Воспитательное мероприятие Воспитание уважения к старшим

К сожалению, в последнее время все чаще и чаще от детей можно услышать грубые слова, сказанные в адрес взрослых людей. И эта тенденция настораживает. Нужно принимать какие-то меры, проводить беседы.Это нацелило меня на проведение мероприятия "Воспитание уважения к старшим". Оно направлено на формирование представления о  нравственности, умении и желании уважительно относиться к старшим.Огромную роль в положительно эффекте играют доверительные отношения с детьми, умение выслушать и помочь, диалог...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательное мероприятие

«Воспитание уважения к старшим»

Цель: формирование представления о нравственности.

Задачи:

  1. Образовательная: обогатить словарный запас, повторить правила вежливости;

  2. Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы, речь, стремление быть внимательным к окружающим людям;

  3. Воспитательные: воспитывать уважение к старшим.

Оборудование: жетоны для викторины, медаль «Самый вежливый».


Ход мероприятия

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. Как вы понимаете выражение «Уважай старших»?

( Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место и т.д.).

- Вы знаете, что человек - невежа не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны. Герой этого стихотворения, например, слова «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста», «простите» произносит неправильно.

Простого слова «извините» не одолел его язык.

Ему бывает часто лень сказать при встрече:

«Добрый день!»

Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «Здорово!»

Он вместо слова «здравствуйте» бурчит,

А вместо слова «до свидания» не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье: «Ну я пошел…Пока! Всего!»

- Ребята, как вы назовете такого человека? ( Невежа).

- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас проведем викторину. Кто первый и правильно ответит - получает жетон.

Викторина

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите? ( Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения).

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс? ( Нужно встать, поприветствовать его).

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома? ( Остановиться, поздороваться первым).

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими? ( Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно).

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы должны их называть? На «вы» или на «ты»? ( На «вы»).

Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать? ( Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить).

Итог викторины. Подсчитав жетоны, победитель награждается медалью «Самый вежливый».

Физкультминутка

Солнце выглянуло рано.

Улыбнись, становись прямо,

Раз - хлопок и два - хлопок!

А теперь присядь, дружок!

Чтение рассказа В.Осеевой «Бабка»

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.

- Всю квартиру собой заполонила!.. - ворчал Борькин отец.

А мать робко возражала ему:

- Старый человек... Куда же ей деться?

- Зажилась на свете... - вздыхал отец. - В инвалидном доме ей место - вот где!

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека. Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:

- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького - то на дорожку...

Подходила к Борьке:

- Вставай, батюшка мой, в школу пора!

- Зачем? - сонным голосом спрашивал Борька.

- В школу зачем? Темный человек глух и нем - вот зачем!

Борька прятал голову под одеяло:

- Иди ты, бабка...

- Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.

- Мама! - кричал Борька. - Чего она тут гудит над ухом, как шмель?

- Боря, вставай! - стучал в стенку отец. - А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.

Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Когда все уходили, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно - по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

- Так-то, голубчики мои... Не просто, не просто жить на свете!

Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:

- Бабка, поесть!

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:

- Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает. Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?

- Ела, ела, - кивала головой бабка. - Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.

Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:

- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни - богу молиться, долги платить да родителей кормить.

- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!

- Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою. А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.

олову. То являлся Борька с новой игрой - в «чеканочку». Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы. А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:

- Батюшки, батюшки... Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!

- Бабка, не мешай! - задыхался Борька.

- Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.

- Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.

Пришел к Борьке товарищ. Товарищ сказал:

- Здравствуйте, бабушка!

Борька весело подтолкнул его локтем:

- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

- Обидеть - что ударить, приласкать - надо слова искать.

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

- Как это - главная? - заинтересовался Борька.

- Ну, старенькая... всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

- Не взгреет! - нахмурился Борька. - Он сам с ней не здоровается.

Товарищ покачал головой.

- Чудно! Теперь старых все уважают. Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!

- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. - Она у нас... сыта и здрава.

Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!

- Иду, иду! - заковыляла из кухни бабка.

- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:

- Обижаем мы тебя?

А родителям говорил:

- Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех - никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:

- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня - мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

- Не я учу - жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:

- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!

Борька удивлялся:

- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые - еще ослепнешь!

Бабка улыбалась морщинистым лицом.

Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.

- Какой петух тебя клюнул? - смеялся он.

- Да вот выросла, что поделаешь!

Борьку вообще интересовало бабкино лицо.

Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.

- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? - спрашивал он.

Бабка задумывалась.

- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

- Как же это? Маршрут, что ли?

- Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала - ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась - опять морщины. Мужа на войне убили - много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Беседа - диалог.

- Как относилась бабушка ко всем в доме?

- Что она делала для отца Бори?

- Что она делала по хозяйству?

- Что она делала для Бори?

- Какой же была бабушка?

- Как можно о ней сказать?

- Чему она научила Борю?

- Как же к ней относился Боря?

- Чему научил товарищ Борю?

- Какой мы сделаем вывод?

Пословицы.

Не смейся над старым: и сам стар будешь.

Без старых не проживешь.

Молодость - пташкой, старость - черепашкой.
Учат добру не дураки, а старики.

- Объясните их смысл.

Подведение итогов.

- Ребята, прислушайтесь к взрослым, уважайте старших. Растите добрыми, чуткими и отзывчивости, умеющими разделить и горе, и радость близких вам людей, особенно пожилых.


© 2010-2022