- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Школа самоуважения
Классный час Школа самоуважения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Штиберт С.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Школа самоуважения»
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Грасиан-и-Моралес
Цели - дать представление о принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения; обосновать право любого человека на самоуважение и уважение со стороны окружающих: обучить простейшим приемам формирования адекватного поведения.
Задачи: усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы
поведения других людей.
Оборудование: мультфильм-притча «Адажио» Гарри Бардина,
Ход классного часа:
Этап урока
Содержание заданий (для учащихся)
Виды деятельности учащихся, формы организации работы
-
Мотивация
2.Постановка темы
3.Интерактивная беседа «Что такое самоуважение?»
III. Разбор и оценка ситуаций. «Самоутверждение»
Ролевая игра «Утверждаю себя».
Упражнение «Дерево»
Подведение итогов
Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний классный час мы начнем несколько необычно в форме открытого микрофона. Эпиграфом нашего мероприятия Я предлагаю вам посмотреть
видеофильм «Адажио», а после просмотра я спрошу у вас, о чем этот фильм и мы вместе с вами сформулируем тему нашего сегодняшнего разговора.
Итак, мы просмотрели с вами видеофильм. Какие чувства, эмоции
вызвал этот фильм, о чем он?
В современном мире много жестокости, насилия и ненависти.
Ненавидят друг друга: богатые и бедные; здоровые и больные; начальники и подчиненные; люди разных национальностей и вероисповеданий . Всем вам приходилось сталкиваться с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права детей нарушаются во всем мире. Но не каждый ребенок знает, что он может защитить себя и отстоять свои права в суде. В этом ему поможет специальный документ
- Кто из вас знает, как он называется?
- Когда и кем он был принят?
-Ребята, а кто из вас знает , что обозначает слово Конвенция?
20 ноября 2014 года исполняется 25 лет со дня подписания Конвенции ООН по правам ребенка, а по решению Генеральной Ассамблеи ООН в этот день отмечается Всемирный день ребенка.
- А дети, как записано в Конвенции, - это все человеческие существа до какого возраста ?
- Какие же есть у них права?
Ребята, вот сейчас мы затронули все права. Остановимся на последнем рассмотренном праве.
Назовите его
- попробуйте сформулировать тему нашего разговора
Сегодняшний классный час мы и посвятим этому праву - праву на уважение.
Итак, каждый ребенок имеет право на уважение. Но, чтобы тебя уважали, нужно иметь самоуважение. Как вы понимаете это слово?
- Как вы думаете, что дает человеку самоуважение?
- По каким признакам вы определяете, уважает себя человек или нет? Вот, например, наши знаменитые спортсменки: Татьяна Нафка, Алина Кабаева, Анна Курникова - в чем проявляется их уважение к себе?
Люди, уважающие себя, действуют. Они постоянно самоутверждаются, отстаивают свои права, свое мнение. Нельзя воспитать уважение к себе, лежа на диване и мечтая о том, что все тебя будут уважать. Нужно учиться утверждать себя.
Психологи заметили, что утвердить себя может не каждый. Предлагаю вам посмотреть сценку, в которой участвуют три мальчика. Послушайте, о чем они говорят, понаблюдайте за поведением ребят и сделайте вывод, кто себя утверждает, кто только унижает других, а кто не может себя утвердить?
Саша (нагло, агрессивно). Так на диктанте я сажусь с тобой! (Бьет Лену по плечу.)
Лена (тоскливо) Зачем?
Саша. Буду у тебя скатывать!
Лена. Да, У меня почерк мелкий!
С а ш а : А ты крупно пиши, чтоб мне все понятно было. Будешь стараться, я у тебя и на математике все спишу!
Сережа (спокойно). На математике у вас будут разные варианты.
С а ш а. О! Тогда ты мне все решишь! Усек?
Сережа (спокойно, без вызова). Ничего не усек, и решать за тебя ничего не буду.
Саша. Чего? Ты что, наезжаешь?
Сережа (спокойно, без вызова). Нет, просто не хочу.
- Как ведет себя Лена
- как самоутверждается Саша?
Так ведут себя люди неуверенные в себе, не уважающие себя. Это плохой способ самоутверждения, ведь когда Саша получит отпор, то все его мнимое самоуважение разрушится.
что мы можем сказать о Сереже?
- Скажите, пожалуйста, ребята, какой стиль поведения вам ближе?
А кто-нибудь хотел бы оказаться на месте беззащитной, беспомощной Лены?
Что бы вы посоветовали Лене, чтобы воспитать уважение к себе?
У нас получился план из 9 (по количеству предложений) пунктов. Как мы его назовем?
Как вы считаете, нужно ли убрать из этого плана пункты, которые не помогут самоутверждению
Как вы считаете, а стоит ли добавить в этот план такие пункты, как «Купить дорогой мобильник» или «Носить самую дорогую одежду»?
Я согласна с теми, кто говорит, что такие пункты для самоуважения не нужны. Ведь человек должен уважать себя не за то, что он носит богатую одежду или говорит по дорогому телефону, а за то, что он человек.
Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком
Ребята, давайте поиграем в игру «Утверждаю себя». В ней принимают участие 2 команды из 4 человек. Первая команда называется «Атака». Кто хочет участвовать в этой команде?
К доске выходят 4 человека
Итак, первая команда у нас есть. Вам предстоит сыграть роль Саши, агрессивного, самоуверенного, грубого человека, который постоянно идет в атаку на окружающих, чтобы утвердить себя. Каждый член вашей команды получает фразу, которую он должен произнести
голосом Саши.
(Учитель раздает каждому члену команды карточки с фразами.)
Пока члены команды знакомятся с фразами, которыми они будут атаковать соперников, мы соберем вторую команду. Кто хочет в ней
участвовать?
Ну вот, у нас есть и вторая команда - назовем ее «Защита». Ее участникам предстоит сыграть роль Сережи. Они должны спокойно, уверенно, с достоинством ответить на атакующую фразу Саши. Только вот эту фразу они должны придумать сами.
Я прошу команды построиться в 2 шеренги. Когда я скажу слово «Сходитесь!», два первых члена команды выходят на середину и становятся рядом. Когда я говорю слово «Ринг!», член команды «Атака» говорит свою фразу. И сразу же мы должны услышать ответ от члена команды «Защита». Все остальные ребята будут выступать в роли наблюдателей и в конце игры выскажут свои мнения о том, кому из участников команды «Защита» удалось достойно утвердить себя.
Внимание! Команды готовы?
- Сходитесь! 2 ученика сходятся, становятся рядом.
- Ринг!
- Спасибо, ребята. Можете сесть за парты. Давайте послушаем, что скажут об ответах команды «Защита» наши наблюдатели.
Дети высказывают свои замечания игрокам команды «Защита».
К сожалению, некоторые ребята вместо защиты шли в нападение и, вместо того чтобы показывать спокойствие и уверенность, отвечали грубо и агрессивно.
- Может быть, кто-то из них сам это заметил?
А сейчас мы выполним упражнение « Дерево» в виде мозгового штурма
на тему что такое насилие и доброе поведение.
(Разбить группу на малые группы по 4-5 человек).
На ватмане нарисовать дерево, и пользуясь записями мозгового штурма, в корнях писать насилие и, что оно дает в плодах, также в корнях писать доброе поведение и, что оно дает в плодах. Далее каждая группа представляет свой плакат.
Ребята, о чем вы узнали из нашего сегодняшнего разговора? Какие открытия сделали?
Не забывайте, что Уважения достоин любой человек уже потому, что он родился человеком
Я хочу, чтобы памятка «Шаги к самоуважению » стала вашим путеводителем во взаимоотношениях с людьми. Вступая во взрослую жизнь, помните об этих правилах.
«Шаги к самоуважению »
- заниматься спортом.
- научиться говорить «нет».
- победить свой страх.
- не подстраиваться под других.
- заняться музыкой, рисованием, танцами.
- стать первым в каком-то деле.
Давайте возьмемся за руки, чтобы почувствовать тепло руки друга и пусть спустя много лет, когда вы вспомните этот миг, воспоминания согреют вашу душу.
- Давайте вернемся к эпиграфу.
Уважай себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
Грасиан-и-Моралес
Просмотр видеофильма «Адажио»
Высказывают свои суждения о фильме
- Конвенция «О правах ребенка».
Этот документ был принят Организацией Объединенных Наций 20 ноября 1 989 года.
Конвенция - это соглашение
- Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
1 8 лет (статья 1).
Согласно Конвенции каждый ребенок имеет право на жизнь, на родительскую заботу, на медицинскую помощь, право на образование и отдых.
Все дети имеют право свободно перемещаться и свободно выражать свои взгляды.
Все дети имеют право на личную жизнь, на всестороннее развитие.
Ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблению. Каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.
- Каждый ребенок имеет право на уважение человеческого достоинства.
- право на уважение
- это уважение человека к самому себе
- это уважение к своим родителям, к своей семье.
- это когда человек ведет себя так, чтобы его все уважали
- Человек, который уважает себя, всегда имеет свое мнение, не зависит от мнения других.
- Самоуважение дает уверенность в себе, спокойствие.
- Человек, который себя уважает, никому не подражает, ни под кого не подделывается.
- Только человек, который уважает себя, может уважать других людей.
- Они уверены в себе.
- Хорошо одеваются.
- Не боятся высказывать свое мнение.
- Никому не подражают.
- Постоянно тренируются, чтобы победить.
- Могут постоять за себя.
- Лена очень пассивная, она себя не уважает, никак себя не утверждает, подчиняется сильному, постоянно извиняется, ставит себя ниже других.
- Саша ведет себя очень агрессивно. Он думает только о себе, не уважает других, давит на других, унижает других.
- Сережа защищает свои права и не ущемляет права других, он может высказывать и положительные, и отрицательные чувства, уверен в себе, но не давит на других.
Дети высказывают свое мнение.
- пожаловаться учителю и родителям
- попросить старшего брата или папу «разобраться» с обидчиком.
- заниматься спортом.
- стать чемпионом по боксу.
- научиться говорить «нет».
- победить свой страх.
- не подстраиваться под других.
- заняться музыкой, рисованием, танцами.
- стать первым в каком-то деле.
- «Как стать сильным и независимым».
- «План самоутверждения» или «Как утвердить себя».
- Нужно убрать пункты 1 и 2. Человек должен сам утверждать себя, не рассчитывать на других. (Это можно обсудить.)
- Убрать пункт 4. Ведь не каждый может стать боксером, да еще и чемпионом. (Можно обсудить.)
- Убрать пункты 3, 8. Человек может заниматься чем-то другим, тоже важным и интересным и так утвердить себя.
- Конечно, у кого будет самый крутой мобильник, тот сам себя зауважает.
- Богатая одежда нужна для самоуважения кто плохо одеваете, тот не может себя уважать.
- Дорогой мобильник не добавит самоуважения, все равно у кого-то мобильник будет еще круче.
- Богатая одежда - этого очень мало. Ведь не ты ее заработал, а твои родители.
К доске выходят 4 ребят.
1 ученик читает фразу, второй отвечает, и оба участника сразу же расходятся и становятся в конце шеренги своей команды.
Учитель повторяет шаги игры, пока все участники не исполнят своих ролей.
Участники команды «Защита» высказывают свои соображения.
- Мы узнали, что у каждого человека должно быть самоуважение.
- Человек должен уважать себя, просто потому что он человек.
- Кто себя не уважает, того и другие уважать не будут.
- Чтобы заслужить уважение, нужно себя утверждать.
- Нельзя самоутверждаться за счет унижения других.
13