Программа деятельности классного руководителя Спектр

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа деятельности классного руководителя СпектрПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЧЕРНЯВСКОЙ И.Ю. «СПЕКТР»


Программа деятельности классного руководителя СпектрМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №25 г.Челябинска»


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ № 25

г. Челябинска

________________И.С. Рудакова

«___» __________________ 2015 г.


Программа деятельности классного руководителя


(срок реализации - 2014-2017гг.)






Разработала: Чернявская Ирина Юрьевна,

классный руководитель 6 «Г» класса

МАОУ СОШ №25



Программа деятельности классного руководителя Спектр



Челябинск, 2015






Содержание


Название раздела

Страница

1.

Паспорт программы

2


2.

Пояснительная записка:

2.1. Актуальность программы

2.2. Цель и задачи программы

2.3. Прогнозируемые результаты

2.4. Сроки и этапы реализации программы


4 - 7

7 - 10

10

11 - 12


3.

Содержание программы и механизмы реализации:

3.1. Основные направления реализации программы и формы работы

3.2. План реализации программы деятельности классного руководителя

3.3. Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся

3.4.Система мониторинга воспитательной деятельности 3.5. Результаты мониторинга


13 - 23


23 - 27


27 - 28


28 - 30

30 - 38

4.

Литература

39


5.

Приложения

5.1. Список класса

5.2. Социальный паспорт класса

5.3. Психолого-педагогическая характеристика

5.4. Учет общественных поручений, участие в мероприятиях

5.5. Работа с активом класса

5.6. Работа с родителями

5.7. Инструментарий мониторинга воспитательной работы

40 - 73

41 - 42

43 - 44

45 - 46

47

48 - 51

52

53 - 73














  1. Паспорт программы


1.

Название программы

«Спектр»

2.

Разработчик программы

Чернявская Ирина Юрьевна, учитель математики, классный руководитель 6 «Г» класса МАОУ СОШ №25.

3.

Основания для разработки

программы

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Конвенция о правах ребёнка

  • Устав школы

  • Программа воспитательной деятельности школы

4.

Исполнители

программы

Классный руководитель, службы сопровождения школы, педагоги дополнительного образования, родители обучающихся.

5.

Цель программы

Создание условий для развития интеллектуальных, творческих и лидерских способностей обучающихся, профессионального и личностного самоопределения.

6.

Задачи программы

1) создание условий для самовыражения обучающихся,

2) содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,

3) формирование ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

4) развитие у обучающихся навыков самообучения и самопознания,

5) формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,

6) интеграция учебной деятельности и воспитательной работы.

7.

Направления реализации программы

1. «Великие академики»

2. «Будь в контакте»

3. «В царстве прекрасного»

4. «Природа рядом»

5. «Здоровому жить здорово»

6. «Я - Россиянин»

7. «Праздник вокруг тебя»

8.«Азбука безопасного поведения»

8.

Сроки реализации программы

2014 - 2017 гг.

9.

Ожидаемые результаты

  • овладение обучающимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками, культуры поведения в конфликтных ситуациях,

  • потребность обучающихся в самостоятельном добывании новых знаний,

умение делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его,

  • готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе,

  • наличие у обучающихся практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья,

  • усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения,

  • повышение социальной активности обучающихся на уровне школы, города и др..

10.

Система организации контроля над исполнением программы

Контроль реализации программы осуществляют:

- заместитель директора по воспитательной работе;

- руководитель МО классных руководителей школы;

- родители обучающихся класса.

11.

База реализации программы

МАОУ СОШ № 25 г.Челябинска


Пояснительная записка:

Секрет успешного воспитания

лежит в уважении к ученику.

Р.Эмерсон


2.1. Актуальность программы

Во всех сферах социальной жизни в настоящее время происходят серьезные изменения, которые затрагивают широкий спектр отношений общества и личности. С одной стороны, эти отношения требуют наличие конкурентоспособности от всех субъектов этих отношений, с другой - дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих социальных проблем.

Эти изменения создают необходимость поиска новых подходов к организации деятельности всех участников педагогического процесса образовательного учреждения на основе сотрудничества и равноправного партнерства между педагогами, обучающимися и их семьями, между администрацией школы и членами педагогического коллектива.

Важнейшая задача, на мой взгляд, современного отечественного образования является воспитание творческой, инициативной личности, наделенной яркой индивидуальностью, способной к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре, умеющей применить на практике полученные знания и умения.

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает воздействие со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации.

Целесообразность разработки программы «Спектр» обусловлена необходимостью определенной работы с учащимися класса, учитывая особенности подросткового возраста. Это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.

Название данной программы выбрано не случайно, спектр представляет собой многоцветную полосу, похожую на радугу, которая получается при прохождении солнечного луча через треугольную стеклянную призму.

Ученик, это лучик света, рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах.

Воспитательная система класса, это призма, как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Программа деятельности классного руководителя Спектр

Каждый ученик класса, для меня, как лучик света, который пройдя через призму воспитательного процесса станет творческой, инициативной личностью, с яркой индивидуальностью.



СПЕКТР - это аббревиатура, которая является объединением основных аспектов развития личности.

С - созидательная деятельность

П - познание мира и самого себя

Е - единство человека и природы

К - коммуникативные способности

Т - творческий потенциал

Р - Россия. Любовь к Родине.

Созидательная деятельность. Образовательный процесс, реализуемый в современных общеобразовательных учреждениях, имеет единую целевую направленность - обеспечить социализацию учащихся для полноценного выполнения на созидательной основе социальных и профессиональных функций после окончания обучения. Это согласуется с потребностями учащихся, родителей, общества и основными положениями Закона Российской Федерации «Об образовании». Современных учащихся можно считать способными к самостоятельной жизни, если они воспитаны как субъекты созидательной деятельности.

Познание мира и самого себя. Познание есть форма адекватного отражения действительности, процесс приобретения знания, имеющий структуру, уровни, формы, методы и конкретно-историческую природу. Знание рассматривается как результат познавательной деятельности, наличие определенной информации, а также совокупность навыков для выполнения какой-либо деятельности. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей.

Единство человека и природы. В современном обществе одной из важнейших задач становится присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности. Необходимо сформировать у учащихся понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека, а также осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивное (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека.

Коммуникативные способности. При развитии личности неотъемлемым становится усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

- социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

- социальные роли в классе: лидер - ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

- социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

Творческий потенциал. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».

Россия. Любовь к Родине. Каждый учащийся должен иметь общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России. Важно понимание и одобрение подростками правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок, а также осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории.


Данная программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.


2.2. Цель и задачи программы

Программа предусматривает организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей.

Ведущим средством воспитания становится технология воспитания общественного творчества в условиях коллективно - творческих дел (КТД). Стержень воспитательной программы «Спектр» - это приобретение жизненных (практических и нравственных) навыков в самодеятельности, совместное с педагогом ежедневное преодоление обыденных трудностей, единение педагога с детьми при обучении их творческому действию, желание совершить которое исходит от самих детей. Воспитание приобретает иной смысл, содержание и формы: вместо навязывания готовых образцов поведения, принудительной организации свободного времени и т.д. воспитанники погружаются в деятельность, интересную уже тем, что она задумана и спланирована ими же самими.

Побуждение к деятельности будет происходить через поощрение и раскрытие «малых талантов», имеющихся у каждого ученика. Ведущим принципом воспитания становится принцип воспитания успехом.

Идеология программы «Спектр» опирается на следующие концептуальные положения:

  • механизм развития личности - это состязание в творчестве, во всех его видах: от совместного порождения ценных идей до воплощения их в конкретные дела;

  • успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;

  • поощрение школьников - необходимое условие включения учащихся в деятельность,

  • чувство собственной значимости ребенка - необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации,

  • активизация личности на самореализации, подкреплённая творческими успехами и достижениями, формирование у ребят наглядного представления о своих возможностях задают позитивные тенденции в развитии личности, формируют готовность их к самостоятельному выбору в пользу личностного роста.

Главным направлением воспитательной деятельности становится развитие творческих и организаторских умений учеников в сотрудничестве с педагогом. Опорными моментами выступают:

- совместное планирование творческого дела,

- ученический контроль и проверка хода подготовки и проведения творческого дела,

- распределение временных обязанностей руководства по принципу перемены социальных ролей.

Работа ведётся по следующим направлениям:

Актуальные сферы жизнедеятельности

Название направления

1. Учение (содействие школьникам в освоении образовательных программ);


«Великие академики»

2. Общение (обеспечение в ученическом коллективе позитивных межличностных отношений);


«Будь в контакте»

3. Труд и творчество (содействие формированию потребностей в творческой деятельности, самоорганизации);


«В царстве прекрасного»

4. Экология (развитие ответственности детей в решении экологических проблем);


«Природа рядом»

5. Здоровье и спорт (содействие в приобретении практических и теоретических знаний, умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья);

«Здоровому жить здорово»

6. Патриотизм (воспитание патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения);


«Я - Россиянин»

7. Досуговая деятельность (пропаганда полезного отдыха);


«Праздник вокруг тебя»

8. Безопасность (профилактика детского дорожного травматизма, пожарная безопасность и др.)

«Азбука безопасного поведения»

Функции занятий с детьми следующие:

  • обучающая функция - сочинение сценариев, обучение овладению учебными действиями;

  • просветительская функция - стимулирование интереса к окружающей действительности, чтению, радиопередачам, кинофильмам;

  • коммуникативная функция - объединение подростков в коллектив, установление эмоциональных контактов, организация творческого сотрудничества;

  • релаксационная функция - снятие напряжения;

  • развивающая функция - гармоничное развитие личностных качеств, расширение кругозора, развитие интеллекта, создание условий для самоутверждения и самореализации;

  • развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы и организация личного досуга.

Инициативы учеников будут поддерживаться через разнообразные формы поощрения: вручение грамот, дипломов, благодарственных писем, занесение фамилии ученика в буклет достижений по итогам года. Поощряться учащиеся должны по итогам года и по каким-либо отдельным значимым мероприятиям. В направлениях выявляются победители и призёры.


Цель программы: Создание условий для развития интеллектуальных, творческих и лидерских способностей обучающихся, профессионального и личностного самоопределения.

Задачи программы:

1) создание условий для самовыражения обучающихся,

2) содействие развитию инициативы и творческой активности школьников,

3) формирование ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной).

4) развитие у обучающихся навыков самообучения и самопознания,

5) формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры,

6) интеграция учебной деятельности и воспитательной работы.

2.3. Прогнозируемые результаты

1. «Великие академики»

потребность учащихся в самостоятельном добывании новых знаний,

увеличение числа учащихся, желающих принять участие в интеллектуальных конкурсах.

2. «Будь в контакте!»

овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,

овладение учениками культуры поведения в конфликтных ситуациях,

умение делать морально-нравственной выбор в жизненных ситуациях и отстаивать его.

3. «В царстве прекрасного»

умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты,

овладение учащимися навыками самообслуживания.

4. «Природа рядом»

готовность жить по законам красоты, воспринимать, оценивать и беречь прекрасное в природе.

5. «Здоровому жить здорово»

понимать значение физической культуры в жизни;

иметь практические и теоретические знания, умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;

уметь использовать опыт и знания, приобретенные на занятиях в своей личной деятельности.

6. «Я - Россиянин»

усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.

7. «Праздник вокруг тебя»

повышение социальной активности учащихся на уровне школы, города и др.

воспитать у учащихся активную жизненную позицию

8.«Азбука безопасного поведения»

сформировать жизненную позицию ребёнка,

использовать знания в экстремальных ситуациях.


2.4. Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации программы: сентябрь 2014 - август 2017г.

этап

содержание деятельности

сроки

ответственные

I этап

Диагностический

1) Формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса,

2) диагностика личностных качеств, интересов учащихся, педагогов, родителей, состояния условий и постановка проблемы.

сентябрь 2014 г.

Классный руководитель Чернявская И.Ю.

II этап

Прогностический

1) Постановка целей и задач, отбор содержания деятельности, наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия,

2) предварительная работа классного руководителя: определение роли творческих дел в жизни класса, постановка задач, разработка вариантов творческих дел как примеров для выбора учениками построения перспективы возможного творческого дела.

сентябрь 2014 г.

Классный руководитель Чернявская И.Ю., педагог-организатор

III этап

Организационный

1) Совместное с учениками планирование жизни класса на значительную перспективу (учебный год),

2) реализация концепции программы

3) развитие классного коллектива, рождение коллективных традиций,

4) выступление на совещаниях, педагогических советах, посвящённых системе воспитания.

сент. (ежегодно)

2014-2017гг.

Классный руководитель Чернявская И.Ю.

IV этап

Практический

1) Создание системы воспитательной работы,

2) преодоление несоответствий, реформирование компонентов данной программы,

3) укрепление и накопление классных традиций,

4) усиление внимания к развитию личности обучающихся,

5) отработка единой воспитательной системы класса,

6) анализ результатов мониторинга

воспитательной работы.

7) возможная корректировка на основе планируемых результатов.

январь 2015 - май 2017

Классный руководитель Чернявская И.Ю.

V этап

Обобщающий, демонстрационный.

1) Создание новой социальной среды во внеклассной работе, способной подвести всех субъектов воспитательной деятельности к самосовершенствованию,

2) развитие и совершенствование воспитательной системы класса,

3) анализ реализации программы, определение перспектив дальнейших действий.

июнь 2017 - август 2017

Классный руководитель Чернявская И.Ю.





3. Содержание программы и механизмы реализации


3.1. Основные направления реализации программы и формы работы

Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса. Содержание программы «Спектр» представлено в виде восьми направлений, отражающих эти ценности:

1 направление «Великие академики»


Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте.

А.Шопенгауэр



В современном мире все актуальнее становится необходимость научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; осознание нравственных основ образования. На первый план выходит осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.Программа деятельности классного руководителя Спектр

Важно умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Поэтому необходимо формировать у учащихся позитивное отношение к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнение работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски.

Задачи:

- способствовать выработке навыков учебного труда, системно и целенаправленно учить овладению учебными действиями, контролем и саморегуляцией;

- содействовать развитию познавательных интересов и интеллектуальных умений ребёнка;

- развивать у обучающихся потребность к чтению, учить пользоваться книгой и учебником как источником знаний.

Формы внеклассной работы:

интеллектуальные игры,

устные журналы,

конкурсы чтецов,

предметные недели,

викторины, турниры,

предметные олимпиады и др.

2 направление «Будь в контакте!»



Для успеха в жизни умение общаться с людьми

гораздо важнее обладания талантом.

Джон Леббок


Сегодня нет, наверное, человека, который бы оставался равнодушным к проблемам воспитания и развития детей, их нравственного становления. В связи с этим важно планировать жизнедеятельность школьников, чтобы через организацию среды общения и разнообразную деятельность целенаправленно осуществлялся процесс развития личности.Программа деятельности классного руководителя Спектр

Ребенок проявляя себя в любом виде деятельности, проявляет свое отношение и к данной деятельности, и к ее участникам, и к самому себе. А отношения - категория этическая. Воспитать нравственно ценные отношения - задача педагога.

Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для младшего школьника характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступка.

В педагогической практике это благоприятное время для усвоения нравственных норм часто упускается, а преимущественно словесный характер предъявляемых требований приводит порой к разрыву между моральным созданием и поведением. Этот разрыв обостряется в подростковом возрасте, когда центральным фактором в нравственном формировании личности школьника становится его общение со сверстниками. У подростков проявляется повышенный интерес к отношениям между людьми. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.

Задачи:

- развивать позитивный тон взаимодействия;

- способствовать формированию основ культуры общения, поведения и построения межличностных отношений;

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения разных народов мира;

- развивать коммуникативные навыки.

Формы внеклассной работы:

  • интерактивные игры,

  • час интересного общения,

  • практикум по культуре поведения,

  • ролевые игры,

  • акция-мероприятие «Научись у детства играть»,

  • фестиваль «В круге мира».



3 направление «В царстве прекрасного»



Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Программа деятельности классного руководителя Спектр

Данное направление основано на программе по художественно-эстетическому воспитанию школы учащихся «МИР спасет красота». В этом направлении учащиеся получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам).

Для учащихся необходимо знакомиться с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок). Узнавать о местных мастерах прикладного искусства, наблюдать за их работой, участвовать в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждать прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания.

Особое внимание уделяется приобретению опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, развитию умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования. А также участию в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт.

Целью направления является создание условий для воспитания гармоничной личности ребёнка, ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса.

Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.

Художественно-эстетическое образование и воспитание - одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".

Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся.

Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.

Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа школы представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе.

Основная направленность работы преподавателей по художественно-эстетическому образованию и воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.

Задачи:

  • формирование образного мира ребёнка;

  • приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

  • развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;

  • использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;

  • обучение этическим нормам и правилам.

  • привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями

  • развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;

Принципы художественно-эстетической деятельности

1. Принцип развития

2. Принцип индивидуальности

3. Принцип творчества и успеха

4. Принцип поддержки и доверия

5. Принцип ответственности

Формы внеклассной работы:

  • творческие конкурсы: рисунков, плакатов, поделок,

  • ярмарки талантов,

  • выставки поделок,

  • трудовые атаки, десанты, рейды, операции,

  • социальные проекты.

Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать традиционными.

4 направление «Природа рядом»

Программа деятельности классного руководителя Спектр

Кто не любит природы, тот не любит

человека, тот не гражданин.

Достоевский Ф. М.



В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.

Задачи:

- формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о «братьях наших меньших»;

- воспитывать осознанное понимание экологической культуры человека;

- формировать умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях;

- обучение психологической подготовке к предупреждению опасных ситуаций.

Формы внеклассной работы:

азбука экологических действий,

аукционы знаний, например о цветах, животных и др.,

тематические дни, например, День птиц, День животных, День рыб и др.,

экологические игры,

выставка «Дары осени».

5 направление «Здоровому жить здорово»


Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении.

Ж.Руссо


Здоровый образ жизни помогает нам выполнять наши цели и задачи, успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями, а если придется, то и с колоссальными перегрузками. Крепкое здоровье, поддерживаемое и укрепляемое самим учащимся, позволит ему прожить долгую и полную радостей жизнь. В этом направлении учащиеся должны узнать о том, как правильно относиться к своему организму и поддерживать его в тонусе. Программа деятельности классного руководителя Спектр

Для учащихся актуально формирование осознанного отношения к собственному здоровью (физическому, психологическому и эмоциональному), устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; факторах, оказывающих позитивное и негативное влияние на здоровье; формирование личных убеждений, качеств и привычек, способствующих снижению риска здоровью в повседневной жизни, включает несколько модулей.

.

Задачи:Программа деятельности классного руководителя Спектр

- способствовать пониманию учащимися значения ценности физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

- расширять знания социально-биологических, психологических основ здорового образа жизни;

- воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности;

- формировать убеждение, что для достижения жизненных и профессиональных целей необходимо заниматься спортом.

Формы внеклассной работы:

  • «День здоровья»

  • спортивные соревнования,

  • мероприятие «Научись у детства играть»,

  • мероприятие «Будь готов»,

  • спортивные викторины.

6 направление «Я - Россиянин»

Дети - это наше будущее!

Они должны быть хорошо вооружены

для борьбы за наши идеалы.

Крупская Н. К.

Программа деятельности классного руководителя Спектр

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Задачи:

- помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила;

- углубить знания об истории, традициях, культуре народов России, о своём родном крае, своей семье;

- воспитывать гордость за свою Родину, уважение к патриотам своей земли, защитникам земли Русской;

- способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны;

- воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

Формы внеклассной работы:

мероприятие «День защитника отечества»,

организация встреч с ветеранами,

торжественные линейки памяти,

День Победы.

7 направление «Праздник вокруг тебя»


Отдых - это не покой, а впечатления.

Минченков А.



В современных условиях понятию досуг дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы. Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Программа деятельности классного руководителя Спектр

Поэтому со времен Я.А.Каменского, Ж.Ж.Руссо и И.Г.Песталоцци досугу уделяются большое внимание, отечественные и зарубежные педагоги во множестве работ дают свои рекомендации, как нужно организовать деятельность ребенка, чтобы он раскрыл свои природные задатки, приобщился к культуре своего народа, используя для этого свободное время от занятий и труда.

Теоретический анализ социально-педагогической и методической литературы, Государственного стандарта по образованию и нормативных документов позволили сделать вывод о том, что культурно-досуговая деятельность детей - это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детских образовательных учреждений, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечества и развития личности (взрослого и ребенка в их взаимодействии, в автономном или коллективном режимах) в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов культуры.

.

Задачи:

- развитие интереса учеников к внеклассной деятельности;

- привитие навыков активного и полезного отдыха;

- способствовать проявлению учащимися самостоятельности, ответственности, искренности, открытости.

Формы внеклассной работы:

игры большой, средней, малой подвижности,

посещение театров, музеев, выставок,

мероприятие «Научись у детства играть»,

мероприятие «Будь готов»

дни именинника.

8 направление «Азбука безопасного поведения»


В наибольшей безопасности тот, кто начеку,

даже когда нет опасности.
Сайрус

На Земле нет такого человека, которому не угрожают опасности. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают не только человеку, но и обществу, государству и в целом всему миру. Поэтому профилактика безопасности и защита от них - актуальнейшая проблема, в решении которой должны быть заинтересованы не только отдельные личности, но и государство, и все мировое сообщество.Программа деятельности классного руководителя Спектр

В то же время нельзя обеспечить абсолютную безопасность для личности, общества, государства. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе развития человечества можно смириться. Безопасность - это приемлемый риск. Чтобы его достичь, необходима выработка идеологии безопасности - формирования соответствующего уровня мышления и поведения учащегося и общества в целом.

Задачи:

- сформировать интеллектуальную и коммуникативную подготовку учащихся к личной безопасности жизни;

- инструктировать детей по правилам безопасного поведения в окружающей его среде;

- повышение самосознания учащихся через разнообразные формы работы.



Формы внеклассной работы:

азбука полезных действий,

ролевые игры,

викторина по ПДД,

прогулка по окружающей местности с обсуждением опасных мест.

3.2. План реализации программы деятельности классного руководителя

2014-2015 уч.год

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Праздник «День знаний». Экскурсия по школе.

Классный руководитель

Классное собрание по выбору актива и утверждение плана работы класса

Классный руководитель

Оформление уголка класса

Актив класса

«День здоровья»

Классный руководитель

«Мы выбираем, нас выбирают». Классный час, посвященный распределению поручений в классе.

Классный руководитель

Классный час по ПДД и профилактике ДДТТ

Актив класса

Октябрь

Участие в конкурсе поделок из природного материала «Сделай школу чистой»

Весь класс

Участие в празднике «Учителями славится Россия», поздравление учителей с праздником.

Весь класс

Беседа со слабоуспевающими учениками

Классный руководитель

«Мир моих увлечений». Презентация увлечений шестиклассников.

Актив класса

Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России»

Классный руководитель

Ноябрь

Участие в акции «Научись у детства играть»


Классный руководитель

«Курение - добровольное рабство». Классный час, посвященный охране здоровья детей.

Классный руководитель

Выпуск рисунков и стенгазет ко Дню матери

Художественный сектор

«Права и обязанности». Классный час, посвященный Всемирному дню прав ребенка (20 ноября).

Классный руководитель

Час общения «Стратегия выживания»


Классный руководитель

Декабрь

Безопасность. Огонь - друг и враг человека.

Классный руководитель

Выпуск стенгазеты к Новому году

Художественный сектор

Бал-Маскарад

Классный руководитель

Классный час «Разговор о правильном питании»

Актив класса

Генеральная уборка в классе

Хозяйственный сектор

Новогодняя дискотека

Классный руководитель


Январь

Беседа за круглым столом «Мои дела на каникулах»

Актив класса

Участие в выставке поделок «Рождество Христово»

Весь класс

Безопасность. Какие могут быть опасности на улицах?

Классный руководитель

Лыжные соревнования

Спортивный сектор

Эрудит: «Человек и природа»

Классный руководитель

Участие в конкурсе «Снежная сказка двора»

Классный руководитель

Февраль

Защита проектов дело класса

Культмассовый сектор

«На страже Родины». Классный час, посвященный Дню защитника Отечества и Дню воинской славы России.

Классный руководитель

Участие в смотре строя и песни, посвящённом Дню Защитников Отечества

Спортивный сектор

Посещение ледового дворца «Молния»


Родительский комитет

Оформление праздничной газеты

Художественный сектор

Март

«А ну-ка, девушки!» праздничное чаепитие

Родительский комитет

Международный математический конкурс «Кенгуру»

Классный руководитель

«Весеннее поздравление». Ролевая игра поздравление с Международным женским днём

Классный руководитель

Посещение кинотеатра

Родительский комитет

Участие в игре «Эрудит»

Президент класса

Апрель

«День смеха»

Актив класса

Участие в общешкольной дискотеке.

Культмассовый сектор

«Поставь оценку классу». Классный час в конце года, посвященный изучению классного коллектива

Классный руководитель

Посещение бассейна

Классный руководитель

Организация и проведение «Недели математики»

Актив класса

Май

Участие в параде победы.

Классный руководитель

«Итоговые оценки класса». Классный час в конце года, посвященный изучению успеваемости классного коллектива

Классный руководитель

Проверка, сбор и сдача учебников

Актив класса

Участие в общешкольном празднике Последнего звонка

Актив класса

Пикник

Родительский комитет

Генеральная уборка

Хозяйственный сектор

Тематический час «Как я знаю правила ПДД»

Актив класса

2015-2016 уч.год

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Праздник «День знаний».

Классный руководитель

Оформление уголка класса

Актив класса

«День здоровья»

Классный руководитель

Классный час «Выбор актива класса»

Классный руководитель

Октябрь

Поход в боулинг

Родительский комитет

Поздравление учителей с праздником.

Весь класс

Беседа со слабоуспевающими учениками

Классный руководитель

Классный час «Нравственная культура общения»

Классный руководитель

Акция «Научись у детства играть»

Кл.рук. и актив класса

Ноябрь

День именинника

Кл.рук. и актив класса

Поход в театр

Родительский комитет

Катание на тюбингах в «Солнечной долине»

Родительский комитет

Классный час-беседа «Конфликт»

Классный руководитель

Декабрь

Классный час «Возрастные личные особенности»

Классный руководитель

Мероприятие «Будь готов»

Спортивный сектор, кл.рук.

Новогодний маскарад

Классный руководитель, культмассовый сектор

Январь

Поход на каток

Родительский комитет

Общешкольное мероприятие «Конкурс одной песни»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Правила поведения в природе»

Классный руководитель

Февраль

День защитников отечества

Культмассовый сектор

День именинника

Кл. рук. и культмассовый сектор

Классный час «Этот сложный взрослый мир»

Классный руководитель

Март

Праздник 8 марта

Культмассовый сектор

Общешкольное мероприятие «В круге мира»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Культура речи»

Классный руководитель

Апрель

Катание на лошадях

Родительский комитет

Акция «Я познаю мир»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Важней всего погода в классе»

Классный руководитель

Май

День победы

Классный руководитель, родительский комитет

День именинника

Кл. рук. и культмассовый сектор

Пикник

Родительский комитет

Классный час «Открытый микрофон»

Классный руководитель

2016-2017 уч.год

Месяц

Мероприятие

Ответственный

Сентябрь

Праздник «День знаний».

Классный руководитель

Оформление уголка класса

Актив класса

«День здоровья»

Классный руководитель

Классный час «Выбор актива класса»

Классный руководитель

Октябрь

Поход в зеркальный лабиринт

Родительский комитет

Поздравление учителей с праздником.

Весь класс

Беседа со слабоуспевающими учениками

Классный руководитель

Классный час «Твое здоровье и питание»

Классный руководитель

Акция «Научись у детства играть»

Кл.рук. и актив класса

Ноябрь

День именинника

Кл.рук. и актив класса

Поход в театр

Родительский комитет

Катание на коньках в «Уральской молнии»

Родительский комитет

Классный час-беседа «Правила поведения на дороге»

Классный руководитель

Декабрь

Классный час «День прав человека»

Классный руководитель

Мероприятие «Будь готов»

Спортивный сектор, кл.рук.

Новогодний бал-маскарад

Классный руководитель, культмассовый сектор

Январь

Поход в квестовую комнату

Родительский комитет

Общешкольное мероприятие «Конкурс одной песни»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Мода и культура»

Классный руководитель

Февраль

День защитников отечества

Культмассовый сектор

День именинника

Кл. рук. и культмассовый сектор

Классный час «Сохранить природу - сохранить жизнь»

Классный руководитель

Март

Праздник 8 марта

Культмассовый сектор

Общешкольное мероприятие «В круге мира»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Возможности человека»

Классный руководитель

Апрель

Экскурсия в краеведческом музее

Родительский комитет

Акция «Я познаю мир»

Актив класса, классный руководитель

Классный час «Парк успехов и достижений»

Классный руководитель

Май

День победы

Классный руководитель, родительский комитет

День именинника

Кл. рук. и культмассовый сектор

Поход в кинотеатр

Родительский комитет

Классный час «Минуты общения»

Классный руководитель


3.3. Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся

Достижения учащихся в области творчества и спорта отражены на сайте школы, а также на информационных стендах школы и класса.

Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития также может осуществляться с помощью фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно- нравственного развития. Оно представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы.

Система оценки достижения планируемых результатов отражается в «Портфолио» учащегося.

  • Благодарственные письма, отзывы, приказы по школе об объявлении благодарности.

  • Публикации в СМИ

  • Награждение на общешкольных мероприятиях: общешкольное родительское собрание, праздничные линейки.

  • Размещение информации на сайте школы.

  • Награждение ценными подарками администрацией.

  • Поощрение экскурсионными поездками


3.4. Система мониторинга воспитательной деятельности


Ожидаемые результаты

Критерии отслеживания результата

Методики

Охват внеурочной деятельностью

1.Занятость учащихся во внеурочное время

сводная таблица


Состояние преступности

1.Отсутствие правонарушений учащихся

количество учащихся, состоящих на учете в ПДН ОВД

Уровень воспитанности

1.Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям;

2.Демонстрация знаний этикета и делового общения;

3.Овладение социальными навыками

сводная таблица по классу

Сформированность познавательного потенциала

1.Освоение учащимися образовательной программы

2.Развитость мышления 3.Познавательная активность учащихся

4.Сформированность учебной деятельности

1. Школьный тест умственного развития

2. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

3. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка

4. Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)

5. Педагогическое наблюдение

Сформированность коммуникативного потенциала личности ученика


1.Коммуникабельность 2.Сформированность коммуникативной культуры учащихся

3.Знание этикета поведения

1. Методика выявления коммуникативных склонностей.

2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

3. Педагогическое наблюдение.

Сформированность нравственного потенциала


1.Нравственная направленность личности

2.Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

1.Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"

2. Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"

3. Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"

4. Метод ранжирования

5. Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

Сформированность физического потенциала


1.Состояние здоровья

2.Развитость физических качеств личности

1. Состояние здоровья учащегося школы

2. Развитость физических качеств личности

3. Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика

4. Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

5. Отсутствие вредных привычек

Сформированность эстетического потенциала

1.Развитость чувства прекрасного 2.Сформированность других эстетических чувств

Участие в выставках, экскурсиях итд.

Оценка микроклимата в классе


1.Характер отношений между участниками учебно-воспитательного процесса

2. Единые требования педагогов и родителей к ребенку.

3. Участие детей, родителей, учителей в мероприятиях.

4. Нравственные ценности.

5. Создание благоприятного психологического климата в коллективе.

Тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Методика М.И. Рожковой «Изучение социализированности личности».

Методика Л.В. Байбородовой «Ситуация выбора».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности подростков жизнедеятельностью в образовательном учреждении».

Сформированность классного коллектива

1.Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе

2.Развитость самоуправления

3.Сформированность совместной деятельности


1. Анкетирование;

2. Тест «Размышляем о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой;

3. Методика «Изучение социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова;

4. Методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева;

5. Комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева;

6. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немова.


Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью


1.Комфортность ребенка в школе

2.Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)

1. Методика "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"

2. Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"

3. Анкета "Ты и твоя школа"

Интеграция учебной и внеучебной деятельности.


1.Рост познавательной активности учащихся.

2.Наличие высокой мотивации в учебе.

3.Расширение кругозора учащихся.

4.Самореализация в разных видах творчества.


Анализ результативности участия во внеклассной работе.

Анкета «Зеркало».

Анкета «Что вам интересно?»

Анкета «Познавательные потребности подростка».


3.5. Результаты мониторинга


По истечении двух трудоемких лет я могу с уверенностью сказать, что сделано немало. Дети стали более ответственными, дисциплинированными, стараются быть внимательными к окружающим, с уважением относится к старшим и сверстникам. Мне интересно с ними работать, с удовольствием проводят уроки в моем классе мои коллеги. Мы многому научились: понимать и уважительно относиться друг к другу, прощать свои и чужие ошибки, быть терпимее, выполнять задуманное и планировать новые дела. Не все, конечно, получается сразу, но мы учимся преодолевать трудности.

На конец 2014-2015 учебного года индикативные показатели программы «Спектр» достигнуты. Достигнут и ряд показателей 2015-2016 года (доля обучающихся, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты, количество участников олимпиад и конференций, количество занятых в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности и т.п.).


Занятость учащихся во внеурочное время

ФИО

Внешкольные формы дополнительного образования

1

Акназарова Василиса

Волейбол

2

Баймухаметов Амир

-

3

Бакуменко Алексей

Футбол

4

Гаврилова Екатерина

Бисероплетение, английский язык

5

Давыдова Софья

Бисероплетение, ИЗО

6

Жуков Никита

Легкая атлетика

7

Золотых Марина

Фигурное катание

8

Кириченко Анна

Тхэквондо

9

Ковалева Анастасия

Конькобежный спорт

10

Крюков Марк

Легкая атлетика

11

Лобач Елена

-

12

Машутина Анастасия

Керлинг

13

Маренин Дмитрий

Легкая атлетика

14

Меньшикова Валерия

Хореография

15

Муравлев Андрей

Плавание, английский язык

16

Мухамеджанова Алина

Волейбол

17

Пеляницын Евгений

Легкая атлетика

18

Соловьева Анастасия

ИЗО

19

Тагиров Камиль

Футбол

20

Торопкин Александр

Английский язык

21

Удод Кристина

Керлинг

22

Удод Ксения

Керлинг

23

Федорова Яна

Хореография

24

Шмельков Александр

Легкая атлетика


Определение уровня воспитанности

Номер пункта

Название пункта

Максимальный балл

1

Долг и ответственность

16

2

Бережливость

16

3

Дисциплинированность

16

4

Ответственное отношение к учебе

16

5

Отношение к общественному труду

16

6

Коллективизм, чувство товарищества

16

7

Доброта и отзывчивость

16

8

Честность и справедливость

16

9

Простота и скромность

16

10

Культурный уровень

16















Итоговый балл:

• До 0,5 - низкий уровень воспитанности

• 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

• 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

• До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

• 1- высокий уровень воспитанности.

Насыщенным зеленым цветом в таблице выделены учащиеся с высоким уровнем воспитанности.

Бледно-зеленым - учащиеся с уровнем воспитанности выше среднего

Бледно-желтым - учащиеся со средним уровнем воспитанности.



ФИО

Количество баллов по каждому пункту

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


1

Акназарова Василиса

14

15

13

15

15

15

14

15

15

15

0,89

2

Баймухаметов Амир

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

3

Бакуменко Алексей

13

13

15

11

12

11

14

13

12

15

0,8

4

Гаврилова Екатерина

15

16

15

16

16

15

16

16

16

15

0,96

5

Давыдова Софья

16

15

15

16

16

15

16

16

15

15

0,95

6

Жуков Никита

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

7

Золотых Марина

14

15

15

16

16

15

14

15

15

15

0,92

8

Кириченко Анна

12

13

15

10

11

12

14

11

13

15

0,78

9

Ковалева Анастасия

13

13

15

11

12

11

14

13

12

15

0,8

10

Крюков Марк

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

11

Лобач Елена

15

15

15

16

16

15

16

15

15

15

0,92

12

Машутина Анастасия

12

12

14

11

10

11

13

11

11

14

0,73

13

Маренин Дмитрий

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

14

Меньшикова Валерия

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

15

Муравлев Андрей

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

16

Мухамеджанова Алина

15

15

15

16

16

15

16

15

15

15

0,92

17

Пеляницын Евгений

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

18

Соловьева Анастасия

16

15

15

16

16

15

16

15

15

15

0,94

19

Тагиров Камиль

11

12

13

11

10

11

12

11

11

14

0,72

20

Торопкин Александр

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

21

Удод Кристина

13

12

13

11

11

11

13

12

11

14

0,74

22

Удод Ксения

12

13

14

11

11

11

13

11

12

14

0,74

23

Федорова Яна

15

15

15

16

16

15

16

16

15

15

0,94

24

Шмельков Александр

13

12

15

10

12

11

14

13

11

15

0,78

Вывод: учащихся с низким уровнем и ниже среднего не выявлено. С учащимися со средним уровнем необходима дальнейшая воспитательная работа.




Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Учебный период

Общее количество учеников

Количество отличников

Количество хорошистов

Количество троечников

Количество неуспевающих

1 четверть 2014-2015гг

26

0

8

18

0

2 четверть 2014-2015гг

26

2

6

18

0

3 четверть 2014-2015гг

23

0

8

15

0

4 четверть 2014-2015гг

23

2

6

15

0

2014-2015гг

23

2

6

15

0

1 четверть 2015-2016гг

24

3

5

16

0

Вывод: по результатам статистического анализа количество учеников, учащихся:

- на «отлично» - 8-12% от общего количества учащихся,

- на «4-5» - 21-26%,

- на «3, 4 и 5» - 65-66%.


Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

(методика Андреева А.А.)

Вывод: Большинство учеников равнодушны, когда идут в школу (66%), с радостью - 25% и, к сожалению, 8% класса - 2 человека - хотят, чтобы уроки поскорей закончились. Практически весь класс убежден, что все неприятности происходят от товарищей по классу - 88%. Многие (84%) считают классного руководителя своей второй мамой и хотели бы установить дружественные и теплые отношения с ним. У 71% класса не возникают конфликтные ситуации с классным руководителем, а у остальных, если конфликты возникают, то они вызваны внешними обстоятельствами. Мероприятия проходят часто и наиболее всего запомнились ученикам фестиваль «В круге мира», поход в ТЮЗ, сборы актива на базе отдыха «Черемушки», поездка на тюбинги и поход в лазертаг.

«Пословицы»

(методика С.М. Петровой)

Вывод: После проведения получили следующие результаты по классу - первые данные: выбор ответов а и в, вторые данные: выбор ответов б и г (выражено в %):

  1. 92% - духовное отношение к жизни, 8% - бездуховное отношение к жизни;

  1. 33% - незначимость материального благополучия в жизни; 67% - материально благополучная жизнь;

  2. 96% - счастливая, хорошая жизнь, 4% - трудная, сложная жизнь;

  3. 88% - оптимистическое отношение к жизни, 12% - пессимистическое отношение;

  4. 46% - решительное отношение к жизни, 54% - осторожное отношение;

  5. 54% - самоопределение в жизни, 46% - отсутствие самоопределения;

  6. 84% - стремление к достижениям в жизни, 16% - отсутствие стремления к достижениям;

  7. 96% - хорошее отношение к людям, 4% - негативное отношение к людям;

  8. 58% - коллективистическое отношение к людям, 42% - индивидуалистическое отношение к людям;

  9. 46% - эгоцентрическое отношение к людям, 54% - эгоистическое отношение к людям;

  10. 62% - альтруистическое отношение к людям, 38% - паритетное отношение к людям;

  11. 92% - значимость дружбы, 8% - незначимость дружбы;

  12. 100% - значимость ученья, 0% - незначимость ученья;

  13. 88% - значимость труда, 12% - незначимость труда;

  14. 96% - значимость соблюдения законов, 4% - незначимость соблюдения законов.

Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, самим себе и о высоком уровне нравственной воспитанности.



Изучение эмоционально-психологического климата

(ЭПК)

Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:

Реальный групповой индекс класса

Э=----------------------------------------------------------------* 100%

Максимальный групповой индекс ЭПК класса


Вывод: При подсчете реального группового индекса получилось 534 балла. Максимальный групповой индекс нашего класса - 672 балла. Поэтому, ЭПК нашего класса равен 79%. Следовательно, уровень эмоционально-психологического климата - высокий.



Выявление коммуникативных склонностей учащихся

(методика составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой

«Справочная книга школьного психолога»)

Цель данного исследования - выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Все учащиеся разделились по уровням коммуникативных склонностей: уровень ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Учащихся с низким уровнем в классе нет. Проанализировав ответы учащихся, данные я представила в следующей диаграмме:



Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова)

Целью тестирования является выявление нравственной воспитанности учащихся. Тестирование проводилось 2 раза: в начале 2014-2015уч.года и в начале 2015-2016 уч.года. Результаты обоих исследований представлены в диаграммах:


Вывод: в начале 5 класса у 15% учащихся были не сформированы нравственные отношения, а к 6 классу только у 4%. Необходима дальнейшая работа.

Изучение социализированности личности учащегося

(разработана профессором М.И. Рожковым)

Цель исследования: выявить уровень социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Исследования проводились 2 раза: в начале 2014-2015уч.года и в конце 2014-2015 уч.года. Результаты исследования представлены в диаграммах:




Вывод: сравнив результаты обоих тестирований, можно выявить, что степень социализированности повысилась. Опираясь на собственные наблюдения и мнение других учителей, нужно добавить, что учащиеся стали наиболее социально активны, адаптированы к окружающим.


Анализ участия в общешкольных мероприятиях(2014-2015уч.год)

Обозначения:


- активное участие


- пассивное участие


- не участвовал (а)


ФИО учащегося

День здоровья

Научись у детства играть

Конкурс одной песни

В круге мира

1

Акназарова Василиса Денисовна





2

Баймухаметов Амир Тимурович





3

Бакуменко Алексей Валерьевич





4

Гаврилова Екатерина Александровна





5

Давыдова Софья Александровна





6

Жуков Никита Андреевич





7

Золотых Марина Олеговна





8

Кириченко Анна Антоновна





9

Ковалева Анастасия Дмитриевна





10

Крюков Марк Артемович





11

Лобач Елена Сергеевна





12

Машутина Анастасия Вячеславовна





13

Маренин Дмитрий Евгеньевич





14

Меньшикова Валерия Сергеевна





15

Муравлев Андрей Игоревич





16

Мухамеджанова Алина Руслановна





17

Пеляницын Евгений Александрович





18

Соловьева Анастасия Сергеевна





19

Тагиров Камиль Сердерович





20

Торопкин Александр Андреевич





21

Удод Кристина Олеговна





22

Удод Ксения Олеговна





23

Федорова Яна Евгеньевна





24

Шмельков Александр Алексеевич








4. Литература

  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Под ред. Степанова Е.Н. М., Сфера, 2005.

  2. Воспитание индивидуальности. Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2008

  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 168 с.

  4. Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива. М., 2007

  5. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2007. - 320 с.

  6. Завьялова У.С. Воспитательный план - помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. - 2000. - №8. - С. 24-39.

  7. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова.М., 2005

  8. Классному руководителю о классном часе. Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова.М., 2005

  9. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 123 с.

  10. Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя. М., 2008

  11. Планирование воспитательной работы в классном коллективе.Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2008.

  12. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

  13. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М., 2007

  14. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск», 2004.

  15. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. - 2001. - №5. - С. 40-45

  16. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. - М.: Генезис, 2005. - 167 с.



42


© 2010-2022