьем» для Астафьева является бабушка - Катерина Петровна Потылицына. К ней идут за помощью, советом, она всю деревню лечит, обшивает на знаменитой машинке «Зингер». Катерина Петровна - великая труженица; тринадцать сыновей и дочерей выпестовала, голод и холод знавала, но не утратила умения радоваться жизни. «Выходило по её рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод. Она не забывала о них и умела замечать их в простой и нелёгкой жизни. Дети родились - радость… Урожай на хлеб хороший - радость…»

Гаськов Сергей:Прекрасных людей я знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов (воспитатель, затем директор детского дома в Игарке).

Василий Иванович возвышал в собственных глазах униженных и прибитых сиротством малых людей, выявляя в них не то, за что их можно ещё больше унизить и растоптать, а то, что от рождения было дано им матерью и природой».

Корсаков Николай: « Валериана Ивановича Репнина из повести «Кража» я писал, имея в виду Василия Ивановича Соколова… Подлинная простота, подлинная, не показная интеллигентность - одна из отличительных черт настоящего человека, а если ещё природой дарованы ему доброта и способность к состраданию, то и удивляться нечему, что сперва я начал уважать Василия Ивановича, затем полюбил скрытой, застенчивой любовью, мне уже хотелось стать лучше…».

Семенов Игорь: В детском доме преподавал литературу другой замечательный педагог и воспитатель - красноярский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский. Василий Иванович Соколов и Игнатий Дмитриевич Рождественский видели в своих воспитанниках маленьких граждан, у каждого из которых был свой «огонёк» в душе. На одном из уроков литературы и появилось школьное сочинение Виктора Астафьева «Жив!», впоследствии ставшее рассказом «Васюткино озеро».

Булков Алексей: «Я уже говорил, что везло и везёт мне на людей совестливых, честных, тех самых, о которых говорится: если бы даже из меди сделан, потёршись о золото, хочешь не хочешь - заблестишь. Что и говорить, дружба настоящая всегда требовательна, строга. Но помогают в бою и с поля боя выносят только настоящие друзья». Настоящее счастье - иметь настоящих друзей. А у Астафьева было немало именно настоящих друзей.

(звучит тихая музыка под песню «Мне кажется порою, что солдаты…»).

Петров Рустам

Душевная боль, память о мгновенной смерти друзей на войне не отпускала его всю жизнь. Однажды Астафьев написал о своём друге, писателе-фронтовике Константине Воробьёве: «Он писал, страдая, а не любуясь войной и подвигами, не наряжал войну в романтические одежды… Писал о войне, страдая за людей». Это Астафьев сказал и о себе. Солдат Ланцов, персонаж повести «Пастух и пастушка», говорит: «Ночью, лёжа в снегу, я думал: неужели такое кровопролитие не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми». ( под эту музыку исполняется вальс).

Белогривцев Владимир: Счастье - это человеческая любовь.« Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старика. И мёртвых било их осколками, посекло одежонку, вырвало серую вату из латаных телогреек, в которые оба они были одеты… Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше - вместе на веки вечные…». «Пастух и пастушка» - повесть Виктора Астафьева о войне и о любви; о смерти, крови и страданиях. Война не просто бесчеловечное явление, она противоестественна.

Котельник Александр: « Спешите, торопитесь, не опаздывайте с любовью к живым, им помогайте всеми силами улучшить и тем самым продлить их жизнь, - пишет литературовед Николай Яновский о повести В. Астафьева «Кража». - Не к себе одному обращены мысли Толи Мазова, они обращены к нам, ко всем живущим, они образное выражение смысла произведения».

Гаськов Сергей: Виктора Астафьева интересуют не только отношения между людьми, но и отношения между природой и современным человеком.

Писатель по праву считает природу - настоящим счастьем, подаренным человеку. «Человек вовсе не царь природы, он находится не над ней, а в ней самой, как её часть, далеко не самая необходимая, но самая жестокая и эгоистичная, а в конечном счёте и антиприродная…» - слова из книги «Царь-рыба».

Корсаков Николай: Браконьерство - страшное зло. Но никакой рыбнадзор, никакая милиция не спасут нас от этого зла, пока сам человек не ужаснётся тому, что делает. Главный герой повествования понял наконец, что попалась ему царь-рыба. Вспомнил он дедовы слова: «Лучше отпустить её, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше…»

Ведущий: «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» - и ему сделалось легче. Телу - оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нём сутунком, душе - от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения».

Подведение итогов.

Ведущий: А освобождение, по Астафьеву, - это жизнь в гармонии с природой, со своей совестью, с самим собой; это умение радоваться жизни, умение дружить, понимать, любить. Это и есть счастье.

В заключение нашей встречи, ещё один рецепт счастья от В.П.Астафьева, рецепт простой и всем нам доступный - мелодия, которая когда-то сделала по-настоящему счастливым пятнадцатилетнего мальчика Витю.

* Звучит вальс «Сказка венского леса».

Ведущий : Это было в Игарке. Я возвращался домой, в детдом. Я шёл-шёл, было очень ветрено, в апреле месяце ветра там бывают жуткие, а пальтишки не то, что у вас сейчас, куцые ведь были, значит, кое-как закроешься… И я увидел на деревянном заборе полузанесённую снегом кинорекламу: стоит скрипач, очень красивый, а в воздухе парит в белом платье женщина. Мне было уже 15 лет, я на всё это смотрел уже с пристрастием, и я прочитал - «Большой вальс». Тогда иностранных картин показывали очень мало. И мне до того захотелось посмотреть фильм, ну хотя бы кусочек. Время-то позднее, а мне 15 лет. Во-первых, если бы даже деньги были, меня всё равно на взрослый фильм не пустят. Смотрю, лежит на полу скомканный рубль.

Мальчик ( стучит в окошко,встал на цыпочки ): «Мне билет!»

Кассирша: «Так тебя же не пустят, мальчик! Всё равно не обманешь!»

Мальчик: «Я выпрошусь! Только дайте мне билет!»

Кассирша: « Эх! На вот, за 75 копеек!»

Мальчик: «Спасибо!!!» ( и бегом стриганул в клуб, прибегаю - и тут мне не везёт: стоит пожилая тётенька).

Мальчик(скорчился): «Тётечка! Миленькая! Голубушка моя!»

Тётенька: «Мальчик, тебе же нельзя, сеанс-то поздний».

Мальчик: « Я из детдома! Мне терять нечего!»

Тётенька: «Ну, смотри у меня!»

Ведущий: (звучит вальс «Сказка венского леса») «О, господи! Уже слышу, начинается сеанс. Увертюра фильма начинается с вальса, и я слышу, какая это прекрасная музыка, господи! Так я вот пережил самый счастливый свой день в жизни!






© 2010-2022