Доклад на тему Из опыта работы с группой по формированию принципов толерантного поведения и профилактика экстремизма

     В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия - быть куратором. Одни преподаватели считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее главной. Но как бы ни была трудна работа куратора, она, несомненно, нужна студентам, так как основным структурным звеном в колледже является группа. В группе реализуется забота о социальном благополучии студентов, осуществляется сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Из опыта работы с группой по формированию принципов толерантного поведения и профилактика экстремизма»

(подготовлен преподавателем Нурмухамедовой Ириной Владимировной)

В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия - быть куратором. Одни преподаватели считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее главной. Но как бы ни была трудна работа куратора, она, несомненно, нужна студентам, так как основным структурным звеном в колледже является группа. В группе реализуется забота о социальном благополучии студентов, осуществляется сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Куратор сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для студента духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития студента, помощником, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в группе, координатором усилий педагогов, семьи, влияющих на развитие личности студента. Именно таким куратором я и стараюсь быть.

В настоящее время я являюсь куратором групп: 012, 015 и 031.

Сегодня все большее распространение в студенческой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение студентов. Поэтому необходим поиск эффективных методов воспитания студентов в духе толерантности.

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность является основой педагогического общения преподавателя и студента, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у студентов культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Для колледжа проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе складывается взаимодействие между всеми студентами, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Важно научить студента, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.

Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + студенты + преподаватель». Таким образом, семья в формировании толерантности у студентов имеет большое значение. Ведь эффективность воспитания студента зависит и от того, насколько тесно взаимодействуют колледж и семья. Мы, преподаватели, хотим, чтобы родители не боялись кураторов, а считали их своими помощниками, доверяли им, были терпимы. Взаимодействие колледжа и семьи направлено на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.

Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

Подходы к воспитанию толерантности

Студенты, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, группы, колледжа, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. В своей работе я придерживаюсь принципов, которые помогают мне построить процесс взаимодействия со студентами и их родителями лучше.

Принцип целенаправленности

Формирование данного качества, возможно только при осознании студентом того, зачем ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и студента является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Принцип культуросообразности

Формирование в студенте умение строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Необходимо ориентироваться на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении студента с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Необходимо возлагать ответственность за свое поведение на студентов.

Принцип уважительного отношения к личности

Независимо от позиции студента, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Уважая и принимая позицию и мнение студента, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.

Принцип опоры на положительное в студенте

Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в студенте саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. Куратору и преподавателям необходимо создавать ситуации успеха.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной

среды. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Принцип диалогичности и сотрудничества

Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: студент-студент, студент-преподаватель, студент-преподаватель-среда, студент-преподаватель-культура.

Принцип воспитывающей рефлексии

Необходимо создавать условия для рефлексии студентам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. Надо побуждать студентов к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.

Таким образом, учитывая все принципы толерантности, я организую воспитательную работу, добиваясь при этом нужных результатов.

Классные часы и коллективно-творческие дела воспитывают терпимость по отношению к людям, позволяют студентам успешно адаптироваться не только к жизни в колледже, но и за ее пределами.

Учитывая возрастные особенности своих студентов при проведении коллективных дел, помогаю каждому студенту наиболее полно раскрыться, рассказать однокурсникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о других. Поскольку для студентов моих групп очень важно признание и одобрение со стороны взрослых, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у студента в семье. Стараюсь помочь каждому студенту осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого однокурсника, воспитывать в них уважение к себе, сверстникам и старшим.

Большое значение имеют и отношения с однокурсниками, а следовательно и возможности для использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Здесь необходимо внушить студентам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется группой. Идет формирование и развитие чувства сплоченности группы, разделение труда при выполнении заданий, умение считаться с общественным мнением.

В группах учатся студенты разных национальностей. Поэтому я обращаю внимание на формирование толерантных отношений между студентами, развиваю желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формирую стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.

Для студента важно и то, как его оценивают сверстники и студенты других групп. И получить одобрение со стороны сверстников приводит некоторых из них к конфликтным ситуациям в группе. Поэтому моей целью является формирование умения правильно вести себя вовремя конфликта, завершать его справедливо и без насилия. А для этого необходимо создавать условия для формирования в группе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.

В моих группах создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Осуществляется совместная организация и подведение итогов деятельности, распределение ролей и функций между студентами. Создаются ситуации свободного выбора студентами видов, способов деятельности. Каждый из них может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести вклад в общее дело.

Вместе со студентами мы готовили и проводили мероприятия:

  • классные часы на тему: «Терроризм - угроза обществу», «Здоровое питание», «Скажи наркотикам - нет!»,

  • принимали участие в проведении мероприятий: «Посвящение в студенты», «День учителя», «Новогодний концерт», «День города», «Встреча Олимпийского огня», «8 Марта», в митинге в поддержку русскоязычного населения Украины;

  • приняли участие в конкурсах: «История Пензенского края», где 012 группа заняла 1 место, а 015 - 2 место; ко Дню студентов прошел конкурс на лучшую пару, в котором пары (а их было 2) 012 группы заняли 2 и 3 места;

  • принимаем участие в конкурсе плакатов ко всем праздникам, занимая при этом призовые места;

  • приняли участие в региональных конкурсах с созданием презентаций на темы «Новый год на моей малой Родине» и «Курить не модно. Модно не курить»;

  • активно принимают участие в районных акциях по благоустройству города;

  • являются активными участниками молодежной ассоциации Ленинского

района «Молодежная лига»

Студенты моих групп пробовали свои силы в предметных олимпиадах всероссийского уровня, где занимали призовые места, принимали участие в НПК в колледже (Плюснина Александра), занявшая 2 место. награждена

В конкурсе художественной самодеятельности «Таланты среди нас» группа 012 заняла 1 место, а группа 015 завоевала гран-при.

За данный период группы побывали на спектаклях: 2 раза в ТЮЗе и 3 раза в драмтеатре.

Все студенты моих групп, без исключения, принимали участие в подготовке и проведении вышеназванных мероприятий. Ни один из них не остался наблюдателем.

Я, думаю, что моя работа станет примером в использования мною методов и поможет вам так, как помогает мне в организации воспитательного процесса.









Библиографический список

  1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.

  2. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.

  3. Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.

  4. Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.

  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24

  6. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.

  7. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.


© 2010-2022