Концепция воспитательной работы младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )

МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е

«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»

Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 2

678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 -26 -44,

e-mail: [email protected]


Концепция воспитательной работы младших школьников

Концепция

« Формирование толерантного сознания и поведения младших школьников»


классного руководителя

Светличной Татьяны

Владимировны


Г.Нерюнгри



Содержание

стр. 1.Основание для разработки Концепции « Формирование толерантного сознания и

поведения младших школьников»--------------------------------------------------------------- 3

  1. Актуальность. Основные идеи и взгляды концепции------------------------------------- 4-8

  2. Основные проблемы воспитательной работы--------------------------------------------------- 9

  3. Принципы воспитания и развития личности ребенка-------------------------------------- 10

  4. Модель выпускника школы 1 ступени------------------------------------------------------- 11-12

  5. Основные технологии воспитательной работы, формы работы------------------------- 13

  6. Программа воспитания в начальной школе --- 14


  1. Цели и задачи воспитательной работы-------------------------------------------- 14

  2. Приоритетные направления воспитательной работы с младшими
    Школьниками------------------------------------------------------------------------- 15

7.3. Содержание воспитательной работы по основным направлениям 16-25

8. Символы, ритуалы, традиции 26-27

9.Структура воспитательной системы класса----------------------------------------------- 28

10.Этапы реализации программы воспитания---------------------------------------------- 29

11 .Предполагаемые результаты---------------------------------------------------------------- 29

12.Критерии экспертизы Концепции--------------------------------------------------------- 30

13 .Критерии работы классного руководителя - 30

14. Литература------------------------------------------------------------------------------------- 30





Основание для разработки Концепции « Формирования толерантного сознания и поведения младших школьников»

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995 год),

  • «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
    гражданина России». Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - Москва "Просвещение" 200

  • Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года

  • Закон РФ «Об образовании»;

  • Закон РС (Я) «Об образовании»;

  • Закон РС (Я) «О правах ребенка»;

  • Закон РС (Я) «О профилактике безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)»

  • Закон РФ «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  • Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских
    общественных объединений»;

  • Президентская целевая программа «семья и дети Республики Саха (Якутия)»;

  • Доктрина здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия);

  • Концепция педагогического сопровождения поддержки обучающихся

Гимназии №2 Нерюнгринского района Республики Саха ((Якутия)

  • Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
    ступени начального образования Гимназии №2




Актуальность

Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах
сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки
могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В. А. Сухомлинский

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Для многонационального государства Российской Федерации толерантность как ценность приобретает особую значимость и актуальность. Могущество, сила нашего народа в его единстве. Воспитание толерантной личности основанной на нравственных ценностях и идеалах - это залог процветания Великой России.

Особую роль в воспитании гражданина Отечества имеет школа, как социальный институт она обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности

Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

За 15 лет моей работы классным руководителем в начальной школе у меня обучались дети разных национальностей: русские, саха, украинцы, татары, белорусы, буряты, поляки, литовцы, эвены, евреи, башкиры, азербайджанцы, осетины, чеченцы, ингуши, киргизы, казахи, немцы, молдаване, грузины. Я убедилась в необходимости толерантного воспитания, приобщении каждого ребенка к духовной, нравственной национальной культуре своего народа, культуре российского общества. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Она необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи, класса, общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Учитывая особенности нашего времени, кризисное состояние нравственности и духовности общества, негативное воздействие СМИ на личность ребенка, воспитательные проблемы моего класса, моя Концепция толерантного воспитания младших школьников ориентирована на воспитание толерантной личности ребенка, основанной на традиционных ценностях и идеалах:

  • Патриотизма;

  • Трудолюбия;

  • Доброты, душевной щедрости;

  • Честности;

  • Милосердия;

  • Благородства;

  • Отзывчивости;

  • Справедливости;

  • Великодушия;

  • Человечности.

В Концепции заложена идея создания воспитательного пространства Гимназии № 2, семьи, основанного на единстве подходов и взглядах в вопросах нравственного, духовного, толерантного воспитания личности ребенка.

В современных условиях воспитание невозможно без включения ребенка в деятельность, поэтому в Концепции представлена идея создания начального детского самоуправления, вовлечении каждого ребенка в разнообразные виды деятельности.




Основные идеи и взгляды Концепции «Формирование толерантного сознания и поведения младших школьников»

Формирование демократического государства, гражданского общества в России невозможно

без воспитания патриота, личности гражданина основанной на нравственных ценностях и идеалах многонационального народа.

В-Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения заложены основные идеи, подходы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Моя концепция составлена на основе этих идей, подходов, с учетом следующей системы фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

  • нация государственно-территориальная и политико-правовая общность,

существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;

  • национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной

властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

  • национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами

представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

  • формирование национальной идентичности формирование у личности

представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

  • патриотизм чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и

солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество,

малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

  • гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях,

от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно
выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные
органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к
которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а
также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью
защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над
властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество
обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание
которого является главной целью образования;

  • многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в

стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

  • толерантность (англ., - терпимость);

  • межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка

культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

  • социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и

жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

  • национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное

(идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,
политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;

  • базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные

нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

  • духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе

социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России процесс

усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Традиционные базовые нравственные ценности:

патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине

социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность служение Отечеству, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
    и младших;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии - представления о вере, духовности, толерантности

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
    выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа -родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное
    сотрудничество.

В Концепции заложена идея создания воспитательного пространства Гимназии № 2. семьи, основанного на единстве подходов и взглядах в вопросах нравственного, толерантного воспитания личности ребенка.


Основные проблемы воспитательной работы

1. .Негативное воздействие социума, СМИ, формирование «ложных» моделей
поведения основанной на подражании образцам поведения с позиции силы, ложная
модель принятия ценностей, уход от реального мира, ценностно-смысловое,
эмоциональное отчуждение, не знание традиций, культуры, обычаев своего народа, уход
от реального мира в мир виртуальный, конфликтность, невысокий уровень культуры
поведения, дезориентированность в ценностях жизни, дружбы, справедливости.

По данным анкетирования родителей, дети проводят за компьютером и у телевизора от 30 минут до 4 часов в день! (в среднем 2-2, 5 часа). Причем, родители не всегда контролируют, что смотрят и чем занимаются дети. Дети часто переносят в реальную жизнь то, что видят на экране. И это поведение не совпадает с общепринятыми нормами.

2. Постоянное изменение условий жизни семьи, изменение самой семьи, отсутствие семейных традиций, единства в подходах воспитания ребенка чрезмерная занятость родителей и эмоциональная отчужденности ребенка и родителей, в замкнутости, одиночестве ребенка.

В классе 26 семей. Из них 4 семьи неполных, дети проживают с мамами. 3 семьи, где ребенок воспитывается отчимом.

По данным анкетирования семьи, родители очень мало общаются с детьми- в среднем 1,5- 2 час. Мамы уделяют общению больше времени, чем папы. Папы уделяют общению с детьми около 30 минут в день, и то не всегда. У родителей разные взгляды на воспитание ребенка (как показало общение с родителями).

В нашем классе учатся дети 7 национальностей (русские, якуты, украинцы, татары, литовцы, евреи, башкиры). Только в 1 семье говорят на родном языке, в остальных семьях

говорят на русском языке.

3. Распространение в детской среде недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное
окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.

4. Гиподинамия, и как следствие, низкий уровень здоровья детей. Рост проблем
связанных с нравственным и психологическим здоровьем.


Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка

В своей воспитательной работе я руководствуюсь следующими принципами воспитания и развития личности детей:

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.

Аксиологический принцип. Отбор ценностей среди огромного количества (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе толерантного подхода, национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания.

Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.

Принцип диалогического общения. Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Содержанием педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Толерантное воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, пришкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.

Принцип сотрудничества - объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий, общая устремленность в будущее.



Требования ФГОС

Достижение требований

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?

Знает и с уважением относится к Государственным символам России.

Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.

Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.

Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.Модель выпускника школы 1 ступени.

Цели

Создание условий для становления, развития и воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Создавать условия воспитания толерантной личности ребенка начальной школы на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Основные задачи в работе с классным коллективом

  1. Создать ситуацию успеха в активной жизнедеятельности ребенка, его учебе и
    творчестве.

  2. Создавать условий для нравственного, интеллектуального, физического,
    психического развития и воспитания толерантной личности гражданина России.

  3. Сформировать благоприятный морально - психологический климат в классном
    коллективе, атмосферу защищённости ребёнка в детском коллективе, семье и самом себе.

4. Создать эффективную воспитательную систему класса основанную на сотрудничестве семьи и Гимназии.


Заповеди классного руководителя

Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!

(по Е.Н.Ильину)

  • Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он УЧИТСЯ НАХОДИТЬ
    ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ.

  • Если ребёнка поддерживают, он УЧИТСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ.

  • Если ребёнок растёт в честности, он УЧИТСЯ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.

  • Если ребёнок живёт в безопасности, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.

  • Если ребёнка подбадривают, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В СЕБЯ.

  • Если ребёнка хвалят, он УЧИТСЯ БЫТЬ БЛАЕОДАРНЫМ.

  • Если ребёнок растёт в терпимости, он УЧИТСЯ ПРИНИМАТЬ ДРУЕИХ.

  • Если ребёнка высмеивают, он СТАНОВИТСЯ ЗАМКНУТЫМ.

  • Если ребёнок растёт в упрёках, он УЧИТСЯ ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.

  • Если ребёнка постоянно критикуют, он УЧИТСЯ НЕНАВИДЕТЬ.

  • Если ребёнок живёт во вражде, он УЧИТСЯ АГРЕССИВНОСТИ.


Основные технологии в воспитательной работе

Личностно-ориентированная технология, ставящая в центр воспитательной работы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

Технология игровой деятельности, позволяющая сформировать мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры)

Технология организации воспитательной деятельности, основанной на коллективном творческом деле. «Гимназия школа гражданственности», «Гимназия школа духовности», «Гимназия-школа патриотизма», «Гимназия - школа творчества и знаний». Технология педагогической поддержки, которая включает педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.

Все технологии используются комплексно с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.

Формы работы

  • Нравственные, эвристические беседы;

  • Литературно- музыкальные композиции;

• Театрализованные представления;

  • Ролевые, подвижные игры;

  • Экскурсии в музей, на работу к родителям,

  • Походы, Дни здоровья;

  • Посещение Театра Кукол, кинотеатра «Октябрь», ЦКиД им. А.С. Пушкина;

  • Участие в различных школьных и городских конкурсах;

  • Акции, операции, сборы, праздники, игры, конкурсы, линейки Республика Детства.














Программа толерантного воспитания младших школьников

Основная тема воспитательной работы

  • 2008-2009 учебный год «Моя Гимназия, моя семья»

  • 2009-2010 учебный год «Салют, Победа!»

• 2010-2011 учебный год «Мой город Нерюнгри»

  • 2011-2012 учебный года «Год единения и дружбы »

  • 2012-2013 учебный год «Россия - Священная наша держава»

  • 2013-2014 учебный год «Якутия моя родная»
    Цели

Создание условий для становления, развития и воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Создавать условия воспитания толерантной личности ребенка начальной школы на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Основные задачи в работе с классным коллективом

  1. Создать ситуацию успеха в активной жизнедеятельности ребенка, его учебе и
    творчестве.

  2. Создавать условий для нравственного, интеллектуального, физического,
    психического развития и воспитания толерантной личности гражданина России.

  3. Сформировать благоприятный морально - психологический климат в классном
    коллективе, атмосферу защищённости ребёнка в детском коллективе, семье и самом себе.

4. Создать эффективную воспитательную систему класса основанную на сотрудничестве семьи и Гимназии.

Задачи толерантного развития и воспитания обучающихся представлены по приоритетным направлениям деятельности. В 1 классе я приступаю к формированию задач, во2-3 классах продолжаю работу по закреплению, в 4 классе завершаю их выполнение на уровне начальной школы.







Приоритетные направления воспитательной работы класса

  • Духовно-нравственное

  • Гражданско-патриотическое воспитание

  • Трудовое воспитание

  • Здоровье, спорт, здоровый образ жизни

  • Правовое и этическое воспитание

  • Экологическое воспитание

  • Эстетическое воспитание

  • Семья
























Задачи воспитательной работы по основным направлениям.

Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание

Классы

Воспитание гражданственности патриотизма. Уважение к правам, сводам и обязанностям человека:

1 класс

  • Формировать первое представление о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.

  • Воспитывать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  • Формировать первое представление о религиозной картине государства и мира, дать первоначальные представления о традиционных российских религиях, о вере, духовности, толерантности

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим

  • Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.

2 класс

  • Продолжить формирование представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.

  • Развивать интерес в изучении традиций, обычаев народов России, государственных, народных праздников. важнейших событий в жизни Росси, республики Саха(Я), г. Нерюнгри, народов Российской Федерации.

  • Воспитывать любовь к Гимназии, своему городу, родному краю.

  • Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию российского народа.

  • Воспитывать на примере Великих личностей, Светочей Российского государства.

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим

  • Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.

3 класс

  • Продолжить формирование представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.

  • Развивать интерес в изучении традиций, обычаев народов России, государственных, народных праздников. важнейших событий в жизни Росси, республики Саха(Я), г. Нерюнгри, народов Российской Федерации.

  • Воспитывать любовь к Гимназии, своему городу, родному краю.

  • Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию российского народа.

  • Воспитывать на примере Великих личностей, Светочей Российского государства, героев России, первостроителей горада Нерюнгри.

  • Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим

  • Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.

  • Мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города.

  • Развивать умения отвечать за свои поступки.

4 класс

  • Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.

  • Сформировать начальные представления о народах Росси, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.

  • Сформировать представление о религиозной картине государства и мира, дать первоначальные представления о традиционных российских религиях, о вере, духовности, толерантности

  • Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим

  • Сформировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.

Интеллектуальное развитие и воспитание

Класс

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

1класс

  • Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;

2класс

  • Развивать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

  • Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

3класс

  • Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • Сформировать первоначальные навыки коллективной работы и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

4класс

  • Сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • Сформировать элементарные представления о профессиях;

Правовое, этическое и эстетическое.

Класс

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

1класс

  • Формировать знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

  • Воспитывать уважительное отношение друг к другу, старшим, различение хороших и плохих поступков;

  • Воспитание ценностного отношение к прекрасному,

  • Формировать представлений об эстетических идеалах и ценностях многонационального народа

  • Формировать представление о душевной и физической красоте человека;

  • Развивать интерес к чтению, произведениям искусства российского народа, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.

2класс

  • Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  • Формировать установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

3класс

  • Формировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

4класс

  • Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  • Сформировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Экология здоровья , ЗОЖ

Класс

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

1класс

  • Формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • Воспитывать отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

  • Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

  • воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде развивают бережное отношение к природе, элементарный природоохранительной деятельности

2класс

  • Формировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

  • Воспитывать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

3класс

  • Воспитывать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

  • Развивать знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

4класс

  • Сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • Сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллективе;

  • Сформировать ценностное отношение к природе, окружающей среде развивают бережное отношение к природе, элементарный природоохранительной деятельности























Основные направления и содержание толерантного развития и

воспитания обучающихся.

Направления

Содержание

Мероприятия

Формы работы

1.Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, толерантность, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республике Саха (Я), городе Нерюнгри;

стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи;

любовь к гимназии, своему городу, народу, России;

уважение к защитникам Родины;

умение отвечать за свои поступки;

негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей

КТД «Гимназия - школа гражданственности»

КТД «Гимназия - школа патриотизма»

Часы общения: «Государственные символы и ритуалы Российской Федерации», «Конституция РФ», «Сыны Отечества Российского», «Герои моей России, моей Республики, моего г. Нерюнгри»

  • Праздник Суверенитета Республики Саха;

  • Государственный праздник моей страны;

  • Защитники Отечества Российского;

  • Равнение на папу;

  • Рыцарский турнир;

  • Пехотинцы, моряки, танкисты;

Поисковая операция: «По страницам героической истории моего народа», «тропы мужества»;

Конкурсы творчества, выставки лучших детских работ. Организация работы палаты «Патриот»

Поисковые операции

Светочи земли Российской

Святые места России

Герои Отечества

Первостроители города

Беседы, чтение книг, изучение предметов, преду­смотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;

в процессе экскурсий, путешествий по историческим и па­мятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и ва­риативных учебных дисциплин;

сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;

посильное участие в социальных проек­тах,

проведение бесед о подвигах Рос­сийской армии, защитниках Отечества, подготовке и прове­дении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;

встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

2.Правовое, этическое, воспитание

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

различение хороших и плохих поступков;

представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;

знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;

стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Часы общения, беседы с соц. педагогом, психологом с работниками правоохранительных органов:

  • Правила поведения учащихся;

  • Мои права и обязанности;

  • Кодекс чести гимназиста;

  • Культура поведения;

  • Золотое правило гимназиста;

  • Я и друзья;

  • Вредные привычки ребенка;

  • Сквернословие и хулиганство;

  • Граница шалости ребенка;

  • Закон и дети;

  • Операция «Милосердие»;

  • Акция: «Я - гражданин Росси»;

  • Религии моей страны

  • Обсуждение вопросов этики. Организация работы палаты «Право и порядок».

Организация работы актива:

  • Совета класса;

  • Палат по направлениям: «Учеба», «Патриот», «ЗОЖ», «Труд», «Спорт», «Эколог», «СМИ»

  • Учеба актива;

  • Организация игры, путешествия в проведении смотров: «Лучший классный коллектив», «Наши таланты»;

  • Участие в акциях ДРС;

  • Проведение линеек;

  • Вовлечение в подготовку тематических часов общения, организацию игр;

Организация дежурства, самообслуживания.

Проект «Познаём мир вместе»

изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки;

проведение экс­курсий в места богослужения, встреч с ре­лигиозными деятелями;

проведение внеурочных меро­приятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,

беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в пе­дагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;

обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совмест­ной деятельности;

посильное участие в делах благотворительности, мило­сердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о живот­ных, других живых существах, природе;

беседы о семье, о родителях и прародителях;

проведение открытых семейных праздников, вы­полнение презентации совместно с родителями (законны­ми представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемствен­ность между поколениями).

3.Трудовое, интелликтаальное воспитаниее

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие

первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

элементарные представления об основных профессиях;

ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;

элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

умение соблюдать порядок на рабочем месте;

бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Успешное усвоение предметов начальной школы;

  • участие в познавательных играх, мероприятиях;

  • путешествие в страну знаний;

  • интегрированные праздники по предметам;

  • конкурс знатоков;

  • умники и умницы;

  • предметные недели;

  • участие в олимпиадах;

  • Часы общения по теме: «Ученые великой России, открытия», «Учись учиться», «Режим дня», «Мой дневник», «Я выполняю домашнее задание»;

  • Организация работы палаты «Учеба»;

  • Праздник «Творчества и знаний»»

  • Рейды: «Мой внешний вид», «Мой портфель», «Моя тетрадь»

рудовые операции, десанты: «Мое учебное место», «Мой класс», «Мой двор»;

Часы общения: «Труд человека», «Профессия моих родителей», «хлеб - всему голова», «Люди труда», «Труд в народном творчестве»;

Экскурсии на предприятия, встречи с работниками разных профессий;

  • Организации работы палаты «Труд»

экскурсии по городу, во вре­мя которых знакомятся с различными видами труда, различ­ными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;

беседы о профессиях своих родителей (законных пред­ставителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;

проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения вне­урочных мероприятий- праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;

презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей твор­ческой инициативы в учебном труде;

изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различ­ных проектов

4.Экология здоровья, ЗОЖ, спорт, безопасность жизнидеятельности Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Часы общения: Инструктаж по ПДД, ППБ, ОБЖ;

- «Мое здоровье»;

  • «Профилактика простудных заболеваний»;

  • «Профилактика травматизма»;

  • «Профилактика инфекционных заболеваний»;

Проведение спортивных мероприятий, игр, соревнований:

  • Папа, мама, я - спортивная семья;

  • Богатыри Земли Нерюнгринской;

  • Малая олимпиада, спортокиада по различным видам спорта;

  • Посещение спортивных секций, оздоровительных комплексов;

  • Дни здоровья;

- Линейки, встречи с работниками ГИБДД, ПО, врачами

на уроках фи­зической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;

беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

в спор­тивных секциях школы и внешкольных учреждений, при под­готовке и проведении подвижных игр, туристических похо­дов, спортивных соревнований;

составление здоровьесберегающего режима дня и конт­роль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в по­мещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;

просмотра учебных фильмов, игро­вых и тренинговых программ в системе взаимодействия об­разовательных и медицинских учреждений;

беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями)

5.Эстетическое воспитание Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

представления о душевной и физической красоте человека;

формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

интерес к занятиям художественным творчеством;

стремление к опрятному внешнему виду;

отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

«Гимназия - школа духовности»

КТД «Гимназии - школа творчества и знаний»

Часы общения (В различных формах): «Я - гражданин Росси»

«Якутия - земля Олонхо»

«Фестиваль дружбы»

«Мир сказки - мир детства», «Моя мама», «Моя семья и мои друзья», Путешествие в мир народного творчества. «Кодекс гимназиста»

праздники моего народа и традиции:

  • Святочные, посиделки;

  • Масленица;

  • Встречи весны;

  • Пасхальный благовест;

  • Золотое правило нравственности;

  • Беседы о нравственности;

Посещение театра, библиотеки, музея;

Конкурсы детского творчества: рисунков, литературного творчества и т.д.

Посещение кружков дополнительного образования, занятие в ДМХШ «Соловушка»

изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художествен­ные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;

изучение ва­риативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок;

разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фраг­ментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружаю­щего мира через художественные образы;

беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», бе­седы о прочитанных книгах, художественных фильмах, теле­визионных передачах, компьютерные игры; обучение разли­чать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;

на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;

проведение выставок семейного художественного твор­чества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры

6.Экологическое воспитание

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание

понимание активной роли человека в природе;

ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

элементарный опыт природоохранительной деятельности;

бережное отношение к растениям и животным.

Походы, экскурсии. Часы общения:

  • «Природа, глазами ребенка»;

  • «Красная книга природы»;

предметная неделя:

  • Игры, викторины и т.д.

  • Зеленая аптека природы;

  • Братья мои меньшие;

  • Мир птиц;

Месячник экологии:

  • праздник Земли;

  • мои пернатые друзья;

  • Планета Земля;

  • Великий космос;

  • Герои космоса;

Организация работы зеленого патруля, палат: «ЗОЖ», «Спорт», «Эколог»

изучение учебных дисциплин, бесед;

экс­курсии, прогулки по родному краю;

высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природо­охранных проектов;

посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций

участие вместе с родителями (законны­ми представителями) в экологической деятельности по месту жительства




















Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся по основным направлениям толерантного развития и воспитания.

Направле

ния работы

Содержание

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Воспитание духовно-нравственное, гражданско- патриотическое

получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации;

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; Знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества;

получение первоначального опыта межкультурной

коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;

ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах

Окружающий мир- «Современная Россия - люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Государственные символы», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение - сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

- групповая работа на разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;

Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антиобщественных поступков:

- беседы и классные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?»

- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;

- экскурсии по родному краю;

- коллективно-творческие дела ;

- встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

Риторика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.

- посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;

- Ведение курса изучения краеведения «Патриоты Родины»;

-участие в проектах;

Участие в организации национально-культурных праздников: «Масленица», «Рождество»

Участие в детско-взрослых социальных проектах: «Моя школа - без мусора».

ДО Воспитание нравственных чувств и этического сознания

получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;

получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей);

ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение

распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;

Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык - раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек - человек» и «человек - природа» и т.д.).

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии

Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий:

- беседы и классные часы по темам о добре и зле, долге и совести, милосердии и справедливости;

- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;

- коллективно-творческие дела (театральные постановки, выставки поделок, игрушек);

- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

- туристические походы;

-смотры строя и песни;

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности - взаимосвязь слова и дела.

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии

Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища;

Посильное участие в оказании помощи другим людям:

- подготовка праздников, концертов для ветеранов войны и труда;

- встречи с ветеранами войны и труда

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда, и значении творчества в жизни человека и общества;

знакомство с различными видами труда и представителями разных профессий;

приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;

знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей

Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир - знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов;

-занятие народными промыслами на уроках «Технологии»;

Получение трудового опыта в процессе учебной работы

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике..

Работа в группах и коллективные учебные проекты - навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий:

- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира

- коллективно-творческие дела по подготовке праздников «Золотая осень», «Мастерская Деда Мороза»;

- встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

- ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;

- совместные проекты с родителями «Труд моих родных»

Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:

- украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;

- расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе;

- отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

приобретение знаний о здоровье, и способах укрепления здоровья;

представление о режиме дня , санитарно- гигиенических нормах труда и отдыха;

получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания;

получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей

Физкультура, Акробатика, Подвижные игры народов России (учебные курсы) - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.

Окружающий мир - устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.

Технология - правила техники безопасности.

Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:

- осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;

- регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и учебных курсах.

- образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий

- спортивные праздники «Дни Здоровья», подвижные игры на переменах;

- занятия в спортивных секциях;

- туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

- классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»;

Риторика - влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

- составление и соблюдение режима дня ;

- организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

ПР Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;

получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;

Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил

Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы

- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги.

Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий:

экскурсии по окружающей местности, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края

- классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?»

- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;

-ведение курса «Краеведения»;

- проектная деятельность

Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:

- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;

- участие в посильных экологических акциях: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц сбор макулатуры

- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции) на тему «Бережное отношение к природе»

КР

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Получение элементарных представлений об эстетических иделах и художественных ценностях культуры России, культуры народов России;

ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;

получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;

Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям

Изобразительное искусство и Музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ, разучивание стихотворений

Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:

- классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Что такое некрасивый поступок?», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;

- занятия в творческих кружках («Театральный», «Веселые нотки». Изостудия)- опыт самореализации в художественном творчестве;

- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.

Риторика - красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека

-проектная деятельность

Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:

- участие в художественном оформлении класса, школы

- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.



Совместная деятельность класса и семьи

Цели:

  • Создать эффективную систему сотрудничества класса и семьи направленную на
    успешную социализацию и адаптацию ребенка в начальной школе.

  • Обеспечивать взаимодействие семьи и класса по формированию нравственного
    идеала, духовно-нравственных ценностей, формирование экологической культуры,
    культуры здорового и безопасного образа жизни.

Задачи:

• Осуществлять взаимодействие семьи и класса по вопросам воспитания и развития
личности ребенка.

• Совершенствовать формы сотрудничества семьи и класса, вовлекать родителей в
культурно-просветительскую работу с детьми.

  • Усиливать воспитательный потенциал семьи, проводить информационно-
    просветительскую работу с родителями.

  • Изучать воспитательные возможности семьи регулярно проводить мониторинг
    условий жизни ребенка.

  • Повышать педагогическую культуру родителей, привлекать к совместной
    деятельности с детьми .

  • Обеспечивать единство подходов семьи и класса в формировании толерантной
    личности обучающегося.

  • Обеспечивать социальную, психологическую, педагогическую поддержку и
    сопровождение семьи.

Работа с родителями проводится с использованием различных форм.

Формы работы:

Родительские собрания

Тренинги

Круглые столы

Индивидуальные консультации

Практикумы

Посещение на дому

Родительские чтения, выступления


Символы, ритуалы, традиции

Название: «Улыбка»

ЭКонцепция воспитательной работы младших школьниковмблема класса




Д е в и з: Я улыбнусь тебе, ты улыбнись другому.

И так весь мир в улыбке расцветет!..

Песня: "Дорогою добра" (Авторы: М. Минков, Ю. Энтин)

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
***

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!




Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы

Особое внимание уделяется становлению ученического коллектива.

Цель: формирование качеств личности, способности к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи: формирование в начальной школе первой ступени ученического самоуправления; содействие защите прав, достоинств, интересов ребенка; создание условий для реализации индивидуальных качеств детей.

Законы класса:
Концепция воспитательной работы младших школьников

Этапы формирования самоуправления в классе:
Концепция воспитательной работы младших школьников

Система самоуправления в классе - максимально открытая система. Дети, родители, классный руководитель - сотоварищи.

Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.

Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.

Заповеди: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»

Система поощрений: благодарности, именные медальки, грамоты.

Традиции:

- День рождения класса

-День именинника с подарками от родителей;

- Традиционные классные концерты «К Новому году» и «Для мам и бабушек»

-Торжественные и тематические сборы- праздники.

Структура воспитательной системы класса


Концепция воспитательной работы младших школьников




































Этапы реализации программы воспитания

Первый этап - проектный

  • Анализ эффективности сложившейся системы воспитания в классе, обоснование

  • актуальности новой программы воспитания;

  • Разработка критериев эффективности, мониторинга за изменениями в развитии толерантной личности ребенка;

  • Прогнозирование отдельных положительных и отрицательных результатов.

Второй этап - практический

  • Обеспечение условий для реализации Концепции формирования толерантного сознания и поведения младших школьников, программы воспитания

  • Внедрения в воспитательный процесс эффективных воспитательных технологий; личностно - ориентированного, социально психологического сопровождения обучающихся

  • Проведение мониторинга функционирования и развития воспитательной системы класса.

Третий этап - обобщающий

  • Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;

  • Обобщение опыта работы по построению воспитательной системы класса;

  • Определение перспектив дальнейшего развития воспитательного пространства класса.

Предполагаемые результаты

  1. Снижения уровня агрессивного и конфликтного поведения обучающихся, повышение уровня воспитанности обучающихся 90%,адаптации и социализации каждого ребенка в начальной школе, развитие творческих способностей, становление начальных основ детского самоуправления, вовлечение каждого ребенка в конкретные дела класса, охват обучающихся дополнительным образованием (85%), усвоение начальных норм, правил толерантного поведения, отсутствие правонарушений.

  2. Осознанное обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни города, Республики Саха Якутия, России, многообразя культур, усвоение понятия, «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

  3. Создание единого воспитательного пространства семьи и класса направленного на воспитание и развитие толерантной личности ребенка. Добиться высокого уровня удовлетворенности родителями учебно-воспитательным процессом (90%)

  4. Создание эффективной воспитательной системы развития детского коллектива. благоприятного морально-психологического климата, атмосферы взаимопомощи и защищенности в нем каждого ребенка.


Критерии экспертизы Концепции.

  • Анализ содержания Концепции воспитательной работы
    Организация духовно- нравственного воспитания

  • Организация детского классного самоуправления

  • Пропаганда культуры здоровья, экологическое воспитание

  • Организация социально-психологического сопровождения обучающихся

  • Организация профилактической работы и правового воспитания обучающихся

Критерии работы классного руководителя.

  • Уровень организации воспитательной работы в классном коллективе, морально- психологический климат в классе

  • Развитие личности ребенка, уровень воспитанности, правовой культуры ребенка, соблюдение правил поведения.

  • Уровень организации работы с родителями, удовлетворенность родителями организацией УВП класса.

  • Наличие документации.

Литература

  1. Конвенция ООН о правах ребенка;

  2. «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995 год),

3. «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

  1. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

  3. Программа развития и воспитания в системе образования Нерюнгринского
    района РС (Я) на 2006-2010 год

  4. «Воспитание человека» сборник нормативно-правовых, научно-методических,

организационно-практических материалов под редакцией В.А.Березиной, О.И. Волжиной, А.И.Зимней М., «Вента Граф», 2003 год

  1. Л.А .Байкова, Л.К. Гребенкин. «Педагогическое мастерство и педагогические
    технологии» М., «Педагогическое общество России», 2000 год

  2. О.С. Газман. Воспитание: цели, средства, перспективы. «Новые педагогические
    мышления» М., 1989 год

  3. Е.В. Бондаревская. «Методологические стратегии личностно-ориентированного
    воспитания», Известия, Росакадем образование 1999 год №3

  4. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии М., «Народное
    образование» 1998 год

  5. Г.К Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников М.,
    «Народное образование» Школьные технологии №6 1999 год

  6. А.В. Хуторский. «Методика личностного ориентированного обучения» М.,
    «Владо Пресс» 2005 год

  7. Л.М.Фридман. Т.А.Пушкина, И.Л. Каплунович. «Изучение личности учащихся и
    ученических коллективов» М., «Просвещение», 1988 год


© 2010-2022