- Преподавателю
- Классному руководителю
- Воспитательное мероприятие Воспитание уважения к старшим
Воспитательное мероприятие Воспитание уважения к старшим
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фоменко Е.В. |
Дата | 22.08.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитательное мероприятие
«Воспитание уважения к старшим»
Цель: формирование представления о нравственности.
Задачи:
-
Образовательная: обогатить словарный запас, повторить правила вежливости;
-
Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы, речь, стремление быть внимательным к окружающим людям;
-
Воспитательные: воспитывать уважение к старшим.
Оборудование: жетоны для викторины, медаль «Самый вежливый».
Ход мероприятия
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?
( Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место и т.д.).
- Вы знаете, что человек - невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например, слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече:
«Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,
А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну я пошел…Пока! Всего!»
- Ребята, как вы назовете такого человека? ( Невежа).
- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит - получает жетон.
Викторина
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите? ( Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения).
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? ( Нужно встать, поприветствовать его).
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома? ( Остановиться, поздороваться первым).
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими? ( Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно).
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы должны их называть? На «вы» или на «ты»? ( На «вы»).
Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать? ( Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить).
Итог викторины. Подсчитав жетоны, победитель награждается медалью «Самый вежливый».
Физкультминутка
Солнце выглянуло рано.
Улыбнись, становись прямо,
Раз - хлопок и два - хлопок!
А теперь присядь, дружок!
Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»
Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.
- Всю квартиру собой заполонила!.. - ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
- Старый человек... Куда же ей деться?
- Зажилась на свете... - вздыхал отец. - В инвалидном доме ей место - вот где!
Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:
- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького - то на дорожку...
Подходила к Борьке:
- Вставай, батюшка мой, в школу пора!
- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.
- В школу зачем? Темный человек глух и нем - вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
- Иди ты, бабка...
- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
- Мама! - кричал Борька. - Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
- Боря, вставай! - стучал в стенку отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
- Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:
- Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:
- Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
- Ела, ела, - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни - богу молиться, долги платить да родителей кормить.
- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
- Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою. А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
олову. То являлся Борька с новой игрой - в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:
- Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!
- Бабка, не мешай! - задыхался Борька.
- Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.
- Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.
Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
- Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
- Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
- Как это - главная? - заинтересовался Борька.
- Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой.
- Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. - Она у нас... сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!
- Иду, иду! - заковыляла из кухни бабка.
- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
- Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
- Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех - никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.
Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивлялся:
- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые - еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом.
Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.
- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.
- Да вот выросла, что поделаешь!
Борьку вообще интересовало бабкино лицо.
Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он.
Бабка задумывалась.
- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.
- Как же это? Маршрут, что ли?
- Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала - ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась - опять морщины. Мужа на войне убили - много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
Беседа - диалог.
- Как относилась бабушка ко всем в доме?
- Что она делала для отца Бори?
- Что она делала по хозяйству?
- Что она делала для Бори?
- Какой же была бабушка?
- Как можно о ней сказать?
- Чему она научила Борю?
- Как же к ней относился Боря?
- Чему научил товарищ Борю?
- Какой мы сделаем вывод?
Пословицы.
Не смейся над старым: и сам стар будешь.
Без старых не проживешь.
Молодость - пташкой, старость - черепашкой.
Учат добру не дураки, а старики.
- Объясните их смысл.
Подведение итогов.
- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивости, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.