Выступление Здоровый образ жизни

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровый образ жизни.

Выступление на общешкольном родительском собрании,

Мухаметгалеев Д.Т. учитель английского языка

МОКУ СОШ с.Старотураево Ермекеевского района РБ


Здравствуйте!.. Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т. е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворенно. Жить качественно. Но можно рассмотреть это приветствие и с несколько другой по­зиции. При встрече люди говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить?

Во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что здоровье - это состояние полного физического, психического и соци­ального благополучия, а не просто отсутствие болезней или каких-то физических дефектов. И говорят, что на здоровье влияют:

-образ жизни-50%;

-экология - 20%;

-наследственность - 20%;

-качество медицинской помощи - 10%.

Как вы думаете, что является главным показателем здоровья? Продолжительность жизни человека! Ведь там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Интересно, что в эпоху античного мира предельный возраст жизни был равен 36 годам, в средние века - 40 годам, в середине XIX века - 48 лет. В конце XX века продолжительность жизни в России составила 71 год у женщин и 57 лет у мужчин.В нашей стране самая низкая продолжительность жизни в Европе. К тому же, по статистике, мужчины в России живут на 14 лет меньше женщин. Такой ситуации нет ни в одной стране мира. Самая высокая продолжительность жизни сегодня в Японии и Исландии - 80 лет, самая низкая в Чаде (Африка) - 39 лет.

Марк Твен сказал однажды: «Господь сделал ошибку, не преду­смотрев для человека запасных частей». Но у человеческого орга­низма огромные резервы, поэтому он может жить гораздо дольше, чем сейчас. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, воз­раст до 45 лет считается молодым, 45-59 лет - зрелым, 60-74 года -пожилым, 75-89 лет - старческим, а людей, достигших 90 лет, назы­вают долгожителями. Любопытно, что 88-летние мужчины в Стране восходящего солнца - Японии, считаются людьми не старческого возраста, а «возраста спелого риса».

Что же такое здоровый образ жизни, от которого зависит наша жизнь? Если подумать, то получится, что наше здоровье наполовину за­висит от нас, нашего образа жизни! Ведь это замечательно! Неоспоримо и то, что сохранению здоровья и продлению жизни способствуют физическая активность на свежем воздухе, умеренное питание, преобладание в рационе растительных и кисломолочных продуктов, положительный психический настрой, творческий труд. Эти выводы ученых, правда, не являются для большинства людей от­крытием, но они подтверждаются каждый день.

За последние годы в России происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков. Статистика такова: из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в 2002 г., практически у 90% зарегистрированы различные заболевания. При этом треть - заболевания, ограничивающие выбор будущей про­фессии. За последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц школ уменьшилось с 28,3% до 6,3% - более чем в три раза. Больные подростки с трудом осваивают азы воспитания и образования как в семье, так и в школе, а в будущем будут рождать больное потом­ство... Особую тревогу в тенденции изменения состояния здоровья населения вызывает резкое ухудшение достояния психического здо­ровья. Процентная доля дебилов и маргиналов в обществе всегда была довольно стабильна, во всяком случае, росла незначительно. В последние же десятилетия их рост резко ускорился и увеличился на 4,6% (а обратившихся к психиатру - на целых 10,7%).

Как ни хотелось бы обойтись без этой печальной статистики, но реальность именно такова. Однако здоровье подрастающего чело­века - это проблема как социальная, так и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс его социализации, вос­питания.

Проблема сохранности и укрепления здоровья интересует людей издавна. Многие ученые и практики пытались решить проблему здо­ровья, формирования здорового образа жизни у детей, разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продле­нии жизненного потенциала и долголетия. Интересно высказыва­ние выдающегося английского философа Дж. Локка, содержащееся в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в здоровом теле -вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать чтобы то ни было иное. Счастье или несчастье человека в основном является делом его собственных рук. Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в состоянии продвигаться вперед по это­му пути». Шотландский мыслитель А. Смит писал: «Жизнь и здоро­вье составляет главный предмет заботливости, внушаемой каждому человеку природой. Заботы о собственном здоровье, о собствен­ном благосостоянии, обо всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет добродетели, называемой благоразумием».

Философ К. Гельвеций в своих трудах писал о положительном влиянии физического воспитания на здоровье человека: «Задача этого рода воспитания заключается в том, чтобы сделать человека бо­лее сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству». Он также отмечал, что

«...совершенство физического воспитания зависит от совершенства правительства. При мудром государственном уст­ройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан. Такие люди и будут счастливы, и более способны выполнять различные функции, к которым их призывает интерес государства».

Как мы видим, философы утверждали, что сам человек главным образом должен думать, заботиться о своем здоровье, о благосостоя­нии и стремиться поддерживать его. От этого зависит человеческое счастье.

Уже в XVIII в. М.В. Ломоносов предлагал меры по сохранению и увеличению населения страны и даже представил соответству­ющую программу. Он писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением народа, в чем состоит величе­ство, могущество и богатство всего государства». Большое значение Ломоносов придавал анализу факторов развития и формирования личности молодого человека, указывал на роль наследственности в появлении многочисленного здорового поколения русских людей, раскрывал влияние среды, окружения на личность. Он обратился к проблеме нравственного, полового воспитания молодого и взрос­лого населения, создания крепкой, счастливой семьи, основанной на любви и уважении, включения молодых людей в трудовую дея­тельность.

Проблема здоровья интересовала многих педагогов. В.А. Сухомлинский утверждал: «Забота о здоровье ребенка - это комплекс са­нитарно-гигиенических норм и правил... не свод требований к режи­му, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положе­но в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общест­венных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направле­нии формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявле­ниями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся жизнь человека.

По современным представлениям, в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

-отказ от вредных пристрастий (курения, употребления алко­гольных напитков и наркотических веществ);

-оптимальный двигательный режим;

-рациональное питание;

-закаливание;

-личная гигиена;

-положительные эмоции.

Употребление школьниками спиртных напитков - вещь, к сожале­нию, очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников больше половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества.

Большую актуальность сегодня приобретает проблема соз­дания здорового образа жизни. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных ги­гиенических норм и правил: соблюдении режима труда и отдыха, питания, которые определяют физиологическое благополучие ор­ганизма. Здоровый образ жизни - гораздо более широкое понятие, это совокупность всех условий, которые настраивают человека на активную деятельность, позволяют полностью реализовать те высо­чайшие духовные качества, которые всегда были присущи нашему народу.

Однако готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывается ребенок.


© 2010-2022