Доклад по теме Домашнее задание

Раздел Классному руководителю
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждения перегрузки учащихся.

Помните есть такая старая песенка у Аллы Пугачёвой « нам учитель задаёт с иксами задачи, кандидат наук и тот над задачей плачет». И подумалось, а ведь недалека от истины эта шутливая песенка, которая утверждает приоритет домашних заданий, усиливающих перегруженность наших учеников. В последнее время и медицина и педагогика всё чаще и чаще говорят о колоссальном вреде, физическом и моральном, который несёт нашим детям состояние давящей необходимости выполнить домашнюю работу, которую подчас из-за поистине гигантского объёма школьник чисто физически сделать не может. Он просто не в состоянии успеть за вечер подготовить всё то, что ему задали его учителя.

Вы мне можете сказать, что сейчас есть решебники и многие ученики вообще перестали делать домашнюю работу. Я об этом знаю. Но мы и не должны на них ориентироваться. Таким ученикам можно задавать больше, меньше или вообще не задавать- результат будет тот же. Но есть ведь дети, которые выполняют домашние задания в полном объёме и поэтому к концу обучения зарабатывают себе кучу болезней сосудов, позвоночника, ослабления иммунитета.

Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объёмом домашнего задания наказывают учеников : плохо работали на уроке - вот вам вместо одного- двух- пять-шесть упражнений. А часть учителей считает, что мало задавать- значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. А кому не известна какая-то даже трогательная уверенность большинства учителей в том, что именно их предмет самый важный! Вот и получается. Что ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают. Что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

На мой взгляд, практика увеличения домашнего задания, какими бы благими намерениями она ни диктовалась, по сути своей, порочна. Точно так же и полная отмена домашних заданий представляется абсолютно несостоятельной, губительной для усвоения учебного материала.

Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания т обучения школьника и задаёт по привычке параграфы, странички. Упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка « Повторенье - мать ученья» абсолютна и всеобъемлюща. Такой подход к домашнему заданию столь же закономерен, сколь и вреден. Вреден потому, что приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе. А следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу. А закономерен он по той причине, что в пединституте, на курсах повышения квалификации о методике домашних заданий говорят вскользь, уделяют этой проблеме в процессе подготовки столько же времени, сколько он сам, придя в школу, на своих уроках будет отводить этому чрезвычайно важному моменту урока, то есть 2-3 минуты в самом конце занятия, а то и после звонка.

Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить просто чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать всё возможное, чтобы. Выполняя работу, ученик хоть на секунду почувствовал бы вкус пусть крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определённую работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу.

От домашнего задания нельзя отказываться, его необходимо лишь грамотно использовать в своей работе, и все его положительные стороны не замедлят проявить себя. Например, такие : во-первых, данное , скажем, в начале или в середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала; во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную работу, в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушено и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее, в -четвёртых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему, в пятых. Оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом?

Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе -вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду?

Мотивация. Нет необходимости объяснять школьникам, для сего, например, они должны научиться бегло читать, правильно писать и считать. Такое объяснение было бы попросту банальным. Поэтому здесь достаточным окажется ясное требование и последовательный контроль. Особые меры для мотивации необходимы тогда, если ставиться новое и непривычное для школьников задание. Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте задания, пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, апеллируя к их чувству долга, используя их стремления к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания. Сделать общественно необходимое личностно значимым для школьников - одна из интереснейших задач педагогики.

Убедиться, что все учащиеся поняли задание.

Если школьники должны выполнить своё домашнее задание самостоятельно, то есть без посторонней помощи, необходимо, чтобы все они знали, что от них требуется и ожидается. Дома у ребят нет возможности переспросить у учителя, уточнить формулировку задания. Нередко встречающийся вопрос, обращённый к не менее беспомощному однокласснику из соседнего дома « Да что же , в конце концов, нам задали по физике?» - свидетельствует о том, что задание, поставленное учителем, сформулировано, по меньшей мере, недостаточно чётко. Формулировка типа « Прочитайте отрывок», « Повторите то, что мы прошли на уроке», « Продолжайте работать с книгой», или « Поищите материал на эту тему» без дальнейших уточнений не приемлемы для домашних заданий. Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель неосновательно подготовился к уроку и не продумал домашнее задание. Многие учителя стараются удостовериться, что все школьники, в том числе и «мечтатели», и отстающие , поняли, какое задание они должны выполнить дома. Иногда бывает достаточно, если один из учеников повторит формулировку домашнего задания. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения. Речь идёт не только о содержании задания, но и о методах его выполнения. Опытные учителя часто побуждают учащихся задавать вопросы к поставленному заданию. Они придают также особое значение тому, чтобы задание было всегда записано в дневник, и проверяют это, проходя по рядам.

Планирование урока и домашнего задания неотделимо друг от друга.

Планирование домашних заданий- необходимая, составная часть планирования всего учебного процесса, непосредственно зависящая от него. Если учитель задал что-то на дом, он должен обязательно выделить время на уроке, чтобы его проверить. Если это не удаётся, лучше вообще отказаться от домашнего задания. Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Такое задание даёт всем школьникам проявить себя, свои вильные стороны, тем самым делая более позитивным отношения ребят к обучению в школе.

Больше работать с добровольно выбранными домашними заданиями.

Конечно, каждый учитель исходит из того, что приобретение знаний является обязательным для учащихся, что ученик не должен решать, будет ли он использовать для этого предусмотренные программой средства, и что домашнее задание носит всё-таки обязательный характер. Важнейшее условие заключается в следующем: добровольность не должна вести к тому, чтобы учащиеся совсем не занимались видами деятельности, необходимыми для их развития, отказывались от них, поскольку задание ведь добровольное. Добровольность заданий предполагает не меньший, а больший вклад в развитие личности. С точки зрения воспитания особенно полезны такие домашние задания, выполнить которые учащиеся берутся добровольно, принимая тем самым на себя определённые обязанности, поскольку результат их работы будет использован на последующих уроках, причём от качества выполнения задания зависит результативность урока. Таким образом можно сознательно использовать склонности учащихся и развивать сильные стороны каждого ученика.

Правильно выбрать объём домашнего задания.

Отсутствие, недостаточность или нерегулярность домашних заданий создают дефицит развития таких качеств личности, в воспитании которых возможности домашнего задания очень велики. Чрезмерный объём домашних заданий может научить недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобрести отрицательные привычки, мешающие учёбе, обманывать. Домашние задания даются обучающимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

В 1 классе ( со второго полугодия) - 1 час

Во 2 классе- 1,5

В 3-4 классах- до 2 часов

В 5-6 классах- 2.5

В 7-8- до 3 часов

В 9-11 классах- до 4 часов.

Дифференциация домашних заданий.

На уроке, который для всех школьников протекает практически одинаково, создаются основные предпосылки для развития индивидуальности личности. Следует ли из этого, что домашние задания обязательно должны быть одинаковыми для всех учащихся?. Во многих случаях - да. Если домашнее задание используется для применения полученных знаний, при написании домашних сочинений, заучивании наизусть стихов- всех случаях, когда требуется участие каждого школьника, имеет смысл единое домашнее задание. Для школьников, которые овладели навыками выполнения определённых заданий, повторное выполнение таких же заданий- требование заниженное. Было бы лучше освободить этих ребят от обязательного домашнего задания и посоветовать им поработать над заданием повышенной трудности. Именно домашнее задание позволяет успешней использовать индивидуальные особенности и учитывать склонности учащзихся.

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания.

Контроль, оценка домашнего задания и выставление отметки вместе с другими факторами педагогического процесса являются мотивирующими и мобилизующими силы и способности школьников. Если учитель отказывается от контроля домашнего задания или относится к нему недостаточно серьёзно, он тем самым разочаровывает ученика, поскольку игнорирует его работу . его достижения. Каждый учитель должен стремиться к тому, чтобы его ученики говорили о нём так « У педагога С. Можно и не пытаться забыть сделать домашнюю работу. Он никогда не забывает, когда и какое задание даёт». Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнение, обязательно ли они должны выполнять задание. Это создаёт основу для воспитания привычки к труду и чувства долга, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым « удалось проскочить», работает на безответственность. Нередко наблюдается, что там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся.

Рекомендации по дозированию домашнего задания.

Необходимо:

  • На объяснения домашнего задания отводить не менее одной-двух минут

  • Осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания.

  • Предупреждать учащихся о возможных затруднениях

  • Включать в содержание домашнего задания работу над ошибками.

  • Осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания

  • Проверять наличие записей домашнего задания в дневник4ах учащихся.

  • Давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке.

  • При выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объём

Учитель не должен.

  • Завышать объём предлагаемой домашней работы

  • Давать задания на каникулярные и праздничные дни

  • Перекладывать на учащихся изучение нового материала ( под предлогом развития их самостоятельности)

  • Предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был объяснён на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся ( в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу)

  • задавать домашнее задание « под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений.

  • Предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым ещё ни разу не выполнялись на уроке

  • Давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков ( составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения)

  • Не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.




© 2010-2022