• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Доклад на тему: Социализация детей с нарушением интеллекта через формирование ценностно-смысловых нравственных компетенций на уроках чтения и развития речи

Доклад на тему: Социализация детей с нарушением интеллекта через формирование ценностно-смысловых нравственных компетенций на уроках чтения и развития речи

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью, в которую входят различные направления.  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Социализация детей с нарушением интеллекта через формирование ценностно-смысловых нравственных компетенций на уроках чтения и развития речи.

Социализация - становление личности - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Интеграция детей с нарушениями в развитии в общество не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития,затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Поэтому такой ребенок не в состоянии воспринять социальные нормы и требования. Освоение социального опыта, включение их в систему общественных отношений требует от общества дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Психологическая поддержка и педагогическая работа - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.

У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью, в которую входят различные направления.

Нравственное направление.

Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.

Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Классные часы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Национально-патриотическое направление

Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знакомство с терминами "гражданин", "патриот" и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Эстетическое направление

Знакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.

Какие бы сложные, противоречивые, а порой и разрушительные процессы не происходили в нашем обществе, как бы ни складывались отношения между людьми разных поколений и разных слоёв, всегда остаётся актуальной проблема воспитания Российской молодёжи.
Недостатки и кризисные явления общества не могут не сказываться на социальном, нравственном и патриотическом формировании личности, особенно молодого поколения.
На современном этапе у большинства российских школ приоритетом является развитие личности, обогащённой научными знаниями, способной адаптироваться в социальных условиях, однако роль нравственного воспитания несколько принижена.
Посмотрите, из чего сегодня состоит имидж современного человека? Мы видим, что культивируются отнюдь не те качества, которыми всегда гордилось человечество и всегда ценило общество. Сейчас всё больше выходит в жизнь молодых людей духовно ущербных, лишённых нравственного стержня, готовых ради прибыли на всё, они невосприимчивы к собственным ошибкам и не желают, не способны учиться на чужом горьком опыте, значит, они могут стать источником опасности и для окружающих и для себя.
Мною накоплен определённый небольшой опыт по формированию нравственной компетенции младших школьников через проблемно-поисковую деятельность на уроках чтения. Этот предмет помогает решать вопросы человеческого характера: что такое добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. Эти понятия не являются специальным объектом изучения, но они служат основой формирования нравственно-ценностных качеств личности.
Каждая встреча с художественным произведением, с его героями и их поступками заставляет ребёнка задуматься о себе и о мире, в котором он живет, а эмоции, пережитые на уроке, становятся его нравственно-эстетическим опытом.
Моя задача - управлять познавательной деятельностью детей, оставаться их добрым другом, который помогает разобраться в поступках героев, в том, что есть добро и зло.Работая с текстом произведения, дети получают нравственный урок, обогащают эстетический опыт (испытал радость, огорчение, переживал до слёз и т.д.).

Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, в коррекционной школе эта задача стоит ещё более остро.

Мы формируем у наших детей
• нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм),
• нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость),
• нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний),
• нравственное поведение (рассудительность, послушание).

Главное назначение учителя - быть источником нравственного влияния. Увеличивая степень самостоятельности учащихся, осуществляя индивидуальный подход, учитель развивает творческие способности каждого ученика.Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.

Задача учителя на уроках - сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы - это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.
Литература в школьном изучении многофункциональна по своим целям и задачам по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное - проблема души и духа человека и целого народа.
Духовно-нравственное воспитание на уроках чтения и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.

К ценностно - смысловым компетенциям относят компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Совершенно бесспорно, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние. На уроках они выполняют не только образовательную роль, но и воспитательную.

Маленькие читатели ещё не имеют собственной системы жизненных ценностей и почти безоговорочно принимают читаемое. Они не всегда умеют критически оценить текст и принимают его содержание, порой в ущерб своему духовному миру. Только правильно отобранные тексты для чтения детьми младшего школьного возраста принесут нравственно- ценные планируемые результаты.

В процессе литературного образования на уроках чтения, является актуальной проблема развития ценностных ориентаций.

Перед учителями поставлены цели:

1.Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающему миру.

2.Развитие личности школьника его творческих способностей, интереса к чтению, потребности в общении с миром художественной литературы.

3.Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представления о добре и зле.

4.Развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.

Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений

На уроке чтения дети под руководством учителя читают книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:

•думали над прочитанным;

•сопереживали героям;

•оценивали их поступки;

•осмысливали их проблемы;

•соотносили их жизнь со своей жизнью;

•старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его место в мире.

Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Из опыта работы могу сказать, что это дети в большинстве своём из социально-неблагополучных, неполных семей. Дети воспитываются на боевиках, западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами.Огромную роль в воспитании духовно-нравственного начала в маленьком человеке играют, конечно же, воспитатели, учителя начальной, а позже и основной школы.

В своей работе я ставлю перед собой цели и задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку и литературе; сознательного отношения к русской словесности как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;

формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие связной устной и письменной речи.

Стараюсь, чтобы школьники, прежде всего, усвоили понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научились их различать. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Учу детей видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу. Воспитывая в детях добрые чувства, одновременно вызываю у них нетерпимое отношение к грубости, жестокости, жадности, эмоции осуждения, негодования.

В учебниках по чтению многие произведения посвящены воспитанию в детях любви ко всему живому. При чтении таких рассказов стараюсьпривлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. (5 кл.Н.Гарин - Михайловский «Тёма и Жучка», А.Толстой «Желтухин», К.Паустовский «Кот Ворюга»; 8 кл. «И.Тургенев «Муму» и др.)

Ребёнок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей. После прочтения произведения беседую сдетьми, тем самым выявляюотношение к прочитанному, предлагаю детям высказать своё мнение. Обоснование своего ответа заставляет учеников вдуматься в прочитанное, оценить поступок того или иного персонажа рассказа, а часто вспомнить и о своём личном опыте.

Ставлю перед детьми вопрос: наблюдали ли они в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу с учащимися веду так, чтобы вызвать у школьников эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлению жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные или отрицательные черты героя, дать им правильную оценку.

Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. (5 кл. русские сказки «Морозко», «Никита Кожемяка», «Два Мороза», татарская сказка «Три дочери», башкирская «Золотые руки»; 8 кл. «Волшебное кольцо»; 9 кл. «Лиса и тетерев» и др.).

При работе со сказкой использую выразительное чтение, выборочное чтение, словесное рисование, инсценирование сказки. Всё это помогает глубже осознать ребёнку сказочный мир, помочь ему почувствовать его неповторимость. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. (В.А.Жуковский «Три пояса»- 9 кл.). В 3 четверти я с учениками 5В класса подготовила и провела урок - проект внеклассного чтения по теме «Сказки А.С. Пушкина». При чтении сказок А.С. Пушкина делали с детьми выводы о том, что добро воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. (5 кл. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; 8 кл. «Сказка о попе и о работнике его Балде»).

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. (8 кл. «Садко», 9 кл. «На заставе богатырской»).

Для закрепления полученных знаний о характерах героев я предлагаю ученикам нарисовать понравившийся персонаж.

На уроках чтения и русского языка я использую пословицы и поговорки.Пословицы удивляют глубиной и четкостью мысли, выраженной предельно кратко и просто: «Друзья познаются в беде», «Что посеешь, то и пожнешь». О каких только сферах жизни и ситуациях не говорят они, чему только не учат! Прежде всего, в них закреплен общественно - исторический опыт народа. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни; они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. В них обобщен житейско - бытовой опыт народа, формируется его нравственный кодекс, определяющий взаимоотношения людей в области семейных отношений, любви, дружбы.

Пословицы и поговорки - прекрасное средство для воспитания нравственных чувств у детей, своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения: «Век живи, век учись», «Жить - Родине служить», «Не красна жизнь днями, а красна делами». Знание пословиц и поговорок обогащает детей, делает их более внимательными к слову, к языку, развивает память.

Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках чтения формирует у школьников чувство патриотизма, привязанности к родному краю, чувство коллективизма, доброжелательности, трудолюбия, милосердия, бережного отношения к природе, к братьям нашим меньшим и др., способствует воспитанию эстетической и этической культуры.

На уроках чтения мы с детьми 5 кл. завели этический словарик - это собрание нравственных и этических понятий с их толкованием, способствующее формированию и развитию у человека нравственных качеств, а вследствие этого и нравственной воспитанности.

Используя этический словарик можно добиться более высокого понимания и осмысления терминов, отражающих нравственные ценности, уяснить поведение героев и действующих лиц, мотивы поведения через анализ проблем нравственного характера, описанных в литературных произведениях.

Работа с этическим словариком организуется на этапе анализа произведения, когда выполняется анализ художественного образа. Ученики в ходе анализа выявляют наличие у героя нравственного качества, пытаются раскрыть понятие, определить признаки, доказывающие наличие этого качества у героя. Учитель помогает сформулировать определение, организует самостоятельную работу учеников со словариком.

В качествеосновных нравственных качеств, которые могут анализироваться и записываться в этический словарик, можно выделить следующие:

•Бескорыстность - умение человека быть чуждым личных интересов, выгоды, материального поощрения.

•Вежливость - умение человека соблюдать правила приличия, быть воспитанным, учтивым.

•Взаимопомощь - взаимная помощь друг другу

•Дисциплинированность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.

•Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

•Доброжелательность - качество человека, которое проявляется в умении и желании делать добро другим людям, радоваться чужим успехам.

•Доверие - уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, правильности чего-либо.

•Достоинством называют такое нравственное отношение человека к самому себе, которое исходит из признания ценностей каждогочеловека как нравственной личности.

•Искренность - умение человека выражать свои подлинные чувства и эмоции.

•Коллективизм - коллективное начало, как принцип жизни и деятельности людей.

•Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

•Любознательность - склонность человека к приобретению новых знаний и умений.

•Мечтательность - стремление к выполнению своей заветной мечты

•Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

•Преданность - чувство любви и верности к кому-либо.

•Скромность - умение человека быть сдержанным в обнаружении своих заслуг, достоинств, простота и умеренность в общении.

•Смелость - уверенное, решительное поведение в трудной ситуации.

•Сочувствие - умение понять, почувствовать эмоциональное состояние другого человека, помочь ему.

•Сопереживание - умение переживать задругих и вместе с другими умение утешить, подержать в трудную минуту.

•Справедливость - умение давать правильную нравственную оценку своим и чужим поступкам.

•Стыд - чувство сильного смущения от осознания предосудительного поступка, вины

•Терпимость - умение без вражды, миролюбиво относится к чужому мнению, характеру.

•Товарищество - качество, основанное на взаимопонимании, доверии, общности интересов между людьми.

•Точность - качество, выражающееся в умении делать что-то своевременно, точно в срок.

•Трудолюбие - качество человека, характеризующееся в желании человека трудится.

•Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-то достоинств.

•Целеустремленность - стремление достичь поставленную цель.

•Честность - неспособность к аморальным, антиобщественным поступкам.

•Чуткость - это такое отношение к людям, которое предполагает заботу об их нуждах, внимательное отношение к их заботам интересам, мыслям и чувствам.

Таким образом, одним из средств, способствующих развитию нравственных качеств младших школьников, может быть этический словарик.

Перед коррекционной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника успешно реализуются на уроках чтения через изучение стихотворных произведений.

Непревзойденное мужество, храбрость и отвагу русских людей в борьбе за независимость и честь Родины, их беспредельную преданность своему патриотическому долгу воспевал М.Ю. Лермонтов. В стихотворении «Бородино» (7 кл.) он рисует драматическую картину подготовки русских солдат к сражению, понимание ими решающего значения предстоящей битвы для судеб Родины.

Особенно важно показать красоту мужественных патриотических поступков русских людей, их идейно-политической стойкости и преданности своему гражданскому долгу.

Таким образом, опираясь на всё вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что уроки чтения и развития речи способствуют духовно - нравственному воспитанию учащихся.

© 2010-2022