Сценарий классного часа: Психологическая адаптация первокурсников в новом коллективе учащихся

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАРТЮШЕВА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА

Преподаватель КГБОУ СПО

"Хабаровский колледж искусств"


Методическая разработка классного часа

"Психологическая адаптация первокурсников в новом коллективе учащихся".

Цель мероприятия:

  • адаптация первокурсников, поступивших в колледж искусств, в новом учебном заведении.

  • используя коммуникативные, интерактивные, перцептивные компоненты работы с учащимися убрать психологический барьер общения, создать условия для дальнейшей комфортной учебы первокурсников.

Задача мероприятия:

  • познакомить с правилами поведения, общения в учебном заведении и требованиями к учебе.

  • создание положительного психологического настроя и позитивного отношения к первокурсникам в студенческом коллективе.

Я много лет работала классным руководителем на отделении "Инструменты народного оркестра" в Хабаровском колледже искусств. За этот период я наблюдала за определенной психологической проблемой, возникающий у поступающих "новичков" отделения в общении со старшекурсниками. Часто к нам поступают несовершеннолетние иногородние ребята, которым первое время бывает трудно адаптироваться самостоятельно, без помощи родителей в новой обстановке. В процессе работы появилась традиция - ежегодно, в начале учебного года проводить классный час-знакомство для того, чтобы снять психологический барьер общения студентов отделения с первых дней учебы.

Для того, чтобы атмосфера была непринужденной, я поручала старшекурсникам организовать чаепитие, придумать задания и испытания "новичкам". Моя задача классного руководителя была - приучить ребят к самостоятельности в организации мероприятия, направить их инициативу на творческий процесс, наладить контакт между собой в непринужденном общении за кружкой чая. Небольшая деталь - каждый участник классного часа приносил с собой кружку и что-нибудь к чаю на свой вкус (по своим финансовым возможностям), а мог и сам что-либо приготовить.

Итак, начинаем. Все ребята садятся в произвольном порядке за общий стол.

1 тренинг - "Давай знакомиться" (в форме беседы). Каждый участник должен назвать свои имя, фамилию, возраст, откуда он приехал, какое учебное заведение перед этим закончил и почему решил поступить в колледж. В целом все ребята рассказывают о себе все, что считают нужным, параллельно и другие студенты могут задавать рассказчику интересующие их вопросы, т. е. общение происходит в виде непринужденной беседы за чашкой чая. Для того, чтобы задать импульс к общению, обычно я первой для примера рассказываю историю про себя, начиная с детства и до сегодняшних дней в юмористической форме. По моей аналогии каждый следующий участник подхватывает эстафету, пока все не познакомятся.

2 тренинг - "Помоги первокурснику собраться в колледж" - шуточная эстафета.

Все количество учащихся делится на смешанные команды, но последним игроком должен быть первокурсник. На столе разложены для каждой команды набор предметов (ручка, карандаш, тетрадь, учебник . т. п.) Первым участникам соревнования выдается папка, в которую по очереди каждый должен сложить только по одному предмету и передать следующему конкурсанту, пока не будет собран весь комплект, который будет вручен первокурснику. Можно добавить еще и заключительный этап - последний участник эстафеты может накормить его бутербродом с чаем. Обычно такая эстафета проходит очень весело и азартно.

3 тренинг - "Своя игра" (интеллектуальная игра). После активной игры необходима передышка - все рассаживаются на свои места. Старшекурсники задают первокурсникам шуточные вопросы на музыкальные темы, за которые они получают баллы. Обычно мы проводим эту игру в виде презентации с демонстрацией на интерактивной доске. Кто набрал больше баллов, получает приз - шоколадную медаль "Самый умный", остальным достаются утешительные шуточные призы..

4 тренинг - "Ало, мы ищем таланты" (творческое соревнование). Всем участникам предлагается вытянуть лотерейный билет с творческим заданием: сыграть на инструменте, прочитать стих с разной интонацией (трагика и комика), что-либо изобразить пантомимой и т.д. Виды заданий предварительно придумывали сами активисты - старшекурсники. В этом конкурсе все студенты могут продемонстрировать свои творческие способности.

5 тренинг - "Жизнь - театр, а люди в нем актеры" (актерская импровизация). Первокурсникам раздавался текст сценария небольшой сценки - история из студенческой жизни, придуманная старшекурсниками. Например, наш спектакль назывался "Один день из жизни студента или много шума из ничего..." За ширмой предлагалось нарядиться в соответствующий образ (текст, грим, наряды готовят старшекурсники). Творческий процесс происходил на ходу, импровизационно - актеры могли текст читать, но роль свою должны сыграть тут же без репетиции, мобилизуя весь свой потенциал.

Обычно таким импровизированным спектаклем мы заканчивали наш классный час.

Ребята за время знакомства, общения и конкурсов успевали узнать друг друга, проявить все свои индивидуальные черты характера, показать умение работать в команде, продемонстрировать инициативность, самостоятельность, разносторонние творческие способности.

Такие ежегодные классные часы помогали мне, как классному руководителю, лучше узнать учащихся, выявить их индивидуальные способности и возможности. А первокурсники, преодолев барьер общения, получали хороший импульс к уверенной, успешной, интересной, активной учебе на весь период обучения.


© 2010-2022