«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Сара́товский авиацио́нный заво́д (САЗ) — бывшее авиастроительное предприятие в Саратове, функционировавшее до 2011 года. Производило самолёты ОКБ Яковлева — легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолёты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, а также самолёты и вертолёты других КБ. В 1929 принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии соз...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«История развития военной техники»

Саратовская область

Екатериновский муниципальный район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с.Андреевка

Название работы: «От Як-1 до Як-42»



Автор: Демахин Артем,

обучающийся 10 класса

МКОУ СОШ с.Андреевка

Научный руководитель:

Жирнова Е.И.

учитель географии

МКОУ СОШ с.Андреевка





Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

1 История завода………………………………………………………………...4

1.1 Довоенный период и Великая Отечественная война…………..………….4

1.2 Вторая половина XX века………………………………………………….4

1.3 Постсоветское время………………………………………………………..5

2. Современность………………………………………………………………..6

3. Серийное производство………………………………………………………8

Список литературы……………………………………………………………..17







Введение

Сара́товский авиацио́нный заво́д (САЗ) - бывшее авиастроительное предприятие в Саратове, функционировавшее до 2011 года. Производило самолёты ОКБ Яковлева - легендарные истребители Великой Отечественной Войны Як-1 и Як-3, пассажирские Як-40, Як-42, палубные самолёты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) Як-38, а также самолёты и вертолёты других КБ.

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»





1.История завода

1.1.Довоенный период и Великая Отечественная война

В 1929 принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. На базе этого производства и был впоследствии создан авиазавод. Официально годом рождения Саратовского завода комбайнов, а затем Саратовского авиационного завода считается 1931 год.

За первые шесть лет напряженного труда коллектив завода внёс большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства в Поволжье, Сибири и на Дальнем Востоке, выпустив более 39000 единиц хлебоуборочной техники. В связи с угрозой военного нападения на СССР в 1937 Саратовский завод комбайнов был переориентирован на производство авиационной техники.

28 октября 1938 с аэродрома завода взлетел первый самолёт - скоростной разведчик Р-10, обладавший солидной по тем временам для самолётов своего класса скоростью в 370 км/ч.

В июле 1939 совершил испытательный полет истребитель И-28 конструкции В. П. Яценко. Это была первая в СССР машина с двигателем воздушного охлаждения, которая на высоте 5000 метров показала скорость 576 км/час.

В июне 1940 заводу было поручено в трехмесячный срок освоить серийный выпуск созданного молодым авиаконструктором А. С. Яковлевым истребителя Як-1. В октябре 1940 первые три самолёта Як поднялись в воздух.

С началом Великой Отечественной войны саратовские авиастроители трудились в напряженном режиме, поставляя на фронт истребители. В 1943 немецкие бомбардировщики в ходе ночного налета разрушили 70 % производственных площадей. Коллектив завода продолжил работу под открытым небом. Одновременно с этим восстанавливались корпуса, шла реконструкция, создавались поточно-конвейерные линии, и после 80 суток напряженного труда выпуск самолётов достиг прежнего уровня. Всего за время войны завод выпустил свыше 13 тысяч истребителей Як-1 и Як-3.

1.2. Вторая половина XX века

После войны сотрудничество Саратовского авиазавода и ОКБ Яковлева продолжилось. 19 апреля 1946 был испытан первый учебно-тренировочный самолёт Як-11.30 апреля 1949 завод испытал первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина Ла-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолёта - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении.

28 мая 1952 года вертолёт Ми-4 конструкции КБ Михаила Миля прошёл контрольные заводские испытания, а с декабря того же года завод приступил к серийному производству этого вертолёта. Ми-4 широко использовался в народном хозяйстве СССР в качестве пассажирского, санитарного, для тушения лесных пожаров, для работы в Арктике и Антарктике. На Ми-4 установлено 7 мировых рекордов. На всемирной выставке в Брюсселе этот вертолёт был награждён золотой медалью.

С 1967 предприятие начало выпускать пассажирский самолёт Як-40, а с 1978 - Як-42 (совместно с Смоленским авиазаводом). За период 1967-1981 было выпущено 1011 самолётов Як-40, 115 из них поставлены в 19 стран мира. В конце 1970-х завод производил ежегодно около 100 самолётов Як-40, в начале 1980-х - более 15-ти Як-42. Всего по состоянию на 2003 заводом выпущено 172 самолёта Як-42 и Як-42Д. В период с 1974 по 1989 гг. завод выпустил более 200 штурмовиков корабельного базирования Як-38 (первый в СССР серийный СВВП - самолёт вертикального взлёта и посадки).

1.3. Постсоветское время

С 1990-х завод находится в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолёт Як-42Д был поставлен заказчику в 2003 году. Затем авиационное производство было фактически остановлено, завод занимался в основном ремонтом и техническим обслуживанием ранее произведенной авиатехники, выпуском запчастей, ремонтом агрегатов.

Руководство Саратовского авиационного завода предпринимало попытки найти за рубежом инвесторов для реализации проекта многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП», что увенчалось частичным успехом в в январе 2000 года: директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны были пройти испытания ЭКИПа. Предложение директора завода Александр Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 году в США в штате Мэриленд.

По состоянию на 2007 год часть площадей завода была распродана, цеха пустуют, нет оборудования и специалистов. У предприятия был большой долг, его руководитель обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт (завод безуспешно пытался заработать на ремонте старых самолётов).

2. Современность

В 2007 году была введена процедура банкротства. Долг ЗАО «САЗ», который составлял около 400 млн. руб. перед ООО «Газкомплектимпэкс» ДО РАО «Газпром», выкупило ООО «Монолит-С». При этом рыночная стоимость земельного участка (территория завода и аэродрома) составляет ориентировочно более 8 миллиардов руб., не считая стоимости сооружений и оборудования, материалов, доходов от производственной деятельности. Сменилось руководство завода: вместо Ермишина А. В. генеральным директором был назначен Фомин О. В.

В первый год, с приходом нового руководства, были погашены долги по зарплате перед персоналом, частично восстановлена инфраструктура предприятия. Завод получил ряд заказов на ремонт и обслуживание авиатехники. Было принято решение об "оптимизации" площади заводской территории. В 2009-2011 годах территория завода вместе с корпусами и оборудованием была распродана. На участке в 24 га по состоянию на 2012 год находится котлован для возведения магазина ИКЕА, который купил его за сумму около 900 млн. руб.. Причем, поступивших от ИКЕА денег и доходов от основной деятельности, при желании руководства хватило бы для погашения долгов и прекращения процедуры банкротства. Но этого не было сделано. Наоборот, были снесены заводские корпуса, центральная проходная завода, склады, распродано или сдано в металлолом оборудование. Фюзеляжи недостроенных самолётов порезаны и сданы в металлолом. В сборочном цехе стоит арестованный налоговой инспекцией Як-42Д. Аппарат ЭКИП продан в музей. В сборочном цехе № 14 проводятся дискотеки - пляски на костях завода.

В 2010 году завод практически прекратил своё существование, возобновлена процедура банкротства. От некогда 30-тысячного коллектива осталось около 200 человек. Аэродром «Саратов-Южный» закрыт, его территория выставлена на продажу. Разобраны практически все ангары и взлетная полоса, практически убрана охрана, вследствие чего разграблено практически все заводское имущество.

Уникальные документы, фотографии и видеоархив исчезают в полуразрушенных зданиях.

В 2011 году разрушение завода вошло в финальную фазу.

Это первый случай в истории советской и российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т. д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).

Новым руководством был разрушен мемориальный комплекс Памяти жертв Великой Отечественной войны. Народный музей Саратовского авиацинного завода также прекратил свое существование. Музейные экспонаты и два знамени ГКО переданы в музей Технического университета г. Саратова. Ордена завода и Знамя Саратовского авиационного завода (только усилиями саратовской полиции) изъяты у лиц обанкротивших завод и переданы в краеведческий музей Саратовской области.

13 августа 2012 года по решению арбитражного суда Саратовский авиационный завод прекратил свое существование, как юридическое лицо и был исключен из государственного реестра предприятий.









3.Серийное производство

Р-10

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Р-10 (ХАИ-5) - советский многоцелевой одномоторный самолет - разведчик, легкий бомбардировщик и штурмовик созданный в Харьковском авиационном институте под руководством И. Г. Немана в 1936 году, после его ареста в 1938 годе доводкой машины занимался А. А. Дубровин. С 1936 по 1940 год в большой серии - выпущено 493 машины. Выпускался в Харькове и Саратове (с 1937)- где для его серийного выпуска был задействован завод сельскохозяйственного машиностроения «Саркомбайн» ставший с этого времени авиазаводом. Принимал участие во всех вооруженных операциях РККА конца 30-х начала 40-х годов начиная с Бои на Халхин-Голе летом 1939. В 1940 его сменил в производстве Су-2. До 60 Р-10 было передано в Аэрофлот, где эксплуатировалось под маркой ПС-5. Принимал участие в Великой Отечественной войне до 1944 года (со второй половины в большей степени как учебный).

Як-1

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-1 - советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Первый боевой самолёт, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева как опытный истребитель И-26. После завершения Государственных испытаний был принят в серийное производство под маркой Як-1. Производился с 1940 по 1944 год; всего было построено 8734 самолётов всех модификаций.

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-3

Як-3 - советский одномоторный самолёт-истребитель. Самолёт Як-3 создал в 1943 году коллектив, возглавляемый А. С. Яковлевым, развивая уже оправдавший себя в боях истребитель Як-1М. От своего предшественника Як-3 отличался меньшим крылом (его площадь 14,85 квадратных метров вместо 17,15) при тех же размерах фюзеляжа и рядом аэродинамических и конструктивных улучшений. Маслорадиатор, располагавшийся ранее под двигателем ВК-105ПФ2, был перенесён в крыло, а его воздухозаборник был упразднён и заменён входными отверстиями в носке крыла. Вес пустого Як-3 был всего 2105 кг, взлетный - 2650 кг.Это был один из самых лёгких истребителей в мире первой половины сороковых годов. Высокая скорость (более 650 км/час с двигателем ВК-105ПФ2 и 720-740 км/час с двигателями ВК-107 и ВК-108), отличная скороподъемность (время набора 5 тыс. м - 4,1 мин, хороший потолок (11 800 м) и маневренность, простота в пилотировании сделали Як-3 любимым самолетом летчиков-истребителей. В конструкции Як-3 был воплощен опыт коллектива, уже создавшего ряд отличных боевых машин, и советы летчиков, которые на них воевали, достижения промышленности, которая дала конструкторам материалы, позволившие спроектировать машину с нагрузкой на крыло, близкой к 200 кг/м2. В заключении НИИ ВВС отмечалось, что Як-3 с двигателем ВК-107А "...по основным летно-техническим данным в диапазоне высот от земли до практического потолка является лучшим из известных отечественных и иностранных истребителей". Заводы построили 4848 самолетов Як-3.

Як-11

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-11 (по классификации НАТО - Moose) - советский учебно-тренировочный истребитель.Использовался странами социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. Самолет в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости.Опытный образец двухместного усовершенствованного учебно-тренировочного самолета Як-11 совершил первый полет в 1945 г. и был известен первоначально как Як-3УТИ. Затем были продолжены испытания со звездообразным двигателем АШ-21, и в октябре 1946 г. появился опытный образец, получивший обозначение Як-11.

Ла-15

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Ла-15 (Fantail по классификации НАТО, первоначально '"Type 21'") - советский реактивный истребитель. Создан ОКБ-301 под руководством С.А.Лавочкина. Первый полёт прототипа «174» выполнен в январе 1948 года. Выпущено 235 серийных машин, находившихся на вооружении ВВС и ПВО с 1949 по 1954 год.





Ми-4

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»





Ми-4 (по классификации НАТО: Hound) - советский многоцелевой вертолёт, разработанный в ОКБ Миля в начале 1950-х годов.

Был первым военно-транспортным вертолётом вооруженных сил СССР. Имел такую же компоновку как у американского Sikorsky S-55, но превосходил его по грузоподъемности более чем в два раза. Просторная грузовая кабина вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников[3]. Ми-4 стал первым советским вертолётом, оснащенный грузовым люком в задней части с откидными створками и опускающимся трапом.

В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора[3].

Harbin Z-5, китайская лиценизионная копия Ми-4, до сих пор стоит на вооружении вооруженных сил КНДР[4].

Як-40

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-40 (по кодификации НАТО: Codling - «Мелкая треска») - пассажирский самолёт для местных авиалиний, разработанный в СССР в 1960-е годы.

Постановление Совета Министров СССР о создании самолёта для замены Ил-12 и Ил-14 вышло в 1960 году. Проект Як-40 был разработан в ОКБ Яковлева в 1964 году. Он стал первым в мире реактивным самолётом для местных авиалиний. Опытный образец был построен в 1965 году, лётные испытания начались в 1966 году: 21 октября состоялся первый полёт «Як-40» с тремя ТРДД АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Уже в 1967 самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове.

Самолёты первых выпусков имели 24 пассажирских места. Некоторое время самолёт выпускался с взлётной массой 14,7 т и числом мест 27. Дальность полёта составляла 710 км (с резервами топлива). Позднее приступили к выпуску улучшенного варианта с взлётной массой 16,1 т и числом мест 32. На этой модификации удалось увеличить дальность полёта. Схема с прямым крылом и кормовой установкой трёх двигателей, средний из которых оснащён реверсивным устройством. Возможен горизонтальный полёт с одним из трёх двигателей.

На середину 1972 года самолёты Як-40 налетали более 150 миллионов километров и перевезли около 7 миллионов пассажиров.

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Летающая лаборатория на базе Як-40, предназначенная для испытаний двигателя M602 для L-610

Серийное производство самолета было прекращено в 1981 году, а первое массовое списание лайнеров состоялось в конце 1980-х годов. В 1990-е годы сложности с приобретением новой техники и сравнительно низкие цены на авиационное топливо сделали Як-40 востребованным самолетом, многие из них в эти годы использовались в качестве корпоративного и VIP транспорта. В 1992 году на Смоленском авиационном заводе была организована доработка самолётов Як-40 в вариант Як-40Д с увеличенным объёмом топливных баков (6 т), а в 1996 - доработка самолётов Як-40 в административный вариант (установка радиооборудования для полётов по международным линиям, оборудование салона бизнес-класса, наружная окраска полиуретановыми эмалями). По мере старения авиапарка, роста цен на топливо, появления на рынке более экономичных и современных конкурентов, а также стремительного свертывания региональных авиаперевозок самолеты типа Як-40 стали все реже появляться в небе, а с начала 2000-х годов начинается их массовое списание и вывод из эксплуатации.



Як-38

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-38 (внутреннее обозначение: изделие ВМ, заводское обозначение: изделие 86, по кодификации НАТО: Forger-A - рус. поддельщик) - советский палубный штурмовик, первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки. При его постройке использовались данные, полученные при разработке и испытаниях опытного самолёта Як-36. Самолёт был оснащён одним подъёмно-маршевым двигателем Р-28 и двумя подъёмными двигателями РД-38, расположенными за кабиной пилота. Также на нём была установлена уникальная система автоматического катапультирования лётчика при аварийных ситуациях (в частности, отказе двигателей или струйного управления) на малых скоростях и режиме висения.

Всего был построен 231 самолёт Як-38 различных модификаций в 1974-1989 годах. Серийный выпуск машины осуществлялся на Саратовском авиазаводе. Самолёт базировался на авианесущих крейсерах проекта 1143 («Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку»).



Як-42

«История развития военной техники» - «От Як-1 до Як-42»

Як-42 (по кодификации НАТО: Clobber) - среднемагистральный трёхдвигательный пассажирский самолёт, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолёт выпускался Смоленским авиационным заводом (1977−1981) и Саратовским авиационным заводом (1978-2003).Разработка самолёта началась в середине семидесятых годов в связи с потребностью «Аэрофлота» в пассажирском самолёте средней дальности, который мог бы заменить самолёты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11°, а два других со стреловидностью 23°. Последний вариант и был выбран для серийных самолётов, получивших обозначение Як-42. Этот вариант имел также полностью стреловидное хвостовое оперение и спаренные колёса на каждой опоре шасси.Самолёт представляет собой цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем полумонококовой конструкции, тремя двухконтурными турбореактивными двигателями, убирающимся трёхопорным шасси, консольным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением с переставным стабилизатором. Первый опытный экземпляр самолёта был выпущен Смоленским авиазаводом в конце 1974 года и в 1975 году поступил на лётные испытания.В 1988 начато серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом - Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай, на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003-м году, но в цехах завода оставался ещё один экземпляр Як-42Д в стадии задела, остальные фюзеляжи порезаны на металлолом. Эксплуатационно-техническое сопровождение эксплуатирующихся самолётов Як-42Д практически прекращено, в связи с прекращением деятельности ЗАО «Саратовский авиационный завод». Несмотря на чуть более высокий удельный расход топлива по сравнению с зарубежными аналогами - Боинг-737 и Аэробус A319, Як-42 продолжает оставаться рентабельным самолётом для авиакомпаний, которые его эксплуатируют в настоящее время.

Список литературы:

1.И. С. Левин. «Грозные годы».

2.Иванов С. В. Як-1 // Война в воздухе.

3.Николай Якубович Истребители Лавочкина. Сломавшие хребет Люфтваффе. - М.: "Яуза", "Эксмо", 2008.

4.Симаков Б. Л. Самолёты страны советов. - М.: ДОСААФ, 1975.

ЭОР:

books.google.com/books?id=rAcxAQAAIAAJ

airwar.ru/enc/other/yak11.html

gametrailers.com

Википедия



© 2010-2022