- Преподавателю
- Классному руководителю
- Концепция воспитательной работы младших школьников
Концепция воспитательной работы младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Светличная Т.В. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Р е с п у б л и к а С а х а (Я к у т и я )
МУ Н И Ц И П А Л Ь Н О Е О Б Р А З О В А Н И Е
«Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К И Й Р А Й О Н»
Н Е Р Ю Н Г Р И Н С К А Я Р А Й О Н Н А Я А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 2
678960 РС(Я),г.Нерюнгри, ул.имени Виктора Кравченко, дом 8, корпус 1, тел./факс (41147) 4 -26 -44,
e-mail: [email protected]
Концепция
« Формирование толерантного сознания и поведения младших школьников»
классного руководителя
Светличной Татьяны
Владимировны
Г.Нерюнгри
Содержание
стр. 1.Основание для разработки Концепции « Формирование толерантного сознания и
поведения младших школьников»--------------------------------------------------------------- 3
-
Актуальность. Основные идеи и взгляды концепции------------------------------------- 4-8
-
Основные проблемы воспитательной работы--------------------------------------------------- 9
-
Принципы воспитания и развития личности ребенка-------------------------------------- 10
-
Модель выпускника школы 1 ступени------------------------------------------------------- 11-12
-
Основные технологии воспитательной работы, формы работы------------------------- 13
-
Программа воспитания в начальной школе --- 14
-
Цели и задачи воспитательной работы-------------------------------------------- 14
-
Приоритетные направления воспитательной работы с младшими
Школьниками------------------------------------------------------------------------- 15
7.3. Содержание воспитательной работы по основным направлениям 16-25
8. Символы, ритуалы, традиции 26-27
9.Структура воспитательной системы класса----------------------------------------------- 28
10.Этапы реализации программы воспитания---------------------------------------------- 29
11 .Предполагаемые результаты---------------------------------------------------------------- 29
12.Критерии экспертизы Концепции--------------------------------------------------------- 30
13 .Критерии работы классного руководителя - 30
14. Литература------------------------------------------------------------------------------------- 30
Основание для разработки Концепции « Формирования толерантного сознания и поведения младших школьников»
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
-
«Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995 год),
-
«Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности
гражданина России». Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков - Москва "Просвещение" 200 -
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года
-
Закон РФ «Об образовании»;
-
Закон РС (Я) «Об образовании»;
-
Закон РС (Я) «О правах ребенка»;
-
Закон РС (Я) «О профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних в Республике Саха (Якутия)»
-
Закон РФ «об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских
общественных объединений»;
-
Президентская целевая программа «семья и дети Республики Саха (Якутия)»;
-
Доктрина здорового образа жизни в Республике Саха (Якутия);
-
Концепция педагогического сопровождения поддержки обучающихся
Гимназии №2 Нерюнгринского района Республики Саха ((Якутия)
-
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального образования Гимназии №2
Актуальность
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах
сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки
могут отразиться на душевном состоянии другого человека. В. А. Сухомлинский
Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
Для многонационального государства Российской Федерации толерантность как ценность приобретает особую значимость и актуальность. Могущество, сила нашего народа в его единстве. Воспитание толерантной личности основанной на нравственных ценностях и идеалах - это залог процветания Великой России.
Особую роль в воспитании гражданина Отечества имеет школа, как социальный институт она обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности
Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.
За 15 лет моей работы классным руководителем в начальной школе у меня обучались дети разных национальностей: русские, саха, украинцы, татары, белорусы, буряты, поляки, литовцы, эвены, евреи, башкиры, азербайджанцы, осетины, чеченцы, ингуши, киргизы, казахи, немцы, молдаване, грузины. Я убедилась в необходимости толерантного воспитания, приобщении каждого ребенка к духовной, нравственной национальной культуре своего народа, культуре российского общества. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Она необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи, класса, общины. Так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Учитывая особенности нашего времени, кризисное состояние нравственности и духовности общества, негативное воздействие СМИ на личность ребенка, воспитательные проблемы моего класса, моя Концепция толерантного воспитания младших школьников ориентирована на воспитание толерантной личности ребенка, основанной на традиционных ценностях и идеалах:
-
Патриотизма;
-
Трудолюбия;
-
Доброты, душевной щедрости;
-
Честности;
-
Милосердия;
-
Благородства;
-
Отзывчивости;
-
Справедливости;
-
Великодушия;
-
Человечности.
В Концепции заложена идея создания воспитательного пространства Гимназии № 2, семьи, основанного на единстве подходов и взглядах в вопросах нравственного, духовного, толерантного воспитания личности ребенка.
В современных условиях воспитание невозможно без включения ребенка в деятельность, поэтому в Концепции представлена идея создания начального детского самоуправления, вовлечении каждого ребенка в разнообразные виды деятельности.
Основные идеи и взгляды Концепции «Формирование толерантного сознания и поведения младших школьников»
Формирование демократического государства, гражданского общества в России невозможно
без воспитания патриота, личности гражданина основанной на нравственных ценностях и идеалах многонационального народа.
В-Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения заложены основные идеи, подходы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Моя концепция составлена на основе этих идей, подходов, с учетом следующей системы фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
-
нация государственно-территориальная и политико-правовая общность,
существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет собой нацию наций;
-
национальное государство - государство с общей, контролируемой центральной
властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
-
национальное самосознание (идентичность) - разделяемое всеми гражданами
представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
-
формирование национальной идентичности формирование у личности
представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
-
патриотизм чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и
солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество,
малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
-
гражданское общество - общество, способное к самоорганизации на всех уровнях,
от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно
выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные
органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к
которым относятся, прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а
также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью
защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над
властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество
обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание
которого является главной целью образования;
-
многообразие культур и народов - культурное многообразие, существующее в
стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
-
толерантность (англ., - терпимость);
-
межэтнический мир и согласие - единство в многообразии, признание и поддержка
культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
-
социализация - усвоение человеком социального опыта в процессе образования и
жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
-
национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное
(идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого
направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы,
политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
-
базовые национальные ценности - основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
-
духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
-
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России процесс
усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Традиционные базовые нравственные ценности:
• патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине
• социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям,
справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность служение Отечеству, гражданское общество, закон и
правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших
и младших; -
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость
-
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
традиционные российские религии - представления о вере, духовности, толерантности
-
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; -
природа -родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное
сотрудничество.
В Концепции заложена идея создания воспитательного пространства Гимназии № 2. семьи, основанного на единстве подходов и взглядах в вопросах нравственного, толерантного воспитания личности ребенка.
Основные проблемы воспитательной работы
1. .Негативное воздействие социума, СМИ, формирование «ложных» моделей
поведения основанной на подражании образцам поведения с позиции силы, ложная
модель принятия ценностей, уход от реального мира, ценностно-смысловое,
эмоциональное отчуждение, не знание традиций, культуры, обычаев своего народа, уход
от реального мира в мир виртуальный, конфликтность, невысокий уровень культуры
поведения, дезориентированность в ценностях жизни, дружбы, справедливости.
По данным анкетирования родителей, дети проводят за компьютером и у телевизора от 30 минут до 4 часов в день! (в среднем 2-2, 5 часа). Причем, родители не всегда контролируют, что смотрят и чем занимаются дети. Дети часто переносят в реальную жизнь то, что видят на экране. И это поведение не совпадает с общепринятыми нормами.
2. Постоянное изменение условий жизни семьи, изменение самой семьи, отсутствие семейных традиций, единства в подходах воспитания ребенка чрезмерная занятость родителей и эмоциональная отчужденности ребенка и родителей, в замкнутости, одиночестве ребенка.
В классе 26 семей. Из них 4 семьи неполных, дети проживают с мамами. 3 семьи, где ребенок воспитывается отчимом.
По данным анкетирования семьи, родители очень мало общаются с детьми- в среднем 1,5- 2 час. Мамы уделяют общению больше времени, чем папы. Папы уделяют общению с детьми около 30 минут в день, и то не всегда. У родителей разные взгляды на воспитание ребенка (как показало общение с родителями).
В нашем классе учатся дети 7 национальностей (русские, якуты, украинцы, татары, литовцы, евреи, башкиры). Только в 1 семье говорят на родном языке, в остальных семьях
говорят на русском языке.
3. Распространение в детской среде недоброжелательность, озлобленность,
агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через социальное
окружение детей, семью все чаще проникают и в школу.
4. Гиподинамия, и как следствие, низкий уровень здоровья детей. Рост проблем
связанных с нравственным и психологическим здоровьем.
Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка
В своей воспитательной работе я руководствуюсь следующими принципами воспитания и развития личности детей:
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.
Аксиологический принцип. Отбор ценностей среди огромного количества (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе толерантного подхода, национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания.
Принцип идентификации (персонификации). В младшем школьном возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.
Принцип диалогического общения. Большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Содержанием педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Толерантное воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, пришкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников.
Принцип сотрудничества - объединение целей детей и взрослых. Общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание действий, общая устремленность в будущее.
Требования ФГОС
Достижение требований
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций
Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык?
Знает и с уважением относится к Государственным символам России.
Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов
Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий.
Выстраивает отношения, общение со сверстниками несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах…
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе
Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда…
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей.
Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,…
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.Модель выпускника школы 1 ступени.
Цели
Создание условий для становления, развития и воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Создавать условия воспитания толерантной личности ребенка начальной школы на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Основные задачи в работе с классным коллективом
-
Создать ситуацию успеха в активной жизнедеятельности ребенка, его учебе и
творчестве. -
Создавать условий для нравственного, интеллектуального, физического,
психического развития и воспитания толерантной личности гражданина России. -
Сформировать благоприятный морально - психологический климат в классном
коллективе, атмосферу защищённости ребёнка в детском коллективе, семье и самом себе.
4. Создать эффективную воспитательную систему класса основанную на сотрудничестве семьи и Гимназии.
Заповеди классного руководителя
Любить! Понимать! Принимать! Сострадать! Помогать!
(по Е.Н.Ильину)
-
Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он УЧИТСЯ НАХОДИТЬ
ЛЮБОВЬ В ЭТОМ МИРЕ. -
Если ребёнка поддерживают, он УЧИТСЯ УВАЖАТЬ И ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
-
Если ребёнок растёт в честности, он УЧИТСЯ БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ.
-
Если ребёнок живёт в безопасности, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В ЛЮДЕЙ.
-
Если ребёнка подбадривают, он УЧИТСЯ ВЕРИТЬ В СЕБЯ.
-
Если ребёнка хвалят, он УЧИТСЯ БЫТЬ БЛАЕОДАРНЫМ.
-
Если ребёнок растёт в терпимости, он УЧИТСЯ ПРИНИМАТЬ ДРУЕИХ.
-
Если ребёнка высмеивают, он СТАНОВИТСЯ ЗАМКНУТЫМ.
-
Если ребёнок растёт в упрёках, он УЧИТСЯ ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
-
Если ребёнка постоянно критикуют, он УЧИТСЯ НЕНАВИДЕТЬ.
-
Если ребёнок живёт во вражде, он УЧИТСЯ АГРЕССИВНОСТИ.
Основные технологии в воспитательной работе
Личностно-ориентированная технология, ставящая в центр воспитательной работы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.
Технология игровой деятельности, позволяющая сформировать мотивацию к какой-либо деятельности, основанной на интересе (ролевые, деловые игры)
Технология организации воспитательной деятельности, основанной на коллективном творческом деле. «Гимназия школа гражданственности», «Гимназия школа духовности», «Гимназия-школа патриотизма», «Гимназия - школа творчества и знаний». Технология педагогической поддержки, которая включает педагогическую, психологическую, социальную, медицинскую поддержку.
Все технологии используются комплексно с учетом возрастных и психологических особенностей младших школьников.
Формы работы
-
Нравственные, эвристические беседы;
-
Литературно- музыкальные композиции;
• Театрализованные представления;
-
Ролевые, подвижные игры;
-
Экскурсии в музей, на работу к родителям,
-
Походы, Дни здоровья;
-
Посещение Театра Кукол, кинотеатра «Октябрь», ЦКиД им. А.С. Пушкина;
-
Участие в различных школьных и городских конкурсах;
-
Акции, операции, сборы, праздники, игры, конкурсы, линейки Республика Детства.
Программа толерантного воспитания младших школьников
Основная тема воспитательной работы
-
2008-2009 учебный год «Моя Гимназия, моя семья»
-
2009-2010 учебный год «Салют, Победа!»
• 2010-2011 учебный год «Мой город Нерюнгри»
-
2011-2012 учебный года «Год единения и дружбы »
-
2012-2013 учебный год «Россия - Священная наша держава»
-
2013-2014 учебный год «Якутия моя родная»
Цели
Создание условий для становления, развития и воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Создавать условия воспитания толерантной личности ребенка начальной школы на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.
Основные задачи в работе с классным коллективом
-
Создать ситуацию успеха в активной жизнедеятельности ребенка, его учебе и
творчестве. -
Создавать условий для нравственного, интеллектуального, физического,
психического развития и воспитания толерантной личности гражданина России. -
Сформировать благоприятный морально - психологический климат в классном
коллективе, атмосферу защищённости ребёнка в детском коллективе, семье и самом себе.
4. Создать эффективную воспитательную систему класса основанную на сотрудничестве семьи и Гимназии.
Задачи толерантного развития и воспитания обучающихся представлены по приоритетным направлениям деятельности. В 1 классе я приступаю к формированию задач, во2-3 классах продолжаю работу по закреплению, в 4 классе завершаю их выполнение на уровне начальной школы.
Приоритетные направления воспитательной работы класса
-
Духовно-нравственное
-
Гражданско-патриотическое воспитание
-
Трудовое воспитание
-
Здоровье, спорт, здоровый образ жизни
-
Правовое и этическое воспитание
-
Экологическое воспитание
-
Эстетическое воспитание
-
Семья
Задачи воспитательной работы по основным направлениям.
Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание
Классы
Воспитание гражданственности патриотизма. Уважение к правам, сводам и обязанностям человека:
1 класс
-
Формировать первое представление о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.
-
Воспитывать негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
-
Формировать первое представление о религиозной картине государства и мира, дать первоначальные представления о традиционных российских религиях, о вере, духовности, толерантности
-
Воспитывать уважительное отношение к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим
-
Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
2 класс
-
Продолжить формирование представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.
-
Развивать интерес в изучении традиций, обычаев народов России, государственных, народных праздников. важнейших событий в жизни Росси, республики Саха(Я), г. Нерюнгри, народов Российской Федерации.
-
Воспитывать любовь к Гимназии, своему городу, родному краю.
-
Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию российского народа.
-
Воспитывать на примере Великих личностей, Светочей Российского государства.
-
Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим
-
Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
3 класс
-
Продолжить формирование представлений о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Саха (Я), г.Нерюнгри, республик Российской Федерации.
-
Развивать интерес в изучении традиций, обычаев народов России, государственных, народных праздников. важнейших событий в жизни Росси, республики Саха(Я), г. Нерюнгри, народов Российской Федерации.
-
Воспитывать любовь к Гимназии, своему городу, родному краю.
-
Воспитывать уважительное отношение к историческому наследию российского народа.
-
Воспитывать на примере Великих личностей, Светочей Российского государства, героев России, первостроителей горада Нерюнгри.
-
Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе.
-
Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим
-
Формировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
-
Мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города.
-
Развивать умения отвечать за свои поступки.
4 класс
-
Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его символах и институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах.
-
Сформировать начальные представления о народах Росси, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
-
Сформировать представление о религиозной картине государства и мира, дать первоначальные представления о традиционных российских религиях, о вере, духовности, толерантности
-
Воспитывать уважительное отношение к родителям,заботливого отношения к старшим и младшим
-
Сформировать представления о семейных ценностях, традициях, истории семьи.
Интеллектуальное развитие и воспитание
Класс
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
1класс
-
Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
-
Формировать умение соблюдать порядок на рабочем месте;
2класс
-
Развивать ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
-
Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
-
Воспитывать отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
3класс
-
Развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
Сформировать первоначальные навыки коллективной работы и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
4класс
-
Сформировать первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
-
Сформировать элементарные представления о профессиях;
Правовое, этическое и эстетическое.
Класс
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
1класс
-
Формировать знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
-
Воспитывать уважительное отношение друг к другу, старшим, различение хороших и плохих поступков;
-
Воспитание ценностного отношение к прекрасному,
-
Формировать представлений об эстетических идеалах и ценностях многонационального народа
-
Формировать представление о душевной и физической красоте человека;
-
Развивать интерес к чтению, произведениям искусства российского народа, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке, к занятиям художественным творчеством.
2класс
-
Формировать стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
-
Формировать установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
3класс
-
Формировать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
4класс
-
Сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
-
Сформировать отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Экология здоровья , ЗОЖ
Класс
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
1класс
-
Формировать понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-
Воспитывать отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
-
Развивать интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
-
воспитания ценностного отношения к природе, окружающей среде развивают бережное отношение к природе, элементарный природоохранительной деятельности
2класс
-
Формировать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
-
Воспитывать первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
3класс
-
Воспитывать элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-
Развивать знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
4класс
-
Сформировать ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
-
Сформировать элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллективе;
-
Сформировать ценностное отношение к природе, окружающей среде развивают бережное отношение к природе, элементарный природоохранительной деятельности
Основные направления и содержание толерантного развития и
воспитания обучающихся.
Направления
Содержание
Мероприятия
Формы работы
1.Духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, толерантность, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;
начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республике Саха (Я), городе Нерюнгри;
стремление активно участвовать в делах класса, гимназии, семьи;
любовь к гимназии, своему городу, народу, России;
уважение к защитникам Родины;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей
КТД «Гимназия - школа гражданственности»
КТД «Гимназия - школа патриотизма»
Часы общения: «Государственные символы и ритуалы Российской Федерации», «Конституция РФ», «Сыны Отечества Российского», «Герои моей России, моей Республики, моего г. Нерюнгри»
-
Праздник Суверенитета Республики Саха;
-
Государственный праздник моей страны;
-
Защитники Отечества Российского;
-
Равнение на папу;
-
Рыцарский турнир;
-
Пехотинцы, моряки, танкисты;
Поисковая операция: «По страницам героической истории моего народа», «тропы мужества»;
Конкурсы творчества, выставки лучших детских работ. Организация работы палаты «Патриот»
Поисковые операции
Светочи земли Российской
Святые места России
Герои Отечества
Первостроители города
Беседы, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах;
в процессе экскурсий, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин;
сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, праздники, изучение вариативных учебных дисциплин;
посильное участие в социальных проектах,
проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
встречи и беседы с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.
2.Правовое, этическое, воспитание
Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
различение хороших и плохих поступков;
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Часы общения, беседы с соц. педагогом, психологом с работниками правоохранительных органов:
-
Правила поведения учащихся;
-
Мои права и обязанности;
-
Кодекс чести гимназиста;
-
Культура поведения;
-
Золотое правило гимназиста;
-
Я и друзья;
-
Вредные привычки ребенка;
-
Сквернословие и хулиганство;
-
Граница шалости ребенка;
-
Закон и дети;
-
Операция «Милосердие»;
-
Акция: «Я - гражданин Росси»;
-
Религии моей страны
-
Обсуждение вопросов этики. Организация работы палаты «Право и порядок».
Организация работы актива:
-
Совета класса;
-
Палат по направлениям: «Учеба», «Патриот», «ЗОЖ», «Труд», «Спорт», «Эколог», «СМИ»
-
Учеба актива;
-
Организация игры, путешествия в проведении смотров: «Лучший классный коллектив», «Наши таланты»;
-
Участие в акциях ДРС;
-
Проведение линеек;
-
Вовлечение в подготовку тематических часов общения, организацию игр;
Организация дежурства, самообслуживания.
Проект «Познаём мир вместе»
изучение учебных инвариантных и вариативных предметов, бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности- театральные постановки, художественные выставки;
проведение экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями;
проведение внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения,
беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей;
обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;
беседы о семье, о родителях и прародителях;
проведение открытых семейных праздников, выполнение презентации совместно с родителями (законными представителями) и творческих проектов, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
3.Трудовое, интелликтаальное воспитаниее
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие
первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда Других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Успешное усвоение предметов начальной школы;
-
участие в познавательных играх, мероприятиях;
-
путешествие в страну знаний;
-
интегрированные праздники по предметам;
-
конкурс знатоков;
-
умники и умницы;
-
предметные недели;
-
участие в олимпиадах;
-
Часы общения по теме: «Ученые великой России, открытия», «Учись учиться», «Режим дня», «Мой дневник», «Я выполняю домашнее задание»;
-
Организация работы палаты «Учеба»;
-
Праздник «Творчества и знаний»»
-
Рейды: «Мой внешний вид», «Мой портфель», «Моя тетрадь»
рудовые операции, десанты: «Мое учебное место», «Мой класс», «Мой двор»;
Часы общения: «Труд человека», «Профессия моих родителей», «хлеб - всему голова», «Люди труда», «Труд в народном творчестве»;
Экскурсии на предприятия, встречи с работниками разных профессий;
-
Организации работы палаты «Труд»
экскурсии по городу, во время которых знакомятся с различными видами труда, различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встречи с представителями разных профессий;
беседы о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
проведение сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий- праздники труда, конкурсы, города мастеров, раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
презентации учебных и творческих достижений, стимулирование творческого учебного труда, предоставление обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде;
изучение предмета «Технология», участие в разработке и реализации различных проектов
4.Экология здоровья, ЗОЖ, спорт, безопасность жизнидеятельности Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.
Часы общения: Инструктаж по ПДД, ППБ, ОБЖ;
- «Мое здоровье»;
-
«Профилактика простудных заболеваний»;
-
«Профилактика травматизма»;
-
«Профилактика инфекционных заболеваний»;
Проведение спортивных мероприятий, игр, соревнований:
-
Папа, мама, я - спортивная семья;
-
Богатыри Земли Нерюнгринской;
-
Малая олимпиада, спортокиада по различным видам спорта;
-
Посещение спортивных секций, оздоровительных комплексов;
-
Дни здоровья;
- Линейки, встречи с работниками ГИБДД, ПО, врачами
на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий;
беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;
в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований;
составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха;
просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений;
беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями)
5.Эстетическое воспитание Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение в творчестве и искусстве.
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
представления о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
«Гимназия - школа духовности»
КТД «Гимназии - школа творчества и знаний»
Часы общения (В различных формах): «Я - гражданин Росси»
«Якутия - земля Олонхо»
«Фестиваль дружбы»
«Мир сказки - мир детства», «Моя мама», «Моя семья и мои друзья», Путешествие в мир народного творчества. «Кодекс гимназиста»
праздники моего народа и традиции:
-
Святочные, посиделки;
-
Масленица;
-
Встречи весны;
-
Пасхальный благовест;
-
Золотое правило нравственности;
-
Беседы о нравственности;
Посещение театра, библиотеки, музея;
Конкурсы детского творчества: рисунков, литературного творчества и т.д.
Посещение кружков дополнительного образования, занятие в ДМХШ «Соловушка»
изучения учебных дисциплин, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
изучение вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи образовательного учреждения, посещение конкурсов исполнителей народной музыки, художественных мастерских, тематических выставок;
разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах; обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;
беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседы о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерные игры; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного;
на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;
проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры
6.Экологическое воспитание
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание
понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Походы, экскурсии. Часы общения:
-
«Природа, глазами ребенка»;
-
«Красная книга природы»;
предметная неделя:
-
Игры, викторины и т.д.
-
Зеленая аптека природы;
-
Братья мои меньшие;
-
Мир птиц;
Месячник экологии:
-
праздник Земли;
-
мои пернатые друзья;
-
Планета Земля;
-
Великий космос;
-
Герои космоса;
Организация работы зеленого патруля, палат: «ЗОЖ», «Спорт», «Эколог»
изучение учебных дисциплин, бесед;
экскурсии, прогулки по родному краю;
высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц, создание и реализация коллективных природоохранных проектов;
посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций
участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности по месту жительства
Организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся по основным направлениям толерантного развития и воспитания.
Направле
ния работы
Содержание
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Внешкольная деятельность
Воспитание духовно-нравственное, гражданско- патриотическое
получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации;
ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России;
знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; Знакомство с подвигами Российской армии, защитников Отечества;
получение первоначального опыта межкультурной
коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни;
ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойный пример гражданственности и патриотизма
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах
Окружающий мир- «Современная Россия - люди и государство», «Наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «Права и обязанности граждан, демократия», «Государственные символы», «Общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».
Литературное чтение - сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.
- групповая работа на разных предметах - опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях;
Знакомство с правилами, образцами гражданского поведения, обучение распознаванию гражданских и антиобщественных поступков:
- беседы и классные часы по темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?»
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения;
- экскурсии по родному краю;
- коллективно-творческие дела ;
- встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;
Риторика - культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.
- посредством технологии оценивания опыт следования совместно выработанным единым для всех правилам, умение отстаивать справедливость оценивания, приходить к компромиссу в конфликтных ситуациях и т.п.;
- Ведение курса изучения краеведения «Патриоты Родины»;
-участие в проектах;
Участие в организации национально-культурных праздников: «Масленица», «Рождество»
Участие в детско-взрослых социальных проектах: «Моя школа - без мусора».
ДО Воспитание нравственных чувств и этического сознания
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов;
получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий, ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей);
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение
распознавать хорошие и плохие поступки; усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье;
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах
Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).
Русский язык - раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.
Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек - человек» и «человек - природа» и т.д.).
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища.
Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных мероприятий:
- беседы и классные часы по темам о добре и зле, долге и совести, милосердии и справедливости;
- просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих противоречивые ситуации нравственного поведения;
- коллективно-творческие дела (театральные постановки, выставки поделок, игрушек);
- осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;
- ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;
- туристические походы;
-смотры строя и песни;
Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности - взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии
Проблемный диалог (это развитие культуры общения), продуктивное чтение (интерпретация текста порождает нравственную оценку), групповая форма работы, требующая помощи и поддержки товарища;
Посильное участие в оказании помощи другим людям:
- подготовка праздников, концертов для ветеранов войны и труда;
- встречи с ветеранами войны и труда
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
формирование первоначальных представлений о роли знаний, труда, и значении творчества в жизни человека и общества;
знакомство с различными видами труда и представителями разных профессий;
приобретение умений и навыков самообслуживания в школе и дома;
знакомство с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;
Изучение материала и выполнение учебных заданий: знакомство с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей
Технология - роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.
Окружающий мир - знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.
Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка - роль творческого труда писателей, художников, музыкантов;
-занятие народными промыслами на уроках «Технологии»;
Получение трудового опыта в процессе учебной работы
Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.
Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.
Творческое применение предметных знаний на практике..
Работа в группах и коллективные учебные проекты - навыки сотрудничества.
Презентация своих учебных и творческих достижений.
Знакомство с правилами взаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных мероприятий:
- экскурсии, видеопутешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира
- коллективно-творческие дела по подготовке праздников «Золотая осень», «Мастерская Деда Мороза»;
- встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации;
- совместные проекты с родителями «Труд моих родных»
Опыт принесения практической пользы своим трудом и творчеством:
- украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы;
- расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе;
- отдельные трудовые акции, например «Мой чистый двор»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
приобретение знаний о здоровье, и способах укрепления здоровья;
представление о режиме дня , санитарно- гигиенических нормах труда и отдыха;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, экологически грамотного питания;
получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
Изучение материала и выполнение учебных заданий по знакомству со здоровым образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей
Физкультура, Акробатика, Подвижные игры народов России (учебные курсы) - овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья.
Окружающий мир - устройство человеческого организма, опасности для здоровья в поведении людей, питании, в отношении к природе, способы сбережения здоровья.
Технология - правила техники безопасности.
Получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы:
- осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учёбы;
- регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физкультуры, на переменах и учебных курсах.
- образовательные технологии, построенные на личностно ориентированных подходах, партнёрстве ученика и учителя, обучение в психологически комфортной, не агрессивной, не стрессовой среде.
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных мероприятий
- спортивные праздники «Дни Здоровья», подвижные игры на переменах;
- занятия в спортивных секциях;
- туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);
- классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей - табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением»;
Риторика - влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («словом может убить, словом может спасти»).
Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:
- соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
- составление и соблюдение режима дня ;
- организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
- отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
ПР Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе;
Изучение материала и выполнение учебных заданий по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил
Окружающий мир - взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Литературное чтение - опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.
Получение опыта бережного отношения к природе в процессе учебной работы
- сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги.
Знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различных мероприятий:
экскурсии по окружающей местности, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края
- классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник - праздник для человека и беда для природы?»
- ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия;
-ведение курса «Краеведения»;
- проектная деятельность
Опыт практической заботы о сохранении чистоты природы:
- забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах - домашних и в дикой природе;
- участие в посильных экологических акциях: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц сбор макулатуры
- создание текстов (объявления, рекламы, инструкции) на тему «Бережное отношение к природе»
КР
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
Получение элементарных представлений об эстетических иделах и художественных ценностях культуры России, культуры народов России;
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества;
Изучение материала и выполнение учебных заданий, направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям
Изобразительное искусство и Музыка - приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.
Литературное чтение - приобщение к литературе как к искусству слова, опыт создания письменных творческих работ, разучивание стихотворений
Технология - приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.
Знакомство с художественными идеалами, ценностями в ходе различных мероприятий:
- классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Что такое некрасивый поступок?», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка»;
- занятия в творческих кружках («Театральный», «Веселые нотки». Изостудия)- опыт самореализации в художественном творчестве;
- участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров.
Риторика - красота слова звучащего (коммуникативные и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и внутренний мир человека
-проектная деятельность
Опыт реализации идеалов красоты в значимой для людей деятельности:
- участие в художественном оформлении класса, школы
- опыт следования идеалам красоты, выражения своего душевного состояния при выборе поступков, жестов, слов, одежды в соответствии с различными житейскими ситуациями.
Совместная деятельность класса и семьи
Цели:
-
Создать эффективную систему сотрудничества класса и семьи направленную на
успешную социализацию и адаптацию ребенка в начальной школе. -
Обеспечивать взаимодействие семьи и класса по формированию нравственного
идеала, духовно-нравственных ценностей, формирование экологической культуры,
культуры здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
• Осуществлять взаимодействие семьи и класса по вопросам воспитания и развития
личности ребенка.
• Совершенствовать формы сотрудничества семьи и класса, вовлекать родителей в
культурно-просветительскую работу с детьми.
-
Усиливать воспитательный потенциал семьи, проводить информационно-
просветительскую работу с родителями. -
Изучать воспитательные возможности семьи регулярно проводить мониторинг
условий жизни ребенка. -
Повышать педагогическую культуру родителей, привлекать к совместной
деятельности с детьми . -
Обеспечивать единство подходов семьи и класса в формировании толерантной
личности обучающегося. -
Обеспечивать социальную, психологическую, педагогическую поддержку и
сопровождение семьи.
Работа с родителями проводится с использованием различных форм.
Формы работы:
Родительские собрания
Тренинги
Круглые столы
Индивидуальные консультации
Практикумы
Посещение на дому
Родительские чтения, выступления
Символы, ритуалы, традиции
Название: «Улыбка»
Эмблема класса
Д е в и з: Я улыбнусь тебе, ты улыбнись другому.
И так весь мир в улыбке расцветет!..
Песня: "Дорогою добра" (Авторы: М. Минков, Ю. Энтин)
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
***
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя не как сестра,
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
А если с другом худо -
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что эта жизнь -
Не детская игра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра!
Активное участие учащихся в самоуправлении класса, школы
Особое внимание уделяется становлению ученического коллектива.
Цель: формирование качеств личности, способности к самоопределению, саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи: формирование в начальной школе первой ступени ученического самоуправления; содействие защите прав, достоинств, интересов ребенка; создание условий для реализации индивидуальных качеств детей.
Законы класса:
Этапы формирования самоуправления в классе:
Система самоуправления в классе - максимально открытая система. Дети, родители, классный руководитель - сотоварищи.
Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Заповеди: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе!»
Система поощрений: благодарности, именные медальки, грамоты.
Традиции:
- День рождения класса
-День именинника с подарками от родителей;
- Традиционные классные концерты «К Новому году» и «Для мам и бабушек»
-Торжественные и тематические сборы- праздники.
Структура воспитательной системы класса
Этапы реализации программы воспитания
Первый этап - проектный
-
Анализ эффективности сложившейся системы воспитания в классе, обоснование
-
актуальности новой программы воспитания;
-
Разработка критериев эффективности, мониторинга за изменениями в развитии толерантной личности ребенка;
-
Прогнозирование отдельных положительных и отрицательных результатов.
Второй этап - практический
-
Обеспечение условий для реализации Концепции формирования толерантного сознания и поведения младших школьников, программы воспитания
-
Внедрения в воспитательный процесс эффективных воспитательных технологий; личностно - ориентированного, социально психологического сопровождения обучающихся
-
Проведение мониторинга функционирования и развития воспитательной системы класса.
Третий этап - обобщающий
-
Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами;
-
Обобщение опыта работы по построению воспитательной системы класса;
-
Определение перспектив дальнейшего развития воспитательного пространства класса.
Предполагаемые результаты
-
Снижения уровня агрессивного и конфликтного поведения обучающихся, повышение уровня воспитанности обучающихся 90%,адаптации и социализации каждого ребенка в начальной школе, развитие творческих способностей, становление начальных основ детского самоуправления, вовлечение каждого ребенка в конкретные дела класса, охват обучающихся дополнительным образованием (85%), усвоение начальных норм, правил толерантного поведения, отсутствие правонарушений.
-
Осознанное обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни города, Республики Саха Якутия, России, многообразя культур, усвоение понятия, «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
-
Создание единого воспитательного пространства семьи и класса направленного на воспитание и развитие толерантной личности ребенка. Добиться высокого уровня удовлетворенности родителями учебно-воспитательным процессом (90%)
-
Создание эффективной воспитательной системы развития детского коллектива. благоприятного морально-психологического климата, атмосферы взаимопомощи и защищенности в нем каждого ребенка.
Критерии экспертизы Концепции.
-
Анализ содержания Концепции воспитательной работы
Организация духовно- нравственного воспитания -
Организация детского классного самоуправления
-
Пропаганда культуры здоровья, экологическое воспитание
-
Организация социально-психологического сопровождения обучающихся
-
Организация профилактической работы и правового воспитания обучающихся
Критерии работы классного руководителя.
-
Уровень организации воспитательной работы в классном коллективе, морально- психологический климат в классе
-
Развитие личности ребенка, уровень воспитанности, правовой культуры ребенка, соблюдение правил поведения.
-
Уровень организации работы с родителями, удовлетворенность родителями организацией УВП класса.
-
Наличие документации.
Литература
-
Конвенция ООН о правах ребенка;
-
«Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995 год),
3. «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
-
Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года
-
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
-
Программа развития и воспитания в системе образования Нерюнгринского
района РС (Я) на 2006-2010 год -
«Воспитание человека» сборник нормативно-правовых, научно-методических,
организационно-практических материалов под редакцией В.А.Березиной, О.И. Волжиной, А.И.Зимней М., «Вента Граф», 2003 год
-
Л.А .Байкова, Л.К. Гребенкин. «Педагогическое мастерство и педагогические
технологии» М., «Педагогическое общество России», 2000 год -
О.С. Газман. Воспитание: цели, средства, перспективы. «Новые педагогические
мышления» М., 1989 год -
Е.В. Бондаревская. «Методологические стратегии личностно-ориентированного
воспитания», Известия, Росакадем образование 1999 год №3 -
Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии М., «Народное
образование» 1998 год -
Г.К Селевко. Руководство по организации самовоспитания школьников М.,
«Народное образование» Школьные технологии №6 1999 год -
А.В. Хуторский. «Методика личностного ориентированного обучения» М.,
«Владо Пресс» 2005 год -
Л.М.Фридман. Т.А.Пушкина, И.Л. Каплунович. «Изучение личности учащихся и
ученических коллективов» М., «Просвещение», 1988 год