- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час «Дом нашей мечты»
Классный час «Дом нашей мечты»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Хошева Э.Ю. |
Дата | 24.10.2012 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
КЛАССНЫЙ ЧАС
« ДОМ НАШЕЙ МЕЧТЫ»
7 класс
Цель: формирование нравственных ценностей у учащихся.
Задачи: - раскрытие положительных качеств учащихся;
-приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к
традициям и культуре русского народа;
- развитие кругозора, нравственного восприятия мира, коммуникативной и правовой культуры;
- воспитание чувства любви к дому, семейным традициям.
Оборудование: проект дома, строительные кирпичи, магнитофон, карточки с
заданиями.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вступительное слово учителя: (3 мин)
-Ребята, вы знаете, что 2008 год Указом Президента Российской Федерации В.В.Путиным был объявлен годом? (Семьи) С чем у вас ассоциируется семья?
( Звучит фонограмма песни Ю.Антонова « Под крышей дома своего»)
Мы часто думаем о доме…
О том, где в детстве мы росли,
О том, где жизни мы учились,
О том, что сами обрели.
У каждого человека должен быть свой дом. Дом - это не просто жилище с крышей над головой, это- место, где ты родился, вырос, где тебя любят и ждут, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть, где всегда тепло, уютно и комфортно, откуда с грустью уходишь и всегда возвращаешься с радостью.
Сегодня мы с вами будем строить такой дом. И назовем мы его «дом нашей мечты». Построить такой дом можно только из специального «строительного материала»: доброты, понимания, взаимопомощи, такта и юмора.
Любое строительство всегда начинается с проекта. У нас с вами уже готов проект нашего дома, осталось подобрать строительный материал. А так как дом будет кирпичный, то строительным материалом будут кирпичи, но это необычные кирпичи, это кирпичи мудрости, здоровья, хозяйственности и многого другого.
Каждое из качеств жильцов нашего дома должно проявиться в отдельных конкурсах.
Для того чтобы было интереснее строить дом, мы разделимся на 2 команды. Кирпичи бывают белого и красного цветов и поэтому одна из команд, побеждая в конкурсе, будет вести строительство кирпичами белого цвета, а другая - красного. В конце классного часа мы с вами узнаем, какая из команд внесла больший вклад в строительство нашего дома. Итак…
Конкурс 1 «Кирпич истории» (5 минут)
Это фундамент нашего дома и именно с него мы и начнем наше строительство.
Я загадала имя человека, сыгравшего в истории России важную роль. Ваша задача отгадать его. О каждом человеке есть 5 подсказок и если вы отгадаете, о ком идёт речь после первой подсказки, то вы заработаете 5 баллов, после второй - 4 балла и т. д. Отгадывать могут одновременно обе команды.
1. Он знал 8 языков. (5 баллов)
2. Отец его был денщиком у одного из императоров. ( 4 балла)
3.У него одна из самых скромных могил в мире при огромных заслугах перед Отечеством. (3б)
4. Памятник ему в Санкт - Петербурге на Марсовом поле не был убран во время блокады и не был задет ни одним снарядом. (2б)
5. Он вел спартанский образ жизни. (1 б). Ответ: А.В.Суворов.
1. На своей печати он вырезал следующее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях» (5 бал)
2. Он учился сам и заставлял учиться других, отправляя их за границу.( 4 балла)
3. Он работал в голландском городке на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. (3 б)
4. Им была построена новая столица России - Санкт-Петербург.(2 б)
5. Он «прорубил окно в Европу». (1 б)
Ответ: Петр 1.
1. Он рано научился читать, страстно хотел учиться. (5 баллов).
2.Годы упорного труда на пути к знаниям - ион становится крупнейшим ученым. (4 б)
3. Он сконструировал и построил телескоп для наблюдения за звездами и планетами (3 б)
4. Он очень много сделал для науки, причём в самых разных областях знания. Даже один французский историк считал, что в России есть два человека с таким именем и фамилией - поэт и химик.(2 б)
5. Он приложил немало сил для того, чтобы в Москве был открыт первый в России университет. Ныне Московский университет носит его имя.( 1б)
Ответ: Ломоносов М.В.
(команда, набравшая больше баллов, закладывает в строительстве кирпич истории)
Конкурс 2. «Кирпич мудрости» (4 минуты)
У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались в течение многовековой истории. Они отражают жизнь народа, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.
И сейчас я вам предлагаю из набора различных слов составить по 3 пословицы о дружбе. Главное составить пословицы правильно и быстро. Время выполнения задания 3 минуты.
1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
2. Птица сильна крыльями, а человек - дружбой.
3. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
1.Старый друг лучше новых двух.
2. Дружба крепится не лестью, а правдой.
3. Тот друг, кто тебя ругает и себе слёзы утирает.
( команда, отгадавшая больше пословиц закладывает кирпич)
Конкурс 3. «Кирпич права». (5 минут)
Командам раздаются по 3 карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено или каким правом он воспользовался, и закончить фразу. Время выполнения 4 минуты.
-
Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на… (свободное передвижение).
-
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…(личную неприкосновенность).
-
Полицейские из сказки Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на…(неприкосновенность жилища).
1) Балда из сказки Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…(труд).
2) Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …(владение имуществом).
3) В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на ..(жизнь и личную неприкосновенность).
Конкурс 4. «Музыкальный кирпич» (4 минуты)
Нам песня строить и жить помогает… И в нашем строительстве тоже будет помогать музыка. Послушайте шутливое четверостишье и ответьте, о каком певце( певице) или вокальной группе эти строки. (вопросы задаются по очереди каждой команде).
1) Как певица ты прекрасна, Но, скорей всего без мамы
Голосочек - хоть куда. Не взошла б твоя звезда. (К.Орбакаите)
2) Не страшны для них туманы, Их комбат свою Россию
Не страшны для них снега- Защищает до конца. («Любэ»)
3) Бриллианты в 3 карата Хоть призёрами не стали,
Любят бравые ребята. Но артистов этих всё ж
В «Евровидении» бывали, Любит наша молодёжь. («Премьер-министр»)
4) Вишня мёрзнет на морозе. Вопреки самой природе
Чтоб не дать замёрзнуть ей Джаз поёт под шум дождей. (Варум )
5) Знают мальчика-бродягу Хоть и маленький бедняга
Уж теперь, наверно, все И сейчас на высоте.( А.Губин).
6) Эти бравые ребята Змей воздушный запускают
В коммуналке все живут Как же тех ребят зовут? («Дюна»)
7) Как пожарная сирена, Пищит кто-то неустанно,
Чей-то вой идет со сцены Но сирене этой рады-
С телевизоров экранов Ведь поёт звезда эстрады. (Витас)
8) С этим соловьем эстрады Выбили центральный зуб
Нету никакого сладу Хоть сначала шепелявил
Может, был с ним кто-то груб? Зуб он все равно бы вставил. (Шура)
( команда, давшая большее количество правильных ответов, закладывает музыкальный кирпич)
Конкурс 5. «Кирпич дружбы» (4 минуты)
Дружба очень важна для каждого человека. Недаром в народе говорят: «Худой мир лучше доброй ссоры». Люди дружат семьями, домами, городами и даже странами. И сейчас вы дружной командой попробуйте узнать вид жилища, возможно даже временного. Свои ответы вы напишите напротив каждого определения.
-
Крестьянский дом в украинской или белорусской избе. (хата)
-
Отдельная комната монаха в монастыре. (келья)
-
Изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича (мазанка).
-
Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (шалаш).
-
Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки (вигвам).
-
Крестьянский дом в России. (изба)
-
Кочевой переносной шалаш у сибирских народов, крытый шкурами животных, корой деревьев, войлоком (чум, юрта).
-
Крытое углубление в земле, вырытое для жилья, укрытия (землянка)
-
Временное помещение из натянутой на остов ткани. (палатка)
-
Жилище, построенное изо льда. (иглу)
Конкурс 6. «Кирпич традиций» (6 минут)
Семья традицией сильна,
Служить Отечеству она должна.
Я буду задавать вам вопросы, да на каждый свой вопрос 3 ответа давать. Услышите верный ответ - руку поднимайте. Кто правильнее ответит на вопросы. (по очереди)
1.Ох, и много в старину про хлеб поговорок сложили. Их и теперь все знают: «Хлеб всему голова», «Худ обед, коли хлеба нет», «Ешь щи с мясом, а нет - так хлеб с квасом» и т.д.
А вот скажите-ка теперь, что в старину «вторым хлебом» называли? Если точнее, какой овощ?
а) свекла;
б) репа;
в) капуста.
Кстати, крестьяне этот «второй хлеб» хранили в сыром виде чуть ли не всю зиму. Не спеша, после снятия урожая через 2-3 недели обрывали с репы всю зелень. Плоды укладывали в кадку из-под соленых огурцов или капусты. Но не валили валом. Прежде насыпали песок, потом аккуратный слой репы и т.д.
2.Про какие щи крестьяне, как бы сердясь, говорили: «Щи, хоть кнутом хлещи» ?
а) крапивные;
б) на рыбном отваре;
в) пустые, т.е. без мяса.
И верно, коли в пост - то хлебай себе пустые щи на здоровье, а коли по бедности - весь год, как тут на щи не осерчать?
3. Представьте, праздник кончился, хозяева устали, или спать охота, а гости шумят, не расходятся. Как тут быть? Как намекнуть, что де пора и честь знать?
а) культурно раскрыть двери настежь;
б) спеть песню вроде «колыбельной»;
в) выдать на прощание пряник «разгоняй».
А, правда, хороший обычай, когда с пряником провожают. Вежливее как-то. Обидеть гостя считали за верх неприличия.
4. Какой из русских праздников получил в народных поговорках такие яркие эпитеты как «честная», «широкая», «веселая»?
а) троица;
б) пасха;
в) масленица.
Масленица - один из самых веселых народных праздников. Это к ней лучше всего шла поговорка : «Красна изба углами, а масленица - пирогами». Ведь даже бедняк гулял на широкую ногу. Недаром, и по сей день, как услышим: «живет, как сыр в масле катается», или ещё: «Не житьё, а масленица» - сразу понимаем, о чём тут речь.
5. Как называется в народе последний день сырной недели?
а) заигрыш;
б) золовкины посиделки;
в) прощенный день.
Про него ещё говорят - прощенное воскресенье. Выходит так: если в этот день всем простишь, то и тебе всё простится, а нет то так и останешься с камнем на сердце.
6. Какой из широко известных древнейших музыкальных инструментов чуть было не перекочевал на русскую оперную сцену в 19 веке?
а) колокол;
б) пастушья дудка;
в) гусли.
У каждого колокола свой яркий и неповторимый голос. В начале века колокола вдруг стали предметом изучения музыковедов. Самым благозвучным в России был назван колокол звенигородского Саввино - Сторожевского монастыря. Его чудесным звоном восхищался А.П.Чехов, туда приезжал Ф.И.Шаляпин, чтобы поучиться пению у «великого собрата». Сегодня колокольный звон можно услышать на оперной сцене, вспомнив такие музыкальные произведения как «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, увертюра «1812 год» Чайковского и др.
Конкурс 7. «Кирпич здоровья» (3 минуты)
На новоселье гости хозяевам желают всего доброго, хорошего. И в первую очередь - здоровья на долгие годы. «В движении - жизнь, а значит, и здоровье». Поэтому мы сейчас проведём небольшую физкультминутку.
Поднимаем руки выше,
Опускаем руки вниз.
Ты достань сначала крышу,
Пола ты потом коснись.
Выполняем 3 наклона,
Наклоняемся до пола,
А потом прогнёмся сразу
Глубоко назад 3 раза.
Выполним рывки руками-
Раз-два- три- четыре-пять.
А теперь мы приседаем,
Чтоб сильней и крепче стать.
Вверх потянемся, потом,
Шире руки разведем.
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим.
Конкурс 8. «Кирпич хозяйственности». (4 минуты)
От того, какие вещи окружают человека в доме, во многом зависит комфорт и уют дома.
Отгадав загадки, вы назовете предметы, без которых не обходились ни в одной русской избе. (по очереди каждой команде)
-
На стене висит, болтается, за него всяк хватается. (полотенце)
-
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал. (стол)
-
Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (скатерть)
-
Стоит кошка - четыре ножки. (скамейка)
-
Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (часы)
-
Ни свет ни заря - пошел, согнувшись, со двора. (коромысло)
-
С ушами, да не слышит.(ушат, кадка, лохань)
-
Висит баба на грядках, вся в заплатках, заплата на заплате, а дырьё не зашито. (корзина)
-
В избу идут- плачут, из избы - скачут (ведра).
-
Идет пароход- то взад, то вперёд, а за ним такая гладь ни морщинки не видать (утюг).
Вот и подошло к завершению строительство «дома нашей мечты». И теперь мы можем подвести итоги, какая из команд вложила больший в клад в строительство дома. Осталось поставить только крышу хорошего настроения. Не у всякого получается жить светло и с улыбкой, но этому можно научиться.
На новоселье принято дарить подарки и поэтому я к вам пришла не с пустыми руками, а с подарком. Я хочу подарить вам веселого, очаровательного домовенка. Он является хозяином-хранителем домашнего очага и неустанно заботится о том, чтобы в доме был порядок. ( подарить домовенка и угостить конфетами)
В любом доме, в любой семье берегут память о самых памятных событиях. Очень хорошо помогает это сделать семейный альбом. Чтобы у нас в памяти осталась страничка о том, как мы строили наш дом, давайте все вместе сфотографируемся.