В помощь классному руководителю

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка 1. Должностные обязанности классного руководителя

организация учебно-воспитательного процесса в классе:

  • регулярно контролирует посещаемость учебных занятий ученика­

  • ми своего класса (ведет учет про пусков в классном журнале, каж­дый пропуск урока должен иметь оправдательный документ);

  • проводит работу с учителями-предметниками, направленную на улучшение качества успеваемости учащихся (анализирует текущие оценки, регулярно проверяет наличие выставленных в журнал оце­нок в дневнике ученика;

  • анализирует итоговые оценки и сообща­ет их родителям, ученика или лицам, их заменяющим);

  • контролирует дисциплину учащихся класса, не оставляет без вни­мания нарушения дисциплины учеником на уроке и во внеуроч­ной деятепьности;

  • следит за внешним видом учащихся класса.

1.Организация внеурочной воспитательной работы с классным коллективом:

  • изучает личные дела учащихся, состояние здоровья, семейную си­ туацию;

  • планирует совместную деятельность учащихся класса;

  • проводит обязательные внеклассные мероприятия: классные часы,

  • часы общения , информационные часы;

  • осуществляет в классе необходимую педагогическую диагностику и привлекает к этой работе психолога школы;

  • формирует вместе с учащимися совет дел класса;

  • помогает учащимся выбрать актив класса;

  • помогает в организации коллективных творческих дел;

  • организует походы, экскурсии в музеи и театры, посещение выставок;

  • организует воспитательную работу в классе согласно требованиям годового плана школы и плана воспитательной работы в классе;

  • привлекает к осуществлению процесса воспитания учащихся об­щественные и молодежные организации.

2. Организация общественно полезного труда учащихся:

  • организует дежурство учащихся в классе и школе;

  • организует дежурство учащихся в школьной столовой;

  • организует участие учащихся в производственной практике;

  • контролирует выполнение учащимися требований практики;

  • организует уборку кабинета, выполнение учащимися требований санитарно-гигиенического режима школы;

  • организует общественно полезный труд учащихся (уборку объек­тов школы и пришкольного участка).

3. Организация сотрудничества с родителями учащихся:

  • собирает сведения и заполняет страницу сведений о родителях в классном журнале;

  • ставит родителей в известность о промежуточных и итоговых результатах учебной деятельности ученика;

  • проводит выборы родительского комитета класса и выборы пред­ставителей родительского коллектива класса в состав попечительского совета школы;

  • принимает активное участие в судьбе ребенка в трудных жизненных ситуациях;

  • привлекает общественные организации к решению судьбы ребенка в трудных жизненных ситуациях;

  • требует от родителей осуществления своих родительских обязан­ностей - контроля успеваемости ребенка (через дневники), соблю­дения ребенком санитарно-гигиенических навыков;

  • посещения учебного заведения;

  • ведет индивидуальные собеседования с родителями, консультации;

  • проводит родительские собрания.

4. Организация изучения социальных условий учащихся:

  • изучает жилищно-бытовые условия ученика;

  • посещает ученика на дому (в случае необходимости);

  • готовит необходимые документы для оказания материальной помощи ученику (в случае необходимости); .

  • помогает ученику отстаивать свои права собственности (в случае необходимости).

5. Организация работы документацией:

  • изучает и оформляет личные дела;

  • оформляет классный журнал;

  • готовит отчеты по успеваемости за четверть и за год;

  • составляет планирование организации воспитательного процесса в классе.

б. Организация повышения уровня профессионального мастерства:

  • участвует в работе методического объединения классных руково­дителей;

  • участвует в курсах повышения квалификации по воспитательной работе; .

  • изучает методическую и специальную литературу;

  • делится опытом с коллегами по организации своей деятельности.


Памятка 2. Документация классного руководителя

1. Расписание уроков и звонков своего класса.

2. Расписание кружков, секций, факультативов, стимулирующих и поддерживающих часов. .

3. Расписание занятий учащихся в кружках и секциях вне школы.

4. Правила организации учебно-воспитательного процесса в школе.

5. Устав учебного заведения.

б. Инструктажи учащихся по ТБ и ОБЖ.

7. Информация по посещаемости, питанию, проверке дневников,

материалы справок проверки дневников администрацией.

8. Психолого-педагогическая характеристика класса.

9. Лист здоровья учащихся (динамика здоровья учащихся класса по годам) .

10. Общие сведения об учащихся класса.

11. Социальный паспорт класса.

12. Актив учащихся класса.

13. Актив родителей класса.

'14. Занятость учащихся, выполнение ими общественных поручений.

15. Интересы и увлечения учащихся.

1б. Таблица успеваемости учащихся по предметам, учебный и соци­альный рейтинг учащихся класса, динамика учебных достижений учащихся. .

17. индивидуальная работа с учащимися (проблемные дети, учет пропуска занятий и т.п.).

18.Сведения о родителях, анализ посещения родителями школы (родительские собрания и индивидуально).

19. Планирование работы с классом на год, четверть, на неделю.

20. Картотека форм и сценариев воспитательной работы.

21. Психолого-педагогические исследования в классе.

Памятка 3. Паспорт физического здоровья и отношения

к своему здоровью учащихся класса и школы

Каждый ученик описывается по следующим параметрам:

  • рост;

  • вес;

  • физическое развитие;

  • группа здоровья;

  • группа для занятий физкультурой в школе;

  • зрение; .

  • слух;

  • опорно-двигательная система;

  • заболевания внутренних органов;

  • диагноз;

  • пропуски занятий по болезни;

  • отношение к своему здоровью;

  • формы занятий собственным оздоровлением (клубы, центры, кружки, секции);

  • отношение семьи к занятиям ребенка физкультурой и спортом.

Памятка 4. Паспорт социального здоровья учащихся

Изучение социального здоровья учащихся должно идти по следующим направлениям:

  • уровень тревожности учащихся школы (по Филлипсу);

  • работоспособность учащихся на уроке и дома, биоритмы учащихся («жаворонки», «совы», «голуби»);

  • особенности темперамента учащихся (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник, смешанный);

  • особенности восприятия учащихся (аудиал, визуал, кинестетик);

  • социальный статус ученика в классе (звезда, предпочитаемый, от­вергаемый, изолированный); ,

степень развития социальной активности учащегося в школе (вы­сокая, низкая, средняя);

участие учащегося в жизни класса и школы, согласно социального паспорта.

Памятка 5. Личная карточка развития ученика

Ф.И.О.

Месяц и год рождения

Класс

Параметры оценки учителями личных умений ученика (высокий уровень, средний, низкий):

  • умение правильно и быстро писать;

  • умение осмысленно, бегло, выразительно читать;

  • умение правильно, аргументировано и осмысленно говорить;

  • умение доказывать, опровергать, делать выводы;

  • умение работать с информацией;

  • степень овладения компьютером;

  • мыслительная деятельность;

  • умственная работоспособность;

  • обязательность в выполнении домашних заданий;

  • коммуникативная культура;

  • осознание необходимости интенсивной учебной работы для будущего становления;

  • профессиональная направленность.


Памятка 6. Характеристика лидера. Параметры. Характеристика параметров

Качества личности

  • Порядочность, чувство собственного достоинства, инициативность,

  • ответственность, открытость, самостоятельность в принятии решений, умение вести за собой, быть убедительным.

Культура поведения

  • Культура речи, тактичность, соблюдение норм этикета, внешняя и внутренняя культура, толерантность и сдержанность.

Интеллектуальное развитие

  • Кругозор, интерес к информации, стремление к самообразованию, уме­ние применять свои знания на практике, глубина и широта мышления.

Отношение к труду

  • Предприимчивость, креативность, добросовестность, старательность. Отношение к окружающим людям

  • Гуманность, доброжелательность, уважение прав и свобод человека,

бескорыстность, умение жить и работать в коллективе.

Мировоззрение

  • Стремление к пониманию смысла жизни, наличие жизненных ценностей и идеалов, патриотизм, понимание и принятие прав человека, понимание своей роли в коллективе.

Самооценка

  • Самоконтроль в поступках и поведении:, стремление к саморазвитию и

самовоспитанию, критичность мышления, способность к саморазвитию.

План изучения общей характеристики семьи школьника

  1. Состав семьи.

  2. Образование родителей.

  3. Профессия родителей,

  4. Участие в общественной жизни.

  5. Отношение родителей к жизни, учебе детей,

  6. Любят ли родители посещать школу?

  7. Имеется ли дома библиотека?

  8. Что читают родители, дети? Обмениваются ли мнением о прочитан­ном?

  9. Какие телевизионные и радиопередачи предпочитают смотреть вме­сте?

10.Как часто бывают дома друзья, знакомые?

] 1.Как проводят вместе свободное время?

12.Какие газеты и журналы выписываются для семьи?

13.Читают ли родители статьи, журналы по педагогической тематике?

План изучения личности школьника

  1. Как проявляет себя ваш ребенок в отношениях с разными людьми родителями, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом, товарищами, со старшими)?

  2. Какие качества в характере вашего ребенка вы считаете положительными и какие - отрицательными?

  3. Как относится ваш ребенок к трудовым поручениям?

  4. Расскажите о добрых поступках вашего ребенка.

  5. Как он относится к общественным поручениям?

  6. Какие трудности возникают у него в процессе учебной деятельности?

  7. Чем интересуется и как проводит ребенок свободное время?

  8. Где чаще всего бывает ваш ребенок в свободное время? (театр, кружок, кино, парк, походы в природу, никуда не ходит).

  9. Ваши сомнения, тревоги в отношении ребенка,

10.С кем дружит ваш ребенок? Как часто бывают его друзья у вас дома?

План изучения интересов школьника

  1. Чем в настоящее время ваш ребенок интересуется больше всего (рисование, шитье, моделирование, чтение книг, изучение жизни растений, животных и др.)?

  2. Чем раньше интересовался ваш ребенок?

  3. Как часто менялись его интересы?

  4. Посещает ли он кружки в школе, внешкольных учреждениях или других местах?

  5. Что вы сами предпринимаете для того, чтобы закрепить этот инте­рес у своего ребенка?

План изучения деятельности школьника в семье

1.Имеет ли школьник постоянное рабочее место? Где хранит учебные принадлежности, в каком состоянии они находятся?

2.Приспособлен ли стол к его росту? С какой стороны падает свет? Как он сидит за столом?

3.В какое время школьник готовит уроки? Придерживается ли режима дня?

4.Созданы ли условия для приготовления уроков?

5.В какой последовательности он готовит уроки?

6.Какие учебные предметы даются трудно и почему?

7.Оказываете ли Вы помощь в организации учебной деятельности? В чем она проявляется?

8.Контролируете ли учебную деятельность детей?

9.Владеет ли ваш ребенок навыками и умениями учебной деятельности?

10.Обращаетесь ли вы за советом и помощью в школу?

План изучения организации трудовой деятельности школьника

  • В каких видах трудовой деятельности дома участвует ваш ребенок?

  • Какие постоянные поручения по дому он имеет?

  • Сколько времени в день занимает трудовая деятельность ребенка в семье?

  • Как поставлено самообслуживание в семье?

  • Следит ли за чистотой своей одежды и вещей школьник?

  • Как контролируете вы его трудовые дела?

  • Как ученик выполняет трудовые дела (с готовностью, без энтузиазма, не выполняет)?

  • Какую помощь оказываете вы в организации трудовой деятельности школьника?

  • Учите ли ребенка приемам выполнения трудовых операций и работы в целом?

  • План изучения сложившихся взаимоотношении в семье

  • Как часто бывают в семье конфликты между родителями, детьми и родителями, между детьми? Каковы

  • их причины?

  • Какие взаимоотношения сложились в педагогическом процессе семьи между вами и детьми?

  • заботливо-доброжелательные, раздражительные, безразличные).

  • Проявляете ли вы интерес к жизни своих, детей?

  • Осуществляется ли в семье взаимопомощь? Можете ли вы привести примеры?

  • Знают ли дети о работе родителей, их друзей?

  • Как часто бывают в вашем доме друзья детей?

  • В каких совместных делах участвуют члены семейного коллектива?

  • Сколько времени (приблизительно) в день, в неделю вы проводите в общении с ребенком?

  • Как вы проводите свой, досуг? Участвуют ли в нем ваши дети?

План изучения общей характеристики семьи школьника

  1. Состав семьи.

  2. Образование родителей.

  3. Профессия родителей,

  4. Участие в общественной жизни.

  5. Отношение родителей к жизни, учебе детей,

  6. Любят ли родители посещать школу?

  7. Имеется ли дома библиотека?

  8. Что читают родители, дети? Обмениваются ли мнением о прочитан­ном?

  9. Какие телевизионные и радиопередачи предпочитают смотреть вме­сте?

10.Как часто бывают дома друзья, знакомые?

] 1.Как проводят вместе свободное время?

12.Какие газеты и журналы выписываются для семьи?

13.Читают ли родители статьи, журналы по педагогической тематике?

План изучения личности школьника

  1. Как проявляет себя ваш ребенок в отношениях с разными людьми родителями, бабушкой, дедушкой, сестрой, братом, товарищами, со старшими)?

  2. Какие качества в характере вашего ребенка вы считаете положительными и какие - отрицательными?

  3. Как относится ваш ребенок к трудовым поручениям?

  4. Расскажите о добрых поступках вашего ребенка.

  5. Как он относится к общественным поручениям?

  6. Какие трудности возникают у него в процессе учебной деятельности?

  7. Чем интересуется и как проводит ребенок свободное время?

  8. Где чаще всего бывает ваш ребенок в свободное время? (театр, кружок, кино, парк, походы в природу, никуда не ходит).

  9. Ваши сомнения, тревоги в отношении ребенка,

10.С кем дружит ваш ребенок? Как часто бывают его друзья у вас дома?

План изучения интересов школьника

  1. Чем в настоящее время ваш ребенок интересуется больше всего (рисование, шитье, моделирование, чтение книг, изучение жизни растений, животных и др.)?

  2. Чем раньше интересовался ваш ребенок?

  3. Как часто менялись его интересы?

  4. Посещает ли он кружки в школе, внешкольных учреждениях или других местах?

  5. Что вы сами предпринимаете для того, чтобы закрепить этот инте­рес у своего ребенка?

План изучения деятельности школьника в семье

1.Имеет ли школьник постоянное рабочее место? Где хранит учебные принадлежности, в каком состоянии они находятся?

2.Приспособлен ли стол к его росту? С какой стороны падает свет? Как он сидит за столом?

3.В какое время школьник готовит уроки? Придерживается ли режима дня?

4.Созданы ли условия для приготовления уроков?

5.В какой последовательности он готовит уроки?

6.Какие учебные предметы даются трудно и почему?

7.Оказываете ли Вы помощь в организации учебной деятельности? В чем она проявляется?

8.Контролируете ли учебную деятельность детей?

9.Владеет ли ваш ребенок навыками и умениями учебной деятельности?

10.Обращаетесь ли вы за советом и помощью в школу?

План изучения организации трудовой деятельности школьника

  • В каких видах трудовой деятельности дома участвует ваш ребенок?

  • Какие постоянные поручения по дому он имеет?

  • Сколько времени в день занимает трудовая деятельность ребенка в семье?

  • Как поставлено самообслуживание в семье?

  • Следит ли за чистотой своей одежды и вещей школьник?

  • Как контролируете вы его трудовые дела?

  • Как ученик выполняет трудовые дела (с готовностью, без энтузиазма, не выполняет)?

  • Какую помощь оказываете вы в организации трудовой деятельности школьника?

  • Учите ли ребенка приемам выполнения трудовых операций и работы в целом?

  • План изучения сложившихся взаимоотношении в семье

  • Как часто бывают в семье конфликты между родителями, детьми и родителями, между детьми? Каковы

  • их причины?

  • Какие взаимоотношения сложились в педагогическом процессе семьи между вами и детьми?

  • заботливо-доброжелательные, раздражительные, безразличные).

  • Проявляете ли вы интерес к жизни своих, детей?

  • Осуществляется ли в семье взаимопомощь? Можете ли вы привести примеры?

  • Знают ли дети о работе родителей, их друзей?

  • Как часто бывают в вашем доме друзья детей?

  • В каких совместных делах участвуют члены семейного коллектива?

  • Сколько времени (приблизительно) в день, в неделю вы проводите в общении с ребенком?

  • Как вы проводите свой, досуг? Участвуют ли в нем ваши дети?


© 2010-2022