«Развитие школьного самоуправления в летнем оздоровительном лагере как средство формирования социальной активности школьника»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филоненко В.И.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»



«Развитие школьного самоуправления в летнем оздоровительном лагере как средство формирования социальной активности школьника»

Лето - это пора самых продолжительных каникул, это целая эпоха в жизни каждого ребенка. Школьники мечтают об интересном отдыхе, летних приключениях, встречах с новыми друзьями и задолго до окончания учебного года задумываются о том, где и как отдохнуть летом. Наиболее демократичным и доступным способом организации детского отдыха летом является поездка в летний оздоровительный лагерь.

Одним из приоритетных направлений работы лагеря является осуществление в процессе социализации последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности воспитанников, формирование у них способности оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Этому способствует развитие самоуправления в детском коллективе.

Развитие самоуправления в лагере позволяет создавать условия для социального становления учащихся посредством включения их в решение сложных проблем, взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. [1]

Технологии воспитания, используемые сегодня в школе значительной частью педагогов, крайне мало ориентированы на актуализацию личностных возможностей учащихся и формирование у них потребности и готовности к активной жизнедеятельности и самореализации. Как следствие, многие выпускники не способны к самостоятельному решению жизненных проблем, не готовы реализоваться личностно, профессионально, духовно, культурно. Таким образом, налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой личности, с одной стороны, и реально функционирующей воспитательной системой, технологически не обеспечивающей этот процесс, - с другой. Также следует отметить и несоответствие между потребностями личности в разнообразной жизнедеятельности и реальной школьной практикой, фактически ограничивающей деятельность школьника участием преимущественно в учебно-познавательной работе [2;3]

В летних лагерях, например, в форме бизнес-игры «Путь к успеху» формируются отношения и принципы демократии, существующие в современном обществе. Это способствует организации различных видов деятельности учащихся (учебной, научно-исследовательской, досуговой, спортивной, трудовой и др.) и обеспечивает развитие самостоятельности школьников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Комплексное сопровождение, включающее информационно познавательный, организационно-управленческий и кадрово-методический компоненты, обеспечивает оптимальную реализацию возможностей лагерного самоуправления в формировании социальной активности школьников. Осуществляемое на индивидуальном уровне педагогическое, медико-социальное сопровождение и сопровождение профессионального самоопределения обеспечивает осознание каждым учащимся своего места в системе летнего оздоровительного лагеря, его личностной самореализации и актуализации процесса социального самоопределения.

В летнем лагере должна быть создана обстановка, при которой каждый ребенок ощущает свою сопричастность к решению задач, стоящих перед коллективом. В этом плане важную роль должно играть участие воспитанников в управлении коллективом. Развитие самоуправления помогает почувствовать всю сложность социальных отношений, способствует формированию социальной активности, развитию лидерских качеств.

Детское самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей, поставленных в отряде, на смене.

Функции самоуправления детей в лагере.

  1. Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.

  2. Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.

  3. Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого - поиск новых, более эффективных путей решения задач.

Самоуправление развивается только тогда, когда воспитанники оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения созданной проблемы. Именно принятие решения является главным фактором для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, отрядная рефлексия позволяют подвести детей к новой цели совместной деятельности, при этом на каждом из следующих этапов они становятся более самостоятельными в определении цели, реализуемой впоследствии всем коллективом.

Степень участия школьников в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее. Например, говорите ребятам, что для интересной жизни в отряде вы предлагаете им разбиться на группы, которые будут помогать в отрядной работе. Говорите, что группы будут сменные, т.е. каждый воспитанник побывает во всех группах. Смену групп удобней всего проводить раз в три дня.

Перечисляете ребятам группы и их функции. Пускаете листочки по количеству групп с их названием и числом человек, которые могут туда записаться. Чтобы все работало, поместите списки в отрядный уголок. И первые 5-6 дней строго следите за выполнением функций, анализируйте их деятельность по окончании дня.

Советы вожатому по организации самоуправления в отряде:

  • Ответьте для себя на вопрос: чему вы хотите научить детей своего отряда в процессе организации самоуправления?

  • Какие полномочия вы можете и хотите передать детям отряда?

  • Определите, каковы возможности детей, исходя из их возрастных особенностей, психологической характеристики?

  • Определите, какая управленческая структура будет существовать в отряде, какие поручения нужно передать детям?

  • Спрогнозируйте цикличность чередования творческих поручений.

  • Претворите свои идеи в жизнь вместе с детьми.

По итогам каждой смены учащиеся с разным уровнем воспитанности учатся соизмерять свои индивидуальные привычки с нормами и правилами общественной жизни, обязательными для всех, а так же вырабатывают эти нормы и правила в сотрудничестве с другими на основе принципов демократии, осваивают на практике способы самоуправления; получают возможность искреннего, дружеского общения со взрослыми.

Благодаря взаимоотношениям с вожатыми, складывающимся в ходе успешной совместной жизнедеятельности, постоянного сотрудничества и взаимопомощи, воспитанники познают совершенно новый вид отношений со взрослыми, который многим отдохнувшим хочется продолжать и после окончания летней смены. В лагере они раскрывают собственные потенциальные возможности в различных видах деятельности и общения, завоевывают уважение сверстников и взрослых за добрые дела, которые успевают совершить за столь короткое время и приобретают новые интересы. Многие из них открывают для себя скрытые в них ранее не проявляющиеся качества лидера.

Говоря о школьном самоуправлении нельзя не упомянуть об идее необходимости совершения детьми нравственных поступков, усвоения воспитанниками человеческих ценностей, приобретения начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.

Педагогу надо непременно знать ребенка, уважать в нем человека и никогда не пользоваться антигуманными мерами воздействия.

Список литературы

  1. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/28/formirovanie-sotsialnoy-aktivnosti-mladshikh-shkolnikov

  2. Карпенко Светлана Ивановна. Ученическое самоуправление как средство формирования социальной активности школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ставрополь, 2005 198 c. РГБ ОД, 61:05-13/2200

  3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников»№ 6, 2007г

© 2010-2022